Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского городского
Совета депутатов Оренбургской области
от 31 марта 2006 г. N 7-92/91
Муниципальная целевая программа
"Создание системы государственного земельного кадастра
и управления земельно-имущественным комплексом на территории
муниципального образования город Орск на 2006 - 2007 годы"
См. муниципальную целевую программу "Создание системы кадастра недвижимости на территории муниципального образования "Город Орск" (2008-2010 годы), утвержденную решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 10 октября 2007 г. N 28-452/449
Паспорт программы
Основание для Постановление Правительства РФ от 25 октября 2001
разработки года N 745 "Об утверждении Федеральной целевой
программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости (2002
- 2007 годы)" с подпрограммой "Информационное
обеспечение управления недвижимостью,
реформирование и регулирование земельных
имущественных отношений", постановление
Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 560 об
утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра
недвижимости (2006 - 2011 годы)", Федеральный закон
от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном
земельном кадастре", постановления Правительства РФ
от 28 ноября 2002 года N 846 "Об утверждении
Положения об осуществлении государственного
мониторинга земель", от 25 августа 1999 года N 945
"О государственной кадастровой оценке земель",
Закон Оренбургской области "Об областной целевой
программе "Создание системы государственного
земельного кадастра и управления
земельно-имущественным комплексом на территории
Оренбургской области на 2005 - 2007 годы"
Заказчики Комитет по управлению имуществом г.Орска, Восточный
территориальный отдел Управления Роснедвижимости по
Оренбургской области
Основные разработчики Комитет по управлению имуществом г.Орска, Восточный
территориальный отдел Управления Роснедвижимости по
Оренбургской области
Исполнители Юридические лица, имеющие лицензию на данный вид
работ, расположенные на территории Российской
Федерации, прошедшие конкурсный отбор
Основная цель Создание системы государственного земельного
кадастра и учета объектов недвижимости
Основные задачи Обеспечение эффективного использования земли и иной
недвижимости, вовлечение их в оборот и
стимулирование инвестиционной деятельности на рынке
недвижимости в интересах удовлетворения
потребностей общества и граждан;
Обеспечение пополнения доходной части
муниципального бюджета; Проведение разграничения
государственной собственности на землю на
собственность муниципального образования города
Орска, повышение эффективности использования земли,
обоснованное установление платы за землю, создание
условий для увеличения социального инвестиционного
и производственного потенциала земли.
Мероприятия Инвентаризация земель (в том числе, создание
электронной карты, опорной межевой сети и
ортофотопланов), разграничение государственной
собственности на землю, государственная кадастровая
оценка земель (актуализация), Разработка
подпрограммы в соответствии с подпрограммой
"Создание системы кадастра недвижимости (2006 -
2011 годы)" ФЦП "Создание автоматизированной
системы ведения государственного учета объектов
недвижимости (2002 - 2007 годы)"
Срок реализации 2006 - 2007 годы
Объемы 57,154 млн. руб.
финансирования
Ожидаемые конечные Планомерная и последовательная реализация
результаты государственной политики по рациональному
использованию земли и иной недвижимости, активному
вовлечению ее в хозяйственный оборот и
стимулированию инвестиционной деятельности на рынке
недвижимости.
Увеличение поступлений земельного налога и арендной
платы за землю в бюджеты всех уровней.
Создание системы ведения государственного
земельного кадастра и учета объектов недвижимости
на уровне муниципального образования город Орск.
Создание системы управления и регулирования
земельных и имущественных отношений.
Проведение разграничения государственной
собственности на землю на собственность
муниципального образования город Орск.
Подготовка кадров в области управления
недвижимостью, ведения государственного земельного
кадастра и учета недвижимости.
Обеспечение государственной защиты прав
собственников, владельцев, пользователей землей.
Введение
Программа разработана во исполнение постановления Правительства РФ от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирование и регулирование земельных имущественных отношений", постановления Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 560 об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)", Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", постановлений Правительства РФ от 28 ноября 2002 года N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель", от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Закона Оренбургской области "Об областной целевой программе "Создание системы государственного земельного кадастра и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005 - 2007 годы".
