Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 15 июля 2010 г. N 494-п
Сценарные условия
социально-экономического развития Оренбургской области
на 2011 год и на период до 2013 года
I. Общие положения
1. Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2011 год и на период до 2013 года разработаны на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года, с учетом постепенного восстановления экономики области от последствий финансово-экономического кризиса, ориентиров и приоритетов государственной экономической политики, а также итогов развития области в январе - мае 2010 года.
В целом в 2010 году сохранится тенденция восстановления экономики, наметившаяся в мае 2009 года.
Объемы промышленного производства в январе - мае 2010 года превысили аналогичный уровень 2009 года на 10,9 процента. Добыча полезных ископаемых выросла на 10,3 процента, выпуск обрабатывающих производств увеличился на 10,2 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 16,1 процента.
В сельском хозяйстве за период с начала текущего года к соответствующему периоду 2009 года рост производства составил 102,2 процента.
Наблюдается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли с начала года увеличился на 9,5 процента. Расширению потребительского спроса способствует увеличение доходов населения. По итогам января апреля 2010 года реальные располагаемые доходы населения составили 104,9 процента к соответствующему периоду 2009 года, реальная заработная плата - на 103,4 процента.
2. Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2011 - 2013 годах осуществлялась по следующим вариантам:
первый вариант (консервативный) отражает развитие экономики области в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, медленного восстановления кредитной активности и незначительного роста спроса на производимую предприятиями области продукцию. Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) составит 102,9 процента в 2011 году, 103,1 процента - в 2012 году, 106,8 процента - в 2013 году;
второй вариант (умеренно оптимистичный) предполагает более быстрое восстановление экономики области за счет реализации инвестиционных программ естественных монополий, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. Рост ВРП составит 104,1 процента в 2011 году, 104,8 процента - в 2012 году, 107,1 процента - в 2013 году.
II. Промышленность
3. В промышленности Оренбургской области в 2010 году прогнозируется рост производства на 5,9 процента. Оживление производства ожидается в большинстве основных обрабатывающих отраслей: металлургии, производстве нефтепродуктов, машиностроительных отраслях.
На развитие промышленности в 2011 году и последующие годы будут оказывать влияние следующие внешние факторы: спрос и динамика мировых цен на нефть и металлопродукцию, уровень цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, реализация областных целевых программ.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2011 - 2013 годах, ежегодные темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту от 1,3 процента в 2011 году до 1,8 процента в 2013 году, по второму варианту - от 3,1 до 3,8 процента соответственно.
III. Добыча полезных ископаемых
4. Добыча нефти, включая газовый конденсат.
В 2010 году объем добычи нефти оценивается на уровне 21,8 млн. тонн, или 105,2 процента к уровню 2009 года. В 2011 - 2013 годах ежегодные темпы добычи прогнозируются по первому и второму вариантам на уровне 101,2 - 104,6 процента в связи с сокращением фонда простаивающих скважин, увеличением объемов эксплуатационного и геолого-разведочного бурения, разработкой новых месторождений. Предусматривается выполнение геолого-технических мероприятий, повышающих эффективность добычи, вовлечение в разработку перспективных запасов углеводородов.
5. Добыча и переработка газа природного и попутного.
В 2010 году добыча естественного газа увеличится к уровню 2009 года на 3,4 процента.
В 2011 - 2013 годах прогнозируется ежегодный прирост добычи газа до 1,4 процента.
Основным газодобывающим предприятием Оренбургской области ООО "Газпром добыча Оренбург" в прогнозируемом периоде ежегодно планируются введение в эксплуатацию новых скважин и проведение инженерных мероприятий по интенсификации добычи.
6. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических.
В связи с завершением в 2012 году реконструкции обогатительной фабрики и разработкой сверхглубоких горизонтов подземного рудника ОАО "Гайский ГОК" предполагаются увеличение объемов добычи медной руды, улучшение качества производимого медного концентрата.
Начало освоения участка Весенний Весенне-Аралчинского месторождения медно-цинковых руд в Домбаровском районе позволит ЗАО "Ормет" сохранить объемы производства.
В 2010 - 2013 годах ОАО "Илецксоль" прогнозируется ежегодный прирост добычи пищевой соли на уровне 1,0 процента.
В связи с выходом на проектную мощность ОАО "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" объемы производства асбеста будут стабилизированы.
ОАО "Оренбургуголь" с целью увеличения качественных характеристик продукции и объемов производства ведется работа по реализации проектов по строительству комплекса по углубленной переработке бурого угля Тюльганского разреза и электростанции на бурых углях мощностью до 150 МВт.
