Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 16 февраля 2000 г. N 14
Отчет
о работе Комитета по управлению имуществом
г.Оренбурга за 1999 год
Ежегодно, подводя итоги прошедшего года в комитете, мы делаем анализ полученных результатов работы намеченным в начале года приоритетам в сфере организации и управления муниципальным имущественным комплексом.
Вопросы управления муниципальным сектором экономики города остаются одними из самых важных в работе городской администрации, ее отраслевых органов управления. Затянувшийся экономический кризис, дефицит финансовых средств заставляет искать дополнительные источники доходов, быть более организованными в экономном расходовании имеющихся ресурсов.
За 1999 год от использования муниципальной собственности в местный бюджет получено доходов на 36% больше, чем за предыдущий, а в целом, начиная с 1996 года, ежегодный прирост доходов составляет 25-30%.
Комитет строил свою работу в соответствии с планом работы, в основу которого были положены прогнозные разработки, одобренные городским Советом. Прежде всего нарабатывали и совершенствовали нормативно-правовую базу по управлению муниципальным имуществом.
Утверждены положения:
- О программе приватизации муниципального имущества г.Оренбурга на 1999-2000 годы;
- О порядке учета и предоставления в аренду муниципальных нежилых зданий, сооружений и помещений в г.Оренбурге;
- О Комитете по управлению имуществом г.Оренбурга;
- О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование;
- О порядке организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории г.Оренбурга, или права их аренды;
- Об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г.Оренбурга;
- О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений;
- О доверительном управлении муниципальным имуществом в городе Оренбурге.
Внесены изменения в ранее принятые нормативные акты Совета:
- О порядке распространения наружных рекламных средств на территории г.Оренбурга;
- О порядке продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости на территории города Оренбурга;
- О муниципальной казне города Оренбурга;
- Об управлении развития муниципальных финансов города Оренбурга;
- Об установлении тарифов на дополнительные услуги, оказываемые Комитетом по управлению имуществом г.Оренбурга.
Вносились изменения в действующие положения, совершенствовались методики расчета аренды и субаренды недвижимого имущества, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Все это делалось не ради выполнения пунктов мероприятий, а для более дифференцированного применения ставок арендных платежей, оперативного управления муниципальным имуществом, получения положительных результатов от его использования.
Аренда нежилых помещений
В структуре доходов от использования муниципального имущества большую долю, около 65%, занимает аренда нежилых помещений. Поэтому комитет постоянно уделяет этим вопросам пристальное внимание. Проведена сплошная инвентаризация муниципального нежилого сектора, дополнительно выявлено 43 помещения, на которые заключены договоры аренды; составлено 246 актов, в которых арендаторам и балансодержателям предписано устранить те или иные нарушения по соблюдению условий использования помещений. Несмотря на то, что общая площадь, сдаваемая в аренду, уменьшилась за год на 7,2 тыс. кв. метров, арендных платежей в бюджет города направлено на 36% больше по сравнению с 1998 годом. За счет чего этого удалось добиться?
Во-первых, более предметная работа с каждым арендатором по своевременной оплате арендных платежей:
- за счет активной претензионной работы, проверок на местах, регулярной работы с должниками. Дебиторская задолженность по аренде снижена на 5,5 млн. руб;
- средний процент собираемости составил 106% в месяц (1998 г. - 85%), только это дало дополнительно 1406 тыс.руб. сверх запланированных средств.
Во-вторых, по новому была организована работа по проведению конкурсов на приобретение права аренды нежилых объектов:
- проведено 8 конкурсов, в них приняло участие 20 претендентов; в бюджет города дополнительно поступило 345 тыс.руб.
В-третьих, более четкая работа по вопросам субаренды по новому положению позволила взять под контроль порядок оформления субаренды и жесткий контроль за поступлением средств в бюджет: оформлено 256 разрешений; в бюджет направлено 345 тыс. руб.
Кроме этого, страхование нежилого фонда дало в резерв превентивных мероприятий около 95,3 тыс. руб., направленных на установку охранной и пожарной сигнализации на объектах городских учреждений и предприятий.
Принимались меры по проведению текущих и капитальных ремонтов нежилых объектов за счет самих арендаторов без компенсации, а также и по частичным зачетам капитальных ремонтов в счет арендных платежей в соответствии с действующим законодательством; из представленных документов по объемам выполненных работ на сумму 3,5 млн. руб. после проверок были зачтены только 1,4 млн.руб.
