Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приложению
Образовательный проект
"Обеспечение прав граждан на получение
среднего (полного) общего образования"
("Всеобуч")
Наименование проекта: "Обеспечение прав граждан на получение среднего (полного) общего образования"
Тип проекта: смешанный (организационный, нормативно-регулирующий, информационно-аналитический)
Вид проекта: смешанный
Объект проектирования: субъекты образовательного процесса
Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Управление образования администрации г. Оренбурга, Общественный Совет по образованию
Состояние проблемы:
В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка Управлением образования г. Оренбурга, отделами образования округов проводилась целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право граждан на образование в части выбора общеобразовательного учреждения, формы получения общего образования; на получение бесплатного общего образования в соответствии с установленными стандартами; на получение дополнительных образовательных услуг; на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь; на обучение в условиях, гарантирующих сохранение здоровья и безопасности ребенка в процессе обучения.
В организации работы по обеспечению прав детей на образование способствуют следующие нормативные документы: Закон Оренбургской области от 10.11.2006 г. N 717/144-IV-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области", распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 09.08.2000 г. N 905-р "О порядке учета детей школьного возраста" с изменениями и дополнениями, распоряжение Главы г. Оренбурга от 20.11.2001 г. N 4328-р "О межведомственном взаимодействии по порядку учета детей школьного возраста" с изменениями и дополнениями.) и др.
Создан муниципальный банк данных по детям, не посещающим образовательные учреждения, выбывшим из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования.
Координации межведомственных усилий в обеспечении прав граждан на образование способствовала реализация Программы развития муниципальной сферы образования города Оренбурга (2005 - 2009 г.г.):
Государственные гарантии на получение гражданами города общедоступного и бесплатного общего образования обеспечиваются созданной в городе сетью общеобразовательных учреждений различных типов и видов, позволяющих удовлетворить право граждан на образование с учетом их интересов, потребностей, уровня развития, состояния здоровья.
В городе функционируют 86 муниципальных общеобразовательных школ, в число которых входят 7 гимназий, 7 лицеев, 9 школ с углубленным изучением различных предметов, 4 вечерние (сменные) общеобразовательные школы. На территории города расположены 4 негосударственные общеобразовательные школы. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 60 специальных коррекционных классах общеобразовательных школ.
Две школы работают в режиме полного дня (гимназия N 7, основная школа N 3). В 73 общеобразовательных школах города созданы 214 групп продленного дня с общим охватом учащихся более 5 тыс. чел.
В школах города совершенствуется:
- психолого-педагогическая поддержка учащихся (в общеобразовательных учреждениях работают 57 логопедов, 89 социальных педагогов, 71 психолог);
- работа по организации горячего питания школьников;
- по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В городе сохраняются следующие тенденции:
- сокращение численности учащихся, оставленных на повторный курс обучения: 2007 г. - 0,5%, 2008 г. - 0,5%, 2009 г. - 0,4%
- сокращение численности учащихся, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения основного общего и среднего (полного) общего образования: 2006 г. - 151 уч-ся, 2007 г. - 144 уч-ся.
Школы города принимают активное участие в проведении следующих акций "Подросток", "Помоги ребенку", "Соберем ребенка в школу".
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику вышеперечисленных мероприятий, следует признать, что полностью решить проблему "всеобуча" не удалось. Увеличение миграционных процессов, снижение роли и значения прописки и регистрации граждан по месту их фактического проживания, влияние криминогенной обстановки, ухудшение благосостояния значительной части семей, рост неблагополучных семей и как следствие, асоциальность поведения подростков (бродяжничество, алкоголизм и наркомания, нежелание учиться) - это объективные причины, не позволяющие решить основные задачи всеобуча.
Остается низкой ответственность родителей за воспитание и получение детьми обязательного общего образования. Не отработан механизм привлечения родителей, не обеспечивающих получение детьми обязательного среднего (полного) общего образования, к юридической ответственности.
Не всеми общеобразовательными учреждениями отлажена четкая система учета детей, подлежащих обязательному обучению, не ведется на должном уровне мониторинг дальнейшего их обучения и трудоустройства учащихся, выбывших до получения среднего (полного) общего образования, имеет место "скрытый отсев".
При фактическом снижении численности учащихся, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования (2006 г. - 151 чел., 2007 г. - 146 чел.), в 2008 году произошел рост "отсева" - 176 чел. Медленно снижается численность учащихся, оставленных на повторное обучение. Анализ контингента учащихся, не посещающих учебные занятия, выбывающих из школ до получения среднего (полного) общего образования, показывает, что значительная часть из них - второгодники.
Все еще остается актуальной система межведомственного взаимодействия служб, ведомств, организаций, занимающихся вопросами воспитания, обучения, охраны здоровья и безопасности, социальной защиты, занятости детей и подростков.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что для решения задач вышеперечисленных проблем необходима программа "Всеобуч" на 2010 - 2012 годы.
Цель проекта: создание условий для выполнения закона РФ "Об образовании" в части реализации прав граждан на получение среднего (полного) общего образования; социально-педагогическая защита детей и подростков.
Задачи проекта:
- совершенствование механизма своевременного выявления и учета детей школьного возраста;
- сохранение контингента учащихся;
- совершенствование межведомственного взаимодействия в решении проблем "всеобуча";
- адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся.
Ожидаемые результаты:
- снижение численности детей школьного возраста, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования;
- оказание своевременной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- создание системы учета и мониторинга детей школьного возраста;
- совершенствование информационного обеспечения деятельности Управления образования, общеобразовательных учреждений по реализации прав граждан на получение среднего (полного) общего образования;
- улучшения ресурсного обеспечения образовательного процесса в школе;
- усиление роли и влияния общественности в решении вопросов "всеобуча".
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
- снижение численности детей и подростков в возрасте 6 - 18 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- снижение численности детей, не посещающим общеобразовательные учреждения;
- снижение численности детей, выбывающих из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования;
- рост числа детей-инвалидов, охваченных обучением с использованием дистанционной формы обучения;
- развитие различных форм получения образования (очно-заочная, семейное обучение, экстернат, дистанционное).
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.