Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 27 мая 2010 г. N 367-пп
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010 - 2012 годы
3 февраля, 31 августа, 14 декабря 2011 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010 - 2012 годы |
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 30.10.2008 N 511-р "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010 - 2014 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
|
аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области |
Государственные заказчики Программы |
|
министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области |
Основные разработчики Программы |
|
аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области; Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области (по согласованию); министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
Исполнители Программы |
|
аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области; Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области (по согласованию); Управление внутренних дел по Оренбургской области (по согласованию); Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию); Оренбургская таможня (по согласованию); Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (по согласованию); линейные отделы внутренних дел на станциях Оренбург, Бузулук, Илецк, Орск Южно-Уральского УВД на транспорте; линейные отделы внутренних дел в аэропортах города Оренбурга и города Орска Южно-Уральского УВД на транспорте (по согласованию); ГУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер" (по согласованию); государственное унитарное предприятие "Облкиновидео" (по согласованию); государственное учреждение культуры "Центральная областная юношеская библиотека" (по согласованию); редакции областных, городских и районных газет (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
|
целями Программы являются: снижение уровня наркопреступлений и наркотизации населения области; организация эффективной системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Основными задачами Программы являются: сокращение к 2012 году уровня наркопреступлений и масштабов незаконного потребления наркотических средств на территории Оренбургской области; совершенствование системы профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, прежде всего подростков и молодежи; осуществление взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; концентрация усилий правоохранительных органов в осуществлении постоянного контроля масштабов распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; развитие образовательной модели наркопрофилактики; совершенствование пропаганды здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом населения области, отказа от вредных привычек в молодежной среде; внедрение новых методов медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; укрепление материально-технического оснащения системы лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ без назначения врача |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
|
увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории (увеличение показателя к 2012 году до 25,0 процента); уровень первичной заболеваемости, рассчитываемый как количество лиц, взятых под наблюдение медицинскими наркологическими учреждениями в отчетном году с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания", в расчете на 100 тыс. населения (недопущение увеличения показателя к 2012 году) |
Срок реализации Программы |
|
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы на период 2010 - 2012 годы составляет 35998 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 26903 тыс. рублей; 2012 год - 9095 тыс. рублей. Ежегодное финансирование м ероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных государственным заказчикам (исполнителям) Программы в областном бюджете на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
дальнейшее снижение темпов роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В перспективе - поэтапное сокращение уровня наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для населения Оренбургской области; оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией; снижение степени доступности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях незаконного потребления; повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; получение полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, посредством развития системы мониторинга наркоситуации на территории области; укрепление межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; укрепление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и пресечения незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения Оренбургской области |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
|
государственные заказчики мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств. Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях антинаркотической комиссии Оренбургской области |
Список сокращений
АГ и ПрО - аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области
минздрав области - министерство здравоохранения Оренбургской области
МКО и ВС - министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области
минобразования области - министерство образования Оренбургской области
ММПС и Т - министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области
КДН и ЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области
ООКНД - ГУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер"
УФСКН - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области
УВД - Управление внутренних дел по Оренбургской области
УФСБ - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области
таможня - Оренбургская таможня
ПУ ФСБ - Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области
ЛОВД - линейные отделы внутренних дел на станциях Оренбург, Бузулук, Илецк, Орск Южно-Уральского УВД на транспорте; линейный отдел внутренних дел в аэропорту города Оренбурга Южно-Уральского УВД на транспорте
УФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области
ГУП "Облкиновидео" - государственное унитарное предприятие "Облкиновидео"
ГУК "Центральная областная юношеская библиотека" - государственное учреждение культуры "Центральная областная юношеская библиотека"
редакции газет - редакции областных, городских и районных газет
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена тем, что в Оренбургской области, как и в целом по России, сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и потребления в немедицинских целях наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики), что представляет угрозу здоровью населения, экономике региона, правопорядку и общественной безопасности.
За время реализации принятой ранее антинаркотической программы удалось достичь определенных результатов: сформирована и совершенствуется модель межведомственного взаимодействия субъектов профилактики наркомании, ведущим элементов которой выступает антинаркотическая комиссия Оренбургской области. Межведомственные антинаркотические комиссии созданы и работают во всех муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа и муниципального района.
За истекший период возросла эффективность работы правоохранительных органов: возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (с 772 человек в 2005 году до 1910 в 2009 году); увеличились объемы изъятых из незаконного оборота наркотических средств (с 315 килограммов в 2006 году до 556 в 2009 году); в течение 2005 - 2009 годов пресечен 291 факт преступной деятельности, связанной с контрабандой наркотиков, непосредственно на границе предотвращен ввоз на территорию Российской Федерации 1241 килограмма наркотических средств).
