Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Оренбурга
от 16 ноября 2009 г. N 284-п
Программа
развития образования города Оренбурга на 2010 - 2012 годы
1 декабря 2010 г., 11 июля, 11 октября 2011 г.
Постановлением администрации города Оренбурга от 11 октября 2011 г. N 6660-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2011 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая Программа развития образования города Оренбурга на 2010 - 2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный Закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании". |
Субъект бюджетного планирования - Заказчик (координатор) Программы |
Управление образования администрации города Оренбурга |
Цель и задачи Программы |
Цель: Обеспечение эффективного устойчивого развития муниципальной системы образования, создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в интересах формирования развитой, социально-активной, творческой, конкурентоспособной личности в соответствии с современными государственными и социальными установками. |
Задачи: Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование в учреждениях муниципальной системы образования. Реализация содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры. Достижение современного качества образования на основе развития в нем инновационных процессов Обеспечение контроля качества образования. Предоставление возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и талантливых детей. Развитие, разработка и реализация новых, в том числе, образовательных технологий и методов обучения. Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров. Стимулирование деятельности педагогических и руководящих работников. Повышение эффективности воспитательной системы, вовлечение родителей и общественности в деятельность по развитию муниципальной системы образования. Воспитание компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых молодых граждан. Повышение статуса и значимости дополнительного образования детей, создание условий для их творческого развития и содержательного досуга. Обновление и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования. Повышение уровня комплексной безопасности муниципальных образовательных учреждений с целью сохранения жизни и защиты здоровья воспитанников, обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Повышение эффективности расходования бюджетных средств путем целевого финансирования мероприятий. | |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2012 годы 1 этап - ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования; 2 этап - развитие образовательной системы, регулирование организационных взаимодействий на всех уровнях; 3 этап - завершающий цикл реализации Программы, анализ и синтез результатов, оценка и прогнозирование перспективных направлений развития образования города. |
Перечень основных мероприятий |
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. Система мероприятий приведена в разделе III настоящей Программы. |
Характеристика программных мероприятий Исполнители |
Управление образования администрации г. Оренбурга; Общественный Совет по образованию; образовательные учреждения различных типов и видов; муниципальное учреждение "Дирекция по эксплуатации и обслуживанию муниципальных образовательных учреждений"; институты и организации научной, социальной, культурной сферы; Общественно-государственные образовательные объединения; Организационно-инновационные образовательные структуры; общественные объединения родителей; детские общественные организации. Привлечение в качестве исполнителей организаций, не находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по согласованию. |
Объемы и источники финансирования |
Бюджет города Оренбурга: 2010 г. - 26 574 тыс. руб., 2011 г. - 27 852 тыс. руб., 2012 г. - 48 302 тыс. руб. Привлеченные средства: 2010 г. - 12 060 тыс. руб., 2011 г. - 12 060 тыс. руб., 2012 г. - 12 060 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание для детей равных стартовых возможностей получения образования и обеспечение его доступности: обеспечение конституционных прав граждан на получение образования в соответствии с законодательством Российской Федерации; практическая реализация требований и нормативов государственного образовательного стандарта в части конструирования содержания образования и условий обеспечения образовательной деятельности; сохранение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; сохранение удельного веса численности учащихся 10 - 11 классов, обучающихся по программам профильного обучения; увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган, обеспечивающий общественное участие в управлении учреждением; увеличение доли образовательных учреждений, в практику деятельности которых включены публичные доклады перед общественностью; увеличение числа родителей, удовлетворенных качеством полученного их детьми образования; создание муниципальной воспитательной системы на основе богатейшего историко-культурного наследия и традиций города Оренбурга и Оренбургской области; введение в действие независимой системы оценки качества образования; введение различных форм поддержки талантливых детей и социально незащищенной категории детей; увеличение объема средств на учебные расходы, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений; увеличение расходов на содержание воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации |
Реализация Программы позволит к 2013 году повысить качественный уровень образования, что будет выражаться: в повышении качества подготовки выпускников средних школ города, оцениваемого по результатам единого государственного экзамена; в увеличении числа участников и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций; в расширении практики применения современных образовательных технологий; в уменьшении нагрузки (количества учащихся) на 1 компьютер; в увеличении числа образовательных учреждений, использующих электронные версии учебников; в сохранении сети дошкольных образовательных учреждений и увеличение числа групп кратковременного пребывания детей; в увеличении охвата детей программами предшкольного образования; в увеличении числа школ, перешедших на профильное обучение; в увеличении числа образовательных учреждений, работающих по учебным комплексам (комплектам учебных пособий), обеспечивающим преемственность между ступенями образования; в увеличении числа здоровых детей; в увеличении числа учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования детей; в расширении перечня дополнительных образовательных услуг; в повышении уровня интеграции научной и учебной деятельности; во включении материалов и результатов научных исследований в учебный процесс. |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Мониторинг хода реализации Программы и контроль осуществляет Управление образования администрации г. Оренбурга. |
Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Муниципальная система образования города Оренбурга представляет собой развитую сеть учреждений различных типов и видов. Система обеспечивает доступность дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, устройство детей, лишившихся попечения родителей.
