Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского городского
Совета депутатов Оренбургской области
от 8 октября 2007 г. N 28-436/433
Программа
"Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2008 - 2010 годы"
7 июня 2008 г., 8, 27 мая, 6 ноября 2009 г., 30 ноября 2010 г.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 8 мая 2009 г. N 51-855 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
Заказчик программы
- администрация города Орска.
Основание для разработки
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", распоряжение главы администрации Оренбургской области от 7 июля 2006 года "О разработке областной программы "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы", закон Оренбургской области "О программе "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы" от 7 декабря 2005 года.
Наименование программы
- "Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2008 - 2010 годы".
Основные разработчики программы "Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2008 - 2010 годы"
- городской межведомственный координационный совет (распоряжение администрации города от 27.07.2006 г. N 2813-р), УО, КДМ, ВКГ, ГСТК, ОК, сектор по общественным связям и национальной политике, ГСВ, УСЗН, администрации районов.
Цели и задачи
- совершенствование системы воспитания граждан г. Орска, способной на основе объединения усилий органов исполнительной власти и местного самоуправлениях всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства многонационального населения города; совершенствование механизма, обеспечивающего эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование чувства патриотизма и распространение идей духовного единства; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов государства; совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Сроки реализации
- 2008 - 2010 годы.
Распорядители средств муниципального бюджета
- администрация города, администрации районов, УО, УСЗН, ОК, горспорттуркомитет, УЖКХ.
Объемы и источники финансирования
- денежные средства из муниципального бюджета:
- всего - 4829,0 тыс. руб., в т.ч. по годам:
- 2008 г. - 1828,0 тыс. руб.,
- 2009 г. - 1213,0 тыс. руб.,
- 2010 г. - 1788,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
- высокая степень готовности граждан г. Орска к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, положительная динамика роста патриотизма и интернационализма граждан города, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного, культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности в городе, повышение авторитета г. Орска как субъекта Оренбургской области.
Система организации контроля за реализацией программы
- контроль за реализацией программы осуществляется главой города Орска, депутатами Орского городского Совета депутатов, межведомственным координационным советом по реализации программы, руководителями структурных подразделений администрации г. Орска (по направлениям реализации программы).
Отчеты о выполнении программы предоставляются главными распорядителями бюджетных средств в городской Совет депутатов ежегодно в срок до 1 апреля следующего за отчетным финансовым годом.
Список сокращений:
- УО - управление образования;
- УСЗН - управление социальной защиты населения;
- горспорттуркомитет - муниципальное учреждение "Комитет по физической культуре, спорту и туризму";
- ОК - отдел культуры;
- УЖКХ - управление жилищно-коммунального хозяйства;
- УВД - управление внутренних дел г. Орска;
- КАиГ - комитет архитектуры и градостроительства;
- ОУ - образовательные учреждения;
- УДО - учреждения дополнительного образования;
- ЦДЮТур - центр детского юношеского туризма;
- ГПВ - гражданско-патриотическое воспитание;
- СОШ - средняя общеобразовательная школа;
- ЗАГС - отдел записи актов гражданского состояния;
- ГС РОСТО - городской совет российского оборонно-спортивного технического общества;
- ГС РСМ - городской совет российского союза молодежи;
- КДМ - комитет по делам молодежи;
- ГО, ПБ и ЧС - управлением по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям;
- ОГТИ - Орский гуманитарно-технологический институт;
- УИТОСиНП - управление по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике;
- ВКГ - военный комиссариат города;
- ГСВ - городской совет ветеранов;
- УЗО - управление здравоохранения.
I. Технико-экономическое обоснование необходимости разработки программы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 утверждена государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", принят закон Оренбургской области "О программе "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы".
В государственной программе подчеркивается, что патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, области, города. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуальный цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, продолжается падение престижа военной и государственной службы. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.
Утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Резко снизилось воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.
Анализ состояния проводимой работы по патриотическому воспитанию граждан позволяет сделать вывод, что основные теоретические подходы к организации нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в Оренбургской области, городе соответствуют современным требованиям.
В течение многих лет в г. Орске накапливался положительный опыт воспитания детей и юношества на славных боевых и трудовых традициях народа, истории родного края, воспитания уважения к подвигам героев войны и труда, выдающихся деятелей России, в том числе уроженцев области, города.
