Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 16 февраля 2000 г. N 15
Отчет
заместителя главы города Л.А.Марченко о работе
социальных служб города за 1999 год
Уважаемые депутаты!
Ушедший 1999 год был нелегким для социальной сферы города. Финансово-экономические реформы, начатые правительством еще в 1992 году, год от года снижают жизненный уровень населения. И если в 1997 году за чертой бедности было 23% населения, в 1998 - 27,5%, то уже в 1999 году - 37%.
В этих условиях вопросы социальной политики выходят на первый план и занимают одно из ведущих мест в деятельности администрации города. Дефицит финансовых средств заставляет искать дополнительные источники доходов, экономно расходовать имеющиеся ресурсы.
Социальная защита
К компетенции органов местного самоуправления в вопросах социальной защиты населения относятся: социальная поддержка и социальное обслуживание.
С 1996 года формируется и совершенствуется нормативно-правовая база органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. На сегодня можно констатировать факт образования местного законодательства в вопросах социальной защиты. На территории города действует 35 правовых актов городского представительного органа власти, которые регулируют вопросы социальной защиты населения на территории г.Оренбурга. Только в 1999 году ГУСЗН подготовлено 18 проектов Постановлений Совета, которые депутатами рассмотрены положительно.
Начиная с 1996 года ГУСЗН разрабатывает и вносит на рассмотрение депутатов городского Совета "Комплексную программу мер социальной защиты жителей города", которая ежегодно утверждается депутатами городского Совета. Именно в ней нашли отражение наиболее важные вопросы социальной защиты населения города:
- пенсионное обеспечение;
- компенсационные выплаты по федеральным и областным программам;
- социальная поддержка за счет средств городского бюджета, общественных организаций, предприятий и организаций различных форм собственности;
- льготы по федеральным законам.
В целях реализации исполнения Комплексной программы принимаются распоряжения, издаются приказы, заключаются договора.
Так по вопросам социальной поддержки населения в прошедшем году ГУСЗН была развернута активная работа по организации исполнения распоряжения Главы города "Об организации работы по оказанию оперативной помощи населению", утвержденного в ноябре 1998 года.
Впервые распорядительным документом на территории города Оренбурга были консолидированы действия структурных подразделений администрации города, общественных организаций в выявлении лиц, нуждающихся в различных видах социальной помощи.
Принятый распорядительный акт - это фактически механизм реализации "Комплексной Программы мер социальной защиты населения г.Оренбурга", утверждаемой депутатским корпусом.
На первом этапе с помощью административных округов были объединены усилия всех структур по выявлению людей наиболее нуждающихся в решении вопросов, находящихся в компетенции служб социальной защиты населения. Однако, начатая работа показала, что одна "социальная защита" сегодня не в состоянии обеспечить социальную защищенность человека. В связи с чем в 1999 году был создан в городе "Штаб по оказанию оперативной помощи населению", объявлены "горячие телефоны" на 3-х уровнях: в районах, административных округах, администрации города. Все службы (не только соцзащита) подключились к оказанию оперативной помощи населению в пределах своих функциональных обязанностей. За 5 месяцев на горячий телефон поступило более 500 звонков. Положительно вопрос решен в 95% случаев, остальные находятся на контроле.
Впервые в бюджете города на 1999 год при поддержки депутатского корпуса появилась защищенная строка статья "расходы на социальную поддержку населения", благодаря которой удавалось весь год решать вопросы, относящиеся к функциям органа местного самоуправления в области социальной защиты, а именно социальную поддержку населения города.
В результате чего в прошедший год 119 тысячам граждан города оказана социальная поддержка на сумму 28620,0 тысяч рублей, что в 1,3 раза по количеству затраченных средств и в 1,5 раза по количеству охваченных лиц больше по сравнению с 1998 годом. Сохранена преемственность отдельных видов социальной поддержки населения.
С учетом интересов престарелых, одиноких пенсионеров и инвалидов города Главным управлением социальной защиты населения в 1999 году внесено предложение и поддержано депутатами о создании в городе службы "Соцгарантия" Постановлением городского Совета утвержден на территории города порядок заключения с населением договоров пожизненного содержания с иждивением. Таким образом, на территории города введена еще одна мера соц. поддержки. В ходе организации работы возникали и возникают вопросы, требующего урегулирования на законодательном уровне, в связи с чем ГУСЗН в 1999 году дважды вносились дополнения в принятый документ.