1. Обоснование разработки программы
Программа предусматривает создание и функционирование системы государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости на территории муниципального образования как государственной информационной структуры, которая обеспечит становление земельных отношений, основанных на различных формах собственности на землю, и поддерживает функционирование современного механизма общественного производства. Кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит обеспечить ведение государственного земельного кадастра на современном техническом и технологическом уровнях, будет способствовать увеличению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней, защите прав граждан и юридических лиц на землю, обосновывать установление правового режима пользования земельными участками (сервитуты, обременения), принимать более эффективные решения на всех уровнях, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю.
2. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия программы (приложение 1) направлены на решение конкретных задач по эффективному использованию земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
2.1. Инвентаризация земель и разграничение государственной собственности на землю.
Инвентаризация земель населенных пунктов проводится с целью создания основы для ведения государственного земельного кадастра, разграничения земель, обеспечения регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды), увеличения поступлений от платежей в доходную часть бюджетов различных уровней.
Работы по инвентаризации земель составляют комплекс мероприятий:
Аэрофотосъемка
Создание ортофотопланов на населенные пункты
Создание опорной межевой сети
Сбор и систематизация существующих планово-картографических и других материалов
Получение инвентаризационного плана
Составление списков пользователей земли
Создание электронной карты муниципального образования г.Орск
Создание автоматизированной информационной системы управления земельно-имущественным комплексом.
В настоящее время аэрофотосъемка выполнена практически на весь город. Ортофотопланы созданы на территорию города площадью 20825 га. Площадь, на которую необходимы ортофотопланы (селитебные и внеселитебные территории, исключая сельскохозяйственные земли) составляет 26507 га. Не охвачены северные (пос.Строителей, пос.Круторожино) и южные участки города (частично - Джанаталап, Новая Биофабрика), а также сельские населенные пункты.
По материалам аэрофотосъемки и инвентаризации земель будут созданы:
1) планово-картографические материалы масштаба 1:2000 на город - 26507 га;
2) ортофотопланы на сельские населенные пункты в составе муниципального образования (Новоказачий, Крыловка, Урпия, Тукай, Ударник) - 994 га.
Опорная межевая сеть создается в населенном пункте для обеспечения требуемой точности определения площади земельных участков, удешевления стоимости работ по межеванию земель и необходима для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Работы по созданию опорной межевой сети на сегодняшний день выполнены, но требуется ее сгущение в соответствии с "Основными положениями об опорной межевой сети". Из расчета 4 знака на 1 кв. км необходима закладка ~ 400 пунктов.
Инвентаризация земель города проводилась в два этапа: 1) 1993-99 г.г. - были проинвентаризированы земли жилой и общественной застройки (1034 квартала) и земли промышленности (25 кварталов) на площади 8680 га. В настоящее время необходима актуализация полученных сведений, поскольку произошли существенные изменения и границ участков, и пользователей, особенно в зоне производственной застройки.
Общее количество кварталов - 2201. Необходимо выполнить инвентаризацию 1119 оставшихся кварталов, из них: 640 кварталов жилой зоны (частный сектор), 165 - производственной, 314 - зоны сельхозиспользования, а также квартала рекреационной зоны (городские леса, парки, водные объекты), земель общего пользования, инженерной и транспортной инфраструктуры и пр.
2) 2002-2005 г.г. - проводилась инвентаризация земель сельхозиспользования. Проинвентаризировано 23 квартала: 10 - бывшая а/ф. "Заречная", 13 - Биофабрика на площади 25640 га. Программой предусматривается проведение инвентаризации сельхозземель, находящихся в ведении города, общей площадью 36889 га.
Кроме того, некоторые данные о земельных участках и землепользователях внесены в ЕГРЗ по результатам межевания. Площадь крупных землепользований, сведения о которых внесены в ЕГРЗ, составляет 3645 га.
Площадь земельных участков, имеющиеся ЕГРЗ сведения о которых недостаточны для их однозначной характеристики либо отсутствуют, составила 26382 га.
