Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Данная программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах". Основу реформы составили мероприятия по внедрению новых моделей организации и функционирования государственного аппарата, прежде всего на федеральном и региональном уровнях. Вместе с тем проведение административной реформы на уровне муниципальных образований (и города Оренбурга в частности) является столь же актуальным. С одной стороны, как шаг, необходимый для обеспечения единства системы исполнительной власти в РФ, провозглашенного Конституцией РФ. С другой стороны, как актуальная задача по приведению системы муниципального управления в соответствие с требованиями сегодняшней социально-экономической ситуации, требованиями, которые жители города предъявляют к деятельности администрации, качеству муниципальных услуг, качеству своей жизни.
В 2005 - 2009 годах в г. Оренбурге были приняты важные решения по реформированию и повышению эффективности системы муниципального управления. Система мер, направленных на внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в администрации города, отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации отражена в ряде нормативно-правовых актов: Решение Оренбургского городского Совета от 09.06.2006 N 4 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Оренбурге", Постановлениях Главы города Оренбурга "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития города Оренбурга на 2007 - 2010 годы", "Об утверждении Концепции промышленной, инвестиционной и инновационной политики г. Оренбурга на 2007 - 2010 годы", "Об утверждении положения о формировании, утверждении, применении и мониторинге применения среднесрочного финансового плана и разработке проекта бюджета города", "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ г. Оренбурга", "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации долгосрочных целевых программ г. Оренбурга", "Об утверждении порядка формирования, финансового обеспечения и оценки выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг" и др. "Основные направления социально-экономического развития города Оренбурга" и "Концепция промышленной, инвестиционной и инновационной политики г. Оренбурга" на 2007 - 2010 годы являются логическим продолжением ранее действовавших документов и своеобразным стратегическим планом развития социальной и экономической сфер города Оренбурга. Данные документы определили основные цели, задачи и показатели развития города. Распоряжением Главы города в 2006 году утверждено Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Положение закрепило принцип соответствия целей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации стратегическим целям развития города. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности являются инструментом мониторинга и оценки результатов деятельности структур администрации, основанном на системе показателей конкретных результатов деятельности.
В апреле 2008 г. в целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Указ Президента РФ N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и соответствующее указу Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р. Данные правовые акты определили перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, показателей социально-экономического развития муниципальных образований. В соответствии с указанными документами подготовлен доклад Главы о достигнутых и прогнозных значениях показателей для оценки эффективности деятельности администрации города Оренбурга.
Необходимо отметить, что отдельные цели и задачи реформы нашли отражение в деятельности администрации города еще до принятия федеральной концепции. В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг в практику работы администрации города и подведомственных учреждений была введена система "одного окна" (распоряжение Главы города Оренбурга от 02.12.2004 N 6121-р "О централизованном документообороте администрации г. Оренбурга в режиме "одного окна"). На сегодняшний момент в режиме "одного окна" оказывается 105 услуг. Созданная и действующая информационная система "Единый документооборот. Одно окно" обеспечивает значительное сокращение сроков подготовки запрашиваемых документов, действенный контроль за исполнением в строго установленные сроки заявок граждан, повышение ответственности муниципальных служащих за качество исполнения заявок. Логическим продолжением работы по развитию системы "одного окна" стало открытие 3 апреля 2009 года в городе Оренбурге многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) совместным усилиям Правительства области и администрации города. В рамках МФЦ семь различных ведомств всех уровней власти оказывают населению услуги по оформлению соответствующих документов. В многофункциональном центре работает филиал службы "одного окна" администрации города Оренбурга. На сегодня через МФЦ предоставляются 52 муниципальные услуги. Актуальным направлением работы службы "одного окна" является организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по упрощению процедур и повышению комфортности получения гражданами государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного распоряжения следует читать как "14.07.2006 г. N 2803-р
В целях систематизации и упорядочения представления жителям муниципальных услуг сформирован каталог муниципальных услуг г. Оренбурга. Каталог услуг размещен на официальном сайте администрации города. Постановлением Главы города утвержден Порядок формирования, финансового обеспечения и оценки выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Предпосылкой для развития новых форм оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам стало создание в городе муниципальных автономных учреждений.
В целях оптимизации функционирования отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации, введения механизмов противодействия коррупции Постановлением Главы города Оренбурга от 27.02.2009 N 1285-п утверждена Муниципальная целевая программа "О противодействии коррупции в г. Оренбурге на 2009 - 2010 годы". В рамках исполнения программы разработано и утверждено Положение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов администрации города, проектов договоров и соглашений, заключаемых администрацией города Оренбурга, ее отраслевыми (функциональными) и территориальными органами.
В целях совершенствования порядка и повышения эффективности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета города Оренбурга и внебюджетных источников, принято постановление Главы города Оренбурга от 23.07.2009 N 5272-п "О размещении муниципального заказа в городе Оренбурге".