Итоги выполнения "Комплексной программы мер социальной защиты жителей г. Оренбурга на 1999 год" - это отчет перед населением города.
В соответствии с Постановлением городского Совета заместитель Главы города по социальным вопросам ежегодно отчитывается по выполнению Комплексной программы на заседании Совета перед депутатами, а также и населением города через СМИ. В соответствии с установленным порядком отчет публикуется в газете "Вечерний Оренбург".
Основы социального обслуживания населения в г. Оренбурге в целях реализации ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" были разработаны в 1996 году Главным управлением социальной защиты населения и регламентировали порядок предоставления в городе социальных услуг муниципальными учреждениями социального обслуживания населения. Постановление Совета, закрепившее основные Положения в организации социального обслуживания, было принято 11.12.96 г. Депутатами были предоставлены льготы в оплате за социальное обслуживание отдельным категориям граждан.
Сегодня население города охвачено всеми формами социального обслуживания: обслуживание на дому; в полустационарных и стационарных условиях. Функционируют 29 отделений, социальной помощи на дому, 4 специализированных отделения в них обслуживается 3681 пенсионер и инвалид, что на 295 человек больше, чем в 1998 году и на 465 человек больше, чем в 1997 году.
Эффективность работы этих отделений в 1999 году значительно возросла, если в 1998 году она составила соответственно 99% и 97%, то в прошедшем году-110,3% и 107,9%.
ГУСЗН ежеквартально проводится анализ эффективности работы всех отделений в учреждениях, в условиях дефицита бюджетных средств это необходимая мера. Это анализ позволил провести оргмероприятия по итогам 1998 года: отделения дневного пребывания Дзержинского и Центрального районов стали обслуживать соответственно жителей Северного и Южного округов, в связи с чем показатели работы этих отделений в прошедшем году улучшились с 97% до 108% в Центральном районе, с 69% до 95% в Дзержинском районе.
На протяжении 3 лет в принятые акты вносились изменения и дополнения, что способствовало совершенствованию уровня оказываемых социальных услуг и повышению социальной защиты обслуживаемых граждан.
В связи с востребованностью жителями области в услугах медико-реабилитационного отделения ЦСПСиД были разработаны и внесены на рассмотрение депутатов предложения о предоставлении услуг детям-инвалидам, проживающим за пределами города. И в настоящее время иногородние дети проходят реабилитацию на законных основаниях.
Развитию дополнительных услуг населению способствует принятое депутатами Совета Постановление "Об освобождении с 01.01.99 г. от уплаты налогов и сборов муниципального учреждения социального обслуживания населения г. Оренбурга по платежам в городской бюджет", что позволяет направлять заработанные средства на развитие социального обслуживания населения и частично компенсировать расходы, не поступающие из городского бюджета на хоз. нужды.
В прошедшем году Постановлениями Горсовета на территории города введены существенные льготы для жителей города за счет средств местного бюджета:
- бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте для детей воинов погибших или ставших инвалидами в результате боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане;
- 50% скидка в оплате жилья, коммунальных услуг, топлива для лиц. имеющих общий трудовой стаж 35 лет для женщин, 40 лет для мужчин и не имеющих льготы по другим законам.
Принятые депутатами нормативно-правовые акты расширяют виды социальной поддержки населения отдельным категориям населения, что позволяет не только поддержать их жизненный уровень, но и дать оценку их заслугам.
Порядок введения этих льгот утвержден распоряжением Главы города. Главным управление была организована работа с 15.12.99 г. по выдаче справок на льготы комиссиями по присвоению звания "Ветеран труда" в Центрах социального обслуживания населения.
Работа проведена четко, никаких очередей при выдаче справок не было, от жителей города работники наших учреждений слышали только слова благодарности в адрес администрации города, депутатов горсовета за заботу о них.
Также разработан механизм возмещения затрат предприятиям, предоставляющим льготы населению, который утвержден распоряжением Главы города, разработана инструкция по учету, хранению и выдаче справок на льготы.
Все мероприятия, проводимые ГУСЗН, это и есть система мер по реализации принятых решений Совета.
