Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 11 июля 2007 г. N 1349/268-IV-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие современных технологий хирургической помощи больным
с заболеваниями сердца и сосудов в Оренбургской области на 2008 - 2010 годы"
(далее - Программа)
1 ноября 2008 г., 5 октября 2009 г.
Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 г. N 3101/709-IV-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт программы
Основание для разработки Распоряжение Губернатора Оренбургской области
от 11.09.2006 N 404-р "О разработке областной
целевой программы "Развитие современных
технологий хирургической помощи больным с
заболеваниями сердца и сосудов в Оренбургской
области" на 2007 - 2010 годы"
Заказчик Министерство здравоохранения Оренбургской
области
Разработчик Министерство здравоохранения Оренбургской
области
Исполнитель Министерство здравоохранения Оренбургской
области
Со дня вступления в силу Указа Губернатора
Оренбургской области от 20 апреля 2009 года
N 58-ук "О структуре органов исполнительной
власти Оренбургской области" в качестве
исполнителя Программы вместо министерства
здравоохранения Оренбургской области считать
министерство здравоохранения и социального
развития Оренбургской области
Основная цель Снижение тяжести и числа осложнений,
улучшение качества жизни при сердечно-
сосудистых заболеваниях
Основные задачи Обеспечение дальнейшего развития,
совершенствования и повышения доступности (за
счет наращивания объемов и видов заболеваний,
при которых оказывается хирургическая помощь)
для населения области современных видов
медицинской помощи при сердечно-сосудистой
патологии.
Обеспечение преемственности медицинской
помощи на этапах диагностики, лечения и
реабилитации.
Формирование системы мониторинга.
Срок реализации 2008 - 2010 годы
Объем и источник Финансирование осуществляется в пределах
финансирования средств, предусматриваемых исполнителю
Программы в областном бюджете на очередной
финансовый год.
Общий объем финансирования Программы
- 226926,61 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 89621,61 тыс. рублей;
2009 год - 109465,0 тыс. рублей;
2010 год - 27840,0 тыс. рублей
Система организации Контроль осуществляется Правительством
контроля Оренбургской области, ход и результаты
реализации Программы рассматриваются на
заседаниях Законодательного Собрания
Оренбургской области
Ожидаемые конечные Планируемые организационные мероприятия по
результаты созданию преемственности в лечении больных с
заболеваниями сердца и сосудов способствуют
созданию качественной и эффективной системы
оказания медицинской помощи больным с
заболеваниями сердца и сосудов, то есть
снижению тяжести и числа послеоперационных
осложнений в результате долечивания.
Подготовка кадров, ремонт, расширение и
дооснащение специализированных отделений
областных лечебно-профилактических
учреждений позволят к 2010 году увеличить
объемы помощи по сравнению с 2005 годом с
3600 операций и дорогостоящих исследований в
год до 6400, то есть более чем на 50
процентов, что способствует большей
доступности этого вида помощи, снижению
тяжести и числа осложнения сердечно-
сосудистых заболеваний в результате
своевременного оказания помощи суммарно по
результатам реализации Программы на 8 - 10
процентов. Увеличение доступности, в свою
очередь, приведет к снижению темпов
инвалидизации среди трудоспособного
населения, возвращению трудоспособности более
800 жителей Оренбургской области с
заболеваниями сердца и сосудов в год.
Обучение специалистов позволит расширить
спектр заболеваний, при которых будет
оказываться хирургическая помощь. Снижение
тяжести и числа осложнений, снижение
инвалидизации в итоге способствует улучшению
качества жизни больных с заболеваниями сердца
и сосудов
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности, составляя более 55 процентов в общей структуре смертности как во всем мире, так и в России. Несмотря на дальнейшее развитие методов консервативного лечения, современная терапия поражений сердца и сосудов невозможна без применения хирургических методов.
В Оренбургской области на сегодня ситуация выявляет целый ряд проблем при оказании медицинской помощи больным с заболеваниями сердца и сосудов.
