Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к приложению
Подпрограмма
"Педагогические кадры г. Оренбурга"
Введение
1. Обоснование Подпрограммы
1. Программа является организационной основой кадровой политики администрации г. Оренбурга в части обеспечения педагогическими кадрами муниципальной системы образования.
Система образования города включает в себя образовательные учреждения разных типов и видов, позволяющие удовлетворить образовательные запросы различных групп населения. Растет число учреждений, работающих в инновационном режиме и предлагающих заказчикам широкий спектр образовательных услуг высокого качества. Сформирована система подготовки и повышения квалификации специалистов для муниципальной системы образования за счет средств муниципального бюджета.
На внедрение инновационных процессов в системе образования существенно повлиял Приоритетный национальный проект "Образование". За годы его реализации в образовательной сфере произошли значительные позитивные изменения, как на муниципальном, так и на внутриучрежденческом уровне. Одним из достижений является то, что сформирована педагогическая элита, способная к решению сложных и ответственных педагогических задач.
Реализация государственной политики в сфере образования способствует поддержке образовательных инноваций; развитию демократического, государственно-общественного характера управления образовательным учреждением; обеспечению открытости образовательных учреждений; укреплению социального партнерства школы и общества; реализации новых подходов к отбору содержания образования, совершенствованию образовательного процесса и обновлению системы оценки достижений учащихся; формированию навыков публичного представления руководителями и педагогами своего опыта, культуры работы с документацией; активизирует инновационную деятельность школ города.
Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога. Возникает потребность в расширении инновационной деятельности образовательного учреждения и новом социальном типе личности руководителя и учителя, способных к ее реализации, выявлении в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой педагогической практике.
Необходимость создания данной программы обусловлена:
новыми социальными требованиями к количественному и качественному составу педагогического корпуса, его профессиональной мобильности в соответствии с реализацией задач концепции модернизации российского образования; необходимостью комплексного решения проблем общего образования на уровне муниципалитета;
потребностью разработки нового управленческого механизма в решении кадровых проблем на основе менеджмента и маркетинга.
Нормативным основание для разработки Программы является:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803
Государственные программы в области экономики;
Концепция профильного обучения
Базисный учебный план РФ
Программа модернизации педагогического образования
Национальная образовательная инициатива "НАША НОВАЯ ШКОЛА"
Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года
Областная целевая программа "Образование Оренбуржья на 2007 - 2010 годы"
Закон Оренбургской области от 18 октября 2006 года N 717/144-IV-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области"
"Комплексный план развития дошкольного образования Оренбургской области на 2009 - 2012 гг."
Программа "Педагогические кадры Оренбуржья на 2009 - 2015 годы"
2. Содержание Подпрограммы основано на интегративной концепции развития непрерывного педагогического образования, способствующей повышению уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.
3. Реализация Подпрограммы направлена на защиту, укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования и поддержке общественных организаций города Оренбурга:
Оренбургское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание";
Общественный Совет по образованию г. Оренбурга
Ассоциацию "Оренбургский университетский (учебный) округ"
Некоммерческое партнерство "Ассоциация лучших школ" - местное отделение "Лучшие школы Оренбуржья"
Городской комитет Профсоюзов работников образования и науки;
Союз родительской общественности.
4. Основное содержание Подпрограммы раскрывается в следующих разделах:
Введение.
Паспорт подпрограммы.
Концепция развития непрерывного педагогического образования на муниципальном уровне.
