Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского городского
Совета депутатов Оренбургской области
от 13 ноября 2007 г. N 29-463/460
Городская целевая программа
"Реализация модели национальной политики в г. Орске
на 2008 - 2010 годы"
Паспорт программы
Заказчик программы:
администрация г. Орска
Основание для разработки:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909;
- Декларация Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1808-I "О языках народов России";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Декларации следует читать как "N 1808/I-I"
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании";
- основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-I;
- Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
- Федеральный закон от 26 сентября 1996 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях":
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 26 сентября 1997 г."
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- закон Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2537/461-III-ОЗ "Об областной целевой программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006 - 2010 годы".
Наименование программы:
городская целевая программа "Реализация модели национальной политики в г. Орске на 2008-2010 годы".
Основные разработчики программы:
администрация города Орска.
Цели и задачи:
реализация государственной национальной политики и модели региональной национальной политики для сохранения этноконфессионального согласия в г. Орске, формирование среди жителей города атмосферы уважения прав человека, объединение действий администрации города и национальных общественных организаций, направленных на утверждение традиций солидарности, противодействие этническому и религиозному экстремизму, воспитание культуры межнационального общения у населения города, уважения к истории и культуре народов России.
Сроки реализации:
2008 - 2010 годы.
Главные распорядители средств муниципального бюджета:
администрация г. Орска, отдел культуры администрации г. Орска, управление образования администрации г. Орска.
Объемы и источники финансирования:
денежные средства из муниципального бюджета:
всего - 4114,0 тыс. руб., в т.ч.:
- 2008 год - 1238,0 тыс. руб.,
- 2009 год - 1365,0 тыс. руб.,
- 2010 год - 1511,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
создание необходимых условий для сохранения этнополитической стабильности в городе, расширение сотрудничества и духовное взаимопонимание граждан всех национальностей города, повышение роли национальных и религиозных объединений в гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, проживающих в городе.
Система организации контроля за реализацией программы:
контроль за реализацией программы осуществляется главой города Орска, депутатами Орского городского Совета депутатов, руководителями структурных подразделений администрации г. Орска (по направлениям реализации программы).
Отчеты о выполнении программы предоставляются главными распорядителями бюджетных средств в городской Совет депутатов ежегодно в срок до 1 апреля следующего за отчетным финансовым годом.
Список сокращений:
ОК - отдел культуры администрации г. Орска,
УО - управление образования администрации г. Орска,
УИТОС и НИ - управление по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике,
НКЦ - национально-культурные центры.
I. Технико-экономическое обоснование необходимости
разработки программы
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.
В концепции государственной национальной политики РФ подчеркивается, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Поэтому помимо общей концепции требуется разработка специальных региональных и местных программ.
29 августа 2005 года принят закон Оренбургской области "Об областной целевой программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006-2010 годы" N 2537/461-III-ОЗ.
В нем подтверждается тот факт, что этнический и религиозный факторы являются для нашей области, как и в целом для России, факторами национальной безопасности, а традиционные формы духовности и национальной культуры - основанием общероссийской идентичности.
Город Орск - пограничная территория Российской Федерации в Оренбургской области, которая специфична своей многонациональностью и поликонфессиональностью.
По данным переписи 2002 года в городе Орске проживало 250963 человека. Общая численность населения по сравнению с данными переписи 1989 года уменьшилась, на 7,5%, что в абсолютном выражении составляет 20422 человека.
Абсолютное большинство населения составляют русские (80,5%). Удельный вес русских в общей численности населения города по сравнению с 1989 годом уменьшился на 5,1% (10859 человек). Уменьшилась численность и других народов, проживающих в городе: украинцев на 33,6%, немцев - на 40,6%, мордвы - на 43,6%, евреев - в 2 раза.
Относительно стабильна численность орчан татарской и башкирской национальностей (соответственно 86,6% и 90,6% к уровню 1989 г.).
Рост численности населения по сравнению с данными 1989 года произошел среди казахов на 18,2%. Чеченцев и киргизов стало больше в 2,5 раза. Наибольшие показатели роста отмечаются среди таджиков - в 10,2 раза, армян - в 4,4 раза, азербайджанцев в 3,1 раза.
Таким образом, замедление темпов снижения численности населения города происходит за счет увеличения миграционного прироста народов Северного Кавказа, Закавказья и республик Средней Азии.
