Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приложению
Образовательный проект
"Создание комфортной среды в образовательном процессе"
Наименование проекта: "Создание комфортной среды в образовательном процессе"
Тип проекта: смешанный (организационный, материально-технический, опытно-экспериментальный)
Вид проекта: инновационный
Объект проектирования: условия образовательной среды.
Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Управление образования администрации г. Оренбурга, Общественный Совет по образованию.
Состояние проблемы:
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. От суммарного потенциала здоровья детей, подростков зависят трудовые ресурсы страны, и, в конечном итоге, стабильность и экономическое благополучие. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации к школьным нагрузкам, режиму работы школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.
Поэтому на обеспечение полноценной здоровьесберегающей среды в образовательном процессе в течение последних лет были направлены объединенные усилия Управлений образования и здравоохранения администрации г. Оренбурга, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, педагогических коллективов ОУ.
В течение 5 лет реализована Программа развития муниципальной сферы образования на 2005 - 2009 гг., действует муниципальная целевая программа "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города Оренбурга на 2008 - 2010 годы".
Данные программы были разработаны с целью решения проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы ОУ, наличием факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья школьников (чрезмерной учебной нагрузкой, нерациональной организацией учебной деятельности, нарушением режимов питания и отдыха, низкой двигательной активностью обучающихся, низкой функциональной грамотностью педагогов и обучающихся в вопросах формирования культуры здоровья и др.).
Главным результатом выполнения совместных мероприятий, направленных на соблюдение законодательства в области охраны здоровья обучающихся, стало приведение в соответствие условий образовательного процесса государственным требованиям, которые определяются в процессе лицензирования образовательных учреждений.
В настоящее время лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 97,6% общеобразовательных учреждений.
За время реализации Программы развития сферы образования на 2005 - 2009 гг. были приняты системные меры по обеспечению безопасности образовательного процесса: в ОУ действуют "тревожные кнопки", 31% учреждений оснащены АПС и системой оповещения людей.
Продолжена комплексная работа по привитию обучающимся навыков безопасного поведения в школе, дома, на улицах и дорогах; развитию физической культуры и спорта.
Многими ОУ города накоплен положительный опыт решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. В общеобразовательных учреждениях спланирована и ведется профилактическая работа по улучшению здоровья детей. Реализуется программа спортивно-оздоровительной работы по месту жительства "Здоровые дети - здоровая Россия". Проводятся беседы врачей, психологов, акция "Молодое Оренбуржье за здоровую Россию".
Учащиеся школ принимают участие в президентских состязаниях, областном конкурсе "Школа-территория здоровья", в реализации программы "Остров безопасности", разработанной совместно с Центром планирования семьи.
В 80 школах города (97,6% от общего количества школ) введен третий час физической культуры, из них в 2-х школах - по 4 часа физкультуры. Из 82 школ города 77 школ имеют типовые спортивные залы, 5 школ - приспособленные. Начиная с 2005 г., построены и функционируют 13 современных спортивных комплексов при общеобразовательных учреждениях.
В 2008 - 2009 г.г. проведена большая работа по оснащению и оборудованию школьных медицинских кабинетов. Начат и в настоящее время продолжается процесс лицензирования медицинской деятельности в общеобразовательных учреждениях: уже лицензированы 31 медицинский и стоматологический кабинеты, что составляет 38% от их общего количества.
Несомненно, рациональное питание учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективного обучения, поэтому школьному питанию в городе уделяется пристальное внимание.
На основании Указа Губернатора Оренбургской области от 28.02.2008 N 36-ук "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания" 19 школ города Оренбурга стали участниками федерального эксперимента: основная школа N 3, 6, 24, 25, 27, 30, 33, 34, 35, 46, 51, 52, 72, 73, 76, лицей 6 (два пищеблока), гимназия N 2, гимназия N 3, гимназия N 7.
В ходе эксперимента в пищеблоки данных учреждений поставлено современное технологическое оборудование. На ремонт, реконструкцию, модернизацию оборудования пищеблоков затрачено:
из федерального бюджета - 32,0 млн. руб.;
из регионального бюджета - 26,3 млн. руб.;
из муниципального бюджета - 55 млн. руб.
Сопровождение и контроль за ходом реализации данного экспериментального проекта осуществляет городская межведомственная комиссия по контролю за организацией питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, утвержденная Постановлением Главы города от 17.10.2007 N 6604-п.
В 2008 г. кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания ОрГМА и кафедрой нутрициологии и биоэлементологии ОГУ проведены исследования состояния здоровья и алиментарного статуса учащихся, которыми были охвачены 1062 ученика 2, 6, 9 классов.