Мероприятия по реализации Подпрограммы "Педагогические кадры Оренбурга на 2010 - 2012 гг.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной подпрограммы "Педагогические кадры г. Оренбурга на 2010 - 2012 годы"
2. Паспорт подпрограммы
Наименование Подпрограммы: Целевая муниципальная Подпрограмма "Педагогические кадры" является частью долгосрочной целевой Программы развития образования города Оренбурга на 2010 - 2012 гг. (далее - Подпрограмма)
Основание для разработки Подпрограммы: Постановление Главы города Оренбурга от 12.02.2009 N 908 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации долгосрочных целевых программ г. Оренбурга"
Субъект бюджетного планирования - Заказчик (координатор) Подпрограммы: Управление образования администрации г. Оренбурга
Цель и задачи Подпрограммы:
Цель: Обеспечение условий по развитию муниципальной системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников с учетом текущих и перспективных потребностей общества и государства
Задачи:
1. Оптимизация структуры и дальнейшее развитие организации непрерывной профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования
2. Совершенствование содержания и форм повышения квалификации педагогических и руководящих работников
3. Научное и учебно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение обновления муниципальной системы непрерывного образования педагогических, в том числе классных руководителей, и руководящих работников
4. Оптимизация существующей системы, расширение возможностей инфраструктурной (сетевой) организации взаимодействия образовательных учреждений города
5. Создание стимулов, поддерживающих высокий профессиональный уровень педагогических и управленческих кадров
6. Повышение эффективности деятельности института классного руководства
Сроки и этапы реализации Программы:
Подпрограмма реализуется в течение 2010 - 2012 годов в три этапа:
1 этап - 2010 г.
разработка и совершенствование нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-методического обеспечения мероприятий по формированию муниципальной системы многоуровневого непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования
создание и развитие системы мониторинга реализации Подпрограммы
2 этап - 2011 г.
развитие образовательной системы, регулирование организационных взаимодействий на всех уровнях
реализация мероприятий Подпрограммы по совершенствованию муниципальной системы непрерывного повышения квалификации, профессиональной подготовки, включая развитие учебных центров, повышения квалификации педагогических работников на базе образовательных учреждений повышенного уровня;
реализация комплекса мер по закреплению кадров в системе образования,
3 этап - 2012 г.
завершающий цикл реализации Программы, анализ и обобщение результатов, оценка и прогнозирование перспективных направлений развития муниципальной системы образования.
обеспечение эффективного функционирования многоуровневой муниципальной системы непрерывной подготовки педагогических и руководящих кадров, а также совершенствования форм и методов закрепления кадров в образовательных учреждениях;
анализ результатов реализации Подпрограммы и подготовка предложений по продолжению работ.
Перечень основных мероприятий:
Раздел 1. Муниципальная система непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагогических и руководящих работников образования
Раздел 1.1. Управление системой непрерывного педагогического образования
Раздел 1.2. Совершенствование содержания и обеспечение качества непрерывного образования педагогических и руководящих кадров
Раздел 1.3. Аттестация как одна из форм повышения квалификации и профессионального роста педагогов и руководителей ОУ
Раздел 1.4. Целевая подготовка и закрепление молодых специалистов
Раздел 1.5. Развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений
Раздел 2. Социальные гарантии педагогических и руководящих кадров.
Раздел 3. Система морального и материального стимулирования педагогических и руководящих кадров
Раздел 4. Организационные мероприятия.
Характеристика программных мероприятий: Программа определяет комплекс мер, направленных на качественное улучшение и стабилизацию кадрового потенциала в городе, профессиональное развитие педагогов, активизацию их творческого потенциала, обеспечивает защиту конституционных прав, гарантий граждан, предусмотренных законодательством, оказание социальной помощи в виде дополнительных льгот.
Исполнители Подпрограммы:
Управление образования администрации города Оренбурга;
муниципальное образовательное учреждение "Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий";
образовательные учреждения города Оренбурга;
общественно-государственные образовательные объединения;
организационно-инновационные образовательные структуры.
Объемы и источники финансирования Подпрограммы: Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств муниципального бюджета
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов города;
развитие и совершенствование муниципальной системы непрерывного педагогического образования;
совершенствование системы учебно-методического обеспечения и стимулирования развития профессиональной культуры педагогических кадров;
социальная поддержка педагогических кадров;
обеспечение ОУ города высококвалифицированными кадрами нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования;
реализация задач по обеспечению конкурентоспособности и социальной эффективности отечественной системы образования, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности образовательных учреждений всех типов и видов;
сформированность современных компетентностей педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и вхождением в мировое образовательное пространство;
развитие современной информационной среды обновления образовательной системы города;
улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности;
обновление содержания и технологии непрерывного педагогического образования;
совершенствование деятельности классных руководителей и стимулирование развития профессиональной культуры педагогических кадров, обеспечивающих решение задач воспитания юных Оренбуржцев.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации:
1. Ежегодный охват курсовой подготовкой педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования не менее 20% от общей численности работников.