В результате переписи населения 2002 года в Орске зарегистрированы представители 87 национальностей. Наиболее многочисленные из них: русские, украинцы, татары, казахи, башкиры. Перепись еще раз подтвердила важность и значимость этнического фактора. Лишь 489 человек (0,19%) не ответили на вопрос переписного листа о национальной принадлежности. Это подтверждает факт того, что национальные отношения в Орске представляют один из наиболее важных типов социальных отношений.
В Орске на протяжении многих лет не наблюдались межнациональные конфликты. Межэтнические и этноконфессиональные отношения остаются стабильными, но, тем не менее, по-прежнему требуют к себе самого пристального внимания. Стабильность уровня толерантности объясняется предшествующим многовековым опытом совместного проживания в городе Орске людей разных национальностей и политикой администрации города, обеспечивающей равноправие наций в жизни города.
В Орске в последние годы наблюдается тенденция консолидации диаспор на этнической основе. Функционируют 9 национально-культурных объединений (организации, движение, автономия). Зарегистрированы 22 религиозные организации, представляющие 6 конфессий.
Городская целевая программа является логическим продолжением областной целевой программы реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006 - 2010 гг. Она нацелена и на выполнение требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", обязывающего органы местного самоуправления осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Программа предполагает совместную деятельность органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций в решении широкого спектра проблем национальной политики и призвана дать ей дальнейшую динамику.
В программе:
- предусмотрены мероприятия по сохранению культуры народов г. Орска;
- предлагаются меры по развитию системы образования с этнокультурным компонентом:
- учтено использование средств массовой информации в удовлетворении духовных запросов народов, проживающих в городе;
- спланирована система мер противодействия национальному и религиозному экстремизму.
Реализация мероприятий предполагает активизацию интереса к родной культуре, взаимопонимание и согласие жителей нашего многонационального города.
II. Цель и задачи программы
Основной целью программы является создание необходимых условий для сохранения этнополитической стабильности в городе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- создать систему регулирования национальными процессами;
- учесть и реализовать меры раннего предупреждения межнациональных и этноконфессиональных конфликтов;
- вести аналитический мониторинг межнациональных отношений;
- воспитывать культуру межнационального общения у населения города;
- прививать уважение к истории и культуре народов России.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению к настоящей программе.
III. Описание ожидаемых результатов реализации программы
и целевые индикаторы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват всех категорий граждан города, но приоритетным направлением программы является привлечение к участию в изучении и сохранении национальной культуры, мероприятиях воспитательного характера членов национальных общественных организаций, детей и молодежи. При этом акцент делается на работу в общеобразовательных учреждениях, общественных национальных организациях, библиотеках города.
1. Сохранение и развитие культур народов г. Орска.
Системой мер по сохранению и развитию национальных культур в городе предусматривается:
- организация мониторинга среди населения о востребованности национальной литературы и состоянии книжных фондов городских библиотек;
- выделение целевым назначением средств на приобретение литературы для библиотек, обслуживающих этнические группы населения;
- приобретение национальных костюмов и музыкальных инструментов в целях использования национальными творческими коллективами;
- организация обменных гастролей профессиональных и самодеятельных коллективов, представляющих различные национальные культуры;
- участие национальных творческих коллективов города в областных и республиканских конкурсах и фестивалях;
- проведение праздников национальных культур;
- организация концертов самодеятельных национальных коллективов.
2. Меры по развитию системы образования с этнокультурным компонентом.
Системой мер но развитию системы образования с этнокультурным компонентом предусматривается:
- изучение потребности и помощь в обучении родному языку детей разных национальностей;
- проведение конкурса проектов и разработок педагогов города по развитию культуры межэтнической толерантности "Толерантность начинается со школы";
- проведение декады "Воспитание толерантности и работа в условиях диалога культур";
- приобретение для школ города научно-методической, художественной литературы народов России на русском языке, а также видеофильмов об их быте, традициях, культуре;
- изучение и распространение опыта работы в организации системы обучения родному языку;
- организация предметных курсов по изучению родных языков, литературы, музыки и истории народов;
- проведение городского конкурса среди учащейся молодежи "Традиции, обычаи и предания моего народа" с изданием сборника лучших разработок;
- проведение смотра-конкурса школьных музеев с целью популяризации изучения родного края, памятников истории и культуры разных народов;
- проведение этнографического фестиваля "Живой родник";
- организация этнографических экспедиций по изучению культуры народов, проживающих в области;
- проведение конкурса проектов с использованием информационных технологий "Орск многонациональный";
- издание альманаха "Орск многонациональный" по итогам конкурса.