Качество и объемы проводимой диспансеризации (поликлинической помощи) кардиологическим больным не соответствуют потребностям населения в квалифицированной медицинской помощи (на территории области существует 20 кардиологических и ревматологических кабинетов, их оснащение не позволяет на местах осуществлять необходимые и часто востребованные диагностические мероприятия, лабораторные исследования как в рамках диагностики, так и реабилитации прооперированных больных), вследствие чего большая масса больных вынуждена добираться из районов в областные лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛГТУ). Решение этой проблемы предполагает дооснащение существующих кардиологических, ревматологических и аритмологических кабинетов, механизм финансирования которых рассматривается вне рамок Программы.
В пределах области отсутствует кардиохирургическая помощь детям.
Имеется крайний износ оборудования (более 70 процентов), несоответствие лечебных и диагностических мощностей областных ЛПУ растущим потребностям населения, недостаточность реабилитационных коек. Отсутствует централизованная система учета и единая база данных, позволяющая отслеживать движение больных по этапам диагностики, лечения, реабилитации, и, как следствие, отсутствует четкая координация между поликлиническим, стационарным и реабилитационным звеньями. Учитывая многоплановость существующих проблем, решение их возможно только программными методами.
Вместе с тем в Оренбургской области специализированная хирургическая помощь больным с заболеваниями сердца и сосудов оказывается в отделениях хирургии сосудов, рентгенохирургических методов диагностики и лечения, отделении кардиохирургии ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница". В трех отделениях ежегодно проводится около 1100 реконструктивных операций на сердечно-сосудистой системе, из которых около 60 процентов выполняется в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения. В настоящее время необходимо увеличение коечного фонда отделений кардиохирургии, рентгенохирургических методов диагностики и лечения, хирургии сосудов, создание и оснащение вторых операционных в отделениях кардиохирургии и хирургии сосудов. Наиболее остро стоит вопрос обновления ангиографических комплексов, ультразвуковых диагностических систем, следящей аппаратуры. Некоторые обязательные позиции аппаратуры на сегодняшний день отсутствуют. Отделение кардиохирургии не полностью оснащено аппаратурой для выполнения операций детям. Требуют решения организационные вопросы создания единой централизованной системы оказания сердечно-сосудистой помощи, преемственности на различных этапах, рационального использования бюджетных средств с приоритетным оказанием помощи на территории Оренбургской области.
Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение тяжести и числа осложнений, улучшение качества жизни при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
обеспечения дальнейшего развития, совершенствования и повышения доступности (за счет наращивания объемов и видов заболеваний, при которых оказывается хирургическая помощь) для населения области современных видов медицинской помощи при сердечно-сосудистой патологии;
обеспечения преемственности медицинской помощи на этапах диагностики, лечения и реабилитации;
формирования системы мониторинга.
Срок реализации Программы
- 2008 - 2010 годы.
Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целью и задачами программные мероприятия объединены в два блока. Первый блок направлен на укрепление и усиление материально-технической базы, второй - на формирование координированного взаимодействия всех звеньев. План, содержание, источники и исполнители мероприятий, ожидаемые результаты отражены в приложениях 1, 2.
Мероприятия носят медико-социальный и экономический характер и направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных во времени, по ресурсам, исполнителям и средствам на всех стадиях решения проблем, связанных с заболеваемостью населения сердечно-сосудистой патологией, требующей оперативного вмешательства.
Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 г. N 3101/709-IV-ОЗ в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Механизм реализации программных мероприятий
Программой предусмотрено целевое финансирование конкретных мероприятий. Распределение средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, ежегодно определяется в бюджетной заявке, направляемой в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и министерство финансов Оренбургской области. Создание законодательного механизма реализации Программы включает в себя разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся разработки и внедрения рекомендаций по порядку взаимодействия между кардиологическими кабинетами в районах, ГУЗ "Областная клиническая больница", ГУЗ "Областная детская клиническая больница", отделениями реабилитации, а также на основе размещения в муниципальных учреждениях здравоохранения государственного заказа, предусматривающего финансирование за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и Фонда социального страхования (далее - ФСС). Вопросы кадрового обеспечения предусматривают проведение курсов специализации и подготовки специалистов на базе ординатуры. Координация исполнения Программы будет осуществляться за счет следующих организационных мероприятий:
системного мониторинга осуществления этапов реализации Программы и ее отдельных мероприятий;
формирования ежегодных планов действий;
разработки и реализации методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;
инициирования разработки и реализации отдельных работ по выполнению мероприятий Программы на уровне ГУЗ "Областная клиническая больница", ГУЗ "Областная детская клиническая больница", отделений реабилитации;
ежегодного уточнения, корректировки с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы и состава исполнителей.