Благодаря правильной оценки значимости деятельности служб социальной защиты в 1999 году депутатами городского Совета восстановлена социальная справедливость по отношению к медицинским и педагогическим работникам муниципальных учреждений соц. обслуживания населения в части предоставления им дополнительного отпуска, так с 1999 года медицинские работники нашей сферы имеют отпуск такой же как в системе здравоохранения, а с 2000 года и педагогические работники по отпуску приравнены к своим коллегам, работающим в системе образования.
Депутатами сохранены и ранее действующие льготы для социальных работников (бесплатный проезд по городу, дифференцированные дополнительные отпуска, ежемесячная дотация на питание в размере 50% от минимальной заработной платы).
Данная мера позволяет сохранить и восстановить кадровый потенциал работников муниципальных социальных служб.
ГУЗСН сформирован Перечень нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан, где дифференцированы акты по юридической силе, органам их принявшим, а также по источнику финансирования льгот, для руководства в работе социальными службами.
Учитывая большой вклад в решении социальных вопросов населения общественными и другим организациями города, а также благодаря правильному пониманию депутатами городского Совета задач, стоящими перед ними, и с целью поиска путей оказания содействия в их решении, в 1999 году приняты Постановления городского Совета об освобождении на 2000 год:
Протезно-ортопедического предприятия, предприятий БОС, ВОИ, расположенных на территории г. Оренбурга, от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в городской бюджет. Высвободившиеся средства будут направляться на фонд социальной поддержки населения на оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям населения в соответствии с "Комплексной программой мер социальной защиты жителей города Оренбурга" и на социальную поддержку работников предприятий, где трудятся инвалиды.
Во исполнение вышеназванных Постановлений Совета планируется проведение заседания Правления фонда социальной поддержки населения с участием заинтересованных сторон с целью организации совместной работы по реализации решения, принятого представительным органом администрации города.
Здравоохранение
В 1998 году городским Советом была принята программа развития муниципальной системы здравоохранения.
Составляя программу, мы впервые проанализировали ресурсы здравоохранения, потребности населения в медицинской помощи, и пытались ре- шить задачу: как, имея эти ресурсы, существующее финансирование обеспечить профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в городе, удовлетворить спрос на медицинские услуги, а также попытаться снизить заболеваемость, смертность населения, способствовать охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни.
Работа была начата с изменения существующей структуры. С 44 самостоятельных лечебных учреждений к 2000 году осталось 19. Реорганизация лечебных учреждений дала нам:
- оптимальное пополнение кадров;
- рациональное использование финансовых средств. Еще до 1996 года мы имели недостаточное количество коек, отсутствие специализированных отделений по многим профилям, ожидание плановой госпитализации терапевтических больных до 2-х месяцев. Выход виделся в строительстве больницы на 600-800 коек дополнительно. Вместе с тем, анализ госпитализированных показал, что 30% больных не требуют круглосуточного наблюдения, и нами был выбран путь развития стационарозамещающих форм обслуживания. Было открыто дополнительно 648 коек дневного стационара, пролечено 8053 больных дополнительно. Это позволило не только снять напряженность в госпитализации больных в круглосуточные стационары, но и в дальнейшем сократить дорогостоящие койки на 25%.
Создание стационарозамещающих коек в городе помогло в условиях резкого уменьшения бюджетного финансирования не снизить объемы медицинской помощи, удовлетворить спрос на стационарное лечение всех нуждающихся. Перемещение объемов оказания помощи из круглосуточных стационаров в поликлиники позволяет в значительной степени удешевить медицинскую помощь без ущерба качества. С вводом в действие больницы восстановительного лечения была создана этапная система оказания медицинской помощи.
Самой емкой по кадрам и объемам помощи является амбулаторно-поликлиническая служба. В последние годы управление здравоохранения города пыталось изменить отношение к этой службе и оценить, прежде всего, ее профилактическую работу с населением. Это профилактика туберкулеза, инспекционных заболеваний, и профилактика не инфекционных заболеваний. Всем этим требованиям удовлетворяет врач общей практики. Анализируя работу врача общей практики можно сделать заключение, что поставленные задачи были выполнены. Врач оказывает неотложную помощь на дому, в связи с чем, снизился процент вызовов врачей скорой помощи к хроническим больным. Отработано взаимодействие врача общей практики и узких специалистов Наибольший удельный вес занимает диспансерная и профилактическая работа. Врач общей практики оказывает более широкий спектр медицинских услуг, чем участковый терапевт. Расширение объема услуг, оказываемых на дому и в поликлинике (дневной стационар, стационар на дому) уменьшило количество необоснованных госпитализаций в круглосуточные стационары, а оказание медико-социальной помощи (совместно с социальной защитой) - уменьшению уровня госпитализации вообще и пациентов престарелого возраста в частности.