С учетом условий и факторов, определяющих развитие отрасли, в 2011 - 2013 годах ежегодные темпы роста производства прогнозируются на уровне 100,7 - 101,5 процента по первому варианту и 100,8 - 101,8 процента - по второму варианту.
IV. Обрабатывающие производства
7. Текстильное и швейное производство.
В 2010 году отдельные предприятия отрасли возобновили реализацию инвестиционных программ.
В 2011 - 2013 годах планируются продолжение модернизации производства с применением новых технологий, освоение новых видов продукции на предприятиях текстильной и швейной промышленности.
ОАО "Ореншаль" предполагается продолжить техническое переоснащение производства пуховых платков и верхнего трикотажа, ЗАО "ТПК "Орентекс" - модернизацию производства мебельных тканей, ЗАО "Промсинтекс" - освоение новых видов нетканых материалов по технологии "мелтблоун".
Планируются расширение ассортимента и повышение качества изделий в текстильном (ЗАО "ТПК "Орентекс", ЗАО "Промсинтекс"), трикотажном (ОАО "Ореншаль"), швейном (группа предприятий "Ореана", орские швейные предприятия) и обувном (ОАО "Юничел-Оренбург") производствах.
Индекс текстильного и швейного производства в 2011 - 2013 годах прогнозируется ежегодно в пределах 104,0 процента по первому варианту и 107,0 процента - по второму варианту.
8. Производство кокса и нефтепродуктов.
ОАО "Уральская Сталь" в 2013 году планирует завершить техническое перевооружение коксохимического производства, что позволит увеличить производство кокса до 426 тыс. тонн в год и покрыть 100-процентную потребность комбината в коксе собственного производства.
В прогнозируемом периоде планируется проведение комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства ОАО "Орскнефтеоргсинтез", что позволит сохранить ежегодные темпы роста производства по отрасли в 2011 - 2013 годах на уровне 101,0 - 102,0 процента по первому варианту, 102,5 - 104,5 процента - по второму варианту.
9. Химическое производство.
ООО "Газпром добыча Оренбург" в среднесрочной перспективе сохранит эффективность производства за счет углубления переработки сырья. Предусматривается заключение долгосрочного контракта на поставку и переработку до 17,6 млрд. куб. метров газа ежегодно с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.
Планируется введение мощностей по производству новых видов продукции ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений".
Темпы роста по отрасли в 2011 - 2013 годах составят 100,5 - 102,5 процента по первому варианту и 101,5 - 103,5 процента - по второму варианту.
10. Производство резиновых и пластмассовых изделий.
В рамках реализации стратегии ООО "Газпром добыча Оренбург" по углубленной переработке сырья планируется расширение номенклатуры производимых полиэтиленовых труб для водопроводов, газопроводов, канализации (ООО "Полимер").
Прогнозируются темпы роста производства в 2011 - 2013 годах до 101,2 процента по первому варианту и до 102,6 процента - по второму варианту.
11. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
ОАО "Уральская Сталь" реализует долгосрочную инвестиционную программу реконструкции действующего производства, рассчитанную до 2013 года.
В результате реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством инфраструктурных объектов, заменой изношенного оборудования и увеличением качества продукции, ОАО "Уральская Сталь" сможет обеспечить стабильную работу основного оборудования и закрепить свои позиции на рынке трубной заготовки и толстолистового проката.
Отработка ОАО "Комбинат Южуралникель" новой технологии электроплавки на опытно-промышленном комплексе по производству ферроникеля печью постоянного тока 12 МВт позволит повысить извлечение никеля, исключить расход дорогостоящего кокса, автоматизировать процесс плавки и сократить выбросы в атмосферу диоксида серы.
Индекс металлургического производства в 2011 - 2013 годах прогнозируется ежегодно по первому варианту 101,0 - 101,2 процента, по второму варианту - 101,2 - 101,7 процента.
12. Производство машин и оборудования.
ООО "Орский завод холодильников" в начале 2010 года возобновлено производство холодильников, морозильников. В сентябре 2010 года планируется начать серийный выпуск бытовых газовых и электрических плит. ЗАО "Орский завод компрессоров" в начале 2011 года планирует освоить серийный выпуск современных мотор-компрессоров, отвечающих требованиям мировых стандартов качества.
