Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приложению
Образовательный проект
"Обеспечение качественного образования
и социализации обучающихся"
Наименование проекта: "Обеспечение качественного образования и социализации обучающихся".
Тип проекта: смешанный (организационный, нормативно-регулирующий, информационно-технологический).
Вид проекта: смешанный (инновационный, научно-исследовательский)
Объект проектирования: содержание образования
Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Управление образования администрации города Оренбурга, Общественный Совет по образованию
Состояние проблемы
Программой развития муниципальной сферы образования города Оренбурга (2005 - 2009 гг.) был запланирован комплекс мероприятий, направленных на реализацию главной цели муниципального образования - обеспечение повышения качества образования, предоставляемых образовательных услуг "актуальным и перспективным потребностям личности, города и государства". Для ее достижения необходимо было создать условия, которые гарантировали бы адресность и дифференциацию образования, его преемственность и непрерывность на всех ступенях и уровнях. Кроме того, требовалось решить ряд проблем, связанных с обновлением содержания образования, интеграцией общего и дополнительного образования, др. Ожидаемым результатом запланированных программой мероприятий должно было стать сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства, соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня образования, обеспечение качества общего и дополнительного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, запросам современного рынка труда, интересам личности. Существенному обновлению содержания предоставляемого ОУ г. Оренбурга образования в значительной мере способствовал переход на "временные" (рук. Э.П. Днепров) образовательные стандарты 1-го поколения и новый федеральный базисный учебный план (БУП-2004).
Муниципальной образовательной системой были сделаны серьезные шаги и в обеспечении дифференциации и адресности образовательного процесса, его преемственности и непрерывности. Сформирована система работы с одаренными детьми на муниципальном и школьном уровнях, об ее эффективности свидетельствует статистика побед оренбургских школьников на олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. Так, почти каждая третья школа города имеет классы, в которых учебные предметы осваиваются по программам углубленного изучения, функционируют 60 (коррекционных) классов для детей с нарушениями в здоровье.
Возросло количество победителей и призеров областных предметных олимпиад: 2007 г. - 73 чел., 2008 г. - 70 чел., 2009 г. - 90 чел., зональных и всероссийских предметных олимпиад - 2007 г. - 7 чел; 2008 г. - 7 чел; 2009 г. - 10 чел.
Обеспечена дифференциация образования - главная задача профильной подготовки, переход на которую регламентирован документами федерального, регионального уровня и муниципальной программой введения профильного обучения в ОУ г. Оренбурга. В соответствии с данными документами в 35 ОУ города преподавание ряда предметов проводится на профильном уровне. Укрепляются связи ОУ с учреждениями профессионального образования, что является необходимым условием для обеспечения непрерывности образования. С сентября 2008 года на базе МОУ "Гимназия N 6", "Гимназия N 7", "Лицей N 6" открыты Ресурсные центры предпрофильной подготовки и профильного обучения, организующие сетевое взаимодействие 14 ОУ. В 2008 - 2009 учебном году данные Центры стали победителями областного смотра-конкурса ресурсных центров предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Однако указанные процессы, связанные с дифференциацией образования, направлены на удовлетворение потребностей определенной категории обучающихся (классов, групп), ориентированных на получение образования повышенного уровня или нуждающихся в специальной подготовке. Интересы и запросы конкретного ребенка, как правило, оказываются неучтенными и нереализованными: только несколькими ОУ города накоплен опыт обучения школьников по индивидуальным образовательным программам, требует совершенствования работа по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных (мотивированных на учебную деятельность) обучающихся. Принцип свободного выбора обучающимся различных каналов освоения обязательных программ общего образования не выполняется вследствие неразвитости семейного образования, самообразования, экстерната. Между тем именно эти формы получения образования являются наиболее приемлемыми для одаренных детей, высоко мотивированных на учебно-познавательную деятельность учащихся, школьников с ограниченными возможностями здоровья, молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Цель проекта: обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования, их интеграция с целью формирования жизнеспособной, социальной инновационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим, социокультурным условиям общества.
