Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Цели, задачи, основные направления реализации программы, ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности
1.1. Дошкольное образование
Главная цель образовательной политики города в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных стартовых возможностей получения дошкольного образования;
достижение нового современного качества дошкольного образования;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста.
Основные направления деятельности по обеспечению государственных гарантий доступности и равных стартовых возможностей получения дошкольного образования:
обеспечение права всех детей, живущих в Оренбурге, на качественное образование, независимо от их пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, состояния здоровья, социального и имущественного положения;
ликвидация дефицита мест в детских садах;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений;
увеличение количества групп с разным режимом работы;
увеличение количества групп для детей раннего возраста;
обеспечение шаговой и ценовой доступности дошкольных образовательных услуг;
развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;
создание новых организационных моделей дошкольного образования для развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
обеспечение дошкольным образованием детей, попавших в сложную социальную ситуацию;
развитие инклюзивного, интегративного дошкольного образования посредством:
формирования базы данных о детях-инвалидах,
внесения изменений и дополнений в нормативные правовые документы по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья,
формирования целостной системы психолого-медико-педагогических комиссий города,
разработки информационных технологий учета и сопровождения "особого" ребенка в образовательной среде города.
Основные направления деятельности в области достижения нового современного качества дошкольного образования:
создание и мониторинг гражданского и муниципального заказа на дошкольные услуги с учетом адекватности системы дошкольного образования нормативно-правовым требованиям и социально-экономической ситуации, планирование дополнительных услуг внутри учреждений;
формирование внутреннего (самим образовательным учреждением) заказа на оказание образовательных услуг и проектирование образовательной деятельности на его основе;
повышение ответственности образовательных учреждений за конечные результаты деятельности;
приведение содержания образования в соответствие с интересами личности, общества и государства за счет включения новых образовательных (в том числе информационно-коммуникативных) технологий и обновление содержания образования;
формирование и развитие общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования;
реализация основных направлений развития ребенка: физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического;
развитие условий в дошкольных образовательных учреждениях для самодеятельной игры, являющейся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий;
развитие и поддержка инновационной, опытно-экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений в интересах ребенка и семьи, направленной на перспективные разработки актуальных для городской системы дошкольного образования проблем;
реализация современных подходов в организации предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях;
повышения эффективности кадрового обеспечения:
организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования;
пропаганда передового опыта педагогов среди педагогических коллективов, родителей, общественности, в средствах массовой информации;
достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством:
развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
совершенствования аттестационных технологий, экспертного сопровождения педагогической деятельности;
повышению эффективности кадровой политики, способствующей обновлению состава администрации дошкольных образовательных учреждений и педагогических работников, повышению мотивации персонала, оптимальному использованию различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов;
разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки учебных планов и образовательных программ;
создание учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Основные направления деятельности в области создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста:
обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях;
обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие в условиях дошкольных образовательных учреждений;
совершенствование здоровьесберегающей (здоровьеразвивающей, здоровьеформирующей) образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка;
создание условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
разработка и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического мониторинга для оценки и динамического контроля влияния комплекса психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и здоровье дошкольников;
оценка факторов риска для здоровья и содействие активному внедрению программ медицинской профилактики наиболее распространенных заболеваний детей дошкольного возраста;
совершенствование технологий оздоровительной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях и материально-технической базы для их реализации;
воспитание у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;
воспитание культуры здоровья; обоснование вариативных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников;
модернизация материально-технической базы для физического воспитания дошкольников, совершенствование программно-методического, организационного и материально-технического (реконструкция и ремонт бассейнов, спортивных и игровых площадок, физкультурных залов) обеспечения физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
совершенствование организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья, в дошкольных образовательных учреждениях; воспитание культуры питания;
расширение использования в работе привлекательных для детей видов физкультурно-оздоровительной деятельности: ритмической гимнастики, спортивных игр, занятий на физкультурно-спортивных тренажерах, занятий плаванием, лыжами и т.д.;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к занятиям физическому воспитанию;
разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады;
организация систематической работы по физическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях под девизом "Физкультура и я - мы друзья!".