В целях инвентаризации земель необходимо собрать, изучить и проанализировать землеотводные, планово-картографические материалы, генеральные планы, планы застройки, исполнительные съемки законченного строительства, декларации о фактах использования земельных участков и другие материалы. Затем на рабочий инвентаризационный план наносятся по собранным документам границы участков землепользования и составляются поименные списки.
Далее проводятся:
обследование на местности границ землепользования, проверка имеющихся у землепользователей документов, подтверждающих право на землю;
нанесение на план уточненного местоположения границ;
составление единого на квартал акта с отражением фактов самовольного занятия земель, случаев нерационального использования земель и спорных границ;
нанесение результатов обследования на планово-картографический материал, вычисление площадей участков землепользования;
составление ведомости сравнения результатов вычисления с учетными данными, списка землепользователей без оформления права на землю или с просроченными правами, списков самовольного занятия земель, земель, не используемых или используемых не по целевому назначению, занесение результатов инвентаризации в автоматизированный банк данных.
На 2006-2007 годы запланировано провести комплекс работ по инвентаризации, включающий в себя:
1) Внесение изменений в сведения, полученные в ходе инвентаризации земель, проводимой в 1993-99 г.г. (I этап).
2) инвентаризацию земель города, которые ранее не инвентаризировали, из них:
- 1253 га жилой застройки (II этап)
- 3586 га производственной застройки (III этап)
- 15686 га земель сельскохозяйственного использования, в том числе и земли хозяйств: АО "Первомайское", АО "Прогресс", А/Ф. "Поста", с.Ора и прилегающие земли, АОЗТ "Садовод".
3) инвентаризация сельхозземель, находящихся в ведении города и земель садоводческих товариществ общей площадью 19177 га, в том числе:
- 1480 га - АОЗТ "Садовод",
- 969 га - АО "Первомайское",
- 982 га - АО "Прогресс",
- 1430 га - А/Ф. "Поста",
- 1747 га - АО "Тукай",
- 1249 га - АОЗТ "Ударник",
- 8708 га - ЗАО "Луч",
- 2612 га - с.Ора и прилегающие земли.
Материалы инвентаризации используются в полном объеме при разграничении государственной собственности на землю. Комплекс организационных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю включает в себя подготовку, сбор, экспертизу, согласование, утверждение перечней и регистрацию права собственности на земельные участки, в том числе незастроенные, на которые в установленном порядке возникает право собственности у муниципального образования.
Указанный комплекс мероприятий сопровождается проведением землеустроительных работ, в состав которых входят анализ правоустанавливающих документов, подбор планово-картографических материалов, составление плана земельного участка, вычисление площадей земельных участков (при необходимости проведение работ по межеванию).
Заключительными этапами по формированию государственной собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности муниципального образования, являются государственная регистрация права собственности муниципального образования в установленном законом порядке и учет их в реестре муниципального имущества.
За 2003 - 2005 годы выполнены землеустроительные работы на 215 муниципальных объектов, из них: 122 - объекты МУП "Орскводоканал", 13 - школы, 80 - многоэтажные жилые дома.
На 2006 - 2007 годы планируется выполнить землеустроительные работы по оставшимся 3705 объектам, из них 2491 объект жилого фонда, 1134 объекта нежилого фонда, в том числе:
- 540 объектов нежилого фонда, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий;
- 353 объекта нежилого фонда, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений;
- 202 объекта нежилого фонда, переданных в пользование юридическим и физическим лицам по договорам аренды;
- 39 объектов нежилого фонда, переданных в пользование юридическим и физическим лицам по договорам безвозмездного пользования.
2.2. Кадастровая оценка земель.
Платное землепользование и регулирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Опыт оценочных работ, проведенных в других областях, показывает, что осуществление работ по оценке земель позволяет увеличить бюджетные поступления от земельного налога и арендной платы за землю.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель позволяет создать механизмы, обеспечивающие проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, повысить эффективность управления земельными ресурсами, вовлечь землю в хозяйственно-экономический оборот и, таким образом, добиться увеличения доходной части бюджетов всех уровней.
