Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Информация
о работе управления образования администрации города Орска
по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения
В соответствии с положением основными задачами управления образования администрации г.Орска являются:
1. Создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование и в сфере образования.
2. Обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории.
3. Охрана и защита прав несовершеннолетних на подведомственной территории путем выполнения отдельных функций органа опеки и попечительства.
Для реализации приоритетных направлений муниципального образования:
- используется программно-целевой подход к управлению. Разработаны и утверждены решением Орского городского Совета комплексно-целевые программы "Одаренные дети" (2005 - 2009 гг.), "Программа обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений (2007 - 2009 гг.)"#, "Безопасность образовательных учреждений" 2007 - 2009 гг. В стадии согласования программа патриотического воспитания, разрабатываются программы "Развитие общего образования в г.Орске" и "Школьное питание";
- разработаны и утверждены распоряжением администрации города от 22.06.2007 г. N 2048-р стандарт и показатели качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере образования;
- создана система независимой оценки качества образования (ЕГЭ, централизованное тестирование, апробация новой формы итоговой аттестации учащихся 9-х классов);
- формируются механизмы мотивации особых достижений в педагогической и управленческой деятельности. В значительной степени этому способствует реализация приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого в 2006, 2007 гг. государственную поддержку получили 6 общеобразовательных учреждений (гимназии N 1, 2, школы N 4, 15, 21, 35), активно внедряющих инновационные образовательные программы, дополнительное вознаграждение - классные руководители (1084 педагога), лучшие учителя (25 человек) и талантливая молодежь (17 человек) поощрены премиями федерального уровня. На региональном уровне лучшие учителя ежегодно поощряются премией губернатора Оренбургской области (2006 г. - 2 педагога), 11 учащихся - губернаторской стипендией. На муниципальном уровне 20 педагогов и 22 учащихся за высокие личностные и учебные достижения награждены премией главы города. 48 школ подключены к широкополосной сети Интернет;
- создано нормативно-правовое обеспечение деятельности. Подготовлены управлением образования и утверждены Орским городским Советом депутатов в 2006 г. 7 решений, в 1 полугодии 2007 г. - 4. Среди них: "О внесении изменений и дополнений в решение Орского городского Совета депутатов от 27.10.2004 г. N 473 "О городской комплексно-целевой программе "Одаренные дети" (2005 - 2009 гг.) (январь); "О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 10.05.2006 г. N 9-122/121 "Об утверждении муниципальной программы по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений на 2007 - 2010 годы" (март); "О порядке оплаты за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (май), "Об установлении родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".
1. Создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование и в сфере образования.
С целью создания условий для жизнедеятельности образовательных учреждений, обеспечения их безопасности (пожарной, антитеррористической, технической, санитарно-эпидемиологической и др.) управлением образования проделана определенная работа:
- плановая установка автоматической пожарной сигнализации (АПС) (2006 г. - 12, план на 2007 г. - 22). В результате АПС имеют 21 ОУ (17% от общего количества ОУ);
- выполнение противопожарных мероприятий;
- приобретение учебного оборудования, ученической мебели в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
- проведение текущих и капитальных ремонтов. В рамках социального партнерства в 2006 году произведен капитальный ремонт в 7 образовательных учреждениях (школы N 1, 31, 40, 56, 88, ДОУ N 17, 91). В 2007 году предприятиями города оказывается помощь школам N 2, 15, 21, 28, 40, 53, 63, ДОУ N 17. Выполнение ремонтных работ направлено на обеспечение успешной подготовки всех учреждений образования к новому учебному году;
- укрепление антитеррористической защищенности учреждений образования (установка кнопок тревожной сигнализации, восстановление ограждения и др.).
К современному учреждению образования предъявляются особые требования по соблюдению лицензионных нормативов, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности.
Процесс лицензирования образовательных учреждений г.Орска в 2006/07 учебном году способствовал приведению условий осуществления образовательного процесса в соответствие с государственными и региональными требованиями, а именно: завершению формирования нормативно-правовой базы ОУ (регистрация уставов ОУ, внесение изменений и дополнений в устав, оформление закрепления имущества, земли и др.); обеспечению безопасных условий пребывания в ОУ (приведение ОУ в соответствие со строительными, санитарно-гигиеническими, противопожарными нормами и правилами); укреплению материально-технической базы (приобретение специального лабораторного оборудования, компьютерной техники, учебно-методической литературы); улучшению кадрового состава образовательных учреждений (повышение образовательного ценза педагогических работников).