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
увеличение доли детей дошкольного возраста, охваченных образованием в муниципальных учреждениях дошкольного образования до 79%;
повышение охвата детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах до 100%;
увеличение доли образовательных учреждений, в практику деятельности которых включены публичные доклады перед общественностью до 50%;
увеличение числа родителей, удовлетворенных качеством полученного их детьми образования до 90%;
создание условий для реализации конституционного права граждан на общедоступность дошкольного образования в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации;
создание детям равных стартовых возможностей к началу обучения в школе путем 100% охвата детей в возрасте от 5 до 7 лет разными формами дошкольного образования;
снижение очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
внедрение информационной базы для учета комплектования детских садов и реестра очередников, зарегистрированных в Книгах учета будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
создание новых форм дошкольного образования "Служба ранней помощи", "Лекотека" и "Центр игровой поддержки" для детей, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать дошкольные образовательные учреждения;
оказание помощи семье в развитии детей дошкольного возраста;
оказание помощи семьям и детям, которые традиционно не имели возможности получения дошкольного образования (дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в домашних условиях);
создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий с учетом видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений;
повышение качества дошкольного образования;
улучшение эмоционально-психологического состояния детей в детских садах;
выравнивание стартовых возможностей детей в начале обучения в школе за счет развития воображения и произвольности, которые являются главным условием готовности ребенка к школьному обучению, путем создания условий для организации игры в дошкольных образовательных учреждениях;
повышение социально-экономической эффективности функционирования дошкольных образовательных учреждений за счет увеличения показателей "число дней функционирования учреждения и посещения детьми";
рост управленческой культуры руководителей.
1.2. Общее образование
Цель среднего (полного) общего образования:
обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования, их интеграция с целью формирования жизнеспособной, социальной инновационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим, социокультурным условиям общества, повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. (приложения 2, 3 к приложению)
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
обеспечить технологичность и наукоемкость процессов управления через развитие инфраструктуры единого информационного пространства муниципальной системы образования;
совершенствовать систему управления инновационными процессами через ресурсы программно-целевого планирования, участие в различных конкурсах;
обеспечить переход к образованию по стандартам второго поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики (переход на современные образовательные технологии и качество образования);
создать и внедрить механизм общественной экспертизы инновационных программ, проектов, инициатив на муниципальном уровне;
сформировать систему непрерывного образования, предполагающую постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения через обеспечение преемственности, создание системы ориентации обучающихся на специальности и профессии, востребованные рынком труда;
повысить качество образовательных услуг в системе общего образования в соответствии с современными требованиями через реализацию механизмов муниципальной и школьной системы оценки качества образования;
организовать систему постоянного мониторинга качества образования (в первую очередь, через внедрение и функционирование муниципальной и школьной систем оценки качества образования);
создать систему поддержки талантливых детей для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;
создать условия для выполнения закона РФ "Об образовании" в части реализации прав граждан на получение среднего (полного) общего образования; социально-педагогической защиты детей и подростков.
Основные направления деятельности:
поддержка и сопровождение инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях, оценка промежуточных итогов их деятельности с точки зрения социальной и педагогической эффективности;
оптимизация и развитие сети инновационных площадок города, обеспечивающее реализацию программ углубленного, профильного уровней изучения предметов;
осуществление перехода общеобразовательных учреждений к внедрению стандартов второго поколения;
формирование инновационной компетентности участников образовательного процесса через разработку муниципальных стандартов образования повышенного уровня;
адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся; удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся за счет оптимизации и развития сети учреждений, реализующих программы повышенного уровня, специальные (коррекционные) программы для детей, имеющих нарушения в здоровье; развитие учреждений, работающих по адаптивным программам с разнородным контингентом обучающихся;
повышение качества образовательных услуг через использование информационно-коммуникативных технологий, введение системы дистанционного обучения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями;
устранение факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья обучающихся за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, использование эффективных методов обучения; повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; организации мониторинга состояния здоровья детей и педагогов;
модернизация и совершенствование процесса организации питания в общеобразовательных учреждениях;
совершенствование межведомственного взаимодействия в решении проблем "всеобуча" учащихся школьного возраста;
создание условий для выполнения закона РФ "Об образовании" в части реализации прав граждан на получение среднего (полного) общего образования;
совершенствование механизма своевременного выявления и учета детей школьного возраста с целью сохранения контингента учащихся;
повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция общего и дополнительного образования, реализация комплекса мер, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
обеспечение необходимых условий для полноценного качественного образования на всех ступенях обучения;
оказание адресной поддержки населению в получении образовательных услуг: обеспечение многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
обеспечение условий для формирования единого образовательного пространства г. Оренбурга; обеспечение соответствия учебной и материально-технической базы образовательного процесса современным требованиям;
актуализация инновационного потенциала образовательных систем, обеспечивающих реализацию программ углубленного, профильного уровней изучения предметов, предпрофильной подготовки учащихся;
осуществление перехода к независимой государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий как форме независимого контроля качества обучения;
отработка нового содержания образования на базе экспериментальных площадок по внедрению стандартов второго уровня;
повышение эффективности и качества образования на основе внедрения механизмов муниципальной и школьной системы оценки качества образования;
снижение численности детей школьного возраста, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования;
развитие различных форм получения общего образования (очно-заочная, семейное обучение, экстернат, дистанционное обучение).