Работа комиссии по рассмотрению обращений по предоставлению льгот также способствует пополнению городской казны. В каждом конкретном случае всесторонне рассматривается обоснованность просьбы. Такой дифференцированный подход позволяет сохранить и рабочие места, и инфраструктуру услуг в различных микрорайонах города, и оказать социальную поддержку малому предпринимательству, и ущерб бюджету города не нанести.
Аренда рекламных мест
В этой сфере пока еще идет становление, поскольку с июня 1998 года комитет стал заниматься объектами рекламы. Доход увеличился в 8 раз и составил 814 тыс. руб., но это начало работы. В основном ведется инвентаризация (40%) объектов рекламы, выявление незарегистрированных рекламных установок, заключение договоров аренды и выдача разрешений на установку, демонтаж бесхозяйных и незаконно установленных рекламных средств, составляются акты об устранении замечаний, отрабатывается взаимодействие с рекламными агентствами и согласующими организациями - ГИБДД, ГУАГ и др.
Проведенные встречи и семинары с заинтересованными организациями позволили скорректировать вопросы согласования установки наружных рекламных средств, внести изменения и дополнения в действующие постановления о наружной рекламе, утвердить новую методику расчета арендной платы.
Задачи на 2000 и последующие годы: провести инвентаризацию, внедрять световые и светодинамические средства, заключить договоры аренды на вновь выявленные незарегистрированные средства, проводить проверки по выполнению условий договоров, проработать с соответствующими органами вопросы дизайна и комплексного размещения рекламы на территории города.
Формирование и учет муниципального имущества
За 1999 год приняты в муниципальную собственность следующие объекты и инженерные коммуникации:
- 7 жилых домов (в т.ч. 2 общежития) с инженерными сетями;
- ДК "Молодежный" и ДК "Орбита";
- детский лагерь "Орленок";
- государственное имущество Оренбургской мебельной фабрики и ряд других объектов, инженерных коммуникаций и сооружений на них.
Находятся в работе вопросы по передаче котельных от ООО "Оренбурггазпром" по ул. Карачинской, П очереди котельной ОАО "Гидропресс", ЖБК ОАО "Волготранстром" по ул.Беляевской, а также городских лесов в муниципальную собственность города.
Продолжаются консультации и переговоры по изменению планов приватизации ОАО "Орентекс" в части передачи детских дошкольных учреждений городу; три из них по суду переданы в федеральную собственность. Подготовлены договоры безвозмездного бессрочного пользования д/с N 23 по пр. Больничному, 14/3, детскому клубу "Орленок" для кукольного театра "Пьеро".
Была проведена ревизия реестра муниципальной собственности (структура и состав муниципальной собственности прилагаются), в ходе которой были выявлены объекты, не прошедшие правовую регистрацию. По итогам ревизии намечены мероприятия по оформлению необходимой технической инвентаризации и учета объектов совместно со службами заказчика и ГПТИ, государственной регистрации. Регулярно проводятся семинары и консультации по порядку учета и оформлению документации. Идет к завершению работа по заполнению реестровых карточек по основным средствам муниципальных предприятий и учреждений, намечены графики плановой инвентаризации жилых домов и нежилых помещений.
В соответствии с принятыми положениями идет становление работы в отношении имущества муниципальной казны. В прошлом году в муниципальное казенное имущество включено оборудование, поставленное фирмой IВМ для работы системы "Дозор" и другое; заканчивается проработка вопроса по включению в состав казны имущества областной собственности, переданного городу на мебельной фабрике. Совместно с финансовым управлением подготовлены 15 объектов по оформлению документов и включению их в состав муниципального залогового фонда. Часть имущества казны передана в пользование как муниципальным предприятиям и учреждениям, так и организациям других организационно-правовых форм.
Большой круг вопросов был отработан за прошедший год в связи с требованиями законодательства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним со всеми заинтересованными органами.
В настоящее время снята напряженность по оформлению документов на приватизацию коммунальных квартир и их правовая регистрация. В отношении сделок с куплей-продажей земли и разграничением земельных участков по уровням собственности упорядочивается работа и взаимодействие с соответствующими комиссиями по прохождению документов и сокращению сроков согласований и правовой регистрации. По нашим инициативам и предложениям прорабатываются вопросы по земельным отношениям аренды, плате за землю, разграничению полномочий между субъектом Федерации и муниципальными образованиями и другим.
Управление муниципальными предприятиями
В реестре на сегодня числится 111 предприятий;
из них: фактически работающих - 94;
в стадии ликвидации - 25;
в процессе реорганизации - 2 (МП магазин 21/80 "Спутник", МУП "Водолей").