Реализация предшествующих Программ развития муниципальной системы образования обусловила ряд позитивных перемен, произошедших в системе образования.
В городе Оренбурге функционирует целостная система дошкольного образования с развитой сетью учреждений всех типов и видов, необходимой материально-технической и нормативной базой, позволяющей регулировать взаимоотношения внутри системы образования, именно: 127 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 126 муниципальных (далее МДОУ), в которых воспитывается более 23 тыс. детей. Сеть дифференцирована по назначению: детский сад - 31 учреждение; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - 60; детский сад комбинированного вида - 25; детский сад компенсирующего вида - 1; детский сад присмотра и оздоровления - 3; центр развития ребенка - детский сад - 6.
Количество муниципальных детских садов в городе увеличилось со 123 до 126. Введен в эксплуатацию новый детский сад, 2 детских сада открыты после капитального ремонта, планомерно протекает процесс перепрофилирования зданий детских садов, используемых ранее не по прямому назначению. За счет использования внутренних резервов детских садов дополнительно открыто 46 групп. Число мест в детских садах за период реализации предыдущей Программы развития увеличилось на 1035, контингент детей увеличился на 3462 ребенка.
В настоящее время охват дошкольным образованием по городу составляет 77,5%, что выше среднего показателя по России и региона в целом.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Стабильно развивается сеть дошкольных образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы со здоровьем. Так, из 1226 групп, работающих в детских садах города, 14% - 172 группы, коррекционного и оздоровительного направления. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество оздоровительных групп для часто и длительно болеющих детей на 5%. В 92% детских садов организованы группы здоровья (коррекции зрения, осанки, плоскостопия).
За последние три года отмечается ряд положительных тенденций в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Снизились показатели общей заболеваемости на 7%. За последние годы на 32% повысилось количество детей оздоровленных в санаториях и здравницах региона и страны. Увеличилось количество детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения в летний оздоровительный период.
В образовательный процесс активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Во всех дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для проведения физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работ.
Особое внимание уделяется детям-инвалидам. В системе дошкольного образования воспитывается 203 ребенка-инвалида. Во многих учреждениях успешно осуществляется интеграция детей-инвалидов в общество здоровых детей, функционируют группы "Особый ребенок".
Исполняются права детей с ограниченными возможностями здоровья: в муниципальных дошкольных учреждениях созданы условия для данной категории детей, с родителей не взимается плата за содержание ребенка в детском саду.
Родительская плата составляет от 8% до 16% от общих затрат на содержание ребенка, что соответствует действующему законодательству.
Кроме того, установлен перечень категорий семей, которым предоставляется льготная плата за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Существенную роль в обеспечении поддержки участников образовательного процесса играет социально-психологическая служба, сформированная в системе образования. Признана работа педагогов - психологов, активно реализующих следующие виды психологического сопровождения участников образовательного процесса: просвещение, профилактика, диагностика, коррекция и развитие, консультирование.
Одним из результатов реализации программ психолого-педагогического взаимодействия с семьей является весьма существенное увеличение количества родителей, сотрудничающих с педагогами по вопросам развития ребенка: с 35,6% в 2005 году, до 58,8% - в 2009 году.