Результатом работ по государственной кадастровой оценке земель является получение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Введение новой системы налогообложения земель требует не только полного завершения оценочных работ, и согласования и утверждения, но и проведения комплекса мероприятий по актуализации сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения, установления конструктивного порядка взаимодействия между учреждениями по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой и налоговой службами.
Результаты кадастровой оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
В муниципальном образовании город Орск проведена кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, земель поселений, земель промышленности. В 2005 году выполнены работы по подготовке сведений для исчисления земельного налога на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Для выполнения работ по кадастровой оценке земель поселений использовались данные 2000 - 2001 годов. В последние годы произошло некоторое изменение факторов, использованных при расчете кадастровой стоимости земель поселений, таких как транспортная доступность (появление маршрутного такси), уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания (строительство новых магазинов, торговых центров, закрытие детских дошкольных учреждений), обеспеченность инженерными коммуникациями (реконструкция, строительство новых), новое жилищное и иное строительство. Кроме того, в результате появления новой информации на рынке недвижимости, изменился базовый удельный показатель кадастровой стоимости, который был рассчитан по сделкам с земельными участками, в виду чего необходима актуализация кадастровой оценки земель поселений и других категорий земель.
3. Разработка подпрограммы в соответствии с подпрограммой
"Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)"
Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)"
В 2007 году планируется разработка подпрограммы настоящей программы в соответствии с подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", включающей в себя мероприятия по созданию инфраструктуры пространственных данных, инвентаризации технических архивов, создании инфраструктуры кадастрового учета.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в муниципальном бюджете, (приложение 1).
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Социально-экономическая эффективность Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить планомерную и последовательную реализацию государственной политики по рациональному использованию земли, активному вовлечению ее в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости.
Эффективность от проведения работ по инвентаризации земель наглядно выражена в сравнении экономических показателей по годам.
1991 - 1997 г.г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Затраты на проведение работ по инвентаризации |
7785 тыс. руб. | 4786 тыс. руб. |
2397 тыс. руб. |
434 тыс. руб. |
135 тыс. руб. |
2446 тыс. руб. |
|
Поступление в бюджет дохода от земельного налога и арендной платы (фактическое) |
4,2 млн. руб. |
11,4 млн. руб. (начислено 27,0 млн. руб.) |
135,4 млн. руб. |
152,3 млн. руб. |
264,5 млн. руб. |
Как видно из примера, после проведения инвентаризации земель платежи за землю значительно увеличились.
Прямой экономической выгодой следует считать прирост дополнительных поступлений от платы за землю за счет:
нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков, выявленных в результате инвентаризации;
увеличения арендной платы при уточнении целевого назначения земель;
увеличения платежей за счет новой системы налогообложения на основе кадастровой стоимости;
уточнения площадей земельных участков;
продаже прав аренды земель, выявленных в результате инвентаризации нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков;
продажи и аренды земельных участков, отнесенных к собственности муниципального образования города Орска при разграничении государственной собственности на землю.
Кроме того, выполнение работ по инвентаризации обеспечивает гарантии прав собственности и иных вещных прав на землю, социальную и экономическую защищенность населения (значительная часть расходов по оформлению землеотводных документов осуществляется за счет муниципальных средств).
Материалы инвентаризации входят в комплекс мероприятий по созданию системы государственного земельного кадастра и учету объектов недвижимости, являются основой для проведения данных мероприятий. В полном объеме они используются при разграничении государственной собственности на землю, при землеустройстве, а также при проведении кадастровой оценки земель.
В результате разграничения земель появится возможность реализации полноценных договорных отношений с землепользователями, возможность защищать интересы землепользователей в судах, увеличение поступления платежей от аренды и продажи муниципальных земель.
Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно само по себе не только сточки зрения# более обоснованного взимания налоговых платежей, но и для пополнения муниципального бюджета.
Мероприятия по созданию государственного земельного кадастра и учету объектов недвижимости обеспечит управление земельными ресурсами на более качественном уровне, эффективное использование земли, вовлечение ее в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, что в свою очередь обеспечит увеличение доходной части бюджетов всех уровней (приложение 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.