Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 7 июля 2000 г. N 167
Программа
поддержки и развития малого
предпринимательства в г.Оренбурге на 2000-2005 годы
Оренбург 2000
19 апреля 2005 г.
См. Программу поддержки и развития малого предпринимательства в г. Оренбурге на 2006 - 2008 г.г., утвержденную постановлением Оренбургского городского Совета от 21 декабря 2005 г. N 283
См. областную целевую программу "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области" на 2003-2005 годы", утвержденную Законом Оренбургской области от 5 мая 2003 г. N 199/28-III-ОЗ
Мероприятия по реализации настоящей Программы см. в распоряжении Главы города Оренбурга от 14 января 2004 г. N 227-р
Паспорт
Программы поддержки
и развития малого предпринимательства в г.Оренбурге
на 2000-2005 годы
Наименование программы | Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г.Оренбурге на 2000-2005 годы. |
Основание разработки программы |
Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Оренбургской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области". |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация г.Оренбурга |
Основные разработчики программы |
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г.Оренбурга |
Цель программы | Повышение благосостояния и уровня жизни населения города через создание благоприятных условий устойчивого развития малого предпринимательства как основного компонента новой структуры экономики областного центра, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, эффективных преобразований и одного из источников пополнения бюджета. |
Задачи программы | Совершенствование правовых, экономических и административно-организационных условий для устойчивого развития МП. Поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг. Формирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов финансирования МП прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся субъектов МП и негосударственных инвесторов- кредиторов. Развитие общедоступной производственной и финансовой инфраструктуры МП. Обучение менеджеров, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих. Дальнейшее формирование системы государственной поддержки МП на 2000-2005 годы. |
Сроки реализации Программы Объем и источники финансирования |
На 2000 год: общий объем финансирования 3800 тыс.рублей, в том числе: областной бюджет- 200тыс.рублей, бюджетные и внебюджетные средства - 2700 тыс.рублей, из них 2160 тыс. рублей - возвратные средства; 500 тыс. руб. из областного фонда поддержки МП и другие источники. На 2000 год общий объем финансирования составит 3800 тыс. рублей. Сумма будет корректироваться в зависимости от уровня реализации программы и коэффициента инфляции. |
Ожидаемые конечные результаты |
Достижение темпов экономического роста в секторе малого бизнеса на уровне 2 процентов в год. Увеличение количества занятых в малом бизнесе. Обеспечение налоговых доходов городского бюджета на уровне 15 процентов от общего количества налоговых поступлений. |
1. Введение
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г.Оренбурге на 2000-2005 годы (далее Программа) разработана в соответствии и на основе:
Федерального закона N 88-ФЗ от 12 мая 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации N 730 от 29 июня 1998 года "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства";
Закона Оренбургской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области";
Решения городского собрания представителей малого предпринимательства от 30 сентября 1999 года.
Программа ориентирована на поддержку субъектов малого предпринимательства, определяет основные направления развития МП и призвана объединить усилия и средства организаций города, государственных и негосударственных структур с целью дальнейшего развития МП.
В г.Оренбурге в настоящее время заложены основы системы поддержки и развития малого предпринимательства. Наряду с муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства администрации г.Оренбурга успешно развиваются ЗАО "Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", некоммерческая организация "Научно-технологический парк "Технопарк ОГУ" на базе Оренбургского государственного университета. Создана ассоциация предпринимателей "Единство".
2. Состояние проблемы
Малые предприятия призваны выполнять ряд социально-экономических задач: формирование среднего класса частных собственников, расширение источника доходной части бюджетов всех уровней, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечение занятости населения, поддержание инновационной активности.
В г.Оренбурге по последним данным Государственного комитета РФ по статистике и Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Оренбургской области на 1 апреля 2000 года действовало свыше 14500 малых предприятий, в том числе более 10 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.