Вместе с тем, развитие дошкольного образования осложняется рядом финансово-экономических причин, таких, как: недостаточное финансирование, приводящее к затруднению мероприятий по строительству новых детских садов, организации дополнительных мест для дошкольников, проведению своевременного капитального ремонта функционирующих зданий, а также недостаточному оснащению образовательных учреждений.
И как следствие отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях приводит к недоступности дошкольного образования для всех желающих, переуплотнению групп, нарушению санитарных правил и норм содержания детей, что, в свою очередь, ведет к социальной напряженности населения.
Государственные гарантии на получение гражданами города общедоступного и бесплатного общего образования обеспечиваются созданной в городе сетью общеобразовательных учреждений различных типов и видов, позволяющих удовлетворить право граждан на образование с учетом их интересов, потребностей, уровня развития, состояния здоровья:
86 муниципальных общеобразовательных школ, в число которых входят 7 гимназий, 7 лицеев, 9 общеобразовательных школ с углубленным изучением различных предметов, школа-интернат с первоначальной летной подготовкой, 4 вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Анализ сети общеобразовательных учреждений за 3 последних года показывает уменьшение на 3 школы.
На территории города расположены 4 негосударственные общеобразовательные школы ("Олимп", "Экополис", "ОР-АВНЕР", православная гимназия), 3 государственные общеобразовательные учреждения ("Санаторная школа-интернат N 4", "Детский дом-школа", "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья").
Контингент учащихся, обучающихся во всех муниципальных общеобразовательных учреждений города, составляет 49137 учащихся. Анализ контингента учащихся показывает уменьшение с 2005 г. на 14%, что связано с демографической ситуацией в городе.
714 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях, 666 учащихся в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ.
На территории г. Оренбурга функционируют также государственные общеобразовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья с охватом более 900 учащихся.
Три школы города работают в режиме полного дня (гимназия N 7, лицей N 2, основная школа N 3). В 73-х общеобразовательных школах города созданы 214 групп продленного дня с общим охватом учащихся более 5 тыс. чел.
Муниципальной образовательной системой были сделаны серьезные шаги в обеспечении дифференциации и адресности образовательного процесса, его преемственности и непрерывности. Сформирована система работы с одаренными детьми на муниципальном и школьном уровнях. Об ее эффективности свидетельствует статистика побед оренбургских школьников на олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня.
Возросло количество победителей и призеров областных предметных олимпиад: 2005 г. - 78, 2006 г. - 75, 2007 г. - 73 чел., 2008 г. - 70, 2009 г. - 90, зональных и всероссийских предметных олимпиад - 2007 г. - 7 чел; 2008 г. - 7; 2009 г. - 10.
Стабильно количество выпускников, награжденных медалями: 2007 г. - 338 учащихся (8% от общего количества выпускников), 2008 г. - 266 (8,2%), 2009 г. - 177 (8,4%).
Обеспечена дифференциация образования - главная задача профильной подготовки, переход на которую регламентирован документами федерального, регионального уровня и муниципальной программой введения профильного обучения в образовательных учреждениях города. В соответствии с данными документами в 35 ОУ города преподавание ряда предметов проводится на профильном уровне. Укрепляются связи ОУ с учреждениями профессионального образования, что является необходимым условием для обеспечения непрерывности образования. С сентября 2008 года на базе МОУ "Гимназия N 6", "Гимназия N 7", "Лицей N 6" открыты Ресурсные центры предпрофильной подготовки и профильного обучения, организующие сетевое взаимодействие с 27 ОУ. Данные Центры стали победителями областного смотра - конкурса ресурсных центров предпрофильной подготовки и профильного обучения (2008 г.).
Начиная с 2002 года, выпускники 11 классов школ города принимают участие в государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена, сначала в ходе эксперимента, а затем и в штатном режиме. Выпускники 9 классов с 2006 года принимают участие в независимой итоговой аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии.
Анализ результатов итоговой аттестации за 3 последних года показывает, что базовый компонент содержания образования усвоен значительной частью выпускников 9, 11 классов. Экзаменационные оценки, полученные выпускниками 9, 11 классов на экзаменах, в том числе и в форме ЕГЭ, соответствуют годовым отметкам, в отдельных случаях превышая их, что подтверждает преемственность системы требований к школьникам в учебном процессе и на экзамене.