За прошедший год создано только одно предприятие - "Столовая на Народной", ликвидировано три - МП ОП "Славянка": МП "Надежда"; МП "Дирекция". Проработаны и внесены изменения в Уставы 18 предприятий по вопросам уточнения формирования уставных капиталов, расширения видов деятельности, совершенствования структуры МУП в части создания дочерних предприятий, филиалов и другим. Нарабатываем опыт в подготовке и проведении балансовых комиссий, взаимодействию с другими управлениями городской администрации. Так, за истекший период принято 394 баланса предприятий, проведено 290 анализов результатов финансово-хозяйственной деятельности МУП.
С целью улучшения финансово-экономического состояния предприятий на балансовых комиссиях не только заслушивались отчеты руководителей о работе, но и о принятии мер по оздоровлению экономики предприятия, в части увеличения процента накладных расходов, рентабельности, а также размеров тарифов на услуги бань города, обслуживание жилого фонда и коммунальных услуг, на транспорт и уличное освещение, обеспечение МУПов ГСМ по безналичному расчету, проведение взаимозачетов в различные уровни бюджетов. Результатом коллективно принятых решений и дальнейшего контроля за их выполнением стало увеличение для предприятий жилищно-коммунального хозяйства накладных расходов с 10% до 15%, тарифов на электроосвещение; некоторые предприятия, в т.ч. МУП "Асфа", МУ АРП Промышленного района большую часть кредиторской задолженности закрыли взаимозачетами.
Окончательных результатов по итогом 1999 года пока нет, идет сдача балансов в налоговые органы, но оперативные данные и итоги девяти месяцев таковы: 23 муниципальных предприятия имеют прибыль, из них предприятия ЖКХ "660 тыс. руб., торговли "370 тыс. руб.; общепит 90 тыс. руб., прочие" 206 тыс. руб.
Улучшили свои показатели ДЭМУП Южного округа, МУП ЖХ NN 6, 27, 14, 16, 11, 28; городской ломбард увеличил в 4 раза (прибыль составила "360 тыс. руб.), вышли на прибыль организации общественного питания - столовая N 38, кафе "Огонек", комбинат школьного питания N 2.
Вызывает обеспокоенность тяжелое финансовое положение самых крупных предприятий жилищно-коммунального хозяйства: "Оренбурггортепло", "Оренбургспеодормост", "Асфа", ДЭМУП Южного округа. Они были заслушаны на комиссии территориального агентства по несостоятельности (банкротству), их задолженность по федеральным налогам и внебюджетные фонды остается довольно значительной, несмотря на принимаемые меры. Серьезное положение имеет место и на предприятиях пассажирского транспорта; по итогам года допущены убытки.
За отчетный период было проведено 34 проверки использования муниципального имущества учреждениями и предприятиями. В результате проверок были установлены следующие нарушения: неправильное оформление и списание основных средств и реализации имущества, несвоевременное внесение информации о движении основных средств и другие. Эти факты были предметом обсуждения и на балансовых комиссиях, и на семинарах с руководителями и главными бухгалтерами МУП, отдельным из них сделаны письменные замечания.
В целом, можно отметить, что сложилась система по документальному оформлению и передачи и перераспределения имущества между муниципальными предприятиями и учреждениями с учетом его целевого и эффективного использования, большинством соблюдается порядок списания физически устаревшего муниципального имущества. Комитет и в будущем будет рассматривать эффективность использования имущества.
В 1999 году принята новая программа приватизации муниципального имущества. В прошлом году было проведено четыре аукциона по продаже нежилых помещений, расположенных по ул. Театральной, 3 и 7; ул. Восточной, 23 и по продаже акций ОАО "Торгсервис".
Подготовка и оформление пакета документов и передача на баланс помещений показала и "узкое" место в этом процессе: за период, пока здания находились на балансе служб заказчика и ТСЖ и не переданы были в установленном порядке победителям аукциона (или новым арендаторам), имели место разграбление, нанесение ущерба муниципальному имуществу. Безусловно, эти факты были рассмотрены, виновные определены и наказаны; приняты меры и определен порядок приема-передачи нежилых помещений.
Следующее серьезное направление в работе - ликвидация убыточных муниципальных предприятий. Мы наработали уже небольшой опыт в работе ликвидационных комиссий (привлекаем на договорной основе "ликвидаторов"), во взаимодействии с федеральным территориальным агентством. Это дает определенную отдачу: ликвидировано три муниципальных предприятия, в работе через процедуры банкротства еще 2, а всего в стадии ликвидации - 24 предприятия.
Значительно большими возможностями в производственной деятельности, чем муниципальные, располагают предприятия смешанных форм собственности, часть из которых относится к 1, П и Ш классам. Здесь можно говорить о прибыли, рентабельности...