Техническое перевооружение, модернизация производства и внедрение новых технологий на предприятиях машиностроительного комплекса (ОАО "Орский машиностроительный завод", ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ", ОАО "ПО Стрела", ОАО "Долина") позволяют прогнозировать индекс производства машин и оборудования в 2011 - 2013 годах на высоком уровне - 106,0 - 108,0 процента по первому варианту и 108,0 - 109,0 процента - по второму варианту.
13. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
В 2010 году рост производства по этому виду деятельности оценивается на уровне 145,0 процента.
В 2011 - 2013 годах группа предприятий "УралЭлектро" продолжит техническое перевооружение производства и расширит параметрический ряд электродвигателей средней и малой мощностей. Предусматриваются также освоение и организация производства новых серий низковольтной коммутационной аппаратуры. Общая стоимость инвестиционного проекта составляет около 118 млн. рублей.
В 2011 - 2013 годах индекс производства электрооборудования прогнозируется на уровне 101,0 - 104,5 процента по первому варианту и 101,5 - 105,0 процента - по второму варианту.
14. Производство транспортных средств и оборудования.
ООО "Оренбургский радиатор" продолжится реализация инвестиционных проектов по реконструкции технологических линий радиаторного производства с заменой изношенного оборудования, планируется освоение новых видов продукции (в том числе экспортно-ориентированных).
ООО "Орский вагонный завод" продолжится реализация инвестиционного проекта по организации производства и ремонта железнодорожных вагонов.
В конце 2010 года ОАО "Бугурусланский завод "Радиатор" предполагается создать совместное производство алюминиевых радиаторов с компанией "Modine Euro" (Германия) для поставки ОАО "КамАЗ". Выпуск товарной продукции планируется начать в начале 2011 года.
В 2011 - 2013 годах индекс производства транспортных средств прогнозируется на уровне 101,5 - 104,5 процента по первому варианту и 102,0 - 105,0 процента - по второму варианту.
V. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
15. Формирование перспективы электроэнергетического комплекса области основывается на принципе сбалансированного развития генерации, электросетевого хозяйства и синхронизации ввода электроэнергетических объектов в строй с основными этапами выполнения инвестиционных программ базовых отраслей промышленности.
Комплексный план мероприятий по удовлетворению спроса на электроэнергию в 2011 - 2013 годах, созданию условий по обеспечению опережающего развития электросетевого комплекса и вводу дополнительных мощностей генерации формируется на основе прогнозируемых в пределах 1,5 - 2,0 процента в год среднегодовых величин прироста объемов электропотребления в Оренбургской энергосистеме.
Общий объем инвестиций для модернизации основных средств ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" и реконструкции теплосетевой инфраструктуры планируется в объеме около 4 млрд. рублей.
16. В планируемом периоде предполагается провести реконструкцию ряда крупных электросетевых объектов.
Предусматриваются строительство и реконструкция распределительных электрических сетей для потребителей промышленности, сельского хозяйства, социально-бытового сектора в целях повышения надежности электроснабжения и обеспечения технической возможности технологического присоединения вновь вводимых на территории области объектов капитального строительства. Всего за период 2011 - 2013 годы в электросетевой комплекс области планируется инвестировать около 9 млрд. рублей.
17. В 2011 - 2013 годах ежегодные темпы роста производства и распределения электроэнергии, газа, воды прогнозируются на уровне 101,5 - 102,5 процента по первому варианту и 102,0 - 103,0 процента - по второму варианту.
VI. Развитие сельского хозяйства
18. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий и ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства является приоритетным направлением политики, проводимой Правительством Оренбургской области.
Для выполнения поставленных задач реализуется областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы.
19. За январь - май 2010 года индекс производства составил 102,2 процента. Вместе с тем ситуация осложняется засухой, которой подверглись около двух миллионов гектаров посевов сельскохозяйственных культур. По предварительной оценке, валовой сбор зерновых в 2010 году составит 1615 тыс. тонн. Ожидаемый индекс производства - 86,0 процента к уровню 2009 года.
20. Индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к предыдущему году с учетом сложившейся ситуации в растениеводстве и сохранения темпов роста продукции животноводства прогнозируется в 2011 году по первому варианту 122,6 процента, по второму варианту - 128,2 процента; в 2012 году - 103,1 процента и 104,1 процента соответственно; в 2013 году - 103,0 процента и 104,1 процента соответственно.
21. Основными направлениями развития животноводства являются сохранение поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
Производство скота и птицы (в живом весе) в 2011 году составит 244,0 - 260,0 тыс. тонн по первому и второму вариантам соответственно (100,0 - 106,5 процента к уровню 2010 года), производство молока - 835,0 - 863,0 тыс. тонн (100,6 - 104,0 процента к уровню 2010 года).