На основании вышеизложенного можно сказать, что медицинское обслуживание по принципу врача общей практики позволяет значительно улучшить качество медицинской помощи.
Особую роль в структуре здравоохранения города занимает "скорая помощь". Сегодня это доступный и бесплатный вид медицинской помощи. За последние 3 года существенно изменилась материально-техническая база скорой помощи (связь, транспорт), что привело к улучшению качественных показателей:
- время своевременного доезда составило 97%, это на 5% выше, чем в 1998 г;
- увеличился процент обоснованных госпитализаций;
- снизился процент расхождения диагнозов до 3%;
- сократилось количество повторных вызовов. В связи с реорганизацией ТОО "Фармация" городу пришлось создавать свою муниципальную аптечную сеть. Было открыто 3 больничных аптеки, 8 аптек по розничной реализации, 35 аптечных пунктов 1 категории, 3 -II категории, 4 муниципальных киоска, муниципальный аптечный склад и муниципальная аптечная справочная служба. Товарооборот аптечной сети вырос с 2,9 млн. руб. в 1997 году до 20,6 млн. в 1999 году.
Самым молодым учреждением здравоохранения стала муниципальное "производственно-торговое учреждение "Медтехника". Оно создано в декабре 1998 года. Но уже в марте получило лицензию на право ремонта изделий медицинской техники, в мае 1999 - на право торговли. Прейскурант цен в нашей "Медтехнике" в два раза ниже, чем в ГК "Медтехника". За одиннадцать месяцев выполнена работа на сумму 1,7 млн. рублей. Затраты на ремонт медицинской техники по управлению здравоохранения снижены за 1999 год на 9,9 млн. рублей. Это говорит об экономической целесообразности создания этого учреждения.
Большой блок вопросов в программе развития муниципальной системы здравоохранения посвящен укреплению материально-технической базы лечебных учреждений администрации города. Управлением здравоохранения, главными врачами приобретено современное ультразвуковое оборудование, наркозно дыхательная и следящая аппаратура для реанимации, оснащены родильные дома. Все переданные нами помещения детских садов, здания и сооружения приведены в порядок, здания лечебных учреждений ремонтируются и имеют удовлетворительный вид, построена больница восстановительного лечения, пристрой к детской поликлинике.
К сожалению, мы не сумели приобрести запланированную рентгенологическую технику и лабораторное оборудование. Не построено 9-ти этажное здание больницы имени Пирогова, не сдано новое помещение для Дома ребенка.
Путем координации усилий всех служб города, общественных организаций декларация "приоритета детства" была реализована на деле в Оренбурге. И это не однодневная акция, а планомерная и очень затратная по финансам работа администрации города, ее структурных подразделений.
Именно взаимодействие позволило нам сформировать единую политику в области социальной защиты детства, определить главные направления в работе, роль каждого структурного подразделения города, и что самое важное, в условиях скудного бюджетного финансирования объединить финансовые потоки.
В качестве приоритетной была поставлена задача охраны здоровья матери и ребенка, формирования здорового образа жизни. Была создана 3-х уровневая система оказания помощи детям:
- детские поликлиники со 156 койками стационара на дому;
- муниципальная детская клиническая больница;
- круглосуточные стационары общесоматического профиля и специализированные.
Все женские консультации, детские больницы оснащены современным ультразвуковым оборудованием. Разработана и внедрена поэтапная программа ультразвуковой диагностики для беременных. На базе данной клинической больницы созданы центры для улучшения качества диагностики, обследования, лечения и реабилитации детей со сложной хронической и острой патологией. Значительным вкладом в развитие педиатрической службы явилось открытие отделения медико-генетической консультации. Это улучшило качество перинатальной диагностики врожденных пороков и предотвратило рождение детей с нарушениями в 40% случаев. Еще в 1998 году открыт педиатрический корпус перинатального центра с реанимацией новорожденных, отделение патологии новорожденных. Усилия всех перечисленных служб дали ощутимые результаты снижения младенческой смертности: 1997 - 14,2%, 1999 - 10,2%. А с передачей в структуру детской клинической больницы санатория "Дубки" ей будет придан статус многопрофильного, круглосуточного лечебного учреждения, где осуществляется весь комплекс услуг: диагностика, лечение и реабилитация детей.
