Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Орского городского
Совета депутатов Оренбургской области
от 28 ноября 2001 г. N 115
Муниципальная комплексно-целевая программа
"Одаренные дети"
(2002-2004 гг.)
См. также Муниципальную комплексно-целевую программу "Одаренные дети" (2005-2009 г.г.), утвержденную решением Орского городского Совета депутатов от 27 октября 2004 г. N 473
1. Общие положения программы.
Актуальность, цели, задачи, этапы реализации программы
Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития духовного и интеллектуального потенциала нации. Актуальность обучения одаренных детей в современном образовании отражает поворот государства к личности ребенка, признание творческого потенциала ею граждан в качестве одной из ценностей современного общества.
В городе ведется работа с одаренными детьми. Имеющаяся сложившаяся в образовательных учреждениях города практика работы со способными учащимися, нуждается в теоретическом осмыслении, обеспечении планомерности и систематичности. Это делает актуальной разработку комплексно-целевой программы "Одаренные дети"
Цель комплексно-целевой программы: создание системы работы с одаренными детьми предусматривающую раннее выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренной личности.
Задачи:
Создать на муниципальном уровне систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального морально-физического развития одаренных детей;
Стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
Поэтапно внедрять новое содержание образования и эффективные педагогические технологии в работе с одаренными детьми;
Обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных детей;
Создавать на муниципальном уровне условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;
Проводить к системе подготовку учителей, работающих с одаренными детьми, на базе ООИПКРО и Научно-методического центра Управления образования;
Осуществлять издательскую деятельность по проблеме (обобщение передового педагогического опыта работы с одаренными детьми; творческие работы учащихся).
Сроки реализации программы: 2002-2004 г.
2. Организационное и функциональное обеспечение
программы "Одаренные дети"
Начальник Управления образования:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы (организация, координация, контроль). Заместитель начальника управления образования по вопросам образования;
Определение приоритетных направлений работы с одаренными детьми;
Корректировка составляющих элементов программы "Одаренные дети";
Обеспечение связи с ОГТИ;
Анализ и обобщение результатов реализации муниципальной программы "Одаренные дети";
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы "Одаренные дети";
Определение критериев эффективности реализации программы.
Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска:
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
Подготовка методических рекомендаций для работы по программе "Одаренные дети" (в рамках городских методических объединений учителей);
Апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
Координация действий учителей школ города, работающих с одаренными детьми;
Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
Сообщение результатов научно-поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Специалисты Управления образования:
Создание городского банка данных одаренных детей, карты их личностных достижений;
Мониторинг результативности работы с одаренными детьми, состояния их здоровья;
Организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнением программ;
Организация олимпиад, конкурсов, научно-исследовательских конференции, викторин городского уровня;
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Подготовка инструктивно-методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
Регулирование учебно-воспитательного процесса в ОУ с учетом программы "Одаренные дети";
Координация действий учителей школы, работающих с одаренными детьми;
Создание банка данных об одаренных учащихся, их личностных достижениях;
Контроль за организацией и проведением занятий с одаренными детьми;
Организация мониторинга результативности занятий с одаренными детьми;
Разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам школьного, городского и областного уровня;
Обеспечение реализации муниципальной программы работы с одаренными детьми и способными учащимися в вопросах, касающихся уровня ОУ.
3. Социально-психологическое обеспечение реализации
программы "Одаренные дети"
Городскому объединению педагогов-психологов:
- Разработать пакет документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий для поддержки способных учащихся;
- Оказывать помощь школьным психологам в создании банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;
- Организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учителями, работающих с одаренными детьми с целью повышения уровня их психолого-педагогической подготовки;
- Распространять опыт работы психологов образовательных учреждений города и формированию навыков творческого саморазвития одаренных детей, по обучению и навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции.
4. Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Комплектование библиотечного фонда НМЦ управления образования школьных библиотек учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой для реализации идей программы "Одаренные дети": приобретение для школьных библиотек энциклопедий, словарей и научно-познавательной литературы для одаренных детей;
- Компьютеризация образовательного процесса с целью развития информационной культуры учащихся, а также создания банка данных по проблеме одаренных детей;
- Оснащение образовательного процесса ОУ современными техническими средствами;
- Обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования необходимым оборудованием и материалами для совершенствования работы кружков, секции, клубов, спортивным инвентарем, костюмами.
N | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | Контроль | Примечание |
1. | Организационное и функциональное обеспечение реализации городской программы "Одаренные дети" |
февраль-июль 2001 г. |
Пожар А.И. Горбатова Л.И. |
||
2. | Обсуждение проекта концепции программы "Одаренные дети" на: заседании городского научно-методического совета; коллегии Управления образования. Внесение предложений по корректировке программы |
август-октябрь 2001 г |
Горбатова Л.И Кудрявцева О.Э. |
||
3. | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные семинары и курсы |
ноябрь 2001 г. | Кудрявцева О.Э. | ||
4. | Определение и формулирование функциональных обязанностей специалистов УО. методистов ПМЦ в аспекте реализации программы "Одаренные дети". |
ноябрь 2001 г. | Горбатова Л.И Кудрявцева О.Э. |
||
5. | Подбор и расстановка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми |
постоянно | Горбатова Л.И. директор ОУ |
||
6. | Ознакомление педагогических коллективов ОУ с содержанием городской программы "Одаренные дети", разработанной Управлением образования администрации г. Орска |
ноябрь-декабрь 2001 года |
Горохова Ф.Х. директор ОУ |
||
7. | Создание банка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми |
2001-2004 гг. | Горохова Ф.Х. |
Совершенствование системы работы с вузами
1. | Привлечение преподавателей ОГТИ к работе с одаренными детьми в рамках научного общества учащихся |
постоянно | Горохова Ф.Х. | ||
2. | Расширение связей с ОГТИ посредством участия преподавателей в работе летнего лагеря для одаренных детей на базе "Лесной сказки" |
август | Горохова Ф.Х. | ||
3. | Проведение на базе НМЦ совместно с преподавателями вуза курсов для учителей по подготовке к работе с одаренными детьми. |
постоянно | Кудрявцева О.Э. |
Совершенствование образовательного процесса в ОУ города с учетом
реализации программы "Одаренные дети"
1. | Обновление содержания образования посредством разработки программ спецкурсов, факультативных занятии с учетом индивидуальных способностей одаренных детей. |
постоянно | Горбатова Л.И., директора |
||
2. | Внедрение на базе гимназий N 1, 2 программ опережающего обучения при согласовании с Управлением образования, разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей |
постоянно | директора | ||
3. | Осуществление педагогического отбора методик, педагогических технологий, личностно развивающих методик, отвечающих задачам обучения одаренных детей. |
постоянно | Кудрявцева О.Э. методисты НМЦ |
||
4. | Организация и проведение олимпиад по предметам с целью регулирования работы с одаренными детьми, определения ее результативности. |
декабрь | Горбатова Л.И., специалисты |
||
5. | Обеспечение участия одаренных детей в городских, областных конкурсах различных направлений. |
постоянно | Специалисты УО | ||
6. | Проведение городского фестиваля детского творчества, слета юных техников и изобретателей. |
ежегодно | Долматова Н.В., Руководители МДОУ |
||
7. | Организация на городском уровне научного творчества учащихся (проведение конференций, конкурсов на лучший исследовательский проект). |
постоянно | Горохова Ф.Х. | ||
8. | Расширение комплекса дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ОУ, организация работы предметных кружков и кружков по интересам для одаренных детей |
постоянно | Специалисты УО директор УО |
||
9. | Семейные аспекты развития одаренного ребенка и реализация программы "Одаренные дети": - организация консультаций родителей с психологом, учителями, работающими с одаренными детьми; - информирование родителей одаренных детей по вопросам критерий и показателей достижения учащимися определенного уровня образования развития способности; - обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей; - организация работы родительского университета по вопросам воспитания одаренных детей. |
постоянно | Епифанов С.А., директор УО |
||
10. | Функционирование летних профильных лагерей на базе школ и учреждении дополнительного образования |
Ежегодно | Лынникова Л.В., директора ОУ |
||
11. | Организация смены для одаренных детей на базе муниципального лагеря "Лесная сказка" |
Ежегодно | Горохова Ф.Х. |
Социально-психологическое обеспечение реализации
программы "Одаренные дети"
1. | Организация для работающих с одаренными детьми учителей постоянно действующего семинара, направленного на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки |
2002-2004 | Руководитель городского МО Педагогов- психологов |
||
2. | Разработка программы изучения личности одаренного ребенка индивидуальных карт психологического развития одаренных детей |
2002-2004 | Кудрявцева О.Э., Руководитель ГМО психологов |
||
3. | Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одаренного ребенка, его познавательных возможностей, способностей. |
2002-2004 | Психологи ОУ, Руководительль ГМО |
||