Задачи проекта:
осуществление перехода ОУ к внедрению стандартов второго уровня;
совершенствование системы управления инновационными процессами через ресурсы программно-целевого планирования, участие в конкурсах ПНПО; оптимизация и развитие сети инновационных площадок города, создание механизмов общественной экспертизы инновационных программ, проектов, инициатив на муниципальном уровне;
формирование инновационной компетентности через разработку муниципальных стандартов образования повышенного уровня;
организация системы постоянного мониторинга образования (в первую очередь, через внедрение и функционирование муниципальной системы оценки качества образования и систем оценки качества образования на школьном уровне);
введение муниципальной школьной системы оценки качества образования;
обеспечение технологичности и наукоемкости процессов управления (в первую очередь через развитие инфраструктуры единого информационного пространства системы образования);
удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся за счет оптимизации и развития сети учреждений, реализующих программы повышенного уровня (лицейские, гимназические; профильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов, др.), специальные (коррекционные) программы для детей, имеющих нарушения в здоровье; учреждений, работающих по адаптивным программам с разнородным контингентом обучающихся, др.;
повышение уровня информатизации образовательного процесса, введение системы дистанционного обучения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями;
повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция общего и дополнительного образования, реализация комплекса мер, обеспечивающих социализацию обучающихся;
обеспечение преемственности и непрерывности образования, создание системы ориентации обучающихся на специальности и профессии, востребованные рынком труда.
Ожидаемые результаты:
актуализация инновационного потенциала образовательных систем;
обеспечение обоснованности принимаемых решений на всех уровнях управления образовательными системами;
повышение эффективности управления качеством образования;
формирование организационных и нормативно-правовых механизмов привлечения общественности к управлению образовательными системами;
обеспечение необходимых условий для полноценного качественного образования на всех ступенях;
оказание адресной поддержки населению в получении образовательных услуг: обеспечение многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
обеспечение условий для формирования единого образовательного пространства г. Оренбурга; обеспечение соответствия учебной и материально-технической базы образовательного процесса современным требованиям;
повышение уровня информированности педагогов, обучающихся, родителей об образовательных услугах, предоставляемых учреждениями муниципальной системы образования;
рост количества обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным маршрутам; соотношение количества обучающихся, осваивающих программы повышенного уровня, специального (коррекционного) образования к количеству реальных запросов обучающихся и их родителей; рост показателей успеваемости и обученности школьников, подтверждаемых независимой экспертизой качества образования (ЕГЭ, новая форма ГИА выпускников 9 классов); рост количества победителей и призеров предметных олимпиад областного, зонального, всероссийского уровней; процентный рост участников всероссийских и международных конкурсов, конференций, выставок; рост количества посещений сайта "Одаренные дети"; рост количества обучающихся, осваивающих различные курсы дистанционного обучения; рост количества ОУ, имеющих ИРЦ; процентный рост ОУ, имеющих мультимедиатечные центры.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
рост количества городских экспериментальных педагогических площадок;
процентный рост количества выпускников 9-х классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию с участием территориальной (муниципальной) экзаменационной комиссии;
процентный рост количества обучающихся, осваивающих предметные курсы по новым образовательным стандартам второго поколения;
процентный рост педагогов, подготовленных к работе по новым образовательным стандартам второго поколения;
рост количества ОУ, апробирующих в экспериментальном режиме линии учебно-методических комплектов;
снижение процента детей, не подготовленных к обучению в начальной школе (по данным психолого-педагогического тестирования);
процентное снижение показателей успеваемости и качества обученности при переходе обучающихся с одной ступени образования на другую;
рост количества ОУ, организующих предшкольную подготовку детей;
рост количества ОУ, использующих муниципальный компонент образования обучающихся, разработанный на основе результатов экспериментальной деятельности муниципального и школьного уровней;
рост количества ОУ, награжденных муниципальным грантом "Лучшая Школа г. Оренбурга";
рост количества параметров МСОКО, анализ которых позволил бы принять обоснованные управленческие решения на муниципальном уровне;
рост количества ОУ, имеющих ШСОКО;
рост количества школ, принявших участие в конкурсе программных продуктов, обеспечивающих работу ШСОКО;
рост количества общественных экспертов, привлеченных к экспертизе оценки качества образования муниципальной системы;
рост количества экспертиз оценки качества образования муниципальной системы, проводимых с участием общественных экспертов;
рост количества ОУ, базы данных которых интегрированы в единую базу данных муниципальной системы образования;
процентный рост числа руководителей, применяющих информационные технологии в управлении образовательным учреждением;
рост количества ОУ, формирующих и развивающих практику социального партнерства в образовании;
степень осведомленности общественности о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования и образовательных учреждений (по данным социологического опроса).
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.