Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы г.Оренбурга
от 1 августа 2000 г. N 2749-р
"Система выявления, планирования попечения и форм жизнеустройства
детей, нуждающихся в социально-правовой защите"
Паспорт
Наименование: "Система выявления, планирования попечения и форм
жизнеустройства детей, нуждающихся в
социально-правовой защите"
Основание: - Постановление Правительства Российской Федерации
для от 03.08.1996 г. N 919 "Об организации
разработки централизованного учета детей,
оставшихся без попечения родителей"
- Закон Оренбургской области от 25.02.1998 г. N 256
"Об организации работы органов опеки и
попечительства Оренбургской области".
Основной заказчик: Межведомственная комиссия по вопросам улучшения
положения женщин, семьи и детей.
Основной разработчик: Управление образования администрации г.Оренбурга.
Цели и задачи системы:
- создание условий для предупреждения и профилактики социального сиротства;
- обеспечение системы социально-психологической поддержки и помощи семьям, воспитывающим детей, в т.ч. семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- создание системы выявления, планирования попечения над детьми, нуждающимися в социально-правовой защите;
- развитие различных форм жизнеустройства детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, детей из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- создание системы работы по подбору, оценке и подготовке кандидатов, желающих взять ребенка на воспитание в свою семью.
Характеристика проблемы
В городе Оренбурге по состоянию на 01.06.2000 г. выявлено и поставлено на учет 1045 детей, оставшихся без попечения родителей.
Только в 1999 году поставлено на учет 303 ребенка, из них - 136 - направлены в дом ребенка, детские дома, школы-интернаты, 148 - взяты под опеку родственниками, 19 - возвращены родителям.
Анализ выявленных и стоящих на учете детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года показывает, что растет число детей, так называемых, социальных сирот, сирот при живых родителях. Если в 1998 году их было 546, то сегодня в городе 690 социальных сирот. Все они находятся под опекой или в детских домах, социальных приютах.
Истинной причиной социального сиротства является критическое положение семьи, которое в первую очередь отражается на детях. Число семей, находящихся на учете как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание в городе, составляет - 1775, в которых проживает 2662 ребенка.
По данным комиссии по делам несовершеннолетних администрации г.Оренбурга только за 1999 год были приняты меры административного воздействия в отношении 382 родителей, не занимающихся воспитанием детей (В 1998 году - 234 дела).
Органами опеки и попечительства административных округов г.Оренбурга подготовлены документы для рассмотрения в судебном порядке 58 дел на лишение родительских прав.
Именно из этих семей дети уходят на улицу, уходят от родителей алкоголиков, от жестокого обращения, насилия. Количество детей, в отношении которых выявлено жестокое обращение, постоянно растет. Органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, образования предпринимаются меры к изъятию детей из неблагополучных семей в связи с угрозой их жизни (1997 г. - 28 детей, 1998 г. - 30 детей, 1999 г. - 37 детей).
Большинство правонарушений среди несовершеннолетних совершается детьми из таких семей.
Анализ состояния преступности свидетельствует о том, что в 1999 году в городе произошел рост количества преступлений, совершенных детьми, на 48,2% (ими совершено 723 преступления против 488 в 1998 году).
Продолжается рост количества детей, употребляющих наркотики и токсические вещества. На профилактическом учете в наркологическом диспансере состоит на 1.06.2000 г. 317 подростков (В 1999 г. - 349 детей и подростков).
За медицинской помощью вследствие отравления алкоголем, наркотиками обратилось за 5 месяцев 2000 г. - 40 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 14 детей в возрасте до 10 лет. (В 1999 году - 73 чел. в возрасте от 10-15 лет, 5 чел. в возрасте до 10 лет).
Все больше количество семей с несовершеннолетними детьми оказываются за чертой бедности. Растет число безработных родителей, неполных, опекунских семей.
Социальное сