Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 11 июня 2009 г. N 863
Отчет
о работе Счетной палаты города Оренбурга за 2008 год
1. Вводные положения
Отчет о работе Счетной палаты города Оренбурга за 2008 год (далее - Отчет) подготовлен и представлен в Оренбургский городской Совет в соответствии с п. 26.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга".
В Отчете отражена деятельность Счетной палаты города Оренбурга (далее - Счетная палата) в 2008 году по реализации задач, решаемых в соответствии с ее компетенцией.
1.1. Компетенция Счетной палаты.
Компетенция Счетной палаты определена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оренбурга, Положением "О Счетной палате города Оренбурга".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 37 Устава города Оренбурга, Счетная палата является контрольным, постоянно действующим органом местного самоуправления, образованным для осуществления контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта городского бюджета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями.
Нормативные правовые акты, определяющие компетенцию Счетной палаты |
/------------------------------------------------\
| Федеральный закон |
| "Об общих принципах местного самоуправления |
| в Российской Федерации" |
\------------------------------------------------/
/------------------\ /------------------\ /------------------\
| Положение | | Бюджетный кодекс | | Устав |
| о Счетной палате | | Российской | | города Оренбурга |
| города Оренбурга | | Федерации | | |
\------------------/ \------------------/ \------------------/
1.2. Задачи Счетной палаты.
В соответствии с определенной компетенцией задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета города по объемам, структуре и целевому назначению;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета города;
определение эффективности и целесообразности расходов средств бюджета города и использования муниципальной собственности;
финансовая экспертиза проектов решений Оренбургского городского Совета о бюджете города;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета города и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета города в финансово-кредитных организациях (учреждениях);
регулярное представление Оренбургскому городскому Совету информации по результатам контрольных мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты |
/-----------------------------------------\
| В полном объеме |
\-----------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
|Органы местного самоуправления,| | Муниципальные предприятия |
| избирательная комиссия | | и муниципальные учреждения |
| | | |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/------------------------------------------------------------------\
| В части получения, перечисления и использования юджетных средств |
| города и (или) использования муниципальной собственности |
| и (или) управления ею |
\------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------\
| Организации, независимо от их организационных правовых форм |
| и форм собственности |
\----------------------------------------------------------------/
1.3. Виды, формы и методы деятельности Счетной палаты.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением городского бюджета, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный цикл контроля за формированием и исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях - стадии предварительного контроля проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненного бюджета за отчетный финансовый год.
В 2008 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль бюджета города Оренбурга: на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (на стадии формирования), на 2008 год (в ходе текущего исполнения) и 2007 года (исполненного бюджета).
Бюджет города |
/-----------------\ |
| Предварительный | /------------------\ /-------------------\
| контроль | | Оперативный | | Последующий |
| формирования | |(текущий) контроль| |контроль исполнения|
| проекта бюджета |-----|исполнения бюджета|------|бюджета на 2007 год|
| на 2009 год и на| | на 2008 год | | |
| плановый период | | | | |
|2010 и 2011 годов| \------------------/ \-------------------/
\-----------------/
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет основу единой системы контроля Счетной палаты за формированием и исполнением местного бюджета. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми как по поручениям Оренбургского городского Совета, так и по инициативе самой Счетной палаты.
1.4. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2008 году.
В 2008 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оренбурга, Положением "О Счетной палате города Оренбурга".
Приоритетным направлением деятельности Счетной палаты в 2008 году было проведение комплекса мероприятий, связанных с проверками целевого и эффективного использования средств городского бюджета, полноты поступлений доходов в бюджет города, а также контроль за управлением муниципальной собственностью.
Как и в предыдущие годы, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена на:
- обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках исполнения бюджета города Оренбурга;
- предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств муниципального бюджета и муниципальной собственности, подготовку предложений по повышению эффективности управления муниципальными финансами;
- повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы Счетной палаты;
- совершенствование контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности в рамках обесценения единой системы контроля формирования и исполнения бюджета города;
- развитие взаимодействия Счетной палаты с органами государственной и муниципальной власти;
- обеспечение прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты.
В целях наиболее полной реализации основных направлений деятельности, в 2008 году Счетная палата заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Прокуратурой города Оренбурга и вступила в члены Ассоциации контрольно-счетных органов муниципальных образований Оренбургской области.
1.5. Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году.
В отчетном периоде Счетная палата обеспечила реализацию задач, определенных, Уставом города Оренбурга, Положением о Счетной палате города Оренбурга, Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Всего в 2008 году Счетной палатой проведено 27 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручению Оренбургского городского Совета проведена 1 внеплановая проверка. Проведенными контрольно-ревизионными мероприятиями охвачено 26 объектов, составлено 26 итоговых документа.
По итогам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий направлено 20 представлений об устранении выявленных нарушений главным распорядителям бюджетных средств и руководителям проверенных объектов.
Всего в 2008 году выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в общей сумме 63156,0 тыс. рублей, в том числе недополученные или неотраженные доходы в бюджет города - 3869,4 тыс. рублей, неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств - 3183,0 тыс. рублей, нарушений бюджетного законодательства - 19633,6 тыс. рублей, иных нарушений законодательства - 36470,0 тыс. рублей. Подлежит к восстановлению, перечислению в бюджет города 2880,2 тыс. рублей, по предложениям Счетной палаты восстановлено бюджетных средств в сумме 667,6 тыс. рублей.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты за период 2006 - 2008 годы, приведены в следующей таблице.
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
22 | 19 | 27 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий |
2 | 2 | 2 |
Проведено контрольных мероприятий | 20 | 17 | 25 |
в т.ч. по поручению Оренбургского городского Совета |
2 | 1 | 1 |
Количество актов по результатам контрольных мероприятий |
43 | 62 | 26 |
Количество направленных представлений и предложений |
12 | 15 | 20 |
Всего выявлено нарушений (тыс. руб.), в том числе |
43454,3 | 64439,9 | 63156,0 |
недополученные или неотраженные доходы бюджета (тыс. руб.) |
6685,7 | 21656,6 | 3869,4 |
неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств (тыс. руб.) |
- | 2548,4 | 3183,0 |
нарушений бюджетного законодательства (тыс. руб.) |
36741,9 | 35641,4 | 19633,6 |
иные нарушения законодательства (тыс. руб.) |
26,7 | 4593,5 | 36470,0 |
Подлежит восстановлению, перечислению в бюджет (тыс. руб.) |
5327,7 | 15816,6 | 2880,2 |
Восстановлено, перечислено бюджетных средств (тыс. руб.) |
3815,8 | 5122,3 | 667,6 |
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (тыс. руб.) |
2271,0 | 2613,0 | 3679,0 |
Состав сотрудников Счетной палаты, непосредственно занимающихся экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельностью (чел.) в т.ч. имеющих высшее проф. образование |
5 5 |
5 5 |
5 5 |
2. Контроль формирования и исполнения местного бюджета
В соответствии с требованиями Устава города Оренбурга, Положения "О Счетной палате города Оренбурга", Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль формирования и исполнения местного бюджета. В 2008 году Счетной палатой проведен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль формирования бюджета города Оренбурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, оперативный контроль исполнения местного бюджета за 2008 год, последующий контроль исполнения бюджета города Оренбурга за 2007 год. Для непосредственной реализации этих задач проведено 27 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2.1. Предварительный контроль.
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Положения "О бюджетном процессе в городе Оренбурге", пунктом 7.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" Счетная палата проводит экспертизу проектов решений Оренбургского городского Совета о бюджете города Оренбурга.
В целях подготовки заключения Счетной палаты по проекту бюджета города на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в 2008 году проведен анализ соответствия проекта решения о бюджете города действующему законодательству, оценены состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта, и обоснованность расчетов параметров основных показателей прогноза и бюджета.
Результаты проведенных экспертно-аналитических мероприятий позволили подготовить заключение Счетной палаты на проект решения "О бюджете города Оренбурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", которое было направлено в Оренбургский городской Совет в установленные сроки.
Экспертиза проекта проводилась на соответствие действующему законодательству, обоснованности доходных и расходных частей местного бюджета, дефицита бюджета и источников его финансирования, а также текстовых статей. При подготовке заключения Счетной палатой проанализированы документы, составляющие основу формирования проекта бюджета и определяющие порядок расчета основных показателей городского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
Проанализировав доходную часть бюджета города Оренбурга в разрезе источников поступлений по видам доходов, Счетной палатой было предложено уточнить прогнозируемые объемы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и доходов от сдачи в аренду имущества, а также исключить прогнозируемые доходы от сдачи в аренду имущества муниципальными учреждениями из доходов, учитываемых по коду "Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов" и включить данные доходы в прогнозные показатели, учитываемые по коду "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений)".
Также в заключении Счетной палаты было отмечено, что возможным повышением поступлений в бюджет города доходов от сдачи в аренду имущества могут являться изменения в методиках расчетов арендной платы в части повышения базовой ставки арендной платы или введения коэффициента, отражающего уровень инфляции. Резервом по увеличению доходной части бюджета города по-прежнему остаются доходы от взыскания задолженности по платежам в бюджет города Оренбурга.
Проанализировав предлагаемую к утверждению расходную часть бюджета города, Счетной палатой были высказаны замечания по формированию расходов в части реализации городских целевых программ. Объемы бюджетных ассигнований отдельных целевых программ, предлагаемых к утверждению, не соответствуют объемам утвержденных назначений, предусмотренных паспортами данных программ. Учитывая, что изменения в части увеличения или уменьшения объемов финансирования в программы нормативно-правовыми актами не вносились, основания для изменения объемов финансирования данных целевых программ, отсутствовали. Счетной палатой было предложено привести в соответствие объемы бюджетного финансирования, отраженные в проекте решения о бюджете, с суммами финансирования, предусмотренными паспортами программ.
Счетной палатой также было предложено исключить Муниципальное учреждение "Муниципальный диспетчерский центр" из ведомственной структуры расходов бюджета города Оренбурга и утвердить запланированный объем бюджетных ассигнований за соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право на осуществление расходов данного вида.
В заключении Счетной палаты было отмечено, что проект решения о бюджете составлен на основании данных Прогноза социально-экономического развития по второму варианту, первый вариант более мягкий. В свете последних событий, связанных с мировым финансовым кризисом, необходимо реально оценивать возможности муниципального образования.
2.2. Оперативный контроль.
Пунктом 12 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" установлено, что Счетная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением местного бюджета, контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, выявляет нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
В рамках оперативного контроля в течение 2008 года проводился контроль за ходом исполнения бюджета города. Контроль осуществлялся на основании анализа данных финансовой отчетности, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период.
2.3. Последующий контроль.
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Положения "О бюджетном процессе в городе Оренбурге", пунктом 7.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении бюджета города Оренбурга за отчетный финансовый год.
В 2008 году при подготовке заключения по отчету Финансового управления администрации города Оренбурга об исполнении бюджета города за 2007 год, впервые, в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации и вступившими в силу с 1 января 2008 года, была проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
По итогам проведенных проверок подготовлено и в установленные сроки направлено в Оренбургский городской Совет заключение Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета города Оренбурга за 2007 год, представленному Финансовым управлением администрации города Оренбурга.
В заключении Счетной палатой было отмечено, что в Финансовое управление администрации города Оренбурга бюджетную отчетность за 2007 год представило только 23 главных администратора бюджетных средств из 48 главных администраторов средств бюджета города Оренбурга, определенных решением Оренбургского городского Совета от 29.12.2006 N 187 "О бюджете города Оренбурга на 2007 год". Не представили бюджетную отчетность 25 администраторов бюджетных средств, являющиеся главными администраторами доходов бюджета города Оренбурга, главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета города.
Представленная бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств не в полной мере отвечала требованиям Инструкции "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности". Замечания отмечены по вопросам состава представленной бюджетной отчетности, полноты отражения показателей администрируемых доходов и несоответствия контрольных соотношений между взаимосвязанными показателями. В ходе проверки замечания были частично устранены.
В 2007 году бюджет города Оренбурга был исполнен по доходам на 105,9%, по расходам на 98,6% от утвержденных плановых назначений. Дефицит местного бюджета, предусмотренный в размере 249529 тыс. рублей, фактически составил 12383 тыс. рублей.
Проанализировав доходную часть бюджета города Оренбурга за 2007 год, Счетная палата отметила, что в течение финансового года, при исполнении бюджета города по доходам практически все статьи доходов подвергались корректировке, во многие из них вносились существенные изменения, а отдельные статьи доходов увеличивались в несколько раз.
Проанализировав расходную часть бюджета, Счетная палата отметила, что приоритетным направлением расходов бюджета в 2007 году являлись расходы на финансирование социально-культурной сферы. За счет средств бюджета города профинансировано 9 муниципальных целевых программ на сумму 144495,0 тыс. рублей или 3,2% от общей доли расходов городского бюджета в 2007 году.
По данным муниципальной долговой книги, по состоянию на 01.01.2008 года объем долга составлял 589989 тыс. рублей, что не превысило установленного верхнего предела объема муниципального долга.
По состоянию на 01.01.2008 года размер кредиторской задолженности составил 53120,0 тыс. рублей, что на 143570,0 тыс. рублей или 73% ниже аналогичного показателя прошлого года. Анализируя показатели кредиторской задолженности за последние пять лет, Счетная палата отметила, что в 2003 - 2005 годах наблюдалась тенденция к ежегодному росту задолженности. При этом в период 2006 - 2007 годы отмечалась значительное снижение размера кредиторской задолженности в сравнении с аналогичными показателями прошлых лет, что является положительным моментом при исполнении бюджета.
2.4. Меры, принятые по результатам контроля за формированием и исполнением городского бюджета.
Заключения Счетной палаты на проект решения "О бюджете города Оренбурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", и на Отчет об исполнении бюджета города Оренбурга за 2007 год обсуждались в депутатских комиссиях и на заседаниях Оренбургского городского Совета в ходе рассмотрения соответствующих проектов решения Оренбургского городского Совета.
Ряд предложений и замечаний были учтены при рассмотрении в Оренбургском городском Совете проекта решения "О бюджете города Оренбурга 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
В заключении по Отчету об исполнении бюджета города Оренбурга за 2007 год Счетной палатой было предложено Администрации города Оренбурга обеспечить бюджетный учет имущества муниципальной казны, а также учет стоимости акций и иных форм участия муниципального образования в капитале хозяйственных обществ и товариществ (паи, доли и т.п.) и уставных фондов муниципальных унитарных предприятий. Данное предложение было реализовано Администрацией города Оренбурга в 2008 году в полном объеме.
Складывающаяся в последние годы система рассмотрения результатов Оренбургским городским Советом, Администрацией города Оренбурга, другими органами исполнительной власти - участниками бюджетного процесса, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, позволяет более оперативно решать назревшие проблемы дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, предотвращать, либо в более короткие сроки устранять нарушения и недостатки в использовании средств городского бюджета.
3. Контрольно-ревизионная деятельность
В 2008 году контрольная деятельность являлась основным видом деятельности Счетной палаты. Она осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным Оренбургским городским Советом, а также по поручению Оренбургского городского Совета.
В отчетном году Счетной палатой проведено 25 контрольных мероприятий в рамках непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля бюджета города, в том числе по поручению Оренбургского городского Совета проведена 1 внеплановая проверка. Проведенными контрольно-ревизионными мероприятиями охвачено 26 объектов. Общий объем проверенных средств составил 1541,3 млн. рублей.
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и иными методологическими указаниями, составляющими основу контрольной деятельности, принятой в Российской Федерации.
Внимание Счетной палаты в большей степени было сосредоточено на вопросах целевого и эффективного использования бюджетных средств, использования муниципального имущества, а также на проблемах формирования доходной части бюджета города.
Счетной палатой установлены факты несоблюдения Федерального закона "О бухгалтерском учете", нарушений порядка ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, искажения отчетных данных бухгалтерского учета и отчетности главных распорядителей средств городского бюджета и подведомственных им учреждений. Счетной палатой установлены также факты нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления и других правовых актов.
4. Основные результаты контрольно-ревизионной деятельности
4.1. Контроль за формированием и исполнением доходной части бюджета города Оренбурга, управлением муниципальной собственностью.
В отчетном периоде по данному направлению деятельности Счетной палатой было проведено восемь проверок, основной целью которых являлось выявление факторов, оказывающих влияние на увеличение доходной части бюджета города, а также выявление неэффективного и нерационального использования муниципального имущества.
Проверкой выполнения Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга функций главного администратора доходов в бюджет города Оренбурга (проверенный период: 2008 год) установлено:
Решением Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2008 год" Управление включено в перечень главных администраторов доходов бюджета города Оренбурга, за которым закреплены доходы бюджета города Оренбурга, получаемые в виде арендной платы и продажи земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Оренбург".
По данным Управления количество действующих договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по состоянию на 01.01.2008 года составляло 3207 договоров. За 11 месяцев 2008 года вновь заключено 220 договоров аренды, расторгнуто в связи с выкупом земельных участков, сменой собственника объектов недвижимости и другим основаниям - 409 договоров. Количество действующих договоров аренды по состоянию на 01.12.2008 года составляло 3018 договоров, общая площадь земельных участков, сданных в аренду по данным договорам, составляла 1998,6 га. За 11 месяцев 2008 года в бюджет города Оренбурга поступило доходов в виде арендной платы за земельные участки в общем объеме 172555,9 тыс. рублей, что составило 90,8% от утвержденных бюджетных назначений.
Проверкой установлено, что в 2008 году в бюджет города Оренбурга недопоступило доходов в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "город Оренбург", в размере 2212,6 тыс. рублей.
Бюджетный учет начисленных и поступивших доходов бюджета, администратором которых является Управление, в проверяемом периоде осуществлялся с нарушением Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н. Программа "Имущество", в которой осуществляется учет начисленных и уплаченных сумм по договорам аренды и купли-продажи земельных участков, не соответствует требованиям бюджетного учета и не дает полную и точную информацию о состоянии расчетов с плательщиками в бюджет города Оренбурга.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУП "Управление капитального строительства" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 2007 год) установлено:
Из общего объема средств бюджетного финансирования, выделенных предприятию в 2007 году, средства в размере 48213,0 тыс. рублей в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, подлежали отражению на иных статьях экономической классификации расходов бюджета, в том числе
- по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", целевой статье 600 00 00 "Благоустройство" - 47716,0 тыс. рублей;
- по подразделу 0801 "Культура", целевой статье 102 00 05 "Непрограммные инвестиции в основные фонды" - 497,0 тыс. рублей.
Учет выполнения объемов работ по капитальному строительству дорог в г. Оренбурге ведется Предприятием котловым методом. Отсутствие учета выполнения объемов работ в разрезе источников финансирования, не позволяет проверить объемы выполнения работ по строительству дорог за счет средств конкретного источника, в частности за счет средств бюджета города.
Экономическое обоснование расчета (калькуляция) величины норматива отчислений на осуществление Предприятием услуг по техническому надзору за строительством к проверке не представлено.
Проверкой выявлено неэффективное использование недвижимого имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения. Так, два здания, находящиеся у предприятия на праве хозяйственного ведения, фактически им не использовались, однако предприятие осуществляло затраты по их содержанию, которые только в 2007 году составили 259,2 тыс. рублей, что негативно отразилось на прибыльности предприятия.
В 2007 году Предприятие располагало свободными денежными средствами и размещало их на депозитных счетах в коммерческом банке (ООО ОИКБ "Русь") в общей сумме 60000,0 тыс. рублей. Одновременно Предприятием было привлечено заемных денежных средств на возвратной и платной основе в сумме 63000,0 тыс. рублей (кредитные линии в ОАО "НИКО - Банк", ОАО АКБ "Банк Москвы"). За 2007 год предприятием уплачено процентов за пользование кредитными линиями в общей сумме 2684,4 тыс. рублей, а получено процентов по депозитным вкладам в сумме 1816,2 тыс. рублей, убыток предприятия составил 868,2 тыс. рублей. Данная сделка выгоды для предприятия не принесла, экономический эффект не получен.
Проверкой также выявлены нарушения использования средств резервного фонда в сумме 990,8 тыс. рублей, фонда потребления - в сумме 886,2 тыс. рублей. В составе прочих расходов предприятия неправомерно отражены расходы на выплату материальной помощи работникам в сумме 86,0 тыс. рублей, которые в соответствии с Положением о премировании и материальных выплатах, должны осуществляться за счет чистой прибыли предприятия.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУП "Архград" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 2007 год) установлено:
В нарушение Порядка установления цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями г. Оренбурга, утвержденного Постановлением Оренбургского городского Совета от 21.11.2002 N 272, цены на работы и услуги на топографо-геодезическую и землеустроительную продукцию, оказываемые МУП "Архград", не прошли экспертизу экономического обоснования цен и не утверждены Оренбургским городским Советом.
Проверкой выявлены нарушения использования средств фонда накопления в сумме 105,0 тыс. рублей, фонда оплаты труда - в сумме 371,2 тыс. рублей. Оборотные средства Предприятия в сумме 160,0 тыс. рублей необоснованно отвлекались на предоставление "возвратной материальной помощи".
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищным фондом "Северная" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 2007 - I полугодие 2008 года) установлено:
Одним из основных видов деятельности предприятия в проверяемом периоде являлось управление муниципальным жилищным фондом Дзержинского и Промышленного районов Северного округа города Оренбурга.
Предоставление услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию жилых домов и придомовых территорий, осуществлялось 13 обслуживающими организациями на условиях заключенных агентских договоров.
Источниками средств, необходимых для реализации условий агентских договоров являлись: платежи, поступившие от населения по статье "Содержание жилья и текущий ремонт" и суммы льгот и жилищных субсидий, поступивших из областного и городского бюджетов в соответствии с действующим законодательством. Общий объем средств, направленный на выплату вознаграждений в соответствии с условиями заключенных агентских договоров, за счет средств населения, поступивших по статье "Содержание жилья и текущий ремонт" и средств полученных льгот, за период 2007 год - 1 полугодие 2008 года составил 152355,0 тыс. рублей.
Проверкой исполнения принятых условий оплаты по агентским договорам установлены факты несоблюдения договорных обязательств, в части качества услуг по обслуживанию жилищного фонда, в результате чего сумма необоснованно выплаченного агентского вознаграждения за счет средств населения, поступивших по статье "Содержание жилья и текущий ремонт", составила 563,2 тыс. рублей.
Проверкой использования средств бюджетного финансирования установлено, что из общего объема средств, выделенных предприятию в проверяемом периоде, средства в размере 54708,6 тыс. рублей, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, подлежали отражению на иных статьях экономической классификации расходов бюджета, в том числе:
в 2007 году: по подразделу 0501 "Жилищное хозяйство" - в сумме 25113,1 тыс. рублей, по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" - 7828,5 тыс. рублей;
в 1 полугодии 2008 года: по подразделу 0501 "Жилищное хозяйство" - 21767,0 тыс. рублей.
Проверкой использования имущества предприятия выявлено, что в нарушение принятых условий договоров безвозмездного пользования, предприятием осуществлялась передача нежилых помещений в пользование третьим лицам. Общий объем неправомерно полученных доходов составил 37,8 тыс. рублей.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 9 месяцев 2008 года) установлено:
Основным видом деятельности предприятия в проверяемом периоде являлось управление муниципальным жилищным фондом Центрального и Ленинского районов Южного округа города Оренбурга.
Предоставление услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, санитарному содержанию жилых домов и придомовых территорий, осуществлялось 12 обслуживающими организациями на условиях заключенных предприятием агентских договоров. Источниками средств, необходимых для реализации условий агентских договоров, являлись: платежи, поступившие от населения по статье "Содержание жилья и текущий ремонт" и суммы льгот и жилищных субсидий, поступивших из областного и городского бюджетов в соответствии с действующим законодательством. Общий объем средств, направленный на выплату агентских вознаграждений за счет средств населения и средств, поступивших из бюджетов различных уровней, за 9 месяцев 2008 года составил 120871,3 тыс. рублей.
В результате проверки соблюдения договорных обязательств, в части исполнения принятых условий оплаты по агентским договорам, установлен объем необоснованно выплаченного агентского вознаграждения в размере 1556,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства, направленные на оплату автотранспортных услуг сверх уровня, установленного агентскими договорами в сумме 1468,5 тыс. рублей;
- средства, направленные на выплату агентских вознаграждений, без учета размеров снижения, в сумме 87,6 тыс. рублей. Необходимо отметить, что в соответствии с условиями договоров, основаниями для снижения агентского вознаграждения в случае низкого качества выполненных работ и оказанных услуг являлись результаты контрольных мероприятий, проводимых со стороны предприятия. При этом, критерии для снижения оплаты за некачественное выполнение работ по обслуживанию жилищного фонда договорами не предусмотрены. Уменьшение выплат по агентским договорам в проверяемом периоде производилось в пределах от 0,5% до 50,0%, независимо от каких-либо критериев для снижения оплаты за некачественное выполнение работ.
Проверкой использования средств бюджетного финансирования установлено, что из общего объема средств, выделенных предприятию в проверяемом периоде, средства в размере 26441,9 тыс. рублей, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, подлежали отражению на иных статьях экономической классификации расходов бюджета, в том числе: по подразделу 0501 "Жилищное хозяйство" - в сумме 22661,9 тыс. рублей;
по подразделу 0503 "Прочие мероприятия по благоустройству городских округов и поселений" в сумме 3780,0 тыс. рублей.
Проверкой обоснованности и целевого использования средств, направленных на расчеты с подрядными организациями, осуществляющими работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Постановления Главы города Оренбурга от 08.04.2008 года N 1795-п "О муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год", установлены расходы в размере 1093,3 тыс. рублей, неправомерно направленные на расчеты с подрядными организациями, не имеющими право на выполнение ремонтных работ.
В результате проверки использования имущества и учета основных средств предприятия установлено следующее:
- объекты недвижимого имущества, переданные предприятию на праве безвозмездного пользования или хозяйственного ведения приняты к учету не в полном объеме;
- в связи с отсутствием документов, подтверждающих государственную регистрацию здания по ул. Кичигина, 105, балансовой стоимостью 298,4 тыс. рублей, указанный объект недвижимости необоснованно включен в состав основных средств.
Выборочной проверкой отдельных вопросов ведения бухгалтерского учета и отчетности предприятия, установлено нарушение порядка отражения доходов по основной деятельности, в результате чего, в их составе необоснованно отражен объем прочих доходов предприятия в сумме 2443,0 тыс. рублей.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Производственно-технологическая комплектация жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 2007 год - 1 полугодие 2008 года) установлено:
Учет фондов накопления и потребления предприятия осуществлялся с нарушением Инструкции о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
Проверкой установлено, что в Балансе предприятия безосновательно отражены документально не подтвержденные суммы просроченной кредиторской задолженности на счете 66 "Кредиты и займы" в сумме 8220,1 тыс. рублей и добавочного капитала на счете 83 "Добавочный капитал" на сумму 3770,0 тыс. рублей,
Права на недвижимое имущество, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения, Предприятием не зарегистрированы.
Бухгалтерский учет движимого имущества Предприятия, предназначенного для передачи в аренду в Предприятии, в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, не организован.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 2007 год - 9 месяцев 2008 года) установлено:
За 9 месяцев 2008 года предприятием получен убыток в размере 4522,0 тыс. рублей. Причиной убыточности работы предприятия является предоставление банных услуг населению.
Банные услуги предоставляются Предприятием по регулируемым тарифам, в состав которых не закладываются средства, предназначенные для поддержания помещений и инженерных коммуникаций бань и саун в надлежащем состоянии.
При визуальном осмотре помещений, предназначенных для предоставления банных услуг, выяснилось, что данные помещения требуют проведения либо капитального, либо текущего ремонта, что негативно отражается на качестве предоставления банных услуг, и, соответственно, снижает конкурентоспособность Предприятия на рынке данных услуг.
В соответствии с Уставам, Предприятием сформированы фонды накопления и потребления. В проверяемом периоде из средств указанных фондов израсходовано соответственно 207,0 и 88,0 тыс. рублей.
Кроме того, по данном бухгалтерской отчетности, добавочный капитал Предприятия составляет 6146,5 тыс. рублей. Указанная сумма документально Предприятием не подтверждена.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "ПаркСтройСервис" муниципального образования "город Оренбург" (проверенный период: 1 полугодие 2008 года) нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия не выявлено.
По итогам проведенных в 2008 году проверок в муниципальных унитарных предприятиях, Счетная палата отмечает, что в уставах всех проверенных муниципальных унитарных предприятий отсутствуют положения, определяющие порядок использования фондов, образуемых за счет чистой прибыли предприятий, в частности фонда потребления и фонда накопления. Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", устав унитарного предприятия должен содержать не только перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования, но и порядок использования этих фондов. Согласно ст. 16 названного закона, средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия. Цели использования средств фондов накопления и потребления, сформированные в соответствии с уставами муниципальных унитарных предприятий, ни законодательством Российской Федерации, ни нормативными правовыми актами, ни уставами проверенных муниципальных унитарных предприятий не определены, что не дает возможности расходования предприятиями сформированных фондов.
Выявленные факты нарушений действующего законодательства РФ и муниципальных нормативных правовых актов не способствуют эффективному и рациональному использованию муниципального имущества.
Проверкой эффективности использования муниципального имущества государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Оренбургский государственный институт менеджмента" (проверенный период: 2007 год) нарушений по использованию муниципального имущества не установлено.
4.2. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Оренбурга.
В отчетном периоде по данному направлению деятельности Счетной палатой проведены контрольные мероприятия, основной целью которых являлось проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Оренбурга.
Проверками целевого Р эффективного использования бюджетных средств муниципальными учреждениями, в том числе:
- "Архитектура и градостроительство" (проверяемый период: 2007 год);
- "Реклама-Оренбург" (проверяемый период: 2007 год);
- "Регистрационная палата" (проверяемый период: 2007 год);
- "Агентство жилищного фонда" (проверяемый период: 9 месяцев 2008 года) установлено:
В соответствии со ст. 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные учреждения "Архитектура и градостроительство", "Реклама-Оренбург", "Регистрационная палата" и "Агентство жилищного фонда" в проверяемом периоде имели статус бюджетных учреждений. Основными видами деятельности указанных учреждений являлись оказание платных услуг физическим и юридическим лицам, на основании тарифов на услуги, утвержденных Оренбургским городским Советом.
Доходы выше названных бюджетных учреждений, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в полном объеме зачислялись на расчетные счета учреждений и расходовались непосредственно с них.
Общий объем доходов бюджета, полученных от осуществления предпринимательской деятельности проверенных учреждений, составил 62787,2 тыс. рублей, в том числе:
- МУ "Архитектура и градостроительство" - 42464,9 тыс. рублей;
- МУ "Реклама-Оренбург" - 2854,2 тыс. рублей;
- МУ "Регистрационная палата" - 1845,5 тыс. рублей;
- МУ "Агентство жилищного фонда" - 15622,6 тыс. рублей.
Проверкой правильности применения тарифов и полноты поступления доходов от предпринимательской деятельности данных учреждений установлено несоответствие расценок, применяемых МУ "Архитектура и градостроительство", утвержденным Оренбургским городским Советом тарифам на общую сумму 80,7 тыс. рублей, в том числе: завышение расценок на общую сумму 53,6 тыс. рублей; занижение расценок на общую сумму 27,1 тыс. рублей.
По результатам проверки полноты поступления доходов от предпринимательской деятельности учреждений установлены факты неправомерного оказания услуг МУ "Архитектура и градостроительство" физическим и юридическим лицам на льготных условиях, с размером предоставляемых льгот от 30 до 100%. Общая сумма неправомерно предоставленных льгот составила 168,6 тыс. рублей. Учитывая тот факт, что все доходы учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются доходами бюджета, сумма неправомерно предоставленных льгот в размере 168,6 тыс. рублей является недополученным доходом бюджета города.
В ходе проверки правомерности и обоснованности использования средств, полученных от предпринимательской деятельности, установлено, что общая сумма необоснованных и неэффективных расходов проверенных учреждений составила 460,6 тыс. рублей, в том числе:
- МУ "Архитектура и градостроительство" - 290,9 тыс. рублей. Данные денежные средства направлены на содержание и обеспечение деятельности отраслевого органа администрации города - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга, обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджетного финансирования по отдельной смете расходов;
- МУ "Реклама-Оренбург" - 77,7 тыс. рублей. Данные денежные средства направлены на расходы по текущему содержанию и благоустройству помещения, закрепленного за Управлением по наружной рекламе и художественному оформлению города на праве оперативного управления;
- МУ "Регистрационная палата" - 32,0 тыс. рублей, МУ "Архитектура и градостроительство" - 60,0 тыс. рублей. Данные денежные средства направлены на выдачу краткосрочных (на срок до 6 месяцев) беспроцентных возвратных ссуд работникам на неотложные нужды. Необходимо отметить, что бюджетные учреждения имеют право на расходование бюджетных средств исключительно на цели, предусмотренные ст. 70 Бюджетного кодекса РФ, при этом направление средств на предоставление заемных средств, указанными нормами бюджетного законодательства не предусмотрено.
Также проведенными проверками установлены нарушения действующего бюджетного законодательства и законодательства по ведению бухгалтерского учета.
Проверкой использования учреждениями имущества установлено, что МУ "Регистрационная палата" на праве оперативного управления передано нежилое помещение, расположенное в строении 47 по улице Советской. Вместе с тем, документы, подтверждающие право данного учреждения на занимаемое нежилое помещение, отсутствуют.
На момент проведения проверки муниципального учреждения "Агентство жилищного фонда", путем изменения типа существующего муниципального учреждения создано муниципальное автономное учреждение "Агентство жилищного фонда". В связи с тем, что в нарушение ст. 5 Федерального закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", решение о создании муниципального автономного учреждения "Агентство жилищного фонда" не содержит сведения о закреплении за ним денежных средств, полученных от оказания платных услуг МУ "Агентство жилищного фонда", использование муниципальным автономным учреждением "Агентство жилищного фонда" данных денежных средств в общем объеме 4281,0 тыс. рублей является неправомерным.
Проверками исполнения бюджетных смет администрациями сельских населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург", в том числе:
- села Краснохолм Дзержинского района города Оренбурга;
- поселка Нижнесакмарский Центрального района города Оренбурга;
- поселка им. Куйбышева Ленинского района города Оренбурга;
- села Пруды Промышленного района города Оренбурга;
- поселка Бердянка Ленинского района города Оренбурга;
- поселка Самородово Промышленного района города Оренбурга;
- села Городище Ленинского района города Оренбурга;
- поселка Каргала Дзержинского района города Оренбурга
(проверенный период: 2007 год) установлено:
Общий объем бюджетного финансирования, поступивший на содержание и обеспечение деятельности Администраций сельских населенных пунктов в проверенном периоде составил 23547,1 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что исходя из Расчетов финансовых средств, представленных администрациями сельских населенных пунктов, бюджетная обеспеченность в 2007 году составляла от 4,6% до 81,0% от плановых потребностей, предусматривающих средства для обеспечения деятельности администраций, а также благоустройства сельских населенных пунктов. Так, финансовая обеспеченность поселка Нижнесакмарский составила 4,6%, поселка им. Куйбышева - 10,4%, села Пруды - 73,4%, села Краснохолм - 81,0%, села Городище - 46,1% от плановых потребностей.
При планировании финансовых показателей бюджетной сметы на очередной финансовый год, фактическая потребность бюджетного финансирования в поселках Самородово, Бердянка и Каргала не производилась. Планирование расходов осуществлялось исходя из объема выделенных средств предыдущего года, скорректированного на плановое изменение цен будущего года.
Проверкой целевого использования бюджетных средств установлено, что из общего объема полученного финансирования, средства бюджета в размере 11808,1 тыс. рублей (50,1% от общего объема выделенных средств) в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, подлежали отражению на иных статьях экономической классификации расходов бюджета, в том числе:
- село Краснохолм - 2909,5 тыс. рублей;
- поселок Самородово - 2837,1 тыс. рублей;
- поселок Бердянка - 2146,5 тыс. рублей;
- поселок им. Куйбышева - 1080,8 тыс. рублей;
- село Пруды - 532,2 тыс. рублей;
- поселок Нижнесакмарский - 53,0 тыс. рублей;
- село Городище - 1711,1 тыс. рублей;
- поселок Каргала - 537,9 тыс. рублей.
Администрациями поселков Бердянка, им. Куйбышева, Нижнесакмарский и села Городище в проверяемом периоде осуществлялась предпринимательская и иная приносящая доход деятельность. Общий объем доходов от осуществления указанной деятельности составил 639,9 тыс. рублей, в том числе:
- поселок им. Куйбышева - 416,7 тыс. рублей;
- поселок Бердянка - 112,3 тыс. рублей;
- поселок Нижнесакмарский - 27,62 тыс. рублей;
- село Городище - 83,3 тыс. рублей.
В нарушение ст. 32, 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные доходы в бюджете города Оренбурга не отражены.
Проверка использования муниципального имущества, закрепленного за администрациями сельских населенных пунктов показала следующее:
- администрации поселков Самородово и Бердянка располагались в отдельно стоящих зданиях. При этом, документы позволяющие определить вещные, либо обязательственные права, на которых указанные объекты недвижимости использовались администрациями, отсутствуют. Учитывая факт отсутствия в администрации указанных поселков документов позволяющих с достоверностью определить на каком праве ими используются административное здание - в поселке Самородово и здание дома культуры - в поселке Бердянка, расходы, произведенные в проверенном периоде по их содержанию в общей сумме 1220,45 тыс. рублей являются безосновательными.
Кроме этого, в 2007 году администрацией поселка Самородово и села Городище за счет бюджетных средств профинансирован капитальный ремонт кровли сельских клубов, а также работы по устройству входа детской школы искусств на общую сумму 1475,8 тыс. рублей. При этом, данные объекты недвижимости на балансах администраций поселка и села не состояли и непосредственно администрациями не использовались.
- в составе основных средств Администраций села Пруды, поселка им. Куйбышева и села Городище, в связи с отсутствием документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления на объекты недвижимости, необоснованно отражены объекты (здания) общей первоначальной стоимостью 8434,5 тыс. рублей;
В ходе проверки выявлены нарушения ведения бюджетного учета администрацией поселка им. Куйбышева на общую сумму 77,0 тыс. рублей, администрацией села Городище - на общую сумму 55,9 тыс. рублей.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Оренбурга Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города в 2007 году и истекшем периоде 2008 года (проверяемый период: 2007 год - 1 полугодие 2008 года) установлено:
В проверяемом периоде из бюджета города Оренбурга Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города выделялись средства на обеспечение деятельности Управления по выполнению установленных функций и обеспечение деятельности подведомственного учреждения - Муниципального учреждения "Гражданская защита населения".
За счет бюджетных средств, выделенных Управлению на обеспечение деятельности по выполнению установленных функций, необоснованно произведены расходы на выплату компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников на общую сумму 35,1 тыс. рублей. Средства бюджетного финансирования Управления в сумме 48,3 тыс. рублей в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, подлежали отражению на иных статьях экономической классификации расходов бюджета.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, направленных на обеспечение деятельности подведомственного учреждения "Гражданская защита населения", выявлено использование Учреждением бюджетных средств в сумме 405,9 тыс. рублей с нарушениями условий их получения, определенных уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и утвержденными бюджетными сметами, а также необоснованное использование средств бюджетного финансирования в объеме 89,5 тыс. рублей.
Кроме того, проверкой установлено, что включение в штатное расписание структурных подразделений добровольных пожарных дружин и установление заработной платы входящим в их состав пожарным, водителям автомобиля и начальникам команды в количестве 38 штатных единиц, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего организацию и деятельность добровольных пожарных дружин, является необоснованным. На выплату заработной платы, оплату по договорам подряда и уплату единого социального налога и страховых взносов, начисленных на выплаты составу добровольных пожарных дружин, за счет средств, выделенных из бюджета города Оренбурга, в проверяемом периоде Учреждением направлено 2516,7 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что из шести созданных добровольных пожарных дружин, три фактически располагаются в населенных пунктах, не входящих в состав муниципального образования "город Оренбург", что ставит под сомнение достижение целей создания добровольных пожарных дружин непосредственно в данных населенных пунктах.
Кроме того, за счет средств, выделенных из бюджета города, Учреждением произведены расходы по оплате услуг ООО "Новые технологии" с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в сумме 297,7 тыс. рублей. Отсутствие котировок цен на данные услуги других подрядчиков не позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, перечисленных за оказанные услуги.
Проверкой исполнения сметы доходов и расходов Муниципального учреждения "Гражданская защита населения" по приносящей доход деятельности установлено:
- в нарушение ст. 32, 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности зачислялись на расчетный счет Учреждения, открытый в ОИКБ "Русь", минуя единый счет бюджета, расходовались непосредственно с данного расчетного счета, без отражения доходов и расходов в бюджете города Оренбурга. Общий объем доходов, зачисленных в 2007 году на расчетный счет Учреждения (без учета налогов), составил 180,7 тыс. рублей, общий объем расходов, произведенных непосредственного с данного счета составил 180,7 тыс. рублей;
- общий объем расходов, не соответствующий направлениям использования, предусмотренных утвержденной на 2007 год сметой доходов и расходов средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, составил 84,5 тыс. рублей;
- общий объем необоснованно произведенных расходов составил 20,8 тыс. рублей.
На момент проведения проверки расчетный счет Учреждения в ОИКБ "Русь" закрыт. В 1 полугодии 2008 года доходов от осуществления предпринимательской деятельности Учреждение не имело.
Проверкой обоснованности и законности списания топлива и горюче-смазочных материалов выявлено необоснованное списание топлива на нужды Управления на сумму 3,5 тыс. рублей; на нужды Учреждения на сумму 49,9 тыс. рублей.
Также проверкой установлены нарушения требований ведения бюджетного учета в Управлении и подведомственном ему учреждении.
Внеплановой проверкой финансово-хозяйственной деятельности автономной некоммерческой организации "Агентство жилищно-коммунального хозяйства" (проверяемый период: 2007 год) установлено:
В 2007 году автономной некоммерческой организацией "Агентство жилищно-коммунального хозяйства" использовались 5 муниципальных нежилых помещения общей площадью 77,4 м2, расположенных в нежилом здании по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 216. Помещения переданы Агентству Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по договорам безвозмездного пользования.
Согласно действовавшему на территории города Оренбурга в 2007 году порядку управления и распоряжения муниципальной собственностью, в качестве полномочного представителя собственника при передаче имущества муниципального образования "город Оренбург" в безвозмездное пользование вправе выступать исключительно Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга. При этом, решение о такой передаче принимается либо Оренбургским городским Советом, либо Главой города Оренбурга в зависимости от размера балансовой (оценочной) стоимости имущества.
Фактически, решение о передаче нежилых помещений в безвозмездное пользование Агентству соответствующим органом местного самоуправления города Оренбурга не принималось. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, действовавшим в 2007 году порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга, не предусмотрена.
Кроме того, в 2007 году Агентство осуществляло деятельность по выдаче разрешений на провоз негабаритного и (или) тяжеловесного грузов по дорогам города Оренбурга. Средства от указанной деятельности поступали и хранились в течение года на расчетном счете Агентства, что противоречит абз. 2 ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2008) в соответствии с которым перечисление и зачисление доходов бюджета должно производиться на единый счет бюджета. По состоянию на 01.01.2008 года задолженность Агентства перед бюджетом города Оренбурга составила 667,62 тыс. рублей.
Проверками эффективного и целевого использования средств, выделенных из бюджета города Оренбурга в 2006 - 2007 годах, товариществам собственников жилья "Веста" и "Гарант" (проверяемый период: 2006 - 2007 годы) фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
5. Меры, принятые по результатам контрольных мероприятий,
проведенных в 2008 году
По итогам проведенных контрольных мероприятий главным распорядителям средств бюджета города, иным участникам бюджетного процесса, муниципальным унитарным предприятиям, Счетной палатой направлено 20 представлений об устранении выявленных нарушений.
По предложениям, содержащимся в Представлениях Счетной палаты, приняты ряд мер по устранению выявленных нарушений:
- с целью зачисления в полном объеме доходов бюджетных учреждений на единый счет бюджета и их отражения в составе доходов бюджета города Оренбурга, прекращено действие внебюджетных расчетных счетов, действовавших в отдельных учреждениях для зачисления средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- в Постановление Оренбургского городского Совета от 19.04.2002 N 54 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУ "Архитектура и градостроительство", внесены дополнения, предусматривающие предоставление льгот отдельным категориям граждан;
- Постановление Оренбургского городского Совета от 30.05.2005 N 149 "Об утверждении Положения об организации и проведении конкурсов на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда г. Оренбурга" признано утратившим силу;
- рядом бюджетных учреждений приняты меры по регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- устранены отдельные нарушения по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях;
- в 2008 году были приняты меры административного характера к ответственным работникам проверенных организаций.
Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий ежеквартально направлялась в Оренбургский городской Совет, Главе города Оренбурга и в Прокуратуру города Оренбурга.
Результаты проверок рассматривались на совещаниях у Главы города Оренбурга для принятия решений по устранению выявленных нарушений и мер по недопущению их в дальнейшем.
6. Обеспечение деятельности Счетной палаты
6.1. Организационное обеспечение деятельности Счетной палаты.
В соответствии с пунктом 8 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" в 2008 году Счетная палата осуществляла свою работу на основе годового плана работы, который формировался исходя из необходимости реализации задач, закрепленных за Счетной палатой, вытекающих из Постановлений и решений Оренбургского городского Совета, обращений депутатов городского Совета, а также задач по организации контроля за исполнением городского бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. В декабре 2008 года решением Оренбургского городского Совета был утвержден План работы Счетной палаты на 2009 год.
В целях совершенствования организации контрольной работы Счетной палатой осуществлялось взаимодействие с Аппаратом Оренбургского городского Совета в части правовых и организационных консультаций, Финансовым управлением администрации города Оренбурга, Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга, другими комитетами и управлениями администрации города.
6.2. Кадровое обеспечение деятельности Счетной палаты.
В 2008 году средняя численность сотрудников Счетной палаты, непосредственно занимающихся экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельностью, оставалась неизменной с 2006 года и составляла 5 человек. Все сотрудники данной категории являются муниципальными служащими и имеют высшее профессиональное образование.
С введением с 1 января 2008 года изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Счетная палата должна готовить заключение по отчетам каждого из 51 главного администратора бюджетных средств. Данная работа осложняется еще и тем, что в те же сроки необходимо подготовить заключение на Отчет об исполнении бюджета города Оренбурга Финансового управления администрации города Оренбурга, которое является не только отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, ответственным за организацию исполнения муниципального бюджета, но и участником бюджетного процесса.
Изменения бюджетного и иного законодательства, а также увеличение практически в 3 раза объема средств, подлежащих финансовому контролю (с 2,5 млрд. рублей в 2005 году до 7,5 млрд. рублей в 2008 году), свидетельствуют о необходимости увеличения кадрового состава, непосредственно занимающегося экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельностью.
7. Основные направления деятельности Счетной палаты
в 2009 году
Как и в предыдущие годы, в 2009 году при проведении мероприятий финансового контроля, действия Счетной палаты будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств. Приоритетной задачей Счетной палаты будет являться обеспечение максимально жесткого контроля за использованием бюджетных средств, направленных на социально-значимые цели.
