Во исполнение настоящего соглашения, издано распоряжение Главы города Орска Оренбургской области от 29 декабря 2008 г. N 5856-р
См. областную целевую программу содействия занятости населения Оренбургской области на 2009 - 2011 годы, утвержденную Законом Оренбургской области от 1 ноября 2008 г. N 2558/530-IV-ОЗ
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители сторон: администрация г. Орска (далее Администрация), объединение работодателей (далее Работодатели) и объединение профсоюзов (далее Профсоюзы), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь нормами действующего законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, на основе практического взаимодействия и развития социального партнерства в целях создания благоприятных условий для экономического развития г. Орска, обеспечения социальной и правовой защиты гарантий населения города заключили настоящее Соглашение.
Соглашение является правовым актом, устанавливающим основные принципы регулирования социально-трудовых отношений в г. Орске и связанных с ними вопросов социально-экономической политики.
Стороны рассматривают настоящее Соглашение как основу для переговоров при заключении коллективных договоров в организациях всех форм собственности и не ограничивает право трудовых коллективов в расширении социальных гарантий и льгот.
Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в пределах своих полномочий участвуют в выполнении генерального и регионального Соглашений между органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзами соответствующих уровней.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до подписания нового.
С учетом вышеизложенного стороны обязуются:
1. В области экономической политики
Администрация:
1.1. Принимать эффективные меры по выполнению принятых экономических и социальных программ, осуществлять контроль и гласность за целенаправленным использованием выделяемых средств, привлекать дополнительные источники финансирования.
1.2. Обеспечивать защиту и поддержку местных товаропроизводителей на рынке товаров и услуг. Размещать муниципальные заказы на производство социально-значимой продукции в организациях всех форм собственности.
1.3. При проведении конкурсного отбора на муниципальные заказы (тендер), при выполнении равных условий договора, отдавать предпочтение орскому товаропроизводителю.
1.4. Ежеквартально осуществлять анализ и публиковать в местной печати материалы о социально-экономической ситуации в городе, об уровне инфляции и динамике изменения цен на товары и услуги, о прожиточном минимуме населения.
1.5. Принимать меры по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, по финансированию бюджетных учреждений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
1.6. Формирование социальных статей бюджета города осуществлять с учетом мнения городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
1.7. Оказывать содействие в развитии среднего и малого предпринимательства, решать проблемы об устранении административных барьеров, создании благоприятного климата для развития и увеличения количества предпринимателей, создании упрощенных порядков получения согласовательных документов и создании службы "единого окна".
1.8. Оказывать организационную, экономическую и финансовую помощь садоводческим и огородническим объединениям.
Работодатели:
1.9. Принимать меры в развитии производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом населения, хозяйственных связей, по расширению объемов оказываемых услуг населению города.
1.10. Разрабатывать программу финансового оздоровления предприятий и обеспечивать безубыточную их деятельность.
1.11. Обеспечивать разработку и реализацию коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
1.12. Информировать трудовые коллективы о хозяйственной и финансовой деятельности организации независимо от форм собственности.
1.13. Принимать меры по сохранению кадров, осуществлять своевременную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, занятых в производстве.
1.14. Содействовать включению в органы управления организаций всех форм собственности представителей профсоюзов.
1.15. Принимать меры, в соответствии с действующим законодательством, к своевременной и полной уплате налогов и платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
1.16. Ограничивать использование иностранной рабочей силы, учитывая мнение профсоюзов города. При привлечении иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности, на дополнительно создаваемые рабочие места, предусматривать использование не менее 70% местной рабочей силы.
Профсоюзы:
1.17. Способствовать стабилизации и реализации основных направлений социально-экономического развития города, повышению деловой активности работников.
1.18. Участвовать в разработке и реализации городских программ по социально-экономическому развитию города и социальной поддержке населения города.
1.19. Содействовать стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях и заседаниях профсоюзных комитетов.
1.20. Всемерно поддерживать работодателей в вопросах развития и совершенствования производства, мобилизовывать трудовые коллективы на выполнение производственных планов и программ.
1.21. Всемерно содействовать предотвращению потерь на производстве.
2. В сфере развития рынка труда и занятости населения
и обучения кадров
Администрация:
2.1. Взаимодействовать с государственной службой занятости в части содействия занятости населения, информирования населения и работодателей о ситуации на рынке труда, реализации социальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан.
2.2. Содействовать качественной подготовке и заключению соглашений, договоров на подготовку и переподготовку рабочих кадров в организациях города независимо от форм собственности.
