Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Типовое положение
о муниципальном образовательном учреждении
дополнительного образования детей "Детская школа искусств"
и о муниципальном образовательном учреждении
дополнительного образования детей "Детская художественная школа"
и типовых штатах детских музыкальных и художественных школ
I. Общие положения
Школа является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет в сфере искусства и культуры, которое реализует образовательные программы, ориентированные на получение обучающимися начального художественно-эстетического образования.
Школы в зависимости от образовательных программ подразделяются на:
- школы искусств, реализующие образовательные программы в различных видах искусства;
- музыкальные школы, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства;
- художественные школы, реализующие образовательные программы в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность школ, функционирующих в форме муниципальных учреждений.
1.2. Деятельность школ основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единство культурного и образовательного пространства страны, сохранение и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- доступность образования, дифференциация образовательных программ по уровням и особенностям эстетического развития и подготовки обучающихся;
- светский характер образования.
1.3. Школа решает следующие задачи:
- выявляет и проводит отбор детей, имеющих склонности и способности к обучению в данной (избранной) области искусства;
- организует систематический учебный процесс, создает необходимые условия для личного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей;
- содействует профессиональной ориентации одаренных учащихся и обеспечивает освоение ими образовательной программы школы по избранному виду искусства для поступления в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства;
- формирует у учащихся в процессе обучения умение приобретать и творчески применять полученные знания и навыки.
1.4. В Школах не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).
1.5. В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, настоящим положением и уставом школы.
1.6. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в школе, определяется уставом школы.
II. Организация школы
2.1. Школа создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Учредителем школы является администрация города Орска.
2.3. Учредительными документами школы, зарегистрированной как образовательное учреждение, является устав школы. Отношения между учредителем (учредителями) и школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Школа является юридическим лицом, имеет устав, лицевые счета, которые ведутся финансовым управлением администрации г. Орска, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Права юридического лица возникают у школы с момента ее государственной регистрации.
2.5. Порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации школ устанавливается законодательством Российской Федерации.
2.6. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у школы с момента выдачи ей лицензии.
2.7. Школа проходит аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Целью и содержанием аттестации школы является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.
Аттестация проводится по заявлению школы один раз в пять лет. Аттестация школ проводится соответствующими государственными органами управления образования совместно с органами управления культуры. Для проведения аттестации школа представляет в соответствующий государственный орган перечень документов, определяемый Минобразованием России.
В состав аттестационной комиссии школ должны включаться представители органов управления культуры, образовательных учреждений культуры и искусства, творческие работники и специалисты учреждений культуры и искусства.
2.8. Школа проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое школе, подтверждает ее государственный статус (тип, вид и категорию образовательного учреждения), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.
2.9. Школа может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения. Филиалы школы искусств проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование, аттестацию и аккредитацию филиалы проходят в установленном порядке.
2.10. Школа самостоятельно определяет структуру управления деятельностью школы. Директор самостоятельно утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работникам учреждения на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и в соответствии с решением, принятым Орским городским Советом депутатов "О порядке оплаты труда и условий применения стимулирующих компенсационных выплат работникам муниципальных учреждений культуры".
2.11. Школе обеспечивается защита ее прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержка органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе финансовая.
2.12. Органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в образовательную деятельность школы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств школы.
При реорганизации (изменения статуса) школы ее устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
2.13. Ликвидация школы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
III. Основы деятельности школы
3.1. Школа имеет право:
- самостоятельно формировать контингент учащихся в пределах оговоренной лицензией квоты, выделенных бюджетных ассигнований и привлеченных средств;
- проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся и выпускников;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать отделения, структурные подразделения школы, а также в установленном порядке открывать филиалы и представительства;
- образовывать и вступать в созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательные объединения (ассоциации и союзы);
- устанавливать в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса прямые связи с другими организациями, в том числе иностранными;
- участвовать в реализации целевых программ в сфере образования, культуры и искусства;
- осуществлять международную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществлять другие функции, отнесенные к компетенции школы искусств.