3. Использование средств массовой информации в удовлетворении духовных запросов народов, проживающих в городе.
В целях удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в городе, предусматривается следующее использование средств массовой информации:
- проведение конкурса среди СМИ по освещению жизни народов города и хода реализации программы;
- организация и проведение совещаний, "круглых столов", научных конференций по освещению СМИ проблем становления гражданского общества, гармонизации межэтнических отношений в городе;
- регулярный выпуск полос газет, отражающих жизнь народов, проживающих в городе;
- формирование видео-аудиотеки национального творчества.
4. Система мер противодействия национальному и религиозному экстремизму.
В целях профилактики и противодействия экстремистской деятельности предусматривается:
- осуществление этнологического мониторинга по предупреждению экстремизма;
- привлечение СМИ в распространении материалов, способствующих формированию установок толерантного сознания у орчан;
- проведение анализа материалов, опубликованных в СМИ города, касающихся проявлений экстремизма и национализма;
- разработка системы подготовки сотрудников правоохранительных органов по проблемам межэтнических и этноконфессиональных отношений:
- проведение анализа правонарушений и преступлений на почве национальных и религиозных разногласий;
- активное привлечение руководителей религиозных организаций к проведению мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания;
- проведение совместных семинаров-совещаний с участием представителей органов местного самоуправления, руководителей национально-культурных и общественных организаций по разъяснению законодательства, направленного на профилактику и противодействие экстремистской деятельности;
- ввести в общеобразовательных учебных заведениях классные часы "Уроки толерантности":
- проведение "круглых столов" с привлечением национальных общественных организаций и представителей законодательных органов власти города по выработке предложений по правовому регулированию межэтнических отношений.
Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов)
реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- упрочение дружбы и единства народов различных национальностей, проживающих в городе:
- повышение уровня удовлетворения этносоциальных и духовных потребностей жителей города разных национальностей;
- повышение толерантности:
- воспитание и пропаганда уважительного отношения, как к собственной этнической культуре, так и к самобытным культурам иных народов:
- консолидация многонационального населения г. Орска на основе базовых ценностей гражданского общества;
- обновление содержания школьного и дополнительного образования с этнокультурным компонентом;
- повышение уровня реализации творческого потенциала журналистов в вопросах национальной политики;
- усиление работы по профилактике и предупреждению экстремизма.
Количественные параметры - это количество:
- читателей национальной литературы в библиотеках города:
- проведенных конкурсов, декад, уроков по воспитанию толерантности в условиях диалога различных культур;
- подготовленных учителей родного языка и специалистов в области культуры;
- действующих национально-культурных объединений, ансамблей, хоров, кружков, в том числе детских и молодежных;
- жителей города, занимающихся в национальных коллективах;
- школьных музеев, организованных с целью пропаганды изучения культуры разных народов;
- проведенных концертов, встреч участников самодеятельности национальных коллективов;
- организованных и проведенных фестивалей и праздников национальных культур;
- проведенных "круглых столов" по проблемам строительства гражданского общества и гармонизации межэтнических отношений в городе:
- проведенных мероприятий по профилактике и противодействию этническому и религиозному экстремизму.
V. Оценка эффективности реализации программы
и расходуемых бюджетных средств
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность процесса проведения мероприятий по национальной политике, его системный, содержательный и организационный характер, научный подход и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата жителей города различных национальностей.
Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан города к толерантности, миру, согласию и взаимопониманию, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальными вкладами, вносимыми ими в дело процветания города, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации программы, в регулярных этнологических опросах граждан.
Реализация программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти и местного самоуправления, системы образования должна способствовать укреплению государственной власти, обеспечению безопасности граждан города.
Финансирование программы необходимо для организации и проведения городских массовых мероприятий, конкурсов, фестивалей, национальных праздников, издания брошюр и альманахов, концертов, смотров-конкурсов, семинаров, "круглых столов", совершенствования материально-технической базы национально-культурных центров города и библиотек школ, создания условий для изучения родного языка и культуры.
Ресурсы необходимы для финансирования участия коллективов национальных центров в областных мероприятиях и выездных концертах.
Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста толерантности и интернационализма в городе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление этнополитической стабильности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.