На качественно новый уровень поднялась профилактическая работа с детьми. Строится она не стихийно, а на основе комплексного изучения положения детей в городе. Ежегодно на основе аналитических данных в предверии# областного Дня Детства готовится доклад ''О положении детей в г. Оренбурге". В нем подводятся итого и определяются стратегические задачи работы органов исполнительной власти. Так в результате проведенного анализа за последние 5 лет отмечается выраженная тенденция ухудшения здоровья у детей, обучающихся в школе ежегодно на 7%. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет - наиболее интенсивного периода его развития.
И несоблюдение санаторно-гигиенических регламентов в школе способствует возникновению острых и хронических заболеваний. В этих условиях без четкого взаимодействия медиков и педагогов не обойтись. Управлением образования совместно с управлением здравоохранения предприняты ряд мер по рационализации режима в школах, среди которых возврат к шестидневке пересмотр необоснованно перегруженных учебных планов и программ, введение спортивно-оздоровительных учебных курсов с учетом возрастных особенностей детей, усиление контроля за санитарно-гигиеническими требованиями к учебным, производственным и бытовым помещениям, за качеством питания в школьных столовых, выполнение профилактических мероприятий в соответствии с рекомендациями горздравотдела и санэпидемстанции, пересмотр всех резервов при организации летнего отдыха. Этому способствовала практика издания совместных приказов, направленных на улучшение работы по сохранению здоровья детей. С сентября текущего года около 70% школ (против 30 в прошедшем году) перешли на программу 1-4, что позволяет создать более щадящий режим обучения учащихся начальной школы.
Но, пожалуй, самое главное на что нацелены усилия медиков и педагогов - это выработка стойкой мотивации у учащихся к укреплению своего здоровья. Совместными усилиями во многих школах города созданы валеологические службы, организована и структурная вертикаль (город - округ - школа). Данное направление стало ведущим для органов управления образования и здравоохранения. Таким образом, сама жизнь подвела нас к созданию городского центра профилактики, который был организован в соответствии с распоряжением Главы города в сентябре текущего года. Цель всей профилактической работы - формирование культуры и культа здоровья, ответственного отношения к здоровью и окружающей среде, как условию и фактору становления и развития личности.
Образование
Стратегическими задачами в 1999 календарном году являлись обеспечение устойчивости развития муниципальной образовательной системы, активизация воспитывающей деятельности педагогических коллективов, совершенствование управления образовательными учреждениями города. Для осуществления этих задач проводилась определенная работа, направленная на поэтапное совершенствование системы образования на основе разработанных программ. В реализации этих программ имеются определенные успехи, главным среди которых, на наш взгляд, являются:
- сохранение и развитие инфраструктуры образовательных учреждений:
- совершенствование содержания форм и методов образовательного процесса;
- активизация процесса интеграции высшего и среднего (общего) образования;
- внедрение эффективного механизма аттестации педагогических и руководящих кадров, образовательных учреждений;
- укрепление и расширение сети специализированных учреждений для детей с ослабленным здоровьем.
Развитие образования как звена единой муниципальной социальной системы города базируется на нормативно-правовой базе, разработанной на муниципальном уровне. Городским Советом за 1999 год рассмотрено 9 вопросов, что обеспечило правовую базу деятельности органов управления образования в следующих направлениях:
- оказание дополнительных образовательных услуг населению города;
- предоставление длительных отпусков педагогическим работникам;
- совершенствование структуры органов управления образования;
- активизация работы с руководящими кадрами;
- усиление работы с опекаемыми, социально незащищенными семьями, детьми.
Утверждена сеть муниципальных образовательных учреждений, определены нормы финансирования учреждений образования повышенного уровня.ж.
Предпринятые меры способствовали углублению процесса развития образовательных учреждений всех типов и видов.
