Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Содействие занятости
населения Оренбургской области"
Подпрограмма II
"Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
25 декабря 2019 г., 27 октября, 24 декабря 2020 г., 15 июня, 29 декабря 2021 г.
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе за счет:
разработки и реализации мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
перехода от выплаты компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Преемственность мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области, реализуемых с 1996 года в рамках областных целевых программ, позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Оренбургской области имеют положительную динамику (представлены в таблицах 1 - 7).
Таблица 1
Численность
работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
(по данным ГИТ)
|
(человек) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
35 |
40 |
23 |
30 |
14 |
19 |
23 |
16 |
Таблица 2
Численность
работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
(по данным ФСС)
|
(человек) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
662 |
636 |
551 |
447 |
404 |
403 |
378 |
235 |
Таблица 3
Численность
работников с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Роспотребнадзора)
|
(человек) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
110 |
81 |
90 |
90 |
116 |
82 |
65 |
86 |
Таблица 4
Количество рабочих мест,
на которых проведена специальная оценка условий труда
(по данным ГИТ, ФГИС СОУТ)
|
(тыс. единиц) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
61,8 *) |
16,1 |
70,7 |
121,4 |
181,1 |
250,6 |
335,0 |
416,8 |
Таблица 5
Общая численность работников
(по данным ФСС)
|
(тыс. человек) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
680,3 |
650,5 |
626,5 |
578,5 |
542,7 |
520,8 |
504,6 |
486,4 |
Таблица 6
Численность
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным ФСС)
|
(тыс. человек) |
||||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
74,5 |
131,7 |
125,4 |
119,2 |
109,7 |
113,7 |
108,4 |
108,9 |
Таблица 7
Удельный вес
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников
(по данным ФСС)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оренбургская область |
41,7 **) |
20 |
20 |
20 |
20 |
21,8 |
21,5 |
22,4 |
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда в организациях остается напряженной.
Основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве остаются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.
Анализ доли численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников (таблица 7), показывает, что в течение нескольких последних лет этот показатель не имеет тенденции к снижению.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства и рост числа зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2021 года в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 58 158,1 рубля, в сфере строительства - 10 469,9 рубля, сельского хозяйства - 3 791,4 рубля (в среднем по Оренбургской области - 20 159,1 рубля).
Экономические издержки, связанные с расходами на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, в 2020 году составили более 4,0 млрд. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с необеспечением работников сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, непроведением специальной оценки условий труда.
В Оренбургской области в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны труда. Результатом данной работы стало принятие Закона Оренбургской области от 16 марта 2007 года N 1038/234-IV-ОЗ "Об охране труда в Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области от 8 мая 2002 года N 72-п "Об областной межведомственной комиссии по охране труда".
Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний правил безопасности, низкой дисциплиной труда. Нет универсальной и эффективной практики управления профессиональными рисками в организациях.
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Оренбургской области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации ее мероприятий.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Оренбургской области.
Приоритетными направлениями деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения являются принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактика и снижение профессиональных рисков, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
повышение уровня знаний по охране труда;
совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда, содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.
Значения целевых показателей (индикаторов) представляются следующими организациями:
ГИТ - количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
ФСС - численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях; численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
ФГИС СОУТ - количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
Роспотребнадзором - численность работников с установленным профессиональным заболеванием.
Реализация подпрограммы позволит к 2024 году:
не допустить превышения уровня более 22,8 процента работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях;
обеспечить снижение численности работников с установленным профессиональным заболеванием до 90 человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, до 22 человек;
организовать проведение специальной оценки условий труда на 360,0 тыс. рабочих мест;
снизить численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, до 111,0 тыс. человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, до 395 человек.
------------------------------
*)Количество рабочих мест, на которых проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.
**)По выборочному кругу организаций и видов экономической деятельности согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
------------------------------
2. Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы
Основными показателями (индикаторами) достижения цели подпрограммы являются:
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях, рассчитываемый как процентное соотношение работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году составит 22,8 процента. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников с установленным профессиональным заболеванием. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится и составит 90 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется Роспотребнадзором и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 22 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ГИТ и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к концу 2024 года составит 360,0 тыс. рабочих мест. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ГИТ и ФГИС СОУТ и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 111,0 тыс. человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 395 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы".
Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы представлен в приложении N 1 к государственной программе.
3. Перечень и характеристика структурных элементов подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 2.1 "Актуализация нормативно-правовой базы, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
подготовка МТиЗН по мере необходимости проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
приобретение электронных систем, программного обеспечения для осуществления экспертизы условий труда и организации работы по охране труда;
содействие в обеспечении нормативными правовыми актами по охране труда, в том числе в электронном виде, всех заинтересованных субъектов;
проведение в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области ежегодной рекламной кампании "За достойный труд";
организация и проведение областных, зональных конференций, форумов, совещаний, семинаров, вебинаров по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций;
организация выпуска бюллетеня "Условия и охрана труда в Оренбургской области";
освещение в средствах массовой информации вопросов по охране труда и опыта создания здоровых и безопасных условий труда, пропаганда охраны труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
участие в проведении областных конкурсов по охране труда;
организация и проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области.
Основное мероприятие 2.2 "Организация работы по проведению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация работы и осуществление полномочий Оренбургской области в области охраны труда и трудовых отношений;
содействие реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования;
организационно-методическая работа с представителями администраций муниципальных образований Оренбургской области, медицинских организаций в сфере проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
проведение совещаний, семинаров, вебинаров по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций Оренбургской области (административное обеспечение деятельности);
организационно-техническое обеспечение деятельности областной межведомственной комиссии по охране труда, координация работы городских (районных) межведомственных комиссий по охране труда;
организация и проведение ежегодной выставки "Безопасность и охрана труда" и научно-практической конференции, посвященных Всемирному дню охраны труда;
организация и проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области.
методическое руководство работой специалистов и служб по охране труда организаций области;
изучение, обобщение и распространение опыта работы в сфере улучшения условий и охраны труда;
содействие осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников (в том числе финансирование проведения необходимых лабораторных измерений);
содействие внедрению системы управления профессиональными рисками в сфере охраны труда в Оренбургской области.
Основное мероприятие 2.3 "Обеспечение консультативно-методической помощи в организации проведения специальной оценки условий труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается проведение организационных и информационных мероприятий, направленных на совершенствование работы по проведению специальной оценки условий труда.
Основное мероприятие 2.4 "Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация проведения на территории Оренбургской области в установленном порядке обучения по охране труда;
содействие в совершенствовании деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Оренбургской области.
Основное мероприятие 2.5 "Повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрено осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Перечень структурных элементов подпрограммы представлен в приложении N 2 к государственной программе.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечение подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложениях N 3, N 4 к государственной программе.
Прогнозируемый объем привлекаемых на реализацию подпрограммы средств из внебюджетных источников (средства Фонда социального страхования Российской Федерации) составит 1 429,7 млн. рублей.
Финансирование из внебюджетных источников может изменяться в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Фонда социального страхования Российской Федерации.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели государственной программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели государственной программы признается равным 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.