1.3. Воспитание и дополнительное образование
Программа развития системы воспитания и дополнительного образования в системе образования города Оренбурга является одним из структурных компонентов муниципальной образовательной политики, направленной на повышение социального статуса воспитания в системе образования города, дальнейшее обновление содержания воспитания на основе учета сложившихся в регионе традиций, социокультурных особенностей, педагогического опыта, формирование и развитие воспитательных систем гуманистического типа в учреждениях образования, создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого являются личность ребенка и его развитие, самореализация и самоопределение в обществе.
Цель:
создание комплекса благоприятных социально-педагогических и управленческих условий организации воспитания школьников в городе Оренбурге в интересах личностного, психического и духовного развития и здоровья детей и подростков, их социализации и жизненного самоопределения. Реализация основных направлений социального воспитания и дополнительного образования детей; апробация и внедрение новых образовательных и информационных технологий, авторских программ и проектов.
Дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков города Оренбурга, создание социальной инфраструктуры, способствующей их воспитанию и развитию (приложение 4 к приложению)
Задачи:
конструирование ведущих направлений содержания воспитания с учетом особенностей деятельности конкретных образовательных учреждений города;
интеграция воспитывающих сил города как базис социального воспитания на основе совместных проектов, планов и программ;
обеспечение социально-педагогической защиты и поддержки социальной активности школьников путем предоставления возможностей для творчества, познания, общения в многообразных занятиях по интересам в процессе внеучебной деятельности и дополнительного образования;
сохранение и дальнейшее развитие сети учреждений дополнительного образования детей, укрепление их материально-технической базы;
поиск новых форм поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в рамках системы воспитания и дополнительного образования;
развитие детских общественных организаций, клубных объединений по интересам, штабов, лагерей актива;
расширение многообразия и вариативности образовательных программ дополнительного образования детей через создание системы как внешней, так и внутренней оценки их качества;
совершенствование управления учреждениями дополнительного образования детей не только через регулирование педагогического процесса, но и выход на новые результаты, отражающие индивидуальный прогресс и достижения каждого ребенка;
организация постоянно действующего мониторинга эффективности воспитания школьников;
создание благоприятных условий для повышения педагогического мастерства специалистов, участвующих в воспитании школьников города, публикации позитивных педагогических результатов и внедрение их в широкую практику образовательных учреждений города;
совершенствование деятельности и усиление социальной направленности по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков;
нормативно-правовое, информационно-методическое и финансовое обеспечение деятельности в сфере детского отдыха, оздоровления, временной трудовой занятости подростков;
развитие профильной направленности, инновационных и малозатратных форм организации детского отдыха и оздоровления; создание условий для духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, их гражданского и патриотического становления;
развитие государственно-общественного управления в целях совершенствования образовательного пространства города.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
научное и программно - методическое обоснование и практическая реализация системы воспитания школьников города;
удовлетворение запросов родителей и учащихся в приобретении опыта социального развития личности при решении жизненно важных проблем в условиях социальных перемен;
повышение продуктивности воспитания школьников, создание оптимальных условий для успешной социализации и самоопределения личности
повышение квалификации и мотивации педагогов, воспитателей;
совершенствование опыта взаимодействия учреждений образования с социумом;
повышение конкурентоспособности образовательных учреждений в городе, области, федерации;
увеличение числа детей и подростков, охваченных организационными формами отдыха, оздоровления, занятости, в первую очередь из категорий, нуждающихся в государственной поддержке;
расширение спектра оздоровительных услуг, повышение их качественного уровня;
повышение эффективности использования средств государственной поддержки систем детского отдыха, оздоровления, занятости.
Повышение охвата различными организованными формами отдыха, оздоровления, занятости, творческого досуга не менее 94% детей и подростков от общего количества школьников города.