22. Рост производства растениеводческой продукции будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур.
В 2011 - 2013 годах площади, обрабатываемые по ресурсосберегающим технологиям, составят в 2011 году 2600 тыс. гектаров, в 2012 году - 3000 тыс. гектаров, в 2013 году - 3100 тыс. гектаров.
23. В области создано 282 сельскохозяйственных потребительских кооператива, которые оказывают услуги крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам по снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции, выдаче займов.
24. Достижение устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
В 2011 году ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составят 156,6 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей - 45,6 тыс. кв. метров.
К 2012 году обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением планируется довести до 63,0 процента, к 2013 году - до 64,0 процента, а уровень газификации составит 99,0 процента.
25. Реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы позволит повысить уровень обеспеченности региона в основных продуктах питания за счет собственного производства, укрепить сырьевую базу перерабатывающей промышленности.
VII. Инвестиции в основной капитал
26. В 2010 году не ожидается роста инвестиционной активности предприятий. В мае текущего года снижение составило 5,7 процента по отношению к маю 2009 года, за период с начала текущего года к соответствующему периоду прошлого года - 13,5 процента. В целом за год объем инвестиций в основной капитал оценивается в сумме 95501,5 млн. рублей, или 100,0 процента к уровню 2009 года.
27. В 2011 - 2013 годах возрастет роль инвестиционного спроса. Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан масштабными инвестиционными программами естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
В 2011 году по первому варианту прогнозируется незначительное увеличение объема инвестиций в основной капитал на уровне 102,0 процента. Учитывая прогнозируемое улучшение в экономике в целом, в последующие годы объем инвестиций в основной капитал будет иметь положительную направленность. Прирост инвестиций в целом по экономике прогнозируется на уровне 4,0 процента в 2012 году, 6,0 процента - в 2013 году. Возрастет привлечение кредитных ресурсов, бюджетных и других внебюджетных источников.
Прогноз инвестиций в основной капитал в 2011 году по второму варианту учитывает эффект от реализации комплекса антикризисных мер. Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 3,0 процента, в том числе за счет роста капитальных вложений в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, транспорт. Прирост инвестиций в 2012 и 2013 годах прогнозируется на уровне 5,0 процента и 7,0 процента соответственно.
VIII. Развитие малого и среднего бизнеса
28. Реализация областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы" (предусматривающей развитие кредитно-финансовых механизмов, формирование инфраструктуры, вложение в малый бизнес инвестиционных средств и другое), участие области в конкурсах Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, а также использование субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения позволят в 2010 - 2013 годах продолжить наращивание оборота малых и средних предприятий, увеличить количество малых и средних предприятий и среднесписочной численности работников этой сферы.
29. По оценке, в 2010 году число малых предприятий (с микро-предприятиями) увеличится по сравнению с 2009 годом на 3,5 процента. В структуре малого бизнеса наиболее привлекательными остаются сфера оптовой, розничной торговли и ремонта, промышленное производство и строительство.
В 2011 году прогнозируется увеличение количества малых предприятий по сравнению с 2010 годом на 0,2 процента по первому варианту и на 3,9 процента по второму. В 2012 - 2013 годах значительные изменения количества предприятий малого бизнеса и численности работающих в них не прогнозируются.
По оценке, оборот малых предприятий по всем видам деятельности в 2010 году составит 114,1 процента к уровню 2009 года. Ежегодный рост оборота в течение 2011 - 2013 годов (в действующих ценах) будет колебаться от 10,0 до 12,0 процента в зависимости от вариантов.
По оценке, в 2010 году число средних предприятий увеличится по сравнению с 2009 годом на 1,2 процента. Наиболее привлекательными остаются сфера оптовой, розничной торговли и ремонта, промышленное производство и строительство.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом прогнозируются сохранение количества средних предприятий по первому варианту и увеличение на 0,3 процента по второму. В 2012 - 2013 годах значительные изменения количества предприятий среднего бизнеса и численности работающих в них не прогнозируются.
По оценке, оборот средних предприятий по всем видам деятельности в 2010 году составит 106,0 процента к уровню 2009 года. Ежегодный рост оборота в течение 2011 - 2013 годов (в действующих ценах) будет колебаться от 7,0 до 10,0 процента в зависимости от вариантов.