Однако за истекший период не удалось в полной мере достичь основной цели и задач, поставленных областной программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области на 2005 - 2009 годы". Статистические данные свидетельствуют о том, что определенная часть населения области ставится впервые на медицинский учет с диагнозом "наркомания" или "употребление наркотиков с вредными последствиями" (ежегодно около 1000 человек). Криминальная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков в 2009 году характеризовалась ростом зарегистрированных преступлений. Только в 2009 году на территории области выявлено 3536 наркопреступлений, что на 7,0 процента превышает аналогичный показатель 2008 года. Количество тяжких и особо тяжких преступлений составило 2241 (рост на 4,0 процента), из которых 1624 преступления связаны со сбытом наркотиков. В некоторых территориях области отмечается рост заболеваемости наркоманией (в городе Бузулуке - в 1,3 раза, Красногвардейском районе - в 4 раза, Первомайском районе - в 3 раза, Переволоцком районе - в 2,3 раза).
В последние годы распространенность наркомании на территории Оренбуржья имеет устойчивую тенденцию к снижению. По данным министерства здравоохранения Оренбургской области, только в 2009 году ее уровень уменьшился на 1,4 процента и составляет 13,8 человека на 10 тыс. населения (2005 год - 18,8 человека, 2006 год - 17,9 человека, 2007 год - 16,2 человека, 2008 год - 14,0 человека на 10 тыс. населения).
В 2009 году снижение заболеваемости наркоманией наметилось в городах: Новотроицке - на 33,0 процента, Оренбурге - на 66,0 процента, Орске - на 28,6 процента; районах: Бугурусланском - на 64,3 процента, Бузулукском - на 50,0 процента, Кувандыкском - на 50,0 процента.
Существенно в области активизировалась деятельность по профилактике наркомании. Проведен комплекс крупномасштабных антинаркотических акций и мероприятий с привлечением значительного количества подростков и молодежи, совершенствуется лечебная и реабилитационная деятельность.
Влияние на наркоситуацию в Оренбуржье оказывает ряд взаимосвязанных факторов, в том числе:
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, способствует постоянному расширению объемов рынка наркобизнеса (по данным общероссийского мониторинга, доходность незаконных операций с наркотиками в России составляет более 500,0 процента);
особенность географического положения области, расположенной на основных транспортных магистралях, связывающих Российскую Федерацию с государствами Центральной и Средней Азии (наличие участка российско-казахстанской границы протяженностью 1899,5 километра, а также хорошо развитой транспортной инфраструктуры в определенной степени способствуют созданию подходящих условий для незаконного перемещения наркотиков);
существование собственной растительно-сырьевой базы, пригодной для изготовления наркотиков (почвенно-климатические условия области благоприятны для созревания такого наркотикосодержащего растения, как конопля, доступность которого привлекает внимание наркопотребителей);
постоянный приток на территорию области мигрантов из стран Азии и Закавказья (миграционные процессы создают предпосылки для формирования в приграничных районах Оренбуржья устойчивых компактно проживающих этнических групп и общин, члены которых нередко вовлекаются в противозаконную деятельность, в том числе связанную с контрабандой товаров народного потребления и наркотиков);
наличие на территории Оренбуржья учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, в которых наряду с другими осужденными отбывают наказание лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (представители наркогруппировок, находясь в местах лишения свободы, продолжают свою деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков);
обстоятельства, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формирующиеся в социальной сфере (глобальный экономический кризис, сравнительно низкий уровень жизни населения, наличие безработных среди молодежи вынуждают людей участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником дохода).
Ситуация, складывающаяся в сфере незаконного потребления наркотиков в области, характеризуется, с одной стороны, снижением общего числа лиц, состоящих на диспансерном и профилактическом учете в наркологических учреждениях области, снижением наркотических отравлений, с другой стороны, - ростом первичной заболеваемости населения области наркоманией.
Особую тревогу вызывает уровень распространенности наркомании среди подростков и молодежи: за последние три года этот показатель снизился незначительно (с 1,6 человека на 10 тыс. населения в 2006 году до 0,1 человека на 10 тыс. населения в 2009 году). В последнее время среди подростков возрастает популярность концентрированных и наиболее опасных для здоровья синтетических наркотиков, в том числе курительных смесей (спайсы), имеющих наркотический эффект. Кроме того, число лиц, состоящих на профилактическом учете с диагнозом "эпизодическое употребление наркотических веществ с вредными последствиями", неуклонно растет (2007 год - 2457 человек, 2008 год - 2722 человека, 2009 год - 3206 человек).
В перспективе значительное влияние на развитие оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков будет оказывать автомобильная магистраль международного значения "Россия - Казахстан - Китай", значительную часть которой планируется проложить по территории области, что существенно увеличит количество каналов контрабандных поставок наркотиков.
В целях снижения уровня заболеваемости наркоманией, повышения эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, и внедрения новых методов профилактической антинаркотической работы необходим системный подход. Мероприятия Программы предусматривают проведение массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению наркотиков у детей, подростков и молодежи, а также обеспечение их занятости в каникулярный период, расширение на территории области сети учреждений реабилитации для лиц, больных наркоманией, и укрепление их материальной базы.
2. Основные цели и задачи, срок действия Программы
Программа разработана в целях снижения уровня наркопреступлений и наркотизации населения области, организации эффективной системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества.