1.4. Охрана прав детей, социальная защита детства
Приоритетной целью системы государственного воспитания является развитие системы через создание комплекса условий (нормативных, кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих полноценную социализацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления деятельности:
координация деятельности органов управления образованием по вопросам профилактики социального сиротства;
создание эффективной системы контроля за реализацией прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация работы по постановке на первичный учет и оформление документов для постановки на региональный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, патронатное воспитание и др.);
расширение возможностей для свободного творчества, развития духовного потенциала детей, социализации и социальной адаптации воспитанников к жизни в современных условиях, совершенствование системы трудовой подготовки на базе производственных участков;
создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение образования;
контроль за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация работы по реализации психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через систему учреждений дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования;
формирование и реализация комплексной целевой программы "Дети Оренбурга на период 2010 - 2014 гг.";
составление годового доклада "О положении женщин и детей в г. Оренбурге".
Реализация основных направлений осуществляется в соответствии с нормативными документами:
Семейный кодекс РФ;
Гражданский процессуальный кодекс РФ;
Жилищный кодекс РФ;
ФЗ РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
ФЗ РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
ФЗ РФ от 16.04.2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Закон Оренбургской области от 06.03.1998 N 256/76-ОЗ "Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области";
Закон Оренбургской области от 26.11.2007 N 1731/357-IV-ОЗ "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними";
Комплексная целевая программа "Дети Оренбурга".
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
совершенствование развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с укреплением материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подростков с отклонениями в развитии;
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;
совершенствование работы по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.5. Кадровое обеспечение
Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога. Возникает потребность в расширении инновационной деятельности образовательного учреждения и новом социальном типе личности руководителя и учителя, педагога, воспитателя, способных к ее реализации, выявлении в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой педагогической практике.
Цель:
обеспечение условий по развитию муниципальной системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников с учетом текущих и перспективных потребностей общества и государства. (Приложение 5 к приложению)
Для достижения постановленной цели необходимо решить ряд задач:
оптимизация структуры и дальнейшее развитие организации непрерывной профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
совершенствование содержания и форм повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
научное и учебно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение обновления муниципальной системы непрерывного образования педагогических, в том числе классных руководителей, и руководящих работников;
оптимизация существующей системы, расширение возможностей инфраструктурной (сетевой) организации взаимодействия образовательных учреждений города;
создание стимулов, поддерживающих высокое профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров;
повышение эффективности деятельности института классного руководства.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов города;
ежегодное увеличение не менее чем на 20% общей численности работников охвата курсовой подготовкой педагогических и руководящих работников муниципального образования;
развитие и совершенствование муниципальной системы непрерывного педагогического образования;
совершенствование системы учебно-методического обеспечения и стимулирования развития профессиональной культуры педагогических кадров;
социальная поддержка педагогических кадров;
обеспечение ОУ города высококвалифицированными кадрами нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования;
реализация задач по обеспечению конкурентоспособности и социальной эффективности отечественной системы образования, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности образовательных учреждений всех типов и видов;
сформированность современных компетентностей педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и вхождением в мировое образовательное пространство;
развитие современной информационной среды обновления образовательной системы города;
улучшение условий профессионального саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности;
обновление содержания и технологии непрерывного педагогического образования;
совершенствование деятельности классных руководителей и стимулирование развития профессиональной культуры педагогических кадров, обеспечивающих решение задач воспитания юных Оренбуржцев.
1.6. Информатизация образования
Современные тенденции информатизации образования характеризуются тем, что постепенно осуществляется переориентация и переход от изолированного использования компьютеров на отдельных учебных предметах и рабочих местах к созданию на их основе информационно-компьютерной среды образовательной и практической направленности.
Основные направления информатизации:
формирование общего образовательного пространства с прямым доступом для всех субъектов образовательного процесса, имеющих потребность в самосовершенствовании и развитии;
обеспечение для разных категорий педагогических работников муниципальной системы образования, учащихся, родителей и общественности оперативного доступа к учебной, научно-методической и управленческой информации;
формирование информационно-коммуникативной инфраструктуры системы образования;
создание новой и совершенствование имеющейся базы компьютерного и программного обеспечения учреждений образования;
изменение организации учебного процесса, характера деятельности учения и преподавания на основе усовершенствованной базы компьютеризации образовательного процесса;
автоматизация деятельности по управлению образованием;
развитие корпоративной сети, объединяющей отделы образования и образовательные учреждения города.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
формирование единой информационной образовательной среды города Оренбурга;
автоматизация административной деятельности образовательных учреждений;
использование ресурсов Интернет в образовательной деятельности;
создание и практическое использование Web-сайтов муниципальных образовательных учреждений;
повышение информационной культуры педагогов и обучающихся;
переоснащение и обновление компьютерной базы в ОУ.