На 1.08.2007 г. из 130 учреждений г.Орска имеют лицензию 125 муниципальных учреждений, что составляет 97% от общего количества учреждений образования. Закончился срок действия прежней лицензии средних школ п.Мирный, N 39, ДЮСШОР - 1, ДОУ N 91. В течение 2006/07 учебного года пролицензированы 6 ОУ, из них 5 школ, 1 УДО.
Модернизация образования предполагает более активное включение в процесс обновления образования органов государственно-общественного управления. На 1.06.2007 г. органы государственно-общественного управления в ОУ города представлены следующим образом: 116 родительских комитетов, 85 советов учреждения, 15 ассоциаций выпускников, 49 советов старшеклассников, 51 совет педагогов-ветеранов, 13 советов молодых педагогов, 20 попечительских советов.
Их целенаправленное воздействие позволяет обеспечить оптимальное, непрерывное, динамичное функционирование каждого учреждения образования.
2. Обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории.
Развитие системы образования является приоритетным в деятельности управления образования, которое реализуется в соответствии с задачами национального приоритетного проекта "Образование", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.".
Система муниципального образования представлена образовательными учреждениями различных типов (51 школа, 61 дошкольное образовательное учреждение, 15 учреждений дополнительного образования, 2 межшкольных учебных комбината), которые позволяют удовлетворить образовательные потребности различных групп населения.
Дошкольные образовательные учреждения (всего 61, количество мест - 8072) посещают 9102 ребенка. Охват дошкольным образованием составляет 73%. Из 1059 педагогов, работающих в системе дошкольного образования, 42% имеют высшее профессиональное образование, 49% - среднее специальное.
Проделана значительная работа по выполнению Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 846 "О порядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования":
- приведена в соответствие с постановлением правительства области родительская плата, которая в среднем составляет не более 20% от суммы расходов на содержание в ДОУ;
- определены категории льготников в размере 50%, 100%;
- определены механизмы выдачи компенсации родителям части платы в размере 20%, 50%, 70%.
Вместе с тем, в предоставлении муниципальных услуг по дошкольному образованию имеются проблемы, в том числе:
- не обеспечена доступность дошкольного образования: на 100 мест в ДОУ в настоящее время приходится в среднем 112 детей, на 1.08.2007 г. очередность составляет 824 ребенка. Наблюдается определенный структурный дефицит мест в ДОУ города в отдельных микрорайонах (пос.Первомайский, Строителей, 2-ой участок, Нефтяников, Биофабрика, Степной). В 2006/07 учебном году проблема обеспечения доступности дошкольного образования решалась за счет использования внутренних резервов (увеличение списочного состава групп, открытие ранее перепрофилированных групп, открытие продленных 12-часовых групп и др.). На уровне администрации города решаются вопросы возвращения ДОУ, ранее переданных другим ведомствам, открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных школ (школы N 22, пос.Мирный);
- вызывает беспокойство состояние здоровья воспитанников. По итогам осмотра отмечено увеличение детей с дефицитом массы тела, произошло снижение количества детей с 1-ой группой здоровья, рост количества детей со 2-ой группой и некоторое снижение с 3-ей группой. В организации питания (стоимость питания на одного ребенка в день составляет 34 руб.) в течение года имели место отсутствие набора основных продуктов питания (печени, сыра), не всегда осуществляется индивидуальный подход к детям, имеющим желудочно-кишечные заболевания.
В системе муниципального общего образования на протяжении последних лет проводится целенаправленная работа по расширению образовательного пространства, развитию инновационных учреждений (гимназии, профильные школы), предлагающих широкий спектр образовательных услуг высокого качества. Из 51 общеобразовательного учреждения - 40 средних школ, 3 гимназии, 5 основных школ, 1 начальная, 1 вечерняя (сменная) школа, 1 специальная (коррекционная) школа. Всего обучающихся 25009.
Положительными тенденциями, подтверждающими повышение качества образования в школах города, являются:
- увеличение количества медалистов с 126 учащихся (6,6% от общего количества 11-классников) в 2006 г., до 135 (8%) - в 2007 г.;
- отчисление детей в возрасте до 15 лет учащихся из школ до получения ими основного (общего) образования сократилось на 6%, число детей, не обучающихся в школе по неуважительным причинам, - на 9%. Вместе с тем, общеобразовательными учреждениями города недостаточно четко организована работа по сохранению контингента обучающихся;
- стабильные показатели качества образования: 2006/07 учебный год закончили на "5" 1581 учащийся 1 - 11 классов (7,6%), на "4" и "5" - 7908 учащихся (38%). Качество составляет 46,1% (на уровне прошлого года). Высокое качество обучения (выше городского показателя) обеспечивают гимназии N 1, 2, школы N 1, 2, 7, 8, 15, 20, 29, 37, 38, 49, 52;
- продолжает развиваться система работы по поддержке способных и одаренных детей (24 призовых места в областных олимпиадах 2007 г., 2-во всероссийских);
- осуществляется информатизация образовательного процесса. Оборудованы компьютерные классы, 48 школ подключены к широкополосной сети Интернет;
- ведется целенаправленная работа по реализации профильного обучения (24 школы, 1985 учащихся). Введение профильного обучения учащихся предполагает изменение формы приема в профильные классы и школы. С этой целью в течение 2005/06, 2006/07 гг. город принял участие в эксперименте по новой форме итоговой аттестации для учащихся 9-ых классов. В эксперименте в 2007 г. участвовали 393 девятиклассника 11 школ города по таким предметам, как русский язык (качество 62,4%), математика (качество 57%), обществознание (качество 70,2%), биология (качество 72%).
