Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приложению
Социальный проект "Одаренные дети"
Актуальность разработки Социального проекта
Переход человечества в XXI век наукоемких технологий требует усиленного внимания со стороны института образования к проблеме выявления, сохранения, поддержки и приумножения интеллектуально-творческого потенциала населения.
Острота проблемы педагогического сопровождения развития детской одаренности, вновь осознанная в нашей стране в последнее десятилетие XX и первое десятилетие XXI веков, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. Методологические, теоретические и практические основы работы с одаренными детьми заложены в работах Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.Н. Дружинина, И.И. Ильясова, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.И. Савенкова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлевой, Дж.Дж. Галлахера, А.Дж. Танненбаума, Р. Пломина, Дж. С. Рензулли, Дж. Фримена и др.
Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках социальной программы "Одаренные дети" совместно с российскими учеными разработана "Рабочая концепция творческой одаренности" (под редакцией Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова), отражающая результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.
Создание психолого-педагогических систем выявления, обучения и развития одаренных детей, охватывающих период дошкольного и школьного детства, остается одной из актуальных задач отечественной психолого-педагогической науки и практики. Одной из приоритетных социальных задач, стоящих перед системой образования и открывающих широкие перспективы для существенного улучшения структуры, содержания и методов обучения и воспитания, является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, создание условий, обеспечивающих развитие и реализацию их потенциальных возможностей.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры, спорта и других специалистов.
Необходимо обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование муниципальной системы выявления и развития одаренных детей с раннего возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения.
Согласно признанным в мире нормам, в любом обществе встречается до 15% от общей численности детей такие дети, чьи интеллектуальные, технические и творческие способности значительно превышают средние статистические характеристики по ряду показателей. Однако к настоящему времени в нашей области не проводились исследования глубинных процессов, связанных с выявлением условий развития и проявления детской одаренности, не выявлялись ее численные и качественные показатели. Проводимые на базе региональной программы "Одаренные дети" мероприятия (в основном массовые организационные формы), не ориентированы на индивидуальную социально-возрастную характеристику одаренных детей. Не консолидируются материальные и интеллектуальные ресурсы специалистов различных сфер по анализу, обобщению и распространению передового регионального и российского педагогического опыта работы с одаренными детьми. Решению этих проблем призван настоящий Социальный проект "Одаренные дети".
Основание для разработки Социального проекта:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации";
Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 года N 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года;
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 N 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 гг.;
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2009 г. N 03-451 "Об обсуждении проекта национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 20 июля 2007 г. N 347-р "О создании редакционной комиссии по стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 года";
Постановление Правительства Оренбургской области от 9 марта 2007 г. N 96-п "Об областной целевой программе "образование Оренбуржья на 2007 - 2010 годы" и участии в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования";
Закон Оренбургской области от 10 ноября 2006 года N 717/144-IV-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области";
Постановление главы города Оренбурга от 12.02.2009 N 908 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации долгосрочных целевых программ города Оренбурга".
Основные направления Социального проекта:
нормативно-правовое направление - разработка нормативно-правовой базы Подпрограммы;
научно-теоретическое направление - разработка научно-методического обеспечения реализации Подпрограммы;
диагностическое направление - проведение аналитико-диагностических процедур выявления одаренных детей и условий эффективного психолого-педагогического сопровождения развития одаренности;
практическое направление - апробация эффективных педагогических технологий развития одаренных детей в образовательных учреждениях, вовлечение одаренных детей в конкурсные мероприятия;
кадровое направление - организация непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников по тематике Подпрограммы;
информационное направление - своевременное освещение хода реализации Подпрограммы, консультативная работа;
социальное направление - работа с семьями одаренных детей, социальная поддержка одаренного ребенка;
материально-техническое направление - оснащение и материальная поддержка образовательных учреждений.
Механизм реализации Социального проекта
Разработчик Социального проекта осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому направлению Социального проекта, мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, введение ежеквартальной отчетности по реализации Социального проекта, а также ежегодно подготавливают и представляют Министерству образования Оренбургской области доклад о ходе реализации Социального проекта.
Координацию и оценку эффективности реализации Социального проекта по ее целевым индикаторам и показателям осуществляет координационный совет по реализации основных направлений Социального проекта.