По данным управления образования на 1 января 2000 года в городе функционировало 100 общеобразовательных школ различного вида: 152- детских дошкольных учреждений, в том числе 116 муниципальных, 19 учреждений дополнительного образования. Общий охват детей всеми формами образования и воспитания составил 17000 по дошкольным учреждениям, 78135 по общеобразовательным школам. Образовательная сеть города развивается с учетов потребности населения в образовательных услугах. В 1999 году в городе работало 5 гимназий, 4 лицея, 14 школ вели занятия по профильным и углубленным программам, 27 ОУ спрофилированы на конкретные высшие учебные заведения.
Стабильной сохраняется сеть специальных школ, интернатных учреждений для детей и подростков, нуждающихся в социальной адаптации и защите, особых условиях обучения и воспитания. Материально-техническая база школ-интернатов создана в соответствии со спецификой образовательных учреждений. Кроме задач всестороннего развития, педагогические коллективы решают задачи подготовки учащихся к жизни в социуме, труду, охраны здоровья, социально-правовой защиты. В целях укрепления материальной базы, оказания помощи в оздоровлении детей-инвалидов, во всех специальных учреждениях, созданы попечительские советы. Сложилась определенная система работы с управлением начального профессионального образования по вопросам профессиональной подготовки социально-незащищенных детей. Осуществляется обеспечение прав детей на получение ими денежных пособий.
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от кадрового состава системы. В 1999 учебном году в ОУ города работали 4631 педагог, в т.ч. 3674 (79,3%) с высшим образованием. 143 (3,2%) с незаконченным высшим, 809 (17,5%) со среднем специальным. Положительным фактом является то, что более 65% педагогических работников, это педагоги, чей стаж составляет более 10 лет, т.е. самый продуктивный возраст. Уровень профессионализма педагогов удовлетворителен. По итогам аттестации имеют:
высшую категорию - 511 чел. (8,6%) первую категорию - 1316 (22%)
вторую категорию - 1893 (31,7%). То есть всего 62,3% учителей прошли аттестацию и имеют достаточно высокие показатели эффективности своего труда. В настоящее время в городе работают 572 (1 1,8%) учителя, награжденных значком "Отличник народного просвещения", 37 "Заслуженных учителя РФ", 2 руководителя награждены медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством".
Повышение квалификации педагогических кадров способствовало обеспечению более высокого уровня преподавания учебных дисциплин, улучшению качества знаний учащихся общеобразовательных школ. Этому же содействовало и привлечение к работе со школьниками 127 преподавателей ВУЗов города. В результате 78 учащихся заняли призовые мести на областных олимпиадах, 8 учащихся стали победителями российских и зональных олимпиад. Итоги 1999 учебного года позволяют судить о достаточно высоком уровне знаний учащихся:
4430 выпускников 11-х классов успешно закончили учебный год; 121 ученик получили золотые, 210 - серебряные медали; 63% учащихся 9-х классов продолжили обучение в 10 классе; 310 учащихся стали участниками городских и 19 российских научно- практических конференций.
Управление образования города продолжает работу над проблемой создания педагогически обоснованной, социально-значимой воспитательной системы школы, района, города. Мониторинг воспитывающей деятельности выявил следующие тенденции:
- 29 школ создали свои воспитательные системы;
- в 19 школах воспитательная система получила дальнейшее развитие. В городе создана база, готовая удовлетворить творческие потребности учащихся. Этой базой является учреждения дополнительного образования, которых в городе 19. Основная цель сотрудничества УДО с ОУ - создание и развитие воспитательной системы, организация досуга учащихся. Четвертый год действует городская общественная организация "Радуга", которая имеет свой Устав, юридический статус и объединяет 41 детскую общественную организацию. В городе работает Детский Парламент.
Продолжается развитие дошкольного образования. Общая обеспеченность населения дошкольными учреждениями составляет 61%. Существенной поддержкой в обеспечении психического и физического здоровья детей являются детские сады компенсирующего вида. Таких учреждений - 25, их посещают 1306 детей, имеющих проблемы в физическом и психологическом здоровье (8% от общего числа детей в дошкольных учреждениях).