Основными задачами реализации Программы являются:
сокращение к 2012 году уровня наркопреступлений и масштабов незаконного потребления наркотических средств на территории Оренбургской области;
совершенствование системы профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, прежде всего подростков и молодежи;
осуществление взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
концентрация усилий правоохранительных органов в осуществлении постоянного контроля масштабов распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
развитие образовательной модели наркопрофилактики;
совершенствование пропаганды здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом населения области, отказа от вредных привычек в молодежной среде;
внедрение новых методов медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
укрепление материально-технического оснащения системы лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ без назначения врача.
Срок действия Программы - 2010 - 2012 годы.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Для выполнения поставленных целей и задач Программы предусматривается реализация следующих мероприятий по группам:
1. Организационные мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области):
обеспечение работы советов профилактики в образовательных учреждениях области, а также оказание содействия организациям родительской общественности в деятельности по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи;
обеспечение в городах и районах области работы "телефонов доверия" для молодежи по вопросам наркомании;
реализация в образовательных учреждениях области антинаркотических и здоровьесберегающих программ с антинаркотическим компонентом;
ежегодное проведение циклов мероприятий (встречи, круглые столы, семинары, тренинги, форумы) среди учащейся молодежи по вопросам профилактики наркомании, приуроченные ко Всероссийскому дню здоровья и Всемирному дню борьбы со СПИДом;
организация деятельности добровольных агитационных групп (волонтеров) из числа подростков и молодежи для профилактики наркомании среди сверстников;
осуществление межведомственных рейдов в местах проведения досуга молодежи с целью выявления фактов незаконного употребления, хранения и сбыта наркотических средств и психотропных веществ, лиц, склоняющих несовершеннолетних к их употреблению;
проведение комплексных спортивно-массовых мероприятий (спартакиады, фестивали) среди учащейся молодежи и подростков по месту жительства под лозунгом "За будущее без наркотиков!";
ежегодное проведение для детей и подростков в летний каникулярный период киномероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни;
осуществление комплекса оперативно-поисковых мероприятий по выявлению среди пассажиров и обслуживающего персонала лиц, занимающихся перевозкой и сбытом наркотических средств на объектах воздушного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта;
проведение рейдовых мероприятий по патрулированию внешних границ исправительных учреждений для предотвращения перебросов наркотических средств на территории исправительных учреждений;
проведение комплексных оперативно-профилактических операций "Допинг", "Конопля", "Мак" и "Канал", направленных на пресечение каналов поступления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров на территорию Оренбургской области;
размещение в средствах массовой информации сведений о "телефонах доверия" правоохранительных органов области;
обучение основам профилактики наркомании специалистов управления молодежной политики министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области.
2. Профилактика, выявление и предупреждение распространения наркомании среди населения:
проведение массовых мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению наркотиков у детей, подростков и молодежи (концерты, областные кинолектории и киноуроки);
проведение областных конкурсов среди муниципальных образований, средств массовой информации, творческих коллективов, учреждений начального профессионального образования по вопросам профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни и спорта;
осуществление разработки и выпуска печатной продукции, материалов и наглядной агитации по вопросам профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни, занятий спортом и отказа от вредных привычек;
обеспечение занятости детей и подростков в каникулярный период;
информирование населения области о работе субъектов профилактики в сфере противодействия наркомании.
3. Совершенствование кадрового и материально-технического обеспечения - расширение на территории области сети учреждений реабилитации для лиц, больных наркоманией, и укрепление их материальной базы.
Результаты работы будут оцениваться по следующим целевым индикаторам и показателям:
увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории (увеличение показателя к 2012 году до 25,0 процента);
уровень первичной заболеваемости, рассчитываемый как количество лиц, взятых под наблюдение медицинскими наркологическими учреждениями в отчетном году с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" в расчете на 100 тыс. населения (недопущение увеличения показателя к 2012 году).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Всего на реализацию программных мероприятий из областного бюджета требуется 35998 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 26903 тыс. рублей;
в 2012 году - 9095 тыс. рублей.
Объем финансирования по направлениям расходов приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области, в роли государственных заказчиков выступают министерства и организации Оренбургской области.
Программа носит межведомственный комплексный характер.
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственные заказчики могут на договорной основе привлекать соответствующие предприятия, организации и учреждения для сбора, систематизации и анализа статистической и иной информации о реализации программных мероприятий.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Государственные заказчики мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях антинаркотической комиссии Оренбургской области под председательством Губернатора Оренбургской области.
С этой целью ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, государственные заказчики представляют в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от 22 августа 2007 года N 299-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых Программ Оренбургской области". Государственный заказчик - координатор Программы размещает в сети Интернет Программу и информацию о ходе ее реализации.
До 1 февраля аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области представляет в министерство экономического развития и торговли Оренбургской области отчет о реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит:
сократить уровень наркопреступлений и масштабов незаконного потребления наркотических средств на территории области;
снизить уровень заболеваемости наркоманией;
усовершенствовать систему профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, прежде всего подростков и молодежи;
усовершенствовать пропаганду здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом населения области, отказа от вредных привычек в молодежной среде;
своевременно выявлять и лечить лиц, потребляющих наркотики;
внедрить новые методы и средства лечения, медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
укрепить материально-техническое оснащение системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
снизить годовой незаконный оборот наркотиков в области до уровня минимально возможного.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.