IX. Потребительский рынок
30. Прогноз развития потребительского рынка области на 2011 - 2013 годы составлен на основе анализа его развития с учетом факторов, влияющих на изменение потребительского спроса.
Расширению потребительского спроса будут способствовать увеличение доходов населения, постепенное восстановление потребительского кредитования.
Учитывая ситуацию на потребительском рынке в текущем году, на среднесрочный период также прогнозируется положительная динамика показателей отрасли торговли.
Прогнозируется развитие рынка услуг, что связано с ростом денежных доходов населения, восстановлением потребительского кредитования, увеличением числа предприятий по оказанию услуг.
Основные показатели рынка услуг будут формироваться за счет услуг связи, транспорта, образования, медицинских, ветеринарных, бытовых и туристических услуг.
X. Рост цен (тарифов) на товары (услуги)
естественных монополий
31. Приоритетной задачей тарифной политики в 2011 - 2013 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
32. Цены на природный газ.
Цены на природный газ для всех категорий потребителей будут повышены в 2011 году на 15,3 процента, в 2012 году - на 15,7 процента, в 2013 году - на 15,0 процента.
Цены на газ, отпускаемый для населения, будут повышены в 2011 году на 15,0 процента по сравнению с ростом на 27,8 процента в 2010 году, в 2012 году - на 19,2 процента, в 2013 году - на 15,0 процента.
33. Цены и тарифы на электрическую энергию.
Цены на электрическую энергию для всех категорий потребителей будут повышены в 2011 году на 13,0 - 15,0 процента, в 2012 году - на 11,0 - 12,0 процента, в 2013 году - на 10,0 - 11,0 процента.
Увеличение регулируемых тарифов для населения составит 10,0 процента ежегодно.
34. Тарифы на железнодорожные перевозки.
Тарифы на грузовые перевозки повысятся в 2011 году на 8,0 процента, в 2012 году - на 7,4 процента, в 2013 году - на 6,4 процента.
Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в регулируемом секторе будут повышаться на 10,0 процента ежегодно.
XI. Индекс потребительских цен
35. В 2010 году индекс потребительских цен (в среднем за год) оценивается в размере 106,0 процента, что ниже уровня 2009 года на 4,1 процентного пункта.
Замедление роста цен на товары и услуги связано с относительно низким ростом потребительских расходов населения, а также реализацией мер, принятых Правительством области по регулированию роста цен и тарифов естественных монополий, способствующих снижению в 2 раза относительно 2009 года темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
36. В 2011 - 2012 годах индекс потребительских цен сохранится практически на уровне 2010 года и прогнозируется в размере 105,9 процента в 2011 году и 106,0 процента в 2012 году.
Темпы роста потребительских цен в 2013 году понизятся до 105,4 процента.
На замедление роста цен на товары и услуги направлены меры Правительства Российской Федерации по сдерживанию параметров увеличения регулируемых тарифов естественных монополий.
XII. Социальное развитие
37. В 2010 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения, по оценке, на 3,9 процента обусловлено:
восстановлением экономики области, которое характеризуется положительной динамикой большинства показателей социально-экономического развития;
существенным ростом социальных трансфертов, прежде всего пенсионных выплат.
В результате средний размер заработной платы, по оценке, увеличится на 7,9 процента, средний размер назначенной пенсии - на 44,4 процента. Реальная заработная плата составит 101,9 процента, реальная пенсия - 136,2 процента.
Уровень бедности населения, по оценке, составит 15,8 процента (в 2009 году - 16,2 процента).
В прогнозном периоде рост реальных располагаемых доходов населения в основном будет связан с экономическим ростом и реализацией мер по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих пенсии.
Во всех вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения.
Трудовые пенсии в прогнозном периоде будут индексироваться ежегодно, с 1 февраля в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на индекс потребительских цен.
Кроме того, предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля 2011 года на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Планируется индексация социальных пенсий, что позволит поддержать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.
Кроме того, предполагается обеспечить минимальный уровень материальной обеспеченности пенсионера не ниже прожиточного минимума за счет социальных доплат.
В целом за 2010 - 2013 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,9 раза. Реальная пенсия возрастет в 1,5 раза.
Восстановление экономики области будет способствовать увеличению оплаты труда работников предприятий.
В 2010 году, по оценке, среднемесячная заработная плата работников увеличится по сравнению с 2009 годом на 7,9 процента, в 2011 году (повариантно) - на 7,5 - 9,1 процента, в 2012 году - на 7,7 - 8,8 процента, в 2013 году - на 8,6 - 9,0 процента.