В практике организации профильного обучения есть позитивные изменения: разработана программа перехода на профильное обучение на старшей ступени общего образования; апробируются различные модели профильного обучения; осуществляется интеграция основного и дополнительного образования; отработана процедура экспертизы программ элективных курсов на уровне городского экспертного совета; создан городской банк программ элективных курсов и программ предметов по выбору.
Вместе с тем, в целях совершенствования профильного обучения управлению образования необходимо организовать сетевое взаимодействие разных типов учреждений. Оно позволит решить комплекс задач:
- за счет сетевого взаимодействия каждая школа усилит свои собственные возможности;
- обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, будут способствовать повышению качества образовательных услуг;
- будет обеспечен доступ всем учащимся, независимо от места проживания, к получению качественного образования.
Управление образования решает проблему создания ресурсных центров - учреждений, чьи ресурсы используются другими учреждениями для проведения профильного обучения. Ресурсными центрами (всего планируется три) станут общеобразовательные учреждения, имеющие необходимые кадровые, научно-методические, материально-технические условия.
На 1.01.2007 г. в образовательных учреждениях города Орска обучалось 349 детей-инвалидов, в том числе по программе массовой школы - 246, по программе специальной (коррекционной) школы для глухих и слабослышащих (школа-интернат N 68) - 58, по программе специальной (коррекционной) школы N 10 для умственно отсталых - 32. В интернатных учреждениях воспитывается 71 ребенок-инвалид.
В 2006/07 учебном году индивидуально обучался на дому 71 учащийся, из них 53 дети-инвалиды. Систему работы с детьми данной категории составляют: День инвалидов, благотворительные новогодние утренники, фестивали "Мы можем все", "Звездопад", выставки декоративно-прикладного искусства "Мир души твоей".
В целях своевременного выявления детей с недостатками умственного и физического развития, комплектования коррекционных учреждений, а также консультирования родителей, педагогов по вопросам психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии в городе работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Результатом ее работы в 2006 г. явилось обследование 1038 детей, из них 205 детей школьного возраста и 833 - дошкольного. За 1-ое полугодие 2007 г. обследован 971 ребенок.
Управлением образования, образовательными учреждениями принимаются меры по формированию системного комплексного подхода по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. В решении проблемы здоровье сбережения важная роль принадлежит повышению культуры здоровья школьников. Введены элективные курсы по здоровьесбережению (всего 14) в учебный план 11 школ N 5, 12, 24, 26, 36, 37, 40, 51, 88, гимназии N 2, МУК "Ленинский", предмет "Валеология" - 2 школ. В средней школе N 21 применяются элементы здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Здоровье школьников во многом зависит от организации качественного и безопасного питания. В 2006/07 гг. питание 25035 учащихся 49 школ города было организовано в 45 школьных столовых, 1 буфете - раздаточной (школа N 9), 2 совхозных столовых (школы N 14, 41). Общий охват питанием составил 85,2% детей, в том числе горячим - 67,9% (2005/06 гг. - 70,1%).
Одним из основополагающих направлений оздоровления учащихся является организация физкультурно-оздоровительной работы через работу 830 спортивных секций и 37 туристско-краеведческих клубов, проведение военных сборов кадетских классов, организация профильных лагерей, проведение традиционных спортивных мероприятий "Старты надежд", "Папа, мама, я - спортивная семья", "Веселые старты". По инициативе администрации города и районов восстановлены дворовые площадки, корты. Горспорттуркомитет ввел штатные единицы инструкторов по месту жительства. Как результат, учащиеся успешно выступают на соревнованиях различного уровня: 1 место в областном этапе Всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля "Президентские состязания", 1 место в областных соревнованиях "Старты надежд - 2007".
Все это призвано совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу. Однако проблема остается: большинство детей ведет малоподвижный образ жизни, некоторые приобщаются к вредным привычкам (курение, потребление спиртных напитков, бродяжничество, токсикомания и др.).
