Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 26 октября 2009 г. N 932
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета
20 апреля 2010 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Законом Оренбургской области "О профилактике коррупции в Оренбургской области", Уставом города Оренбурга и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета.
2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета (далее - документы) является выявление в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и предотвращение включения в документы указанных положений.
3. Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
4. Антикоррупционной экспертизе подлежат принятые Оренбургским городским Советом нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов при их подготовке и мониторинге их применения.
II. Коррупционные факторы
5. Коррупционными факторами признаются положения документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
6. Коррупционными факторами являются:
6.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;
6.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
6.3. Факторы системного характера.
7. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, выражаются в:
7.1. Широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
7.2. Определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
7.3. Наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права: установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
7.4. Злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
7.5. Выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
7.6. Чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7.7. Принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
7.8. Заполнении пробелов в законодательстве в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в документах в условиях отсутствия закона;
7.9. Юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
8. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в документе и выражаются в:
8.1. Существовании пробела в правовом регулировании - отсутствии в документе нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
8.2. Отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8.3. Отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
8.4. Отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
8.5. Отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
8.6. Отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
8.7. Нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
9. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
III. Проведение акта коррупционной экспертизы
и оформление ее результатов
10. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета осуществляется аппаратом Оренбургского городского Совета. Обязанности специалистов аппарата Совета по проведению антикоррупционной экспертизы предусматриваются в должностных инструкциях. Обязанности по организации антикоррупционной экспертизы в аппарате Совета возлагаются на руководителя аппарата Совета.
11. Отсутствие коррупционных факторов в проекте нормативного правового акта Оренбургского городского Совета подтверждается соответствующим штампом и подписями специалиста аппарата Совета, проводившего антикоррупционную экспертизу, и руководителя аппарата Совета, на справке о согласовании проекта установленной формы.
12. В случае выявления по результатам антикоррупционной экспертизы в проекте нормативного правового акта Оренбургского городского Совета коррупционных факторов Оренбургским городским Советом он не рассматривается.
На данный проект составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц документа (разделы, статьи, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В заключение могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупционных факторов.
13. Экспертное заключение составляется также в случае выявления в документе положений, не относящихся к числу коррупционных факторов, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
Решением Оренбургского городского Совета от 20 апреля 2010 г. N 1053 в пункт 14 настоящего Порядка внесены изменения, вступающие в силу после истечения срока полномочий Оренбургского городского Совета, принявшего названное решение
14. Данное заключение, подписанное Главой города Оренбурга либо заместителем Председателя Совета, направляется лицу, внесшему проект нормативного правового акта Оренбургского городского Совета, с приложением данного проекта.
Решением Оренбургского городского Совета от 20 апреля 2010 г. N 1053 в пункт 15 настоящего Порядка внесены изменения, вступающие в силу после истечения срока полномочий Оренбургского городского Совета, принявшего названное решение
15. В случае выявления по результатам антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов в действующем нормативном правовом акте Оренбургского городского Совета также составляется экспертное заключение в соответствии с положениями, установленными пунктами 10 - 13 настоящего Порядка.
Данное заключение, подписанное Председателем Совета либо заместителем Председателя Совета, направляется органу (должностному лицу), вносившему указанный нормативный правовой акт в Оренбургский городской Совет, для решения вопроса о внесении в него соответствующих изменений.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 26 октября 2009 г. N 932 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.