2. Динамика педагогических и руководящих кадров, обучающихся в дистанционной форме.
3. Увеличение численности педагогических и руководящих кадров, проходящих аттестацию в альтернативной форме.
4. Рост удельного веса руководителей образовательных учреждений города, имеющих переподготовку по специальности "Менеджер образования".
5. Количество ежегодно реализуемых на муниципальном уровне программ повышения квалификации работников системы образования.
6. Количество созданных в течение 2010 - 2012 г.г. на базе образовательных учреждений города ресурсных, учебных и опорных центров повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.
7. Динамика закрепления выпускников федеральных государственных образовательных учреждений послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования, проработавших в образовательных учреждениях города не менее трех лет в соответствии с заключенными контрактами.
8. Динамика омоложения педагогических и руководящих работников.
9. Увеличение удельного веса учителей - исследователей.
10. Доля участия классных руководителей в различных формах повышения квалификации (в том числе в работе методических объединений классных руководителей).
11. Динамика влияния дополнительного материального стимулирования на качество работы классного руководителя.
Организация управления и система контроля за исполнением Подпрограммы:
Оценка эффективности реализации Подпрограммы и бюджетных расходов производится на основании данных о динамике фактически достигнутых значений индикаторов и показателей в сравнении с планируемыми результатами.
Оценка производится по следующим направлениям:
степень соответствия запланированному уровню затрат;
отклонения показателей деятельности и затрат на плановый год от плановых показателей предыдущих лет;
экономическая эффективность - соотношение непосредственных результатов деятельности с затратами на их достижение;
общественная эффективность - соотношение общественно значимого эффекта деятельности с непосредственными показателями деятельности;
общественно - экономическая эффективность - соотношение величины достигнутого в результате деятельности соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, с величиной затрат на его достижение.
Общие принципы мониторинга и контроля за реализацией Подпрограммы:
обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Подпрограммы;
четкое разграничение полномочий и ответственности между различными ведомствами по реализации Подпрограммы;
обязательность независимой экспертизы на всех этапах реализации Подпрограммы;
актуальность и доступность информации с помощью современных информационных технологий;
необходимый уровень защиты информации и устойчивости информационной среды;
подготовка информационно-аналитических материалов как по Подпрограмме в целом, так и по отдельным направлениям работ.
Мониторинг выполнения этапов реализации Подпрограммы проводится ежегодно.
Корректировка разработанных мероприятий Подпрограммы осуществляется по результатам выполнения отдельных этапов на основе данных мониторинга.
Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет Общественный совет по образованию на основании результатов мониторинга по реализации Подпрограммы отчетности по специально разработанному перечню показателей за согласованный отчетный период.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения по совершенствованию проводимых работ и их финансированию.
3. Концепции развития системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования
Современная система образования России выдвигает принципиально новые требования к профессиональной деятельности педагога, ее результатам, способам организации. "Современная школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы" (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров.
В настоящее время в рамках реализации комплексных проектов модернизации российского образования отрабатываются новые принципы, формы и содержание повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников на муниципальном уровне, стимулом обновления содержания непрерывного педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.
В последнее время заметны некоторые явные тенденции и вызовы, предъявляемые к системе педагогического образования. К их числу следует отнести:
1. Двойственную ситуацию на рынке труда: с одной стороны, из-за расширения сферы применения педагогического образования и ориентации выпускников педагогических учебных заведений на работу не только в сфере образования, но и в иных сферах, требующих применения различных гуманитарных технологий, все меньше подготовленных учителей работают по специальности. С другой стороны, из-за сокращений в производственной сфере появляются дополнительные трудовые ресурсы, и в образовательное учреждение трудоустраиваются люди с непедагогическим образованием.