Росту оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать оптимизация численности работников и расходов на содержание бюджетной сети. Возможность увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы будет определяться в зависимости от результатов исполнения областного и местных бюджетов.
За 2010 - 2013 годы реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся по первому варианту на 12,7 процента, по второму варианту - на 14,5 процента.
Уровень бедности в 2011 году составит 15,7 - 15,6 процента (повариантно), в 2012 году - 15,6 - 15,5 процента, в 2013 году - 15,4 - 15,1 процента.
37.1. Здравоохранение
Перспективное планирование системы здравоохранения определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663, а также проектом программы модернизации здравоохранения Российской Федерации на 2011 - 2013 годы.
Развитие здравоохранения будет ориентироваться на повышение доступности и качества медицинской помощи, строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современных технологий и стандартов качества и осуществляться по 6 основным направлениям:
здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации за счет совершенствования оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, организации онкологической помощи населению, улучшения медицинского обслуживания неработающих пенсионеров и другого;
обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, совершенствование страховых принципов за счет включения в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи), перехода преимущественно на одноканальное финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с целью приведения в соответствие с находящимся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
осуществление структурных преобразований за счет осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие частно-государственного партнерства, включая аутсорсинг; создания бюджетных, казенных и автономных некоммерческих организаций на базе государственных учреждений здравоохранения и включения в базовую программу ОМС помощи, оказываемой в фельдшерско-акушерских пунктах;
повышение открытости управления организациями здравоохранения за счет внедрения стандартов и протоколов оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях области, перевода оказания государственных услуг в электронную форму и перехода на программно-целевой метод управления путем принятия и реализации ведомственных целевых программ;
обеспечение населения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью путем организации и проведения торгов на специализированную и высокотехнологичную помощь, внедрение на базе клиник области новых технологий;
улучшение лекарственного обеспечения путем дальнейшего обеспечения доступности лекарственных средств за счет внедрения в практику лечебно-профилактических учреждений области нового программного комплекса для организации обмена данными в режиме онлайн между врачебным кабинетом и пунктами отпуска лекарств и резервирования лекарственного препарата в аптечном учреждении до его получения льготником.
37.2. Образование
Развитие региональной системы образования осуществляется в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по следующим направлениям:
"Дополнительное вознаграждение за классное руководство" - более 13 тыс. педагогов;
"Денежное поощрение лучших учителей" - гранты в размере 200 тыс. рублей лучшим учителям и премии Губернатора Оренбургской области в размере 25 тыс. рублей лучшим педагогическим работникам;
"Внедрение современных образовательных технологий" - предоставление всем общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через сеть Интернет, а также всестороннее и эффективное использование образовательных Интернет-ресурсов в образовательном процессе;
"Государственная поддержка талантливой молодежи" - награждение молодых оренбуржцев премией Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи согласно установленной области квоте, премией Губернатора Оренбургской области учащихся школ, учреждений начального профессионального образования, студентов ссузов и вузов, сочетающих успешную учебу с активной общественной деятельностью;
"Реализация комплексного проекта модернизации образования";
"Организация питания школьников" - обеспечение дотацией из областного бюджета на организацию горячего питания детей в расчете 8 рублей в день на одного ученика в течение учебного года и увеличение процента охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений.
В рамках реализации демографической политики планируются увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования и совершенствование структуры дошкольного образования.
В системе начального профессионального образования планируется внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и образования.
Модернизация учебно-производственной базы учебных заведений предусматривает 100-процентное обеспечение образовательного процесса учебной литературой, станочным и инструментальным оборудованием, автотракторной и сельскохозяйственной техникой, развитие государственно-общественного управления на основе создания автономных профессиональных училищ и лицеев, отвечающих современным требованиям образовательного и воспитательного процесса, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального образования с целью подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
37.3. Социальная политика
Перспективное развитие социальной сферы определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах.
Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области, ориентированная на повышение уровня и качества жизни населения, при безусловном повышении результативности бюджетных расходов предполагает дальнейшее (поэтапное) развитие системы государственной социальной поддержки: оптимизацию сети, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для обеспечения растущей потребности населения в государственной помощи.
В целях обеспечения удовлетворения потребности нуждающихся категорий населения в различных формах и видах социальной поддержки, до 2013 года планируются:
повышение эффективности поддержки и развития института семьи за счет совершенствования механизмов оказания дополнительной поддержки неполным, многодетным семьям, семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления и других мер;
реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями за счет создания системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе; повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по формированию доступной среды (жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта) и другие;
обеспечение достижения уровня социальных гарантий лицам с психоневрологической патологией, лицам без определенного места жительства, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, детям-инвалидам и другим.