Актуальным является сегодня вопрос обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В администрации города осуществляется согласованная работа по реализации Федерального закона от 02.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Еще одним направлением реформы является повышение эффективности взаимодействия администрации города и гражданского общества, создание действенных механизмов влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений. Важным вкладом в достижение обозначенной задачи стало Положение о реализации правотворческой инициативы граждан в городе Оренбурге, утвержденное решением городского Совета от 11.06.2009 N 839. Указанный муниципальный правовой акт обеспечил механизм реализации на уровне нашего города закрепленного ранее права граждан вносить в органы местного самоуправления города Оренбурга проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
В сфере реформирования системы распоряжения и управления муниципального имущества основными направлениями стали оптимизация муниципального имущества и повышение эффективности его использования. Задачи, которые решались в этой сфере, - это максимальный учет муниципального имущества, осуществление его приватизации, отчуждения из муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством. Продолжается работа по оптимизации муниципального сектора экономики, сокращению убыточных муниципальных предприятий, привлечению немуниципальных структур к оказанию различных услуг. Сокращено количество унитарных предприятий с 31 в 2005 году до 19 в 2009 году. Продолжается работа по повышению эффективности предприятий муниципальной (формы собственности. Постановлением Главы города Оренбурга от 02.04.2009 N 2119-п утвержден Перечень показателей и нормативов финансово-хозяйственной деятельности для муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казенных предприятий, хозяйственных обществ, где комитет по управлению имуществом города Оренбурга от имени муниципального образования является акционером либо участником. В 2009 году разработан и утвержден постановлением Главы города Порядок проведения мониторинга просроченной кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий. Одна из основных целей мониторинга - снижение рисков утраты муниципального имущества, в связи с признанием предприятий-должников несостоятельными (банкротами).
В целях систематизации работы администрации принято постановление Главы города Оренбурга от 30.07.2009 N 5440-п "О комиссии по административной реформе и профилактике коррупции в городе Оренбурге". Постановлением утверждены положение о комиссии по административной реформе и профилактике коррупции в г. Оренбурге и реестр функционального (отраслевого) соответствия основных направлений административной реформы в г. Оренбурге. В рамках работы комиссии организована работа трех рабочих групп:
- по реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- по реализации Статьи 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" Бюджетного кодекса РФ;
- по реализации Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
С 2005 года в Оренбурге реализованы мероприятия и начаты проекты по улучшению качества муниципальных услуг, введению процедур результативного управления, противодействию коррупции, повышению эффективности управления финансами и имуществом города, оптимизации структуры муниципальных предприятий и учреждений и др. Указанный период можно обозначить как первый этап реализации административной реформы в городе Оренбурге. Особенностью реализации первого этапа стало наличие нескольких функциональных центров - отраслевых (функциональных) органов администрации города, осуществляющих координацию деятельности по основным направлениям реформы. Данный подход обеспечил эволюционность и последовательность реформирования, без искусственной интеграции и форсирования отдельных направлений. Реализация мероприятий осуществлялась в соответствии и с учетом нормативно-правовой, организационно-методической, материальной и финансовой обеспеченности основных направлений административной реформы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Вместе с тем на необходимость координации действий отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации по реализации мероприятий административной реформы в рамках долгосрочной целевой программы указывает необходимость:
- активизации работы по всем обозначенным задачам реформы, организации взаимодействия органов администрации при их реализации;
- выстраивания отлаженной системы информирования жителей города об услугах, оказываемых отраслевыми (функциональными) и территориальными структурами администрации физическим и юридическим лицам;
- развития системы оценки заказчиком (администрацией), исполнителем (учреждением или предприятием) и потребителем (жителями города) качества муниципальных услуг;
- создания механизма оценки правомерности и целесообразности уже предоставляемых муниципальных услуг, создания и оказания новых;
- расширения практики применения новых моделей и механизмов организации, руководства и управлении, внесения изменений в действующие ранее административные процедуры в соответствии с обозначенными задачами реформы;
- выработки единообразных подходов, единой политики всех органов администрации к реализации и исполнению принимаемого в рамках административной реформы федерального и регионального законодательства;
- исключения дублирования процессов и документов планирования, мониторинга, отчетности и контроля;
- предупреждения ситуации дублирования функций между отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации, более четкое их разграничение;
- систематизации деятельности по осуществлению муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- более широкого использования возможностей информационно-коммуникационной сети "Интернет" для информирования жителей города о деятельности администрации;
- создания технических возможностей и отлаженной системы электронного документооборота, предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
Таким образом, сложившаяся ситуация требует появления на очередном этапе новых организационных механизмов и задач реализации реформы, принятия мер по синхронизации процесса реформирования. На новом (втором) этапе административной реформы в городе Оренбурге основным организационным механизмом ее реализации должна стать данная долгосрочная целевая Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.