Все более интегрированной становится деятельность с подростками, склонными к правонарушениям, употреблению алкоголя и особенно наркотиков. Ситуация с подростковой наркоманией объявлена в городе чрезвычайной. Мною был возглавлен штаб, который объединил усилия правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования, социальной защиты и комиссий по делам несовершеннолетних. В городе наметилось чрезвычайно перспективная, на наш взгляд тенденция системного подхода к организации и проведению профилактики наркомании и алкоголизма. Имеется ярко выраженная тенденция к уходу от лекционной, нравоучительной формы работы и запугиваниям к беседам, диспутам, методам интенсивного обучения и воздействия на аудиторию.
В период с 25 октября по 2 ноября в городе проходила межведомственная акция "Город без наркотиков". В рамках акции в каждой школе прошли профилактические уроки, родительские собрания, научно-практическая конференция, радиомарофон. Был организован конкурс рисунков, плакатов сочинений. Победителям вручены призы, средства на их приобретения выделила международная программа "Тасис" и областной фонд Оренбуржья "Мать и Дитя".
Понимая, что силами одних управленческих структур решить проблему наркомании невозможно, администрацией города была проведена работа по созданию общественной организации "Матери против наркотиков". 8 октября состоялось учредительное собрание, назначен исполнительный директор, избраны руководящие органы.
Первым шагом объединившийся матерей стало участие в городской акции. Они организовали сбор подписей жителей города "Сказать наркотикам нет". Собрано более 50 тысяч подписей.
Цель проведенной в городе акции - не просто привлечь внимание к данной проблеме, а самое главное - поднять на новый качественный уровень профилактическую работу.
Совместными усилиями принята целевая программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период". Реализация этой программы позволила сохранить и развить сеть оздоровительных загородных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, подростковых трудовых объединений на базе ОУ, обеспечить развитие новых форм досугово-оздоровительной деятельности детей. На базе ЛПУ - оздоровительные потоки. БВЛ, санаторий "Джанетовка".
Все это способствовало полноценному восстановлению физических и психологических сил школьников, укреплению их здоровья, снижению социальной напряженности в многодетных и малообеспеченных семьях.
Главой города проводится целенаправленная политика на сохранение и развитие сети оздоровительных лагерей. И если в 1994 году в муниципальной собственности не было ни одного загородного лагеря, то к 1999 г. - 10. Их восстановление и содержание требует дополнительных затрат из скудного бюджета города, но город идет на это, понимая важность оздоровления детей. Всеми формами труда и отдыха было охвачено 80% детей. Летом 1999 года к 20 имеющимся загородным лагерям добавились еще 3.
Говоря о взаимодействии служб социальной сферы, нельзя не сказать и об укреплении материально-технической базы детских учреждений. За последние 2 года "сдвинуты" с мертвой точки наши долгострои. Введены в действие пристрой к школам 44, 46, 52, построена средняя школа в пос. Нижнесакмарском. Получила новое отремонтированное здание специализированная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей.
В прошлом году были открыты детская поликлиника в Южном и пристрой к детской поликлинике на ул. Терешковой.
В прошедшем году закончен пристрой к школе N 56, ведутся работы по строительству детской поликлиники в Южном округе на улице Туркестанской. С момента перестройки сложившаяся структура социальной сферы была разрушена. Ведомства, имеющие раньше на своем балансе детские сады, школы, лагеря отдыха, дома культуры, вынуждены были отказаться от них. И городской администрации, чтобы сохранить существующую социальную северу, пришлось приложить максимум настойчивости, терпения, а главное -бюджетных средств. Приведу пример: если в 1995 году в муниципальной собственности находилась 48 д/садов, то в настоящее время 122. Мы не позволили предприятиям с целью сиюминутной прибыли продать детские учреждения или передать в аренду коммерческим структурам, хотя попытки такие были. Пришлось даже обращаться в судебные органы. Все переданные детские учреждения город использует строго по назначению.
Взаимодействие всех структур города нуждается в постоянной координации. И таким объединяющим органом является городской координационный Совет по делам семьи, материнства и детства. Таким образом, ориентация служб социальной сферы на взаимодействие способствует созданию своеобразного развивающего механизма, направленного на проявление взаимной заботы и помощи, на ослабление социальной напряженности, а в конечном счете на формирование благоприятного микроклимата в городе.
Заместитель Главы города Оренбурга |
Л.А. Марченко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 16 февраля 2000 г. N 15 "Об отчете заместителя Главы г. Оренбурга Марченко... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.