Мероприятия в связи с празднованием 70-летия Оренбургской области, 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, 100-летия со дня рождения дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника Родимцева А.И. придали новый импульс в повышении качества и эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию граждан.
В результате межведомственного взаимодействия по исполнению программы в городе открыт и действует центр "Патриот", который является координирующим центром для ОУ; открыты и увеличиваются профильные классы в ОУ: это кадеты (СОШ N 53), казаки (СОШ N 15), спасатели (СОШ N 43), пожарные (СОШ N 1), юные моряки, пограничники ("Патриот"). По окончании школы ребята продолжают учебу в средних и высших военных учреждениях. В школах и УДО восстановлены музеи боевой и трудовой славы; пионерского и комсомольского движения, их сегодня 18.
В 21 школе введены ставки зам. директора по патриотическому воспитанию. Совместно с Советом ветеранов был проведен городской конкурс патриотической работы в ОУ, в результате которого СОШ N 49 было присвоено имя 60-летия Победы.
Восстановлен Пост N 1, где ведется систематически работа по патриотическому воспитанию школьников, создана комната боевой славы.
Развивается детское общественное движение. Сегодня 13107 ребят являются членами ДОО в возрасте от 7 до 18 лет в ОУ; из них 243 - члены РСМ, которые организуют свою общественную деятельность согласно своим программам.
Увеличилось количество военных, спортивно-оздоровительных мероприятий:
- Президентские состязания;
- по военно-прикладным видам спорта соревнования;
- олимпиада по физической культуре;
- соревнования "Школа безопасности";
- игры "Старты надежд" и др.
Патриотическая тема нашла свое отражение и в деятельности кинолекториев, книжных выставках, в исследовательских работах, сочинениях школьников.
В городе появились мемориальные доски с именами героев-орчан, у которых проводятся мероприятия со школьниками.
Ежегодно проводится акция "Долг". Оказывается адресная помощь ветеранам войны службами социальной защиты; благоустраивается сквер Славы; восстанавливаются памятники на могилах ветеранов ВОВ и воинов локальных войн (УЖКХ).
Отделом культуры проводятся национальные праздники "Наурыз", башкирский фестиваль; фестиваль славянских народов, фольклорно-этнографические праздники и др. национальных обществ.
Вместе с тем, в сфере деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию существуют упущения и недоработки; проводимые мероприятия носят зачастую бессистемный характер.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Уставом (Основным законом) Оренбургской области, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", распоряжением главы администрации области 7 июля 2005 года N 325-р "О разработке областной программы "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы", законом Оренбургской области "О программе "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы".
Программа является продолжением программы "Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2002 - 2005 годы" и предполагает совместную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
В программе:
- предполагается совершенствование городской нормативно-правовой базы и процесса патриотического воспитания;
- предусмотрено проведение мероприятий, связанных с реализацией Федеральных законов "О днях воинской славы и памятных датах России", "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, другим юбилейным датам и памятным событиям военной истории России, Оренбургской области, города;
- отражена направленность на координацию деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания;
- учтены традиции многонационального населения г. Орска;
- определены мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества;
- спланирована деятельность органов государственной власти по использованию государственных символов России в патриотическом воспитании.
Реализация мероприятий предполагает активизацию творческого потенциала журналистов, писателей города, творческих союзов.
II. Цель и задачи программы
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан города высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы патриотического воспитания;
- продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению N 1.
III. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан города. Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений).
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
- продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;
- определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
- обогащение содержания патриотического воспитания;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
- разработка учебных курсов по истории города;
- воспитание гордости за Российское государство, Оренбургский край, город;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- обеспечение взаимодействия муниципальных образований в работе по патриотическому воспитанию;
- повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
- совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;
- проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан города;
- совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;
- повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы системы патриотического воспитания
Мерами по совершенствованию нормативно-правовой базы системы патриотического воспитания предусматривается:
- выработка предложений для совершенствования законодательства в области патриотического воспитания;
- разработка положений, методических рекомендаций, пособий и инструкций по практическому претворению системы патриотического воспитания;
- подготовка и издание сборников нормативно-правовых документов по организации патриотического воспитания;
- разработка положения о деятельности молодежных и детских объединений.