Прогнозируются поэтапное увеличение размера ежемесячного пособия на детей и ежемесячных денежных выплат, внедрение новых форм социальной поддержки по эффективному оказанию адресной помощи нуждающимся гражданам (социальный контракт); внедрение механизма перехода на предоставление первоочередных государственных услуг (функций), оказываемых органами и учреждениями социальной защиты населения, в электронном виде.
37.4. Жилье
Экономический кризис оказал негативное влияние на формирование основных показателей развития строительного комплекса области в 2009 году. Вместе с тем антикризисные меры, своевременно принятые Правительством Оренбургской области, позволили приостановить падение спроса на рынке жилья и стабилизировать ситуацию в отрасли.
В 2010 году в рамках областных целевых программ Правительством Оренбургской области продолжается работа по увеличению спроса на жилье путем оказания государственной поддержки населению в вопросах строительства и приобретения жилья в виде социальных выплат, льготных ипотечных кредитов и целевых займов. Стимулирование предложения осуществляется посредством реализации соглашений с Минобороны России и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, подлежащих переселению из аварийного и ветхого жилищного фонда; опережающего обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, способствующего активному освоению земельных участков в целях жилищного строительства.
Деятельность Правительства Оренбургской области по стимулированию жилищного строительства и дальнейшему повышению доступности жилья для населения в 2011 - 2013 годах будет осуществляться путем формирования нового сегмента строительства жилья экономкласса, включая малоэтажное, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономкласса; поддержки жилищных кооперативов и индивидуальных застройщиков; развития материальной базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности областного рынка в современной, энергоэффективной и конкурентоспособной продукции; поддержки платежеспособного спроса на жилье с помощью ипотечного жилищного кредитования, целевых займов и социальных выплат.
37.5. Развитие жилищно-коммунальной сферы
Основными направлениями деятельности Правительства Оренбургской области в жилищно-коммунальной сфере являются:
повышение качества предоставляемых услуг;
повышение надежности работы коммунальной инфраструктуры;
снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Указанные мероприятия реализуются в рамках областной адресной инвестиционной программы, в которую входят областные целевые программы: "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003 - 2010 годы" (предусматривается переработка данной программы с целью продления срока ее действия до 2016 года включительно), "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах", "Социальное развитие села до 2012 года", "Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области" на 2005 - 2010 годы.
Ежегодная перекладка сетей водопровода и теплосетей производится с применением современных материалов, позволяющих значительно снизить эксплуатационные расходы.
В целях создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов в обслуживании жилищно-коммунального хозяйства осуществляются акционирование муниципальных унитарных предприятий, переход управления жилищно-коммунальным хозяйством на конкурсной основе, ведется работа по выбору частных управляющих компаний для управления многоквартирными домами и созданию ТСЖ.
XIII. Рынок труда
38. Ситуация на рынке труда области в 2011 - 2013 годах будет подвержена влиянию экономических и демографических факторов. Из-за снижения численности населения трудоспособного возраста численность экономически активного населения с учетом миграционного прироста и увеличения спроса на рабочие места к 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 5,6 тыс. человек.
На ряде предприятий области в настоящее время отмечается улучшение финансово-экономического положения. В связи с этим в 2010 году по сравнению с 2009 годом прогнозируется увеличение численности занятых в экономике на 1,3 тыс. человек. Общая численность безработных составит 91,0 тыс. человек, или 8,1 процента экономически активного населения. Улучшение ситуации в сфере занятости продолжится и в 2011 - 2013 годах. Общая численность безработных к 2013 году снизится до 86,5 тыс. человек, уровень безработицы - до 7,7 процента. Численность регистрируемых безработных к 2013 году составит 17,5 тыс. человек, уровень безработицы - 1,6 процента.