Наименование проекта: Социальный проект "Одаренные дети" является частью долгосрочной целевой Программы развития муниципальной системы образования города Оренбурга на 2010 - 2012 годы (далее - Социальный проект)
Основание для разработки Социального проекта: Постановление Главы города Оренбурга от 12.02.2009 N 908 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации долгосрочных целевых программ г. Оренбурга"
Субъект бюджетного планирования - Заказчик (координатор): Управление образования администрации г. Оренбурга
Цель и задачи Социального проекта
Цель: создание научно-обоснованной, долгосрочной системы обеспечения благоприятных условий выявления, поддержки и развития одаренных детей города Оренбурга в различных областях деятельности для сохранения, актуализации и раскрытия интеллектуально-творческого резерва Оренбургского региона.
Задачи:
разработать муниципальную концепцию работы с одаренными детьми и школьниками;
построить мониторинговую диагностическую систему выявления детской одаренности;
создать банк данных "Одаренные дети Оренбурга", "Учитель (воспитатель) и одаренный ребенок" и "Опыт работы образовательных учреждений Оренбурга с одаренными детьми";
посредством контактов ученых и специалистов Оренбурга разработать научно-методическое оснащение Социального проекта и создать интерактивную библиотеку научно-популярной литературы для широкого круга пользователей (учителя, воспитатели, родители, административно-управленческий персонал образовательных учреждений);
расширить спектр мероприятий, способствующих проявлению интеллектуальной, технической и художественной одаренности детей (конкурсы, олимпиады, конференции, форумы, выставки);
осуществлять пропаганду передового педагогического опыта, инновационных технологий и услуг дополнительного образования в работе с одаренными детьми учреждений образования города Оренбурга;
совершенствовать систему подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
совершенствовать систему адресной поддержки одаренных детей и педагогических кадров, имеющих достижения в работе с таким контингентом детей;
оказывать консультационную помощь родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми;
совершенствовать сотрудничество с заинтересованными структурами в сфере работы с одаренными детьми.
Сроки и этапы реализации Социального проекта:
Социальный проект реализуется в течение 2010 - 2012 годов в три этапа:
I этап - 2010 год - связан с разработкой нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического, информационного и организационно-управленческого обеспечения мероприятий всех направлений Социального проекта, а также с разработкой и утверждением рабочей муниципальной концепции работы с одаренными детьми, детализацией последовательности действий всех включенных в реализацию Социального проекта структур, учреждений и заинтересованных лиц.
II этап - 2011 - 2012 годы - подразумевает совершенствование муниципальной образовательной системной работы с одаренными детьми через реализацию утвержденных планов Социального проекта, отслеживание промежуточных результатов и координацию взаимодействия на всех уровнях.
III этап - 2012 - аналитико-обобщающий. На последнем этапе подразумевается проведение анализа и оценки результатов и прогнозирование перспективных направлений развития муниципальной системы образования в решении проблемы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Перечень основных мероприятий:
Основные мероприятия:
1. нормативно-правовое направление
2. научно-теоретическое направление
3. диагностическое
4. практическое направление
5. кадровое направление
6. информационное направление
7. социальное направление
8. материально-техническое направление
Характеристика мероприятий:
Программа определяет комплекс мер, направленных на разработку нормативно-правовой базы, научно-методическое обеспечение, проведение аналитико-диагностических процедур выявления одаренных детей и условий эффективного психолого-педагогического сопровождения развития одаренности; апробацию эффективных педагогических технологий развития одаренных детей в образовательных учреждениях, вовлечение одаренных детей в конкурсные мероприятия; организацию непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников по тематике Социального проекта;
своевременное освещение хода реализации Социального проекта, консультативная работа; работа с семьями одаренных детей, социальная поддержка одаренного ребенка; оснащение и материальная поддержка образовательных учреждений.
Исполнители Социального проекта:
Управление образования администрации города Оренбурга,
Муниципальное образовательное учреждение города Оренбурга "Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий",
Образовательные учреждения города Оренбурга.
Объемы и источники финансирования Социального проекта:
Объем финансирования определяется ежегодно при утверждении городского бюджета.
Источники финансирования: бюджет по отрасли "Образование", дополнительное целевое финансирование, обеспечивающее выполнение мероприятий Социального проекта.