Исследования проводились по направлениям: определение соматометрических и физиометрических данных, исследование физиологического и биохимического статуса, оценка состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определение содержания макро - и микроэлементов в волосах детей, витаминного баланса.
В рамках эксперимента были проведены родительские собрания, на которых родителей ознакомили с проектом; проведено анкетирование родителей по следующим вопросам: примерная стоимость завтраков и обедов, какие блюда хотели бы видеть родители в питании детей в школе, исходя из предложенной стоимости, и т.п.
В 2008 - 2009 учебном году в школах города введены уроки по пропаганде и обучению основам здорового питания по программам: "Разговор о правильном питании" (1 - 4 классы), по программам спецкурса "Школа здорового питания" (5 - 8 классы), элективного курса "Рациональное и адекватное питание школьников" (10 - 11 классы).
Профессором Оренбургской государственной медицинской академии Н.П. Сетко разработано методическое пособие для педагогов образовательных учреждений "Рациональное и адекватное питание школьников", которое рекомендуется использовать при реализации выше названных программ.
Начиная с 2000 г., наблюдается увеличение охвата детей горячим питанием. Так, в 2000 г. горячими завтраками питалось 33% учащихся, в 2007 г. - 62,4%, в 2008 г. - 82% учеников, по итогам 1 полугодия 2009 г.85% учащихся.
Начиная с 2009 г., еще 11 общеобразовательных учреждений участвуют во втором этапе федерального эксперимента по совершенствованию организации питания школьников (ОУ N 1, 4, 9, 56, 57, 68, 69, 71, 75, лицей N 3, лицей N 5).
Однако, несмотря на определенные достижения, задача целенаправленного формирования здоровьесберегающей образовательной среды остается актуальной, поскольку, по данным специальных исследований, в последнее время отчетливо проявляется тенденция ухудшения здоровья детей.
Без сомнения, физическое и психическое нездоровье детей и педагогов - результат сложнейших социально-экономических процессов и экологических проблем, характерных для России последних десятилетий, однако, как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, на "долю школьных факторов риска" приходится от 20 до 40%.
За последние годы, помимо проблем, связанных с воздействием на здоровье учащихся неблагоприятных факторов образовательного процесса, обозначились и такие, как:
- низкий охват обучающихся (в 2008 - 2009 учебном году лишь 1,8% детей) занятиями в специальной медицинской группе;
- недостаточная эффективность занятий физической культурой, несмотря на то, что повышения их "удельного веса" добиться удалось (третий дополнительный час физической культуры введен в 97,6% школ города), недостаточная обеспеченность спортивных залов оборудованием (в среднем 76%);
- износ технологического оборудования пищеблоков достигает 40%, что отрицательно влияет на организацию полноценного питания в общеобразовательных учреждениях (при анализе заболеваний школьников отмечается рост функциональных отклонений: дискенезий, астенических состояний, изменений со стороны щитовидной железы, проявлений вегето-сосудистой дистонии. В структуре хронических заболеваний лидируют заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, органов пищеварения, что обусловлено несбалансированным питанием).
Цели проекта:
создание условий образовательного процесса, гарантирующих безопасность и комфорт его участников;
повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи проекта:
обеспечение условий безопасности образовательного процесса и санитарно-гигиенических условий в общеобразовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами ("Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02");
устранение факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья обучающихся (оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, использование эффективных методов обучения; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; организация мониторинга состояния здоровья детей и педагогов; модернизация питания в образовательных учреждениях; обеспечение полноценной досуговой деятельности, др.);
формирование у учащихся и педагогов отношения к здоровью как жизненной ценности.
Ожидаемый результат:
приведение материально-технической базы образовательных учреждений, учебных и производственных площадей в соответствие с требованиями СанПиНов с использованием многоканального финансирования;
развитие системы содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, реализация здоровьесберегающих технологий в муниципальном образовательном пространстве;
создание системы школьного питания на основе внедрения новейших технологий приготовления готовой продукции; развитие многоканального финансирования системы школьного питания; повышение уровня культуры питания обучающихся и педагогов;
улучшение условий труда работников образовательных учреждений.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
процентный рост основных фондов, соответствующих лицензионным условиям (школы, медицинские и стоматологические кабинеты);
процентный рост числа обучающихся, охваченных горячим питанием;
рост количества потребителей, удовлетворенных школьным питанием (по результатам социологического опроса);
процент роста количества медицинских и стоматологических кабинетов, имеющих лицензию;
снижение % заболеваемости школьников в течение учебного года;
рост количества ОУ, эффективно реализующих программы здоровья;
рост качественных показателей мониторинга физического состояния обучающихся;
минимизация (нейтрализация) факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья школьников (на основе выборок муниципальной системы оценки качества образования и тематических, комплексных проверок);
рост количества ОУ, принявших участие в городском конкурсе на лучшую оздоровительно-профилактическую программу.