2. Глобальные рынки труда требуют сформированных компетентностей не только у выпускников вузов, но и у обучающихся школ, воспитанников учреждений дополнительного образования детей и дошкольных образовательных учреждений, что в свою очередь предъявляет иные требования к профессиональной подготовке педагогов. Возрастает значимость интеграции системы педагогического образования в международное образовательное пространство, необходимость освоения будущими педагогами знаний и формирования у них компетентностей, характерных для мировых тенденций обновления качества образования. Педагогические и руководящие работники муниципальной системы образования должны осваивать информационные и коммуникативные компетентности, умения решать проблемы, работать в коллективе, слышать других и пр. Ключевой особенностью педагогической деятельности становится формирование креативности у обучающихся и воспитанников.
3. В последние годы в образовательных учреждениях происходят серьезные изменения. Обновляется учебное оборудование, учебники и учебно-методические комплексы, большее внимание уделяется образовательным технологиям, формирующим инициативность юных участников образовательного процесса, индивидуальным особенностям учащихся, дифференциации обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов. Содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями реальной школьной действительности, усиливая разрыв между актуальными потребностями современной школы и качеством подготовки педагогических работников муниципальной системы образования. Это, сказываясь на практической деятельности сегодняшних педагогов, делает еще более значимой систему непрерывного повышения квалификации, ее тщательную организацию, проектирование достигаемых образовательных эффектов.
4. Учитывая все возрастающую значимость непрерывного образования, обучения в течение всей жизни, обновление квалификаций и компетентностей, предъявляются новые требования к системе профессиональной поддержки учителей. В первую очередь они выражаются в большей практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, в создании стимулов для постоянного профессионального роста. Педагогические и руководящие работники должны быть готовы постоянно повышать квалификацию и переучиваться, осваивать новые образовательные технологии.
На основании изложенного предложения по модернизации системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования могут быть сформулированы по трем направлениям деятельности:
Обновление системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования с учетом общих тенденций развития непрерывного образования, как на муниципальном, так и внутрикорпоративном уровнях.
Необходимо ввести практику, когда педагогические и руководящие работники муниципальной системы образования обязаны не реже 1 раза в 5 лет подтверждать соответствие современным требованиям к квалификации с обязательным получением соответствующего сертификата, что будет стимулировать обновление программ повышения квалификации.
Должно произойти организационное и содержательное обновление методической работы системы образования. Это, в первую очередь, связано с развитием механизмов и конкретных форм социального партнерства, координацией деятельности различных образовательных структур и объединений, что в конечном итоге позволит сконцентрировать усилия в преодолении актуальных проблем. Модернизация целевых установок методической работы в системе непрерывного профессионального образования педагогов предполагает модернизацию отношений как между методическими службами и образовательными учреждениями, так и между самими муниципальными методическими службами на межмуниципальном уровне на основе взаимовыгодного партнерства и сотрудничества.
Создание на муниципальном уровне единого научно-методического образовательного пространства с целью формирования профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров.
Основной задачей системы методической поддержки должно быть планирование траектории развития каждого педагога, включающей его самообразование, знакомство с опытом работы коллег, обучение в системе дополнительного профессионального и последипломного образования.
Формирование системы повышения квалификации методистов.
Разработка единых требований к пакету нормативно-правовой документации, как для самостоятельных методических центров, так и центров расположенных на базах общеобразовательных учреждений.
Создание стимулов, поддерживающих высокий уровень квалификации педагогических и руководящих кадров, на муниципальном и внутрикорпоративном уровнях.
Стратегическими целями и задачами деятельности в области кадровой политики являются:
регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
регулирование муниципальной системы непрерывного педагогического образования;
закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях города;
организация системы стимулирования профессионального развития педагогов;
актуализация мотивации субъектов аттестации педагогических кадров.