2.3. Организовывать совместно с государственной службой занятости за счет средств местного и федерального бюджетов проведение временных работ по благоустройству города по договорам с муниципальными предприятиями и организациями других форм собственности с участием безработных граждан и несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет в свободное от учебы время.
2.4. Разрабатывать и организовывать систему стимулирования работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места.
2.5. Поддерживать и развивать систему учреждений начального профессионального образования в городе. Проводить политику по социальной защите, обеспечению условий для закрепления молодых рабочих в отраслях экономики города.
Работодатели:
2.6. Предоставлять по запросам Администрации и Профсоюзов информацию о планах реформирования, ликвидации, перебазирования предприятий и организаций.
2.7. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по организации обучения на производстве и через систему учебных заведений.
2.8. Обеспечивать включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение числа рабочих мест, объемов производства, предоставлять льготы и компенсации высвобождаемым работникам, в том числе возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.9. Проводить предварительные консультации со службой занятости и профсоюзными комитетами предприятий о предстоящем высвобождении работников и их трудоустройстве с учетом имеющихся вакансий.
2.10. Обеспечивать преимущественное право трудоустройства уволенных по сокращению штатов работников в случае появления вакансий.
2.11. Содействовать проведению государственной политики занятости на основе:
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (соблюдение установленной квоты согласно Закону "О квотировании рабочих мест");
- трудоустройства определяемых органами местного самоуправления категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- содействия организации временных рабочих мест под оплачиваемые общественные работы и временное трудоустройство граждан на условиях софинансирования;
- предоставления государственной службе занятости информации о наличии вакантных рабочих мест и по запросу государственной службы занятости информации, необходимой для разработки программ занятости населения, включающей в себя параметры, характеризующие состояние занятости населения или непосредственно оказывающие влияние на нее.
При угрозе массового высвобождения (Постановление Правительства РФ N 99 от 5.02.1993 г.) принимать согласованные с профсоюзом меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих высвобождению (приостановление приема, перевод на режим неполного рабочего времени и т.п.), с соблюдением норм трудового права.
Профсоюзы:
2.12. Осуществлять контроль за реализацией работодателями мероприятий коллективных договоров в решении вопросов найма, увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников.
2.13. Участвовать в работе городского координационного комитета содействия занятости, в разработке мероприятий, направленных на реализацию городской программы занятости населения, а также в работе комиссий, создаваемых в организациях и на предприятиях в связи с их банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией и т.п.
2.14. Оказывать практическую и методическую помощь первичным профсоюзным организациям в работе по заключению коллективных договоров, включению в них мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставления им льгот, компенсаций, сверх установленных законодательством.
2.15. Вносить предложения о перенесении сроков или временном прекращении массового высвобождения работников.
2.16. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам трудового законодательства, занятости и другим социальным вопросам.
3. В области оплаты труда, доходов, уровня жизни
и социальной защиты населения
Администрация:
3.1. Принимать нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, по согласованию с координационным советом профсоюзов города.
3.2. Сохранять, с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению города, в соответствии с программой государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Оренбургской области.
3.3. Не допускать закрытия, перепрофилирования, передачи организациям помещений медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений под другие цели.
3.4. Не допускать перепрофилирования передаваемых муниципалитету объектов соцкультбыта, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых орчан.
3.5. Способствовать сохранению объектов историко-культурного наследия города.
3.6. Вносить предложения на рассмотрение городского Совета депутатов по льготным условиям налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ и по арендной плате для организаций образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, спорта и прочих социально-значимых услуг, оказываемых населению.
3.7. Обеспечивать организацию бесперебойного функционирования городской инфраструктуры (систем тепло-, газо-, водо-, электроснабжения, водоотведения, средств связи и др.).
3.8. Принимать необходимые меры по улучшению работы общественного транспорта, согласовывать с предприятиями города, председателями ассоциаций садоводов графики движения общественного транспорта, в том числе маршрутных автобусов.
3.9. Обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, не реже двух раз в месяц, отпускных и ежемесячных компенсаций за методическую литературу педагогическим работникам города, в том числе учреждений социальной защиты населения.
Осуществлять контроль за выплатой заработной платы на предприятиях всех форм собственности в сроки, предусмотренные ТК.
3.10. Содействовать в оформлении документов на предоставление субсидии на частичную компенсацию оплаты жилья и коммунальных услуг малоимущим семьям в соответствии с действующим законодательством.
3.11. Осуществлять контроль за обязательным соблюдением норм действующего законодательства в области регулирования тарифов жилищно-коммунального комплекса перед принятием решения по их утверждению. Разрабатывать мероприятия, направленные на снижение издержек жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания.
3.12. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города.