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
N п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители мероприятия |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
1. Обеспечение условий для организации качественного питания обучающихся | |||||||
1. |
Реализация муниципальной целевой программы "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города Оренбурга на 2008 - 2010 годы" |
2010 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
2. |
Осуществление контроля за организацией питания в общеобразовательных учреждениях, соблюдением норм питания |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования Межведомственная комиссия по контролю за организацией питания |
|
|
|
|
3. |
Проведение городского конкурса на лучшую организацию питания в общеобразовательных учреждениях |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
2. Совершенствование системы работы по здоровьесбережению обучающихся | |||||||
1. |
Лицензирование общеобразовательных учреждений |
2010 - 2012 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
2. |
Проведение независимой экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов в рамках государственной аккредитации ОУ |
2010 - 2012 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
3. |
Согласование учебных планов и режима общеобразовательных учреждений с Управлением Роспотребнадзора в целях предотвращения учебной перегрузки учащихся |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования совместно с Управлением Роспотребнадзора |
|
|
|
|
4. |
Лицензирование медицинских и стоматологических кабинетов, осуществление контроля за оснащением медицинским и специальным оборудованием медицинских кабинетов |
2010 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
5. |
Обеспечение организованного проведения профилактических осмотров учащихся общеобразовательных учреждений |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования совместно с управлением здравоохранения |
|
|
|
|
6. |
Разработка параметров мониторинга здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений |
2010 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
7. |
Проведение ежегодного мониторинга здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
8. |
Осуществление инспектирования деятельности ОУ по созданию в школах здоровьесберегающих условий (требования к режиму занятий и составлению расписания, двигательная активность, питание, закаливание, антистрессовая стратегия жизни, социально-безопасное поведение, использование немедикоментозных методов оздоровления) |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
9. |
Проведение конкурсов - программ по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ "Школа - территория здоровья"; - на лучшую организацию физкультурно-массовой и оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
10. |
Проведение городского спортивно-оздоровительного фестиваля "Президентские состязания" |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
11. |
Проведение городского смотра уровня физической подготовки юношей допризывного возраста (в период проведения ежегодных 5-дневных сборов) |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
12. |
Проведение муниципального этапа и участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре |
ежегодно (декабрь, январь) |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
13. |
Участие команд школьников во Всероссийских соревнованиях: - "Лыжня России"; - "Кросс наций"; - "Российский азимут" |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
14. |
Проведение Единого дня (недели) здоровья |
ежегодно (апрель) |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
15. |
Участие в городской легкоатлетической эстафете |
ежегодно (сентябрь, апрель) |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
16. |
Проведение городских соревнований: - среди юношей "Школьная баскетбольная лига"; - первенство города по баскетболу (юноши, девушки); - первенство города по футболу (юноши); - первенство города по волейболу (юноши, девушки); - первенство города по настольному теннису; - первенство города по акробатике; - спартакиада "Малышок"; - "Старты надежд"; - "Веселые старты". |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
17. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: - создание условий для эффективного функционирования специальных медицинских групп; - проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в соответствии с календарем городских спортивно-массовых мероприятий |
2010 ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
18. |
Организация и проведение городского смотра-конкурса на лучшую школьную спортивную площадку (стадиона) |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
19. |
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, педагогами, родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: - создание на базе школьных библиотек постоянно действующих выставок по профилактике курения, употребления школьниками алкоголя, наркотиков; - создание сменных информационных стендов по формированию здорового образа жизни; - работа школьных медицинских кабинетов (беседы, лекции, родительские собрания) по формированию здорового образа жизни |
2010 - 2012 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
20. |
Организация и проведение мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (слет-соревнование "Юный спасатель") |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
21. |
Организация и проведение мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (слет-соревнование "Школа безопасности") |
ежегодно |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
22. |
Обеспечение условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации социального проекта "Шаг навстречу" (дистанционное образование) |
2010 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
23. |
Укрепление учебной и материально-технической базы специальных (коррекционных) классов VII вида |
2010 - 2012 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
24. |
Использование сайтов общеобразовательных учреждений, Управления образования для размещения материалов по пропаганде здорового образа жизни |
2010 - 2012 |
Отдел общего образования и инспектирования |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.