По состоянию на 1 апреля 2000 года численность занятых в малом бизнесе составила более 60000 человек, в том числе 8000 человек на условиях вторичной занятости. Кроме того, более 10 тысяч физических лиц занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Основная масса предпринимателей сосредоточена в промышленности, строительстве и на предприятиях торговли и общественного питания.
Особенности развития малого предпринимательства в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начала действовать. Данные Госкомстата России, Академии менеджмента и рынка, материалы исследований, проведенных Институтом стратегического анализа и Всемирного банка, выявили три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого предпринимательства. Это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (отсутствие стартового капитала, нехватка оборотных средств, неплатежи, сложности со сбытом продукции). Нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткий налоговый прессинг, недостаток собственных финансовых средств сдерживают развитие малых предприятий. Еще одним серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга.
3. Основные направления Программы
Становление и развитие МП во многом зависит от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых государственными органами власти и управления. Законодательство, определяющее государственную политику в области поддержки и развития МП должно включать следующие положения:
основные направления поддержки МП, обязательные для реализации на всех уровнях власти;
необходимость упрощения долговременных и дорогостоящих "разрешительных" процедур, регулирующих деятельность субъектов МП (государственная регистрация, лицензирование, согласование и т.д.);
гарантирование минимальных пределов льгот по всем направлениям деятельности МП;
сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами и недопущение положений, потенциально ухудшающих ситуацию для МП.
Проведение государственной политики по развитию малого предпринимательства призвано обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, доступ к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений, безопасность предпринимательской деятельности. В Российской Федерации, Оренбургской области и городе Оренбурге приняты нормативные документы, направленные на развитие МП. Но по ряду административно-организационных причин некоторые положения этих документов не работают. В связи с этим необходимо добиться выполнения таких положений, как предоставление на конкурсной основе малым предприятиям 15 процентов государственных заказов на производство продукции, товаров и услуг, организация целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов МП, обеспечение защиты личности и собственности в сфере МП. Необходим механизм реструктуризации нерентабельных предприятий и создания на их базе малых предприятий.
Административно- организационная поддержка малого предпринимательства включает в себя формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства путем создания сети информационных и производственно-технологических центров, технопарков, фондов и агентств поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, создания новых и развития существующих лизинговых компаний, а также расширения спектра услуг для МП на базе существующих структур.
Широкое развитие МП в значительной степени сдерживается отсутствием подготовленных специалистов в области управления и деятельности МП, недостатком и недоступностью специальной литературы и методических пособий по деятельности МП. Поэтому одним из приоритетных направлений Программы является формирование общедоступной системы обучающих услуг, дальнейшее совершенствование информационного и методического обеспечения малого предпринимательства и инфраструктуры по поддержки МП.
В настоящее время в обществе еще не сложилось положительное отношение к предпринимательской деятельности. Назрела необходимость коренного изменения сложившегося имиджа бизнесмена, формирования представления о предпринимательстве как о мощном, позитивном факторе социально-экономического развития общества. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятного общественного мнения, улучшение психологического климата, укрепление социального статуса и престижа предпринимателя.
Одним из наиболее актуальных направлений в период становления малого предприятия остается финансово-имущественная поддержка. В условиях недостатка бюджетных средств создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов должно сочетать в себе государственные инвестиции с максимальным использованием механизмов внебюджетного финансирования посредством лизинга, гарантийных фондов, коммерческих банков и других финансовых институтов. Назрела необходимость и появилась возможность привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий прежде всего для самоинвестирования, содействия в самоорганизации малого бизнеса, содействия в самоорганизации малого бизнеса и общества взаимного кредитования, формирования кредитных союзов и других общественных форм целевой аккумуляции временно свободных средств малого предпринимательства. Имущественная поддержка предусматривает использование недозагруженных и высвобождающихся производственных мощностей крупных предприятий, создание фонда нежилых помещений.