3.13. Способствовать привлечению денежных средств на предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья для граждан города в пределах предусмотренных бюджетом ассигнований, содействовать дальнейшему развитию ипотечного кредитования.
3.14. Проводить культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, продолжать строительство детских дворовых площадок, способствовать сохранению и развитию сети детско-юношеских спортивных школ в городе, содействовать организации оздоровительного отдыха детей и подростков.
Администрация и работодатели совместно:
3.15. Принимать действенные меры для обеспечения выплаты работодателями прозрачной заработной платы, исключения выплат денежных вознаграждений по "серым" и "черным" схемам.
3.16. С целью реализации статьи 133 ТК в течение двух лет довести размер минимальной оплаты труда работников предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности до уровня:
- в 2007 г. - не менее 80% прожиточного минимума;
- в 2008 г. - не менее 90% прожиточного минимума;
- в 2009 г. - не менее 100% прожиточного минимума, установленного на территории Оренбургской области.
Работодатели:
3.17. Своевременно выплачивать заработную плату работникам в денежном выражении в сроки, установленные законодательством и коллективным договором.
3.18. Предусматривать в коллективных договорах по согласованию с профсоюзными комитетами (представителями работников) льготы и гарантии, повышающие уровень доходов.
3.19. Своевременно и в полном объеме перечислять средства в государственные и внебюджетные фонды и профсоюзные членские взносы в установленном законодательством порядке.
3.20. Оказывать материальное и финансовое содействие своим работникам для строительства жилья, по мере возможности.
3.21. Обеспечивать хозяйственное содержание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и учреждений.
3.22. Принимать участие в финансировании спортивных и культурно-массовых мероприятий. Создавать условия для организации отдыха работников, оздоровления детей.
Профсоюзы:
3.23. Осуществлять контроль за начислением, выплатой в установленные сроки заработной платы, детских пособий и других социальных выплат, предусмотренных на предприятиях и в организациях, инициировать привлечение к административной ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату вышеперечисленных начислений.
3.24. Содействовать включению в коллективный договор условий, положений об оплате труда, установленных отраслевыми соглашениями, уровня реальной заработной платы не ниже прожиточного минимума и роста заработной платы в соответствии с ростом стоимости жизни, порядка индексации заработной платы в случае задержек ее выплаты.
3.25. Представлять интересы членов профсоюзов в судебных и иных органах при рассмотрении трудовых споров, жалоб, заявлений, совершенствовать и повышать эффективность работы по досудебной защите трудовых и социальных прав членов профсоюза.
3.26. Рассматривать на заседаниях профсоюзных комитетов вопросы оплаты труда, и своевременности ее выплаты, проводить проверки соблюдения законодательства об оплате труда, осуществлять общественный контроль за целевым использованием средств, предназначенных на оплату труда.
4. В целях улучшения условий, охраны труда
и экологической безопасности населения
Стороны совместно:
4.1. Осуществлять взаимодействие с органами государственного управления, надзора и контроля в сфере охраны труда и окружающей среды.
4.2. Принимать меры по проведению в организациях города аттестации рабочих мест по условиям труда и получения ими в установленном порядке сертификата безопасности.
4.3. Организовывать подготовку и проведение совместных семинаров, совещаний, круглых столов по вопросам создания оптимальных условий труда на каждом рабочем месте.
4.4. Обеспечивать информирование населения о состоянии условий труда, экологической безопасности, принимаемых мерах по обеспечению благоприятных условий окружающей среды.
4.5. Осуществлять мероприятия по организации летнего отдыха детей, в том числе из семей, особо нуждающихся в социальной защите и поддержке.
Администрация:
4.6. Способствовать созданию совместных комитетов по охране труда в организациях города в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Организовывать работу городской межведомственной комиссии по охране труда. Оказывать методическую помощь представителям организаций города.
4.8. Содействовать организациям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.9. Участвовать в реализации региональных программ оздоровления экологической обстановки Оренбургской области.
Работодатели:
4.10. Способствовать деятельности совместных комитетов по охране труда, обеспечивать условия для их эффективной работы, соблюдения нормативных и правовых актов по охране труда.
4.11. Организовывать обучение работников по охране труда и технике безопасности.
4.12. Способствовать оздоровлению экологической обстановки в городе и сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду.
4.13. Обеспечивать включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда, предусмотрев их финансирование в размере, определенном нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
4.14. Предоставлять, по возможности, дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда, в соответствии с аттестацией рабочих мест.
4.15. Обеспечивать предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюза, членам совместных комиссий по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда в соответствии с коллективными договорами.
4.16. Обеспечивать проведение медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских профилактических осмотров работников, в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров, обеспечивать выделение средств на оплату личных медицинских книжек работников, а также средств на проведение профилактических прививок работников в целях предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.
4.17. Обеспечивать за счет собственных средств выдачу сертифицированной специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и коллективным договором.
4.18. Принимать, меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и изношенного оборудования, работа на котором несет угрозу здоровью и жизни работающих, загрязнению окружающей среды.
4.19. Выделять средства на организацию санаторно-курортного лечения и оздоровления работников на условиях, оговоренных коллективными договорами, соглашениями, в т.ч. за счет средств Фонда социального страхования.
Профсоюзы:
4.20. Контролировать выполнение мероприятий по обеспечению оптимальных условий труда и состояния экологической обстановки, соблюдение норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, высвобождению женщин и несовершеннолетних работников с вредных и опасных работ в соответствии с законодательством.
4.21. Принимать участие в расследовании несчастных случаев и защищать интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.22. Взаимодействовать со службами контрольно-надзорных органов города в проведении общественного контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, применением льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
4.23. Добиваться включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда с финансированием в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, услуг или 0,7% суммы эксплуатационных расходов, в бюджетных организациях в размере 0,1% от суммы затрат на содержание организации и осуществляют контроль за ходом их выполнения.
4.24. Проводить обучение профактива по проблемам охраны труда и окружающей среды.
4.25. На паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального, медицинского и пенсионного страхования и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, и осуществлять профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
5. В сфере развития системы социального партнерства
Стороны совместно:
5.1. Создать и обеспечивать деятельность на паритетной основе орской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с положением об орской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Применять новые формы деятельности трехсторонней комиссии (выездные заседания и т.п.)
5.2. Вырабатывать документы, принимать необходимые решения, формировать предложения в сфере труда и социальных отношений, в адрес правительства Оренбургской области и Совета депутатов города и способствовать их реализации на основе взаимных консультаций.
5.3. Содействовать разработке и заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
5.4. Проводить обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
5.5. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров при условии выполнения взаимных соглашений.
5.6. Оказывать содействие в создании первичных профсоюзных организаций на предприятиях и организациях всех форм собственности, не препятствовать организации безналичной системы уплаты профсоюзных взносов, а также перечислению на счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
5.7. Организовывать проведение городских конференций, совещаний по вопросам социального партнерства.
5.8. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.9. Обеспечивать возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
Администрация:
5.10. Информировать в установленном порядке стороны Соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений и выносимых на рассмотрение администрации города.
Работодатели:
5.11. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и своевременному их разрешению.
5.12. Обеспечивать гарантии деятельности на предприятиях и в учреждениях профсоюзных организаций, их выборных органов в соответствии с действующим Трудовым кодексом и ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Не препятствовать восстановлению деятельности профсоюзных организаций и созданию профсоюзных организаций на предприятиях и в учреждениях где их нет.
5.13. В целях предупреждения социальной напряженности в трудовых коллективах руководствоваться в работе условиями отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.
5.14. Рассматривать все требования, обращения, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях и собраниях трудового коллектива и принимать решения в течение месяца.
6. Порядок реализации и контроля за выполнением Соглашения
6.1. Стороны признают настоящее Соглашение правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы согласованной социально-экономической политики в городе на 2007 - 2009 годы и, руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия.
6.2. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, которая не реже одного раза в полугодие рассматривает вопрос о ходе выполнения данного Соглашения, а также сторонами в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
6.3. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон и утверждаются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
6.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств настоящего Соглашения или решения городской трехсторонней комиссии виновная сторона несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
6.6. Соглашение открыто для подписания всеми заинтересованными объединениями работодателей и профсоюзов, не имеющих своих представителей в составе координационного совета профсоюзов города и городского объединения работодателей.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей.
6.7. Администрация г. Орска обеспечивает в месячный срок с момента подписания сторонами Соглашения его публикацию в "Орске официальном".
6.8. Данное Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждое из которых имеет одинаковую силу.
Соглашение подписали:
от администрации - глава г. Орска |
Ю.А. Берг, |
от работодателей -
координатор комиссии от работодателей |
В.В. Сидоров |
от профсоюзов -
координатор комиссии от профсоюзов г. Орска |
Т.В. Сизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между администрацией, работодателями и профсоюзами г. Орска Оренбургской области "О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2007 - 2009 годы"
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания
Соглашение одобрено на заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 18 сентября 2007 г., протокол N 3
Текст соглашения опубликован в Бюллетене нормативных актов и официальных документов "Орск официальный" от 19 октября 2007 г. N 42 (69)