1.7. Развитие системы управления образованием
Совершенствование системы управления образованием - важное условие реализации Программы. Основное направление деятельности Управления образования - проведение на территории города единой образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города.
Цель управления развитием сферы образования города - развитие комплекса условий, обеспечивающих ответственность всех субъектов сферы образования за достижение образованности (социальной компетенции) граждан.
Задачи:
разработка комплексных программ и проектов развития подсистем образования города и их реализация;
оптимизация системы управления образованием на основе межведомственного и межотраслевого взаимодействия;
развитие и поддержка государственно-общественных форм управления образованием (Общественный Совет, управляющие Советы ОУ, общественные организации родителей, Общественно-государственных образовательных объединений (Всероссийское педагогическое собрание и его отделений, Ассоциации лучших школ, Ассоциации педагогических учебных заведений), Организационно-инновационные образовательные структуры (учебные округа, университетские образовательные округа и комплексы), ассоциации выпускников;
реструктуризация сети ОУ (создание ресурсных центров, профильных школ);
создание системы мониторинга реализации Программы развития образования и обеспечение ее функционирования;
развитие комплекса условий, обеспечивающих способность каждого педагога к практической реализации государственных образовательных стандартов;
реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечивающей получение гражданами общедоступного и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам и образовательному уровню населения;
взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной сферы города;
координация и стимулирование деятельности органов управления образованием по всем вопросам функционирования и развития образовательного комплекса города.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности: (приложения 2, 3 к приложению)
обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
сохранение единого городского образовательного пространства;
реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию;
создание условий для повышения объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
привлечение общественности к совместному решению проблем в области образования (Общественный Совет, управляющие Советы ОУ, общественные организации родителей, Ассоциации предпринимателей, выпускников, спонсоры);
создание условий для осуществления образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности учреждений и организаций системы образования; обеспечение экономии бюджетных средств.
1.8. Финансовое обеспечение
Общие финансовые расходы, необходимые для развития сферы образования и реализации инновационных мероприятий Программы (комплексно-целевые программы и локальные проекты), рассчитываются исходя из нормативов, заложенных в законодательстве об образовании в части финансирования образования и мер по обеспечению государственных гарантий участникам образовательного процесса.
За счет средств бюджета города укрепляется материально-техническая база образовательных учреждений, проводится капитальный и текущий ремонты, решаются вопросы пожарной безопасности учреждений образования, оплачиваются коммунальные услуги, содержание имущества, организация летнего отдыха, хозяйственные вопросы, оплата труда работников, питание дошкольников, на условиях софинансирования питание учащихся в общеобразовательных учреждениях, подвоз учащихся и др.
Однако, средства бюджетного финансирования, выделяемые сфере образования города в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивают покрытие части затрат на текущее содержание существующих зданий и сооружений. Средств на развитие учреждений, укрепление их материально-технической базы в бюджете предусматриваются в недостаточном объеме. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства об образовании по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, государственных гарантий обучающимся и работникам системы образования, реализации социальных норм и нормативов.
Финансовое обеспечение сферы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по направлениям:
увеличение бюджетного финансирования при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств;
создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования;
разработка нормативно-методической базы для работы с внебюджетными средствами, обучение руководителей ОУ финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности;
усиление контрольных функций Управления образования по направлению оказания платных дополнительных образовательных услуг;
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджета города и иных не запрещенных законом источников.
Ожидаемые результаты и показатели социально-экономической эффективности:
расширение возможностей финансирования образования за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
1.9. Материально-техническое обеспечение
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса.
Основные направления развития: (приложение 1 к приложению)
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием новых форм хозяйствования согласно Федеральной программе развития системы образования;
строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;
оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими безопасность работников, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций;
реализация программы энергосбережения в образовательных учреждениях;
благоустройство пришкольных дворов и двориков детских садов;
реализация программы противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
увеличение числа подготовленных зданий и сооружений к осуществлению реализуемых ими задач;
реконструкция и капитальный ремонт аварийных и ветхих зданий школ города;
использование в образовательном процессе перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;
повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, компьютерной техникой;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.