Так, ОАО "Муниципальная страховая компания "Наш город" и ЗАО "Муниципальная медицинская страховая компания" относятся к предприятиям 1 класса, ОАО "Переволоцкий маслозавод" - к Ш классу.
За 1999 год 17 обществ, где есть доля города, работали с прибылью; дивиденды в основном были направлены на развитие обществ: эта сумма составила 5992 тыс. руб., направлено в бюджет 132 тыс. руб.
Защита имущественных интересов города в судебных органах
Другое большое направление работы комитета - это защита интересов муниципального образования - город Оренбург, помощь муниципальным предприятиям и учреждениям по защите имущественных интересов. Меняется и характер споров и количество дел.
Значительное снижение произошло по взысканию арендной платы, расторжению договоров и выселению должников из занимаемых нежилых помещений в связи с предметной и регулярной работой по досудебному урегулированию споров, претензионной работой с должниками.
За исключением одного, по всем спорам о признании распоряжений комитета недействительными вынесены решения в пользу комитета.
По земельным правоотношениям полностью урегулированы вопросы о продаже земельных участков, сняты споры по границам земельных участков, по выкупной цене. Решены вопросы с учреждением юстиции по регистрации перехода прав на земельные участки.
Остался незакрытым вопрос по иным собственникам в связи с неразграничением земель на государственные и муниципальные. Часть споров по собственности урегулирована в досудебном порядке (Коопторг ОПС, ул.Советская, 9, ТОО "Юность"); по управленческим спорам - отказано по макаронной фабрике, подали протест на председателя ВАС.
Не поставлена последняя точка по спором о понуждении к заключению договоров купли-продажи нежилых помещений по двухгодовой арендной плате за выкуп. Нормативные акты, регулирующие цену выкупа, приняты позднее, и практика Арбитражных судов только начала складываться в сторону рыночной оценки по местным программам приватизации. Нам удалось добиться, чтобы все решения судов Высшим Арбитражным судом были приостановлены, в настоящее время рассматривается заявление о принесении протеста.
Постоянно оказывается методическая и практическая помощь предприятиям и учреждениям по составлению проектов договоров, исковых заявлений; кадровых приказов, проводятся семинары по вопросам трудового законодательства и исполнительного производства.
Осуществляется помощь комитетам по управлению имуществом городов Орска, Новотроицка, Гая, Сорочинска и других по разграничению собственности, сделкам отчуждения и приобретения имущества, земельного законодательства, регистрации и перехода прав собственности и многим другим.
Координация, контроль и реализация работы с документами
За 1999 год документооборот комитета составил более 18 300 документов, что на 4 500 больше по сравнению с 1998 годом. В течение года в комитете с разными вопросами побывало свыше 18 тыс. посетителей, на личном приеме у председателя - 162 человека, а в рабочем порядке принято около 2000 человек. В связи с большим объемом документов, необходимостью их своевременной подготовки и размножения (более 123 тысяч ксерокопий за год) требуется пополнение и обновление компьютерной техники, разработки новых баз данных по вопросам работы комитета.
Вопросы управления муниципальным сектором экономики города, приватизации, аренды недвижимости, эффективного использования муниципальной собственности и впредь будут в центре внимания комитета.
Прогнозные предложения на 1999 год, данные комитетом в план социально-экономического развития города, и намеченные перспективные направления в области управления муниципальной собственностью обрели реальное воплощение и подтверждены цифрами, намеченные цифры перекрыты на 2 млн. руб.
На 2000 год комитет определяет следующие основные направления работы:
* ведение реестров муниципальной собственности, включая земельные участки;
* дальнейшая работа по созданию залогового фонда муниципального образования, формированию муниципальной казны;
* разработка нормативных документов по вопросам земельно-имущественных правоотношений;
* совершенствование механизма использования дифференцированных ставок арендных и прочих платежей (в т.ч. за землю) в бюджет города от пользователей муниципального имущества;
* ведение работы по созданию городского кадастра недвижимости и единой информационной сети по учету объектов недвижимости, включая земельные участки с целью увеличения налогооблагаемой базы и поступлений платежей в местный бюджет;
* контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений, эффективным и целевым использованием имущества, находящегося в их ведении;
* проработка вопросов по преобразованию муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых являются муниципальной собственностью;
* проработать вопросы продажи долей и паев хозяйственных обществ, где дальнейшее участие города неэффективно.
Председатель Комитета по управлению
имуществом г.Оренбурга |
Т.А.Чувашова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 16 февраля 2000 г. N 14 "Об отчете Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.