И как результат - более 80% выпускников средних школ города продолжают образование не только в оренбургских ВУЗах, но и России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара и др.).
Большое внимание в городе уделяется обновлению содержания образования. В учебных планах школ наряду с сохранением федерального компонента содержания образования введен региональный и школьный компоненты углубленного и профильного изучения предметов экологического, гуманитарного и других направлений. Учебные планы школ направлены на внедрение в учебно-воспитательный процесс новшеств, призванных приблизить их к качественному составу контингента обучающихся, их интересам, склонностям, уровню развития.
Инновационная деятельность стала характерным явлением для большинства школ города. Функционируют экспериментальные площадки федерального уровня - лицей N 2, регионального - гимназия N 1, лицеи NN 1, 3, 4, 5, школы NN 5, 30, 35, 40, 73, городского - школы NN 7, 44.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование" муниципальная система образования получила значительное количество субъектов научно-методической деятельности - лучших педагогов и коллективов лучших школ. Все они являются лидерами образования и представляют важный инновационный ресурс не только города, но и области.
За четыре года реализации ПНПО 22 общеобразовательных учреждения, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получили Грант Президента в размере 1 млн. руб., что составляет 28% от общего количества средних школ.
Гранта Губернатора удостоены 11 общеобразовательных учреждений по 200 тыс. руб. и 4 дошкольных учреждения по 100 тыс. руб.
4 школы признаны победителями областного конкурса "Школа Оренбуржья" и получили премии в размере по 200 тыс. руб. каждая.
Года |
Грант Президента |
Премии Губернатора области |
|
|
||
Кол-во ОУ |
Наименование ОУ |
Кол-во ОУ |
Наименование ОУ |
|||
2006 |
5 |
гимназии N 1, 2, 4, лицеи N 2, 4 |
4 |
гимназия N 3, лицеи N 1, 3, школа N 1 |
Лицей N 3 |
10 |
2007 |
8 |
лицеи N 1, 3, 5, 6, гимназия N 3, школы N 30, 57, 61 |
5 |
гимназия N 5, школы N 1, 38, 68, 73 |
Лицей N 2 |
14 |
2008 |
9 |
гимназии N 1, 2, 5, 7, лицеи N 4, 6, школы N 7, 27, 38 |
3 |
школа N 44, МДОУ NN 154, 199 |
Лицей N 4 |
13 |
2009 |
Конкурс не проводился |
3 |
лицей N 1, МДОУ N 159, 171 |
Лицей N 6 |
4 |
Процесс информатизации образования регулируется муниципальной целевой Программой информатизации города Оренбурга на 2008 - 2010 годы, которая создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).
За время реализации Программы были достигнуты следующие показатели:
- 16 учащихся на один компьютер (в 2007 году 29 учащихся);
- 360 учащихся на одну интерактивную доску (в 2007 году 960 учащихся);
- 120 учащихся на один мультимедиапроектор (в 2007 году 509 учащихся);
- 75% педагогов используют информационные технологии учебно-практической деятельности (в 2007 году 23%).
Однако, некоторые показатели остаются на уровне ниже областных: в Оренбургской области уровень оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерной техникой составил 15 учащихся на один персональный компьютер, количество педагогов, использующих ПК в своей профессиональной деятельности составляет 87% от общего количества педагогов.
Во всех школах города используются локальные сети, однако, не все компьютеры внутри учебных заведений соединены локально-вычислительной сетью, что значительно снижает возможности всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, администрации школ) активного и эффективного использования сети Интернет.
Таким образом, реализация Программы информатизации города Оренбурга на 2008 - 2010 годы создала предпосылки для создания единого информационного образовательного пространства города Оренбурга, но в полном объеме данную задачу не решила. В связи с этим, необходимо продолжать решать проблему построения единой информационной образовательной среды города Оренбурга программно-целевым методом.
В системе образования продолжается работа по укреплению и совершенствованию кадрового потенциала.
В рамках реализации программы выполнены запланированные мероприятия по работе с кадровым корпусом.
В условиях модернизации отечественного образования расширяется самостоятельность и ответственность работников образования. Требования к современному педагогу изменяются и усложняются. Повышаются требования к профессиональной компетентности, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации, участие в конкурсах и многих других мероприятиях, что имеет для личности педагога важное социально-профессиональное, профессионально-педагогическое и психологическое значение.