3.2. Школа обязана:
- надлежащим образом выполнять функции, определенные ее уставом в соответствии с требованиями законов и иных нормативных правовых актов;
- реализовывать в полном объеме образовательные программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
- обеспечивать надлежащее качество реализуемых образовательных программ;
- составлять расписание занятий по представлению преподавателей с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
- разрабатывать учебно-методические материалы для совершенствования образовательного процесса;
- использовать формы, методы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- создавать необходимые условия для работы по образовательным программам;
- создавать наиболее благоприятный режим труда и отдыха;
- осуществлять меры социальной защиты работников и учащихся;
- осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования, своих работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- гарантировать соблюдение прав и свобод учащихся и работников школы.
3.3. Школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности в соответствии с уставом школы, учетом запросов детей и потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
3.4. Школа может быть базой производственной практики для средних и высших профессиональных учебных заведений культуры и искусств, при этом содержание практики студентов должно способствовать творческому развитию учащихся школы.
3.5. Школа по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями и организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации по профессии.
IV. Организация учебного процесса в школе
4.1. Образовательный процесс школы имеет строго определенные временные рамки; образовательные программы школы рассчитаны не менее, чем на 3 - 5 лет (класса) обучения, а в музыкальных школах - не менее, чем на 5 - 7 лет (классов).
4.2. Школы реализуют следующие виды образовательных программ:
- общеэстетические (раннего эстетического развития);
- общего художественного образования;
- допрофессиональной подготовки, предназначенные для получения начальных профессиональных знаний и навыков и являющиеся основой для поступления в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства.
4.3. Примерные учебные планы и программы допрофессиональной подготовки для школ утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.
4.4. Содержание образования в школе определяется образовательными программами, рабочими учебными планами и программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно.
4.5. Образовательный процесс в школе регламентируется учебными планами, графиком учебного процесса и расписанием занятий.
4.6. В школе проводятся следующие виды учебных занятий и мероприятий по внеклассной работе:
- индивидуальные и групповые учебные занятия обучающихся с преподавателем (уроки);
- предусмотренные учебными планами и программами формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (контрольные уроки, зачеты, академические концерты, экзамены, просмотры, выставки, спектакли, отчетные концерты и др.);
- просветительные концерты, лекции, беседы, театральные постановки, выставки, выступления, организуемые школой для населения и организаций;
- внеурочные мероприятия для обучающихся, организуемые школой: посещение концертов, театров, музеев, выставок; встречи обучающихся с представителями творческих организаций, деятелями искусства; классные концерты.
4.7. В школе ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов обучения детей. Для этих целей в школе создается методический совет, порядок работы которого определяется уставом школы.
V. Участники образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса школы являются дети, как правило, до 18 лет, работники, занятые педагогической деятельностью, родители (законные представители учащихся).
5.2. Прием детей в школу проводится по заявлению детей или их родителей (законных представителей). Для поступающих в школу проводится проверка способностей в данной (избранной) области искусств.
При приеме детей администрация школы обязана ознакомить их и (или) родителей (законных представителей) с уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
5.3. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей) и работников школы определяются законодательством Российской Федерации, иными нормативными и правовыми актами и уставом школы.
5.4. К педагогической деятельности в школе допускаются лица, имеющие соответствующее высшее или среднее профессиональное образование.
5.5. Отношения работника школы и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
5.6. Педагогические работники школы имеют право на:
- участие в управлении школой;
- защиту профессиональной чести и достоинства;
- повышение своей квалификации, для чего администрация создает необходимые условия;
- свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умения обучающихся;
- аттестацию для присвоения квалификационной категории;
- сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- другие социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.
5.7. Рабочее время работника, занятого педагогической деятельностью в школе, определяется расписанием занятий, утверждаемым администрацией.
VI. Управление и руководство школой
6.1. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления в школе являются общее собрание, педагогический совет, методический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом школы.
6.2. Непосредственное управление деятельностью школы осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
6.3. Учредитель школы утверждает устав и изменения в уставе, назначает на должность и освобождает от должности руководителя школы, осуществляет контроль за соответствием деятельности школы законодательству РФ, уставным целям и принципам.
6.4. Директор школы в соответствии с уставом и в пределах своей компетенции действует без доверенности от имени школы, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжается имуществом школы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдаст доверенности, открывает лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета, планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы школы, несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников, утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним, обеспечивает рациональное использование финансовых средств, представляет школу в государственных, муниципальных и общественных органах и организациях, несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
VII. Имущество и средства школы
7.1. За школой в целях обеспечения ее деятельности собственником закрепляются здания, имущественные комплексы, музыкальные инструменты, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.