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
- продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
- разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан города;
- разработка основных направлений деятельности органов исполнительной власти и местного, самоуправления по патриотическому воспитанию и ее апробация;
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания.
4. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания
Системой мер по координации в установленном порядке деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
- создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;
- активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции, военнослужащих в работе, направленной на приобщение граждан к богатствам российской и мировой культуры;
- развитие активных форм общественного воспитания и воздействия на формирование патриотического сознания граждан города.
5. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
- создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование заказа города;
- противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
- поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати;
- содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, в области патриотического воспитания;
- обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.
6. Использование государственных символов России
в патриотическом воспитании
В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
- издание организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов Оренбургской области, города в патриотическом воспитании;
- создание условий для обеспечения полиграфической продукцией с изображением государственных символов России образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров;
- проведение городских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России, символов Оренбургской области, города;
- организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования Государственного флага, Герба и Гимна Российской Федерации;
- информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 8 мая 2009 г. N 51-855 раздел V настоящей программы изложен в новой редакции
V. Финансовое обеспечение программы
Номер раздела программы |
Наименование мероприятия по реализации Программы |
Необходимая сумма (тыс. рублей) |
|||
2008 - 2010 |
в том числе |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
1. |
Совершенствование процесса патриотического воспитания |
4795,0 |
1820,0 |
1195,0 |
1780,0 |
2. |
Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан г. Орска |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан Оренбургской области |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Координация деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания граждан г. Орска |
24 |
8 |
8 |
8 |
5. |
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Деятельность исполнителей Программы по использованию государственных символов России, области, города в патриотическом воспитании |
10 |
0 |
10 |
0 |
|
Итого |
4829,0 |
1828,0 |
1213,0 |
1788,0 |
Программа
по патриотическому воспитанию.
Финансирование
N п/п |
Наименование отдела |
Необходимая сумма (тыс. рублей) |
|||
всего на 2008 - 2010 гг. |
в том числе |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
1. |
Администрация города (КДМ) |
442,0 |
146 |
89,0 |
207 |
2. |
Администрация Ленинского района |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Администрация Советского района (аэроспортклуб) |
180,0 |
65,0 |
36,0 |
79,0 |
4. |
Администрация Октябрьского района |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
УО |
3457,0 |
1277,0 |
1018,0 |
1162,0 |
6. |
ОК |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
УСЗН |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. |
УЖКХ |
750,0 |
340,0 |
70,0 |
340,0 |
9. |
Горспорттуркомитет |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
УВД |
0 |
0 |
0 |
0 |
11. |
КАиГ |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Всего |
4829,0 |
1828,0 |
1213,0 |
1788,0 |
VI. Оценка эффективности реализации программы и расходуемых бюджетных средств
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению 2, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан города к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальными вкладами, вносимыми ими в дело процветания города, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации программы, в регулярных социологических опросах граждан.
Реализация программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти и местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории города, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государственной власти, обеспечению безопасности граждан города.
Финансирование программы необходимо для организации и проведения районных и городских массовых мероприятий, конкурсов, фестивалей, национальных праздников, спортивных и спортивно-технических соревнований; совершенствования материально-технической базы и создания условий для физкультурно-оздоровительной и патриотической работы в ОУ.
Ресурсы необходимы для финансирования участия школьников и молодежи в областных мероприятиях.
Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в городе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности города и государства в целом, повышение международного авторитета России.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 30 ноября 2010 г. N 3-22 в Перечень настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного решения
Перечень
мероприятий по реализации программы "Патриотическое воспитание граждан
г. Орска на 2008 - 2010 годы"
Перечень
обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации программы
"Патриотическое воспитание граждан г. Орска на 2008 - 2010 годы"
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- упрочение единства и дружбы народов разных национальностей;
- обеспечение заинтересованности граждан в развитии экономики, снижении социальной напряженности в городе;
- проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
- уровень реализации творческого потенциала журналистов, местных поэтов и писателей в области патриотического воспитания.
Количественные параметры - это количество:
- проведенных исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в практику патриотического воспитания;
- подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
- действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;
- военно-спортивных профильных лагерей;
- граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
- граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
- проведенных выставок патриотической направленности;
- проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- проведенных военно-спортивных игр;
- изданий печатной продукции патриотической направленности;
- проведенных мероприятий военно-шефской работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.