Ожидаемые результаты реализации Социального проекта:
увеличение численности одаренных детей, охваченных системной работой в рамках мероприятий Социального проекта;
увеличение году на 10 процентов количества одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях уровня выше муниципального;
формирование году информационной базы данных открытого доступа о талантливых и одаренных детях школьного возраста; о педагогических работниках и образовательных учреждениях, имеющих стабильные результаты работы с одаренными детьми; об эффективных педагогических технологиях выявления, развития и поддержки детской одаренности;
охват до 50 процентов учителей СОШ, воспитателей ДОУ и УДОд в муниципальной системе непрерывного повышения квалификации по основной тематике Социального проекта (конференции, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, стажерские площадки);
увеличение числа муниципальных экспериментальных образовательных площадок по апробации инновационных технологий в работе с одаренными детьми.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации:
доля одаренных детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и адресной поддержки, в общей численности детского населения школьного и дошкольного возраста;
количество одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров различного уровня;
количество муниципальных конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Организация управления и система контроля за исполнением Социального проекта:
Оценка эффективности реализации Социального проекта и бюджетных расходов производится на основании данных о динамике фактически достигнутых значений индикаторов и показателей в сравнении с планируемыми результатами.
Оценка производится по следующим направлениям:
степень соответствия запланированному уровню затрат;
отклонения показателей деятельности и затрат на плановый год от плановых показателей предыдущих лет;
экономическая эффективность - соотношение непосредственных результатов деятельности с затратами на их достижение;
общественная эффективность - соотношение общественно значимого эффекта деятельности с непосредственными показателями деятельности;
общественно-экономическая эффективность - соотношение величины достигнутого в результате деятельности соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, с величиной затрат на его достижение.
Общие принципы мониторинга и контроля за реализацией Социального проекта:
обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации;
четкое разграничение полномочий и ответственности между различными ведомствами по реализации Социального проекта
обязательность независимой экспертизы на всех этапах реализации Социального проекта
актуальность и доступность информации с помощью современных информационных технологий;
необходимый уровень защиты информации и устойчивости информационной среды;
подготовка информационно-аналитических материалов как по Социальному проекту в целом, так и по отдельным направлениям работ.
Мониторинг выполнения этапов реализации Социального проекта проводится ежегодно.
Корректировка разработанных мероприятий Социального проекта осуществляется по результатам выполнения отдельных этапов на основе данных мониторинга.
Контроль за ходом реализации Социального проекта осуществляет Общественный совет по образованию на основании результатов мониторинга по реализации Социального проекта отчетности по специально разработанному перечню показателей за согласованный отчетный период.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения по совершенствованию проводимых работ и их финансированию.
План
основных мероприятий по реализации направлений Социального проекта
Целевые индикаторы и показатели Социального проекта "Одаренные дети"
N п/п |
Наименование индикатора или показателя |
Единица измерения |
Исходный показатель базового |
В том числе по годам |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1. |
Доля одаренных детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и адресной поддержки, в общей численности детского населения школьного и дошкольного возраста; |
10% от исходного показателя предыдущего года |
|
|
|
|
2. |
Количество одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров различного уровня |
10% от исходного показателя предыдущего года |
|
|
|
|
3. |
Количество муниципальных конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности |
2% от исходного показателя предыдущего года |
|
|
|
|
4. |
Увеличение числа муниципальных экспериментальных образовательных площадок по апробации инновационных технологий в работе с одаренными детьми |
1 площадка в год |
0 |
1+ |
2+ |
3+ |
5. |
Охват учителей СОШ, воспитателей ДОУ и УДОд в муниципальной системе непрерывного повышения квалификации по основной тематике Социального проекта (конференции, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, стажерские площадки); |
до 50% ежегодно от исходного показателя предыдущего года |
|
|
|
|
6. |
Формирование информационной базы данных открытого доступа о талантливых и одаренных детях школьного возраста; о педагогических работниках и образовательных учреждениях, имеющих стабильные результаты работы с одаренными детьми; об эффективных педагогических технологиях выявления, развития и поддержки детской одаренности |
к 2011 году |
|
|
+ |
+ |
7. |
Увеличение численности одаренных детей, которым оказано содействие в решении индивидуальных конкретных проблем (личностных, жизненных, материальных); |
5% от исходного показателя предыдущего года |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.