Международное сотрудничество, кроме обмена опытом и выхода на внешний рынок, посредством участия в международных выставках, форумах, деловых встречах предполагает осуществление совместных проектов в создании малых предприятий, формировании инфраструктуры, подготовке и переподготовке предпринимательских кадров, привлечении иностранных инвестиций.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намечаемых результатов.
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства администрации города Оренбурга координирует деятельность различных структур, осуществляющих поддержку предпринимательства, и определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы и наличия средств в городском бюджете.
Оренбургский городской совет осуществляет контроль, позволяющий установить зависимость между затратами на осуществление Программы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Ход реализации Программы ежегодно рассматривается на Попечительском Совете МФПМП.
Механизм реализации Программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий и функций органов, оказывающих поддержку малому предпринимательству.
Привлечение органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и иных служб, не являющихся структурными подразделениями администрации города Оренбурга осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 19 апреля 2005 г. N 84 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Для организации Программы предполагается привлечение следующих финансовых ресурсов:
средства, предусмотренные соответствующими статьями федерального и областного бюджета;
средства городского бюджета в размере не менее 5% от доходной части, при условии, что 80% из них выделяются на возвратной основе;
средства Федерального фонда занятости для создания рабочих мест при организации малых предприятий и переобучения безработных новым рыночным специальностям в рамках программы занятости населения;
средства внебюджетного фонда администрации города Оренбурга;
средства негосударственных фондов, занимающихся поддержкой и развитием предпринимательства;
средства Европейского Союза в рамках программы "Тасис" на организацию обучающих программ и развитие центра деловой информации на базе регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса;
заемные и не заемные средства различных международных фондов и организаций, в т.ч. международного фонда "Евразия";
иностранные инвестиции при создании совместных предприятий;
частные инвестиции и собственные средства предпринимателей.
В качестве привлекаемых ресурсов рассматривается предоставление недозагруженных и высвобождающихся производственных мощностей крупных предприятий, например, на условиях оперативного лизинга. Для выполнения мероприятий Программы намечается проведение активной работы по привлечению средств банков, международных финансовых организаций и других внебюджетных источников.
На финансирование Программы в 2000 году предусматривается общий объем финансирования в размере 3800 тысяч рублей, из них 200 тысяч рублей из областного бюджета, 2160 тысяч рублей из бюджета города Оренбурга и внебюджетных источников на возвратной основе, 500 тысяч рублей из областного фонда поддержки малого предпринимательства.
На 2000 год общий объем финансирования составит 3800 тысяч рублей. Сумма будет корректироваться в зависимости от уровня реализации программы в 2000 году и коэффициента инфляции.
Основные мероприятия
по реализации программы поддержки и развития
малого предпринимательства в г.Оренбурге на 2000-2005 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные за исполнение |
Источник финансирования |
Стоимость (тыс.руб.) | |
2000 г. | 2001 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы МП | |||||
1.1 | Подготовка предложений и проектов правовых актов, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов МП, включая изменения и дополнения в действующие законы и иные нормативные правовые акты Оренбургской области и г.Оренбурга. Подготовка проектов правовых актов об освобождении от уплаты местных налогов сроком на два года новых предприятий или предприятий, увеличивающих объемы производства конкурентоспособной продукции в соответствии с мировыми аналогами |
МФПМП, Управление министерства по налогам и сборам по Оренбургской области, подразделения администрации города |
Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
1.2 | Разработка предложений по использованию освобождающихся площадей предприятий для целей поддержки МП |
МФПМП, КУИ | Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
1.3 | Разработка предложений по вопросам вовлечения в МП военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в условиях реформирования вооруженных сил в РФ |
МФПМП, УТЗН | Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
1.4 | Разработка нормативных документов по созданию и функционированию гарантийного фонда |
МФПМП | Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства |
|||||
2.1 | При подготовке всех решений органов местного самоуправления г.Оренбурга, устанавливающих уплату различного рода обязательных сборов и платежей, учитывать предложения МФПМП. Создать при администрации г.Оренбурга межведомственную комиссию по упорядочению деятельности контролирующих органов, и с этой целью разработать и утвердить журналы проверок для субъектов малого предпринимательства. Внести предложения по упорядочению документооборота и обоснованности стоимости услуг комитетов и управлений администрации города |
МФПМП, подразделения администрации города |
Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2.2 | Поддержка и пропаганда деятельности субъектов МП, их общественных объединений (союзов, ассоциаций) |
МФПМП, пресс-служба администрации города |
Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2.3 | Разработка механизмов устранения административных барьеров на пути развития МП. Внести предложения по упрощению передачи муниципальной собственности в аренду |
МФПМП, КУИ, финуправ, "Единство" |
Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2.4 | Разработка механизма по обеспечению участия малого предпринимательства в выполнении государственных заказов на поставку продукции, товаров и услуг на конкурсной основе и обеспечить не менее 15% от них субъектам МП |
МФПМП, ком. по разв. потреб. рынка и управ. муниц. долг., финуправ |
Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2.5 | Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности. Создание системы частичной компенсации расходов МП. Организовать постоянно действующую выставку в г.Оренбурге по товарам и услугам, производимым субъектами МП |
МФПМП | Федеральный бюджет, областной бюджет, внебюджетные источники |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
2.6 | Подготовка и проведение семинаров, конференций, конкурсов, "круглых столов", бизнес-встреч по вопросам развития МП |
МФПМП, УТЗН | Федеральный бюджет, городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
3. Кадровое, информационное и методическое обеспечение МП |
|||||
3.1 | Участие в международных обучающих программах по подготовке и стажировке предпринимателей на конкурсной основе |
МФПМП, УТЗН | Федеральный бюджет |
-- | -- |
3.2 | Переобучение граждан новым рыночным профессиям и специальностям |
УТЗН, МФПМП | Фонд занятости | В размерах финансирования |
|
4. Развитие МП в производственной, инновационной сфере и сфере услуг | |||||
4.1 | Поддержка специальных проектов создания и расширения предприятий малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест для незанятого населения. Предоставление за счет средств фонда занятости компенсации для возмещения части расходов по созданию собственного дела, субсидии на организацию собственного дела для безработных |
УТЗН, МФПМП | Фонд занятости, городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
4.2 | Поддержка предпринимательских проектов в производственной сфере, ориентированных на: - выпуск энергосберегающего технологического оборудования, использование энергосберегающих технологий; -выпуск строительных материалов из местных ресурсов и отходов производств, утилизаций отходов производств. Поддержка пилотных проектов создания МП на базе инженерных инфраструктур и производственных мощностей организаций- банкротов. Поддержка создания МП в сфере услуг. Поддержка проектов МП в сфере инновационного предпринимательства и высоких технологий, в т.ч. включающих разработку и создание новых технологий и методик |
МФПМП | Федеральный бюджет, внебюджетные источники, собственные средства МФПМП |
2160,0 |
2160,0 |
4.3 | Использование нежилых помещений для размещения субъектов МП на льготных условиях |
КУИ, МФПМП | Городской бюджет |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
|
4.4 | Формирование гарантийного фонда | МФПМП, Финуправ | Федеральный бюджет, городской бюджет и внебюджетные источники |
В пределах ассигнований, выделяемых на основную деятельность |
Список сокращений
МП | Малое предпринимательство |
СМИ | Средства массовой информации |
МФПМП | Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства администрации г.Оренбурга |
Финуправ | Финансовое управление администрации г.Оренбурга |
КУИ | Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга |
Ком. по разв. потреб. рынка и управ. муниц. долг. |
Комитет по развитию потребительского рынка и управлению муниципальными долгами администрации г.Оренбурга |
УРМФ | Управление развития муниципальных финансов г.Оренбурга |
"Единство" | Ассоциация по защите предприятий и отдельных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью "Единство" |
УТЗН | Управление труда и занятости населения г.Оренбурга |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 7 июля 2000 г. N 167 "Об утверждении программы поддержки и развития малого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.