С этой целью в План работы Счетной палаты на 2009 год включены такие контрольные мероприятия как:
- проверка использования средств бюджета города Оренбурга, направленных на реализацию эксперимента по совершенствованию организации питания учащихся общеобразовательных учреждений;
- проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Управлению жилищной политики администрации города Оренбурга, в том числе на переселение граждан из ветхого жилья и обеспечение жильем молодых семей;
- проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города Оренбурга, выделенных на реализацию муниципальных целевых программ "Перспективная программа развития культуры и искусства города Оренбурга на 2005 - 2009 годы", "Программа развития физической культуры и спорта в городе Оренбурге на 2007 - 2010 годы"; "Программа поддержки и развития малого предпринимательства в городе Оренбурге на 2006 - 2008 годы", "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009 - 2011 годы" и Программы капитального строительства.
Одной из важнейших задач в сфере управления муниципальным сектором экономики является обеспечение повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В связи с этим, Счетная палата будет не только осуществлять внешний оперативный контроль за ходом исполнения бюджета города, но и проводить контрольные мероприятия, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, такие как:
- проверка законности и эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Городские объекты инженерной инфраструктуры" муниципального образования "город Оренбург";
- проверка законности и эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за МУК "Дом культуры "Молодежный" на праве оперативного управления.
Одним из направлений деятельности Счетной палаты будет являться дальнейшее расширение и совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти, другими государственными органами, правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве в сфере выявления фактов нецелевого использования средств бюджета города и муниципальной собственности. В перспективе планируется заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с органами внутренних дел, налоговыми органами и органами государственной статистики.
Участие в семинарах-совещаниях, научно-практических конференциях по проблемам контрольно-ревизионной и бюджетно-аналитической работы, проводимых Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов Оренбургской области будет способствовать обмену опытом с другими органами внешнего финансового контроля и совершенствованию деятельности Счетной палаты в современных условиях, а также более качественному решению задач финансового контроля, возложенных на Счетную палату действующим законодательством и нормативными правовыми актами Оренбургского городского Совета.
8. Выводы и предложения
В отчетном году Счетной палатой обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением "О Счетной палате города Оренбурга" и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Несмотря на то, что в 2008 году Счетная палата осуществляла свою деятельность как муниципальный орган финансового контроля, для повышения законности и эффективности получения и использования бюджетных средств, а также для предупреждения нарушений бюджетного законодательства необходимы совместные усилия всех участников бюджетного процесса и управления муниципальной собственностью.
В целях повышения результативности экспертно-аналитических мероприятий, повышения качества заключений Счетной палаты на проекты решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, совершенствования процесса подготовки заключений Счетной палаты об исполнении бюджета города Оренбурга необходимо продолжить работу по совершенствованию форм и методов финансового контроля.
Необходимо продолжить работу по разработке методики эффективного контроля за использованием муниципальной собственности, уделяя особое внимание определению критериев эффективного использования собственности, форм и методов контроля.
Анализ результатов работы Счетной палаты в 2008 году позволяет сделать следующие выводы:
ошибки в прогнозировании основных макроэкономических показателей оказывают существенное влияние на исполнение городского бюджета. Неточные расчеты макроэкономических показателей приводят к ежегодным многочисленным уточнениям бюджета города по доходам и расходам, что оказывает влияние на стабильность и качество бюджетного планирования. В условиях перехода к разработке и утверждению бюджета города Оренбурга на трехлетний период в форме решения Оренбургского городского Совета, необходимости обеспечения стабильности при планировании показателей местного бюджета и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, Прогноз социально-экономического развития города должен не только с большей степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта бюджета города, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики;
- остаются актуальными замечания по разработке муниципальных целевых программ, в частности в паспортах отдельных муниципальных целевых программ отсутствуют суммы финансирования в разрезе мероприятий по годам. Объемы бюджетных ассигнований, утвержденные решением о бюджете на реализацию отдельных целевых программ, не соответствуют объемам утвержденных назначений, предусмотренных паспортами данных программ;
- несмотря на значительное сокращение грубых нарушений бюджетного законодательства в связи с внедрением казначейского исполнения местного бюджета, по-прежнему контрольными мероприятиями выявляются факты необоснованного и неправомерного использования средств бюджетного финансирования;
- по-прежнему, одной из основных проблем в использовании муниципального имущества является несовершенство действующей системы его учета, не позволяющей получить полную и достоверную информацию о перечне объектов муниципального имущества и их стоимости, а также о движении объектов и изменении их стоимости. Высока доля объектов недвижимого муниципального имущества, на которые в установленном порядке не зарегистрировано право собственности, оперативного управления либо хозяйственного ведения. Недостаточна работа по разграничению земель, находящихся на территории муниципального образования "город Оренбург", земельные участки, находящиеся под объектами недвижимого муниципального имущества, не сформированы, право собственности на данные участки не зарегистрировано;
- в уставах муниципальных унитарных предприятий отсутствуют положения, определяющие порядок использования фондов, образуемых за счет чистой прибыли предприятий, в частности фонда потребления и фонда накопления;
- не реализуются все имеющиеся возможности получения доходов от использования муниципального имущества, недостаточен контроль за использованием муниципального имущества;
- установлены факты неправомерного использования средств, направленных на расчеты с подрядными организациями, осуществляющими работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Постановления Главы города Оренбурга от 08.04.2008 N 1795-п "О муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год";
- выявлены случаи использования средств бюджетного финансирования с нарушениями ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного Счетная палата предлагает:
- Администрации города Оренбурга усовершенствовать работу по повышению качества расчетов основных макроэкономических показателей и Прогноза социально- экономического развития города;
- при разработке муниципальных целевых программ и принятии решений об их утверждении указывать в паспортах программ конкретные суммы финансирования в разрезе мероприятий по годам, в дальнейшем, при формировании расходов бюджета города Оренбурга в части реализации данных программ, учитывать объемы утвержденных назначений, предусмотренных паспортами программ;
- в целях предотвращения нецелевого использования бюджетных средств, при планировании расходов на очередной финансовый год и плановый период необходимо более тщательно подходить к вопросу возможности применения того или иного кода классификации расходов бюджета относительно запланированных расходов. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо усилить контроль за полнотой документального подтверждения и обоснованности планируемых расходов подведомственными получателями бюджетных средств;
- продолжить работу по совершенствованию действующей системы учета муниципального имущества, ускорить процесс регистрации прав на объекты недвижимого муниципального имущества и земельные участки, находящиеся под ними;
- рассмотреть вопрос о разработке и принятии нормативного правового акта, устанавливающего цели использования фондов, образованных из чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшейся в их распоряжении, а также внести соответствующие дополнения в уставы муниципальных унитарных предприятий, для приведения их в соответствие статьям 9, 16 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части определения целей использования образованных фондов;
- продолжить работу по изысканию резервов увеличения доходов бюджета от использования муниципального имущества и усилить контроль за использованием муниципального имущества, в том числе находящееся в оперативном управлении, хозяйственном ведении и безвозмездном пользовании. Главным администраторам доходов бюджета города Оренбурга усилить контроль за правильностью начисления и уплаты неналоговых платежей в бюджет города;
- усилить контроль за использованием субсидий, выделенных из бюджетов различных уровней на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- усилить контроль за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 11 июня 2009 г. N 863 "Об утверждении отчета о работе Счетной палаты города Оренбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.