4. | Разработка алгоритмов, памяток для одаренных учащихся по НОТ, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности. |
2002-2004 | Руководитель ГМО психологов |
||
5. | Участие в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. |
постоянно | Психологи ОУ |
Научно-методическое обеспечение программы "Одаренные дети"
1. | Организация работы методической службы города над реализацией программы "Одаренные дети" |
2001-2002 г. | Кудрявцева О.Э. | ||
2. | Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с одаренными детьми. |
постоянно | Методисты НМЦ | ||
3. | Организация работы библиотеки НМЦ в целях успешной реализации программы. |
постоянно | библиотекари | ||
4. | Организация семинара для молодых специалистов, работающих с одаренными детьми. |
2002-2004 | Кудрявцева О.Э. | ||
5. | Организация творческой лаборатории учителей по апробации образовательных технологий обучения одаренных детей. |
постоянно | Кудрявцева О.Э. | ||
6. | "Мастер-класс" с участием творчески работающих учителей по данной проблеме |
постоянно | Кудрявцева О.Э | ||
7. | Выпуск сборника материалов с методическими наработками педагогов города по реализации программы |
2004 | Горбатова Л.И. Кудрявцева О.Э. |
Финансовое обеспечение программы "Одаренные дети"
N | Мероприятия | Срок | Источник финансирования |
Стоимость (тыс.рублей) | Исполнитель | |||
Всего | 2002 | 2003 | 2004 | |||||
1. | Проблемные курсы для учителей школ, работающих с одаренными детьми, при ООИПКРО |
2002-2004 | Городской бюджет |
172,2 | 57,4 | 57,4 | 57,4 | НМЦ |
2. | Проблемные научно-практические семинары для учителей работающих с одаренными детьми при ОГТИ. |
2002-2004 | Городской бюджет |
25,2 | 8,4 | 8,4 | 8,4 | НМЦ, ОГТИ |
3. | Работа очно - заочной городской школы "Эрудит" |
2002-2004 | Городской бюджет |
140,4 | 46,8 | 46,8 | 46,8 | УО |
4. | Профильная смена для победителей городских и областных олимпиад (на базе муниципального лагеря управления образования "Лесная сказка" (60 детей) - Оплата преподавателя - Питание детей |
2002-2004 | Городской бюджет ФСС РФ |
105,0 207,9 |
35,0 69,3 |
35,0 69,3 |
35,0 69,3 |
|
5. | Эколого-биологическая школа лагерь (40 человек) |
2002-2004 | ФСС РФ | 138,6 | 46,2 | 46,2 | 46,2 | СЮН |
6. | Спортивная школа -лагерь (120 детей) | 2002-2004 | ФСС РФ | 283,5 | 94,5 | 94,5 | 94,5 | УО |
7. | Школа - лагерь эстетического направления (200 детей) |
2002-2004 | ФСС РФ | 384,3 | 128,1 | 128,1 | 128,1 | УО |
8. | Туристско-краеведческая школа (60 детей) |
2002-2004 | ФСС РФ | 207,9 | 69,3 | 69,3 | 69,3 | ЦДТу |
9. | Летний профильный лагерь "Лидер" (на базе муниципального лагеря УО "Лесная сказка") (60 детей). |
2002-2004 | ФСС РФ | 207,9 | 69,3 | 69,3 | 69,3 | УО |
10 | Оплата труда педагогов- воспитателей в школах-лагерях (40 педагогов) |
Городской бюджет |
198,0 | 66,0 | 66,0 | 66,0 | ||
11 | Проведение городских олимпиад по предметам |
2002-2004 | Городской бюджет |
145,0 | 45,0 | 50,0 | 50,0 | УО |
12 | Участие творчески одаренных детей во Всероссийских и международных конкурсах, выставках, соревнованиях. |
2002-2004 | Городской бюджет |
600,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | УО |
13 | Участие талантливых детей - спортсменов в международных соревнованиях. |
2002-2004 | Городской бюджет |
400,0 | 100,0 | 150,0 | 150,0 | УО |
14 | Поощрение одаренных талантливых детей, победителей областных олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей. |
2002-2004 | Городской бюджет |
400,0 | 100,0 | 150,0 | 150,0 | УО |
15 | Учреждение стипендии мэра города для одаренных детей. |
2002-2004 | Городской бюджет |
180,0 | 40,0 | 60,0 | 80,0 | |
16 | Проведение централизованного компьютерного и бланкового тестирования учащихся. |
2002-2004 | Городской бюджет |
120,0 | 35,0 | 40,0 | 45,0 | УО |
17 | Укрепление материально- технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. |
2002-2004 | Городской бюджет |
800,0 | 200,0 | 300,0 | 300,0 | |
18 | Приобретение высококачественных музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и костюмов для учреждений работающих с одаренными детьми. |
2002-2004 | Городской бюджет |
900,0 | 200,0 | 300,0 | 400,0 | УО |
19 | Приобретение для школьных библиотек энциклопедий, словарей и научно-познавательной литературы для одаренных детей и учебно-методических комплексов для педагогов, работающих с одаренными детьми. |
2002-2004 | Городской бюджет |
800,0 | 100,0 | 300,0 | 400,0 | НМЦ |
Общие затраты по реализации программы "Одаренные дети"
Всего | 2002 | 2003 | 2004 | |
Городской бюджет | 5285,8 | 1333,6 | 1863,6 | 2088,6 |
ФСС РФ | 1430,1 | 476,7 | 476,7 | 476,7 |
Всего | 6715,9 | 1810,3 | 2340,3 | 2565,3 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 28 ноября 2001 г. N 115 "Об утверждении городской комплексно-целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.