В образовательных учреждениях города работает более 8 тысяч руководящих и педагогических работников, обладающих высокой квалификацией и уровнем профессионального мастерства.
Из общего числа педагогических работников 3589 трудятся в общеобразовательных учреждениях, 1965 - в учреждениях дополнительного образования, 2404 - в дошкольных образовательных учреждениях.
Наблюдается положительная динамика образовательного уровня педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (количество воспитателей с высшим образованием по сравнению с 2005 г. увеличилось на 10%), общеобразовательных учреждений (увеличилась с 85,74% в 2005 г. до 88,4% в 2008 г.).
В системе дополнительного образования города работает 1080 педагогов (55%), с высшим профессиональным образованием.
Возрос уровень квалификации педагогов в общеобразовательных учреждениях города с 78,7% в 2005 г. до 92,36% в 2009 г., в том числе педагогических и руководящих работников с высшей квалификационной категорией с 21% до 26,75%.
В дошкольных образовательных учреждениях имеют квалификационную категорию 85,5% педагогов (в т.ч. 2,7% высшую), в учреждения дополнительного образования - 73,4%, (в т.ч. 8% высшую).
В муниципалитете сложилась система непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
Объединение педагогической науки в лице Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского государственного университета управленческой структуры и педагогической практики образовательных учреждений способствовали многообразию и эффективности подходов к повышению профессионализма работников образования, стимулирующей поддержки инноваций и нововведений.
Должное внимание уделялось вопросам повышения управленческой компетентности руководящих работников. 32 директора школ (39%) прошли обучение в рамках Федерального проекта "Современный образовательный менеджмент".
Признанной и востребованной стала в городе деятельность Школ молодого учителя "Ориентир" и молодого руководителя ОУ, работающих на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий". В целях удовлетворения потребности педагогов города в личностно-ориентированном повышении квалификации и для организации помощи в повышении качества и совершенствовании методической работы образовательных учреждений действует муниципальная консалтинговая служба.
В системе образования осуществлялись меры по повышению социального и материального положения работников системы образования.
Ведется работа по трансляции опыта общеобразовательных учреждений и учителей - победителей приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО).
За четыре года реализации ПНПО 169 учителей удостоены Гранта Президента РФ.
Третий год учителя города Оренбурга набирают максимальное число баллов и возглавляют рейтинговую таблицу. От общего числа победителей области учителей г. Оренбурга с 2006 по 2009 годы было от 19% до 25%, т.е около четверти.
Второй год Грантом Губернатора Оренбургской области по 25 тыс. рублей награждаются лучшие работники дошкольных образовательных учреждений, в их числе 7 педагогов-победителей из города Оренбурга, что составляет 35% от числа всех награжденных.
Под патронажем администрации города и при финансовой поддержке проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства педагогов "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Педагогический дебют", на лучший школьный методический кабинет, опорный предметный кабинет и др.
В городе Оренбурге учреждены муниципальные награды: "Заслуженный учитель г. Оренбурга"; именные премии Заслуженных учителей РФ, ветеранов педагогического труда В.М. Барбазюка и А.И. Морозова; премии администрации города руководителям образовательных учреждений.
С 2008 года проводится ежегодный конкурс "Человек года" (в т.ч. номинации "Педагог года", "Перспектива года").
Для стимулирования труда и творчества работников образования, их социальной поддержки введена новая система оплаты труда работников образовательных учреждений, направленная на повышение реальных доходов работников, стимулирующей их инновационную деятельность; разработано Положение о стимулирующих выплатах руководителям ОУ; утверждено Положение о ежегодных городских премиях лучшим педагогическим работникам муниципальной системы образования.
Наряду с позитивными результатами существует ряд проблем, решение которых требует внимания в рамках новой программы развития.
Анализ показывает, что число молодых учителей в школах остается на уровне 2007 года. Наблюдается тенденция уменьшения числа прибывших молодых специалистов в школы города с 88 человек в 2005 году до 41 человека в 2008 году.
Это ведет к тому, что число учителей пенсионного и предпенсионного возраста продолжает увеличиваться. Так учителей со стажем свыше 20 лет - 47,3%, учителей пенсионного возраста - 16,3%.