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования программных мероприятий на 2008 - 2010 годы в ценах 2007 года составляет 226926,61 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет областного бюджета в пределах средств, утвержденных на очередной финансовый год.
Объем и источник финансирования Программы
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) | |||
в том числе | всего | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Всего | 89621,61 | 109465 | 27840 | 226926,61 |
в том числе | ||||
Областной бюджет | 89621,61 | 109465 | 27840 | 226926,61 |
Расходы на финансирование Программы ежегодно корректируются с учетом индекса цен и включаются в закон об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Проведение программных мероприятий позволит расширить перечень видов медицинской помощи (мини-инвазивные методики, радиочастотная абляция открытым путем при различных нарушениях ритма) взрослым и освоить оказание кардиохирургической помощи детям (приложение 5), создать непрерывность и преемственность в процессе диагностики, лечения и реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний, что повысит эффективность медицинской помощи.
Увеличение коечного фонда, создание новых операционных, переоборудование и дооснащение старых позволит сократить время ожидания пациентами оперативного вмешательства. Наращивание объемов помощи повысит доступность сердечно-сосудистой хирургической помощи, обеспечиваемой в пределах области, уже к 2010 году по меньшей мере на 50 процентов по сравнению с 2005 годом. Динамика увеличения объемов оперативных вмешательств представлена в приложении 5.
Введением в современную практику индикаторов качества оказания медицинской помощи можно оценивать степень эффективности Программы в целом и ожидать улучшение таких показателей, как объем кардиохирургической помощи (на сегодня ГУЗ "Областная клиническая больница" находится в числе первых двадцати медицинских учреждений Российской Федерации из семидесяти пяти, оказывающих эту помощь), количество получивших развитие методик за счет расширения областей применения имеющихся и внедренных новых видов вмешательств (приложение 5), снижение процента инвалидизации среди работающего населения области.
Повышение объемных показателей позволит не только снизить темпы инвалидизации трудоспособного населения, но и возвращать трудоспособность более 800 больных в год (60 процентам больных после рентгенохирургических операций возвращают трудоспособность), что, в свою очередь, значительно снизит затраты областного бюджета на эти категории граждан.
Вместе с тем средства областного бюджета, идущие на оказание высокотехнологичной помощи в федеральных клиниках и клиниках других субъектов, в значительной степени расходуются на оказание помощи кардиохирургическим больным (24 млн. рублей на 2006 год), в частности, на кардиохирургические операции детям с врожденными пороками сердца.
Реализация Программы позволит отработать методику организационного взаимодействия и подготовиться к решению таких серьезных и объемных проблем, как хирургическое и реанимационное обеспечение больных с острым инфарктом миокарда (ОИМ) - ведущей причины смертности среди трудоспособного населения. Хирургическое и реанимационное обеспечение ОИМ на базе ГУЗ "Областная клиническая больница" осуществляется уже сейчас, но объемы этой помощи ограничены помещениями, кадрами, оборудованием. Говорить о серьезных шагах по удовлетворению потребности населения в этом виде помощи можно только при условии строительства специализированного медицинского учреждения, что возможно при осуществлении самостоятельной долгосрочной программы.
Система организации контроля
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется Правительством Оренбургской области, ход и результаты их выполнения рассматриваются на заседаниях Законодательного Собрания Оренбургской области.
Исполнитель мероприятий Программы несет ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на их реализацию.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет министерство финансов Оренбургской области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.
Система управления предусматривает постоянный мониторинг достигнутых результатов с коррекцией Программы на основе накопленного опыта и контроля запланированных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.