Земельные участки закрепляются за муниципальной школой в бессрочное безвозмездное пользование. Имущество, закрепленное за школой, находится в оперативном управлении этой школы. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней правом оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельных участков, закрепленных за школой, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7.2. Школа вправе сдавать в аренду закрепленное за ней имущество только по согласованию с собственником - комитетом по управлению имуществом администрации г.Орска и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Доходы, полученные от спонсорских и иных поступлений, а также доходы от собственной деятельности и приобретение за счет этих доходов имущества поступают в самостоятельное распоряжение учреждений.
VIII. Финансирование и организация бухгалтерского учета школы
8.1. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:
- бюджетные средства;
- имущество, переданное школе собственником (или уполномоченным им органом);
- добровольные целевые средства родителей на ведение уставной деятельности;
- средства, полученные от предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также от оказания других видов услуг;
- добровольные пожертвования, спонсорские вклады, дары физических и юридических лиц, а также средства, полученные по завещаниям;
- доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
- другие источники в соответствии с законодательством РФ.
Школа самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами в строгом соответствии с их целевым назначением, согласно утвержденной финансовым управлением сметой расходов.
8.2. Финансирование производится по следующим статьям:
- оплату труда работников (преподавателей, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет;
- начисления на оплату труда;
- оплата льгот по коммунальным услугам проживающим в сельской местности в соответствии с федеральным и областным законами;
- методическая литература;
- транспортные услуги, включая командировочные расходы (проезд, проживание, суточные, наем транспорта, проездные билеты);
- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, отопление, водоснабжение, газ, текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, содержание в чистоте зданий, сооружений, имущества и прочие аналогичные расходы);
- прочие услуги (включая вневедомственную охрану и пожарную сигнализацию, страхование автомобилей и другие услуги);
- комплектование библиотечных фондов;
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (подготовку концертных программ, организацию конкурсов и фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления программ, номеров, художественных экспозиций;
- оснащение школы современными техническими средствами, мебелью, оборудованием, музыкальными инструментами, нотной литературой, канцелярскими и хозяйственными товарами, ГСМ;
- другие затраты, связанные с основной деятельностью школы.
8.3. Школа отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств и имущества учреждения. При недостаточности денежных средств по обязательствам школы отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
8.4. Деятельность школы финансируется из бюджета города в соответствии с законодательством.
8.5. Школа может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки, финансируемых из бюджета, образовательных программ:
- обучение дошкольников в группах раннего эстетического развития;
- обучение детей в подготовительных группах для подготовки к образовательному процессу в школе;
- обучение школьников по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- занятия с детьми по углубленному изучению предметов;
- репетиторство;
- другие образовательные услуги, направленные на всестороннее гармоничное развитие личности.
Виды и формы платных дополнительных образовательных услуг определяются в соответствии с действующим законодательством РФ, настоящим положением, договором с учредителем, уставом школы.
Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств.
8.6. Школа имеет право реализовывать сопутствующие услуги, связанные с ее образовательной деятельностью:
- прокат музыкальных инструментов;
- проведение платных концертов, спектаклей, выставок, творческих вечеров и других культурно-просветительных мероприятий для населения и организаций;
- другие сопутствующие услуги.
8.7. Доход от деятельности, указанной в п. 8.5, 8.6 расходуется данной школой согласно сметы на обеспечение и развитие школы, в том числе и на оплату труда, оказание материальной помощи и единовременного премирования. Данная деятельность к предпринимательской не относится.
8.8. К предпринимательской деятельности школы относятся:
- оказание посреднических услуг;
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, являющегося собственностью школы.
8.9. Доходы от предпринимательской деятельности школы подпадают под налогообложение согласно законодательству РФ в области предпринимательской деятельности. Учредитель вправе запретить предпринимательскую деятельность школы, если она наносит ущерб основным видам деятельности.
8.10. Организация бухгалтерского учета в школе осуществляется в соответствии с федеральным законом и нормативными документами органов местного самоуправления.
IX. Типовые штаты
9.1. Штатное расписание школы формируется согласно типовым штатам и объемным показателям (приложения N 1, 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.