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Оренбургской области
(2009 - 2013 годы)
I этап
Показатели |
2009 г. отчет |
2010 г. оценка |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
прогноз | ||||||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Индекс потребительских цен в среднем за год, процентов |
110,1 |
106,0 |
105,9 |
105,9 |
106,0 |
106,0 |
105,4 |
105,4 |
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
454390,0 |
510405,0 |
555140,0 |
563740,0 |
606690,0 |
629200,0 |
668680,0 |
706220,0 |
процентов к предыдущему году |
92,0 |
104,2 |
102,9 |
104,1 |
103,1 |
104,8 |
103,2 |
104,8 |
индекс-дефлятор |
116,2 |
107,8 |
105,7 |
106,1 |
106,0 |
106,5 |
106,8 |
107,1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
185271,3 |
221414,0 |
233759,0 |
237653,0 |
239473,0 |
257342,0 |
248075,0 |
274937,0 |
индекс производства, процентов |
102,9 |
104,8 |
101,0 |
103,7 |
101,0 |
103,8 |
101,0 |
103,8 |
обрабатывающие производства в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
114132,2 |
130410,0 |
140988,0 |
141695,0 |
150866,0 |
153102,0 |
162224,0 |
167029,0 |
индекс производства, процентов |
83,7 |
105,0 |
101,8 |
102,6 |
102,3 |
103,2 |
102,8 |
104,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
52929,9 |
64913,0 |
75309,0 |
75680,0 |
86663,0 |
87501,0 |
98512,0 |
100040,0 |
индекс производства, процентов |
88,9 |
112,0 |
101,5 |
102,0 |
102,2 |
102,5 |
102,5 |
103,0 |
Индекс промышленного производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
в процентах к предыдущему году |
92,0 |
105,9 |
101,3 |
103,1 |
101,6 |
103,4 |
101,8 |
103,8 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
61507,9 |
55065,6 |
71917,2 |
75182,7 |
77557,4 |
82021,9 |
83958,2 |
89824,8 |
процентов к предыдущему году |
90,2 |
86,0 |
122,6 |
128,2 |
103,1 |
104,1 |
103,0 |
104,1 |
индекс-дефлятор |
105,6 |
104,1 |
106,5 |
106,5 |
104,6 |
104,8 |
105,1 |
105,2 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
88756,0 |
95501,5 |
103938,1 |
105744,0 |
116310,8 |
120024,7 |
134139,0 |
139984,8 |
в процентах к предыдущему году |
77,1 |
100,0 |
102,0 |
103,0 |
104,0 |
105,0 |
106,0 |
107,0 |
индекс-дефлятор |
105,8 |
107,6 |
106,7 |
107,5 |
107,6 |
108,1 |
108,8 |
109,0 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
136473,4 |
155100,0 |
168400,0 |
168720,0 |
183540,0 |
184000,0 |
200040,0 |
201120,0 |
в процентах к предыдущему году |
99,7 |
107,9 |
103,5 |
103,7 |
103,9 |
104,0 |
104,7 |
105,0 |
индекс-дефлятор |
108,62 |
105,4 |
104,9 |
104,9 |
104,9 |
104,9 |
104,1 |
104,1 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
47419,4 |
53196,9 |
59903,9 |
60077,6 |
67589,9 |
67916,5 |
76409,0 |
76925,9 |
в процентах к предыдущему году |
103,0 |
103,3 |
103,5 |
103,8 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,2 |
индекс-дефлятор |
114,52 |
108,6 |
108,8 |
108,8 |
108,7 |
108,7 |
108,7 |
108,7 |
Прибыль (убыток) - сальдо, млн. рублей |
104857,3 |
110881,8 |
115503,3 |
117246,6 |
120739,4 |
123161,2 |
127326,4 |
130604,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
прибыль прибыльных предприятий, млн. рублей |
112398,0 |
117381,8 |
120903,3 |
122546,6 |
125739,4 |
128061,2 |
132026,4 |
135104,6 |
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
113570,2 |
122655,8 |
131855,0 |
133940,1 |
142139,7 |
145860,8 |
154505,9 |
159134,1 |
процентов к предыдущему году |
111,3 |
108,0 |
107,5 |
109,2 |
107,8 |
108,9 |
108,7 |
109,1 |
Среднемесячная заработная плата работников |
|
|
|
|
|
|
|
|
рублей |
13520,2 |
14587,3 |
15674,6 |
15913,4 |
16880,4 |
17315,0 |
18330,7 |
18871,8 |
процентов к предыдущему году |
111,9 |
107,9 |
107,5 |
109,1 |
107,7 |
108,8 |
108,6 |
109,0 |
Реальная заработная плата, процентов |
101,6 |
101,9 |
101,5 |
103,0 |
101,6 |
102,6 |
103,0 |
103,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов |
104,5 |
103,9 |
102,3 |
102,7 |
102,4 |
103,0 |
103,5 |
104,2 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июля 2010 г. N 494-п "О сценарных условиях социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.