Сохранение тенденции недостаточной социально-экономической поддержки педагогов.
В 2008 году исполнилось 90 лет Государственной системе дополнительного образования детей.
На протяжении ряда лет удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования детей (УДОд). Сегодня в городе 18 УДОд: 1 Дворец творчества детей и молодежи, 9 центров, 4 станции, 4 школы.
Приоритетными направлениями деятельности являются: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, техническое.
Наметились положительные тенденции в развитии:
расширилась сфера деятельности УДОд на базе общеобразовательной школы на основе договора о сотрудничестве, Программы деятельности по интеграции общего и дополнительного образования;
53% детей посещают кружки и секции на базе школы;
74% родителей удовлетворены дополнительными образовательными услугами;
увеличено число программ для детей старшего возраста;
создан электронный каталог программного обеспечения системы дополнительного образования детей г. Оренбурга с целью обеспечения доступа педагогических работников к современным информационным ресурсам УДОд с последующим эффективным использованием в учебно-воспитательном процессе;
усовершенствовалась система контроля за деятельностью педагогов дополнительного образования, о чем свидетельствуют акты проверок Контрольно-ревизионного управления.
В деятельности УДОд появились новые формы работы, востребованные педагогами, родителями:
открытие "Арт-кафе" для учащихся старшего школьного возраста, творческой молодежи, взрослого населения (организаторы - креатив-театр "Крылья" и Дворец творчества детей и молодежи).
открытие студии раннего развития "Теремок" для детей от 2 до 5 лет с ограниченными возможностями здоровья (организатор - Дворец творчества детей и молодежи).
организация работы профильных смен (математические, активистов детских общественных организаций "Лидер") на базе загородного оздоровительного лагеря "Ромашка" (организатор - Дворец творчества детей и молодежи).
проведение первого Слета юных техников (организатор - Станция детского технического творчества).
организация и проведение городского конкурса "Наша дружная семья" (организатор - Станция детского технического творчества).
открытие группы начальной подготовки третьего года обучения для воспитанников, не выполнивших контрольно-переводные нормативы (организатор - Детско-юношеская спортивная школа N 2).
закрепление тренеров - преподавателей за МОУ в целях организации помощи в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий (организатор - Детско-юношеская спортивная школа N 2).
проведение акции "Мы любим наш город!", операции "Акватория Оренбурга", "Парк моего детства", "Малый дворик, сердцу милый!" (организатор - Детский эколого-биологический центр) и др.
В городе Оренбурге проживает более 110 тыс. детей. Состояние детского населения определяется уровнем его воспитания, обучения, физического и духовного развития, подготовки к жизни.
Число детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2009 г. составляет 1282 ребенка, из которых 342 - находятся на полном государственном обеспечении, 940 находятся на воспитании в семьях опекунов (попечителей). Остается стабильным число детей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), снизилось в сиротских учреждениях.
В сфере развития семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей наблюдается снижение количества детей, переданных на воспитание в семьи граждан (2005 г. - 299; 2006 г. - 317; 2007 г. - 299; 2008 г. - 167; за 5 месяцев 2009 г. - 65). Данная тенденция характеризуется снижением количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2005 г. - 298; 2006 г. - 343; 2007 г. - 326; 2008 г. - 220).
В соответствии с Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.12.2003 N 211 "О надбавке к должностному окладу патронатным воспитателям муниципальной системы образования г. Оренбурга" установлена надбавка к заработной плате патронатных воспитателей в размере 5 минимальных размеров оплаты труда на каждого принятого в семью ребенка за счет средств городского бюджета.
Впервые в 2008 году в г. Оренбурге отделом опеки и попечительства реализована новая форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей - приемная семья (2008 г. - 5 семей, 6 детей).
При снижении общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет процент "социальных" сирот, что вызывает особую тревогу. Лишь 17% детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами, остальные 83% - сироты при живых родителях (в 2007 г. - 82,5%, в 2006 г. - 87%). Рост "социального" сиротства обусловлен экономической ситуацией в стране, безработицей, миграцией населения, нравственной деградацией определенной части населения.
За последние годы наметилась стойкая тенденция увеличения неблагополучных семей, где родители злостно уклоняются от своих обязанностей. И как результат - возросшее количество детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.