Принципы модернизации муниципальной системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования:
открытость - формирование образовательных программ с использованием конкурсного механизма предоставления образовательных услуг по определенной проблематике различными субъектами повышения квалификации, привлечение общественности к экспертизе качества предоставляемых образовательных услуг;
развитие - определяющее в качестве ориентира деятельности личностно-профессиональное развитие работников образования муниципальной системы;
мобильность - оперативное реагирование на вызовы российской системы образования, запросы заказчиков, своевременное информирование;
преемственности высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога;
адресность - соответствие содержания и образовательных технологий повышения квалификации запросам заказчиков и требованиям развития региональной и муниципальной системы образования.
Основные подходы к модернизации муниципальной системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования:
осуществление поэтапного многоуровневого сетевого взаимодействия организаторов и участников системы повышения квалификации;
заявительный характер формирования целевых групп обучающихся;
командный принцип обучение управленческих кадров;
осуществление подготовки тьюторов системы непрерывного повышения квалификации, реализующих тьюториальное сопровождение обучающихся на муниципальном и внутрикорпоративном уровнях;
совершенствование накопительной системы повышения квалификации;
разработка муниципальной модульной сетевой образовательной программы повышения квалификации и ее реализация;
ориентация руководящих и педагогических работников на развитие профессиональной и других компетенций для достижения современных результатов образования.
4. Перечень мероприятий по реализации основных направлений в области кадрового обеспечения системы общего образования города
Программа определяет комплекс мер, направленных на качественное улучшение и стабилизацию кадрового потенциала в городе, развитие творческого потенциала педагогов, и обеспечивает защиту конституционных прав, гарантий граждан, предусмотренных законодательством, оказание социальной помощи в виде дополнительных льгот.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной подпрограммы
"Педагогические кадры г. Оренбурга на 2010 - 2012 годы"
N п/п |
Наименование индикатора и показателя |
Единица измерения |
Исходный показатель базового года |
В том числе по годам |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1. |
Ежегодный охват курсовой подготовкой педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования |
не менее 20% от общей численности работников |
|
|
|
|
2. |
Динамика педагогических и руководящих кадров, обучающихся в дистанционной форме |
В % от общего количества педагогических и руководящих кадров |
|
|
|
|
3. |
Увеличение численности педагогических и руководящих кадров, проходящих аттестацию в альтернативной форме |
В % от общего количества аттестуемых педагогических и руководящих кадров |
|
|
|
|
4. |
Рост удельного веса руководителей образовательных учреждений города, имеющих переподготовку по специальности "Менеджер образования" |
В % от общего количества руководящих кадров |
|
|
|
|
5. |
Количество ежегодно реализуемых на муниципальном уровне программ повышения квалификации работников системы образования |
В % от исходного показателя базового года |
|
|
|
|
6. |
Количество созданных в течение 2010 - 2012 г.г. на базе образовательных учреждений города ресурсных, учебных и опорных центров повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования |
В % от исходного показателя базового года |
|
|
|
|
7. |
Динамика закрепления выпускников федеральных государственных образовательных учреждений послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования, проработавших в образовательных учреждениях города не менее трех лет в соответствии с заключенными контрактами |
В % от общего количества молодых специалистов |
|
|
|
|
8. |
Динамика омоложения педагогических и руководящих работников |
В % от общего количества педагогических и руководящих кадров |
|
|
|
|
9. |
Увеличение удельного веса учителей - исследователей |
В % от общего количества педагогических и руководящих кадров |
|
|
|
|
10. |
Доля участия классных руководителей в различных формах повышения квалификации (в том числе в работе методических объединений классных руководителей) |
В % от общего количества классных руководителей |
|
|
|
|
11. |
Динамика влияния дополнительного материального стимулирования на качество работы классного руководителя |
В % от исходного показателя базового года |
|
|
|
|
<< Приложение 4. Социальный проект "Одаренные дети" |
||
Содержание Постановление администрации города Оренбурга от 16 ноября 2009 г. N 284-п "Об утверждении долгосрочной целевой Программы развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.