Среди социальных проблем в системе образования особо следует отметить рост наркомании, правонарушений среди несовершеннолетних, социального сиротства. По данным ПДН УВД г.Орска, в 2006 г. совершено правонарушений 394 несовершеннолетними (в 2005 г. - 381), особенно вызывает беспокойство рост групповых преступлений (198 против 162), причем с участием взрослых (126 против 102), рост повторных преступлений (77 против 49), количества школьников, совершивших преступлений (121 против 90).
По данным ГУЗ "Орский наркологический диспансер", 141 учащийся школ состоит на учете за употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, из них 81 - за употребление спиртных напитков, 8 - наркотических веществ, 52 - токсических.
На основании анализа состояния системы воспитания и дополнительного образования определены следующие направления деятельности:
- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений;
- приобщение к опыту созидательной деятельности, включение воспитанников в разностороннюю деятельность на благо родного края;
- содействие семейному воспитанию, расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;
- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности и др.;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования;
- обеспечение воспитанникам государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дополнительного образования.
3. Охрана и защита прав несовершеннолетних на подведомственной территории путем выполнения отдельных функций органа опеки и попечительства.
Управление образования проводит системную работу по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 1 июля 2007 г. в Орске общее количество учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, составило 1173 чел., из них 344 - воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 829 детей находятся под опекой (попечительством). Сохраняется тенденция роста детей данной категории: 2005 г. - 236 детей, 2006 г. - 306, 1 полугодие 2007 г. - 168. Одной из причин роста числа детей, оставшихся без попечения родителей, является тяжелая ситуация в семье, рост количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни. За 2006 г. 112 человек были лишены родительских прав в отношении 131 ребенка (в 2005 году - 49 человек в отношении 62 детей), за первое полугодие 2007 г. - 46 человек в отношении 62 детей.
Приоритетной формой устройства детей остается опека (159 детей, что составляет 49,1%). На содержание 577 опекаемых детей выплачиваются денежные средства (с 1.01.2007 г. размер денежных средств составляет 4000 руб. ежемесячно).
Ведется работа по развитию института приемной семьи, в 2006 году переданы на воспитание в семьи 73 воспитанника, из них усыновлено российскими гражданами 28 (38% от общего количества усыновленных детей) и иностранными гражданами - 45 (62%). За 1 полугодие 2007 г. усыновлено 44 ребенка.
Организована деятельность по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеют закрепленное жилье 66% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены на льготную очередь - 35 детей.
На 1.01.2007 г. в образовательных учреждениях города Орска обучалось 349 детей-инвалидов, в том числе по программе массовой школы - 246, по программе специальной (коррекционной) школы для глухих и слабослышащих (школа-интернат N 68) - 58, по программе специальной (коррекционной) школы N 10 для умственно отсталых - 32. В интернатных учреждениях воспитывается 71 ребенок-инвалид.
С целью совершенствования деятельности по охране прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление образования акцентирует внимание на следующие направления деятельности:
- создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования;
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;
- совместно с министерством образования области решать вопрос устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения.
В целях обеспечения открытости системы муниципального образования, своевременного реагирования на возникающие в образовательных учреждениях проблемы, управление образования в соответствии с законом Оренбургской области N 396/84-ОЗ "Об обращениях граждан" уделяет значительное внимание работе с обращениями (жалобами, заявлениями, предложениями) жителей города. В 2006 г. поступило 109 обращений, в 1 полугодии 2007 г. - 77.
Анализ обращений граждан позволяет сделать следующие выводы:
- преобладание жалоб на ухудшение психологического климата в образовательном учреждении, на действия педагогов, руководителей;
- изучение жалоб, связанных с денежными сборами, выявило, что причиной обращений граждан становится отсутствие информации об эффективности расходования родительских средств, нарушение принципа добровольности сбора родительских пожертвований и их посильности;
- изучение и разрешение содержания большинства жалоб граждан возможно на уровне руководителя учреждения, однако граждане предпочитают сразу обратиться в управление образования, к главе города, к губернатору или в правительство области.
Специалисты управления образования принимают участие в работах различных конференций, совещаний, семинаров областного и городского уровня. В 2006/07 гг. в Орске состоялись 4 областных семинара, в августе 2006 г. прошла областная августовская конференция.
Работа управления образования регулярно освещается в средствах массовой информации, регулярно (в 2007 г. - 4 раза) организуются пресс-конференции.
В соответствии с вышеизложенным прошу принять информацию о работе управления образования администрации г.Орска по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения к сведению.
<< Назад |
||
Содержание Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 3 сентября 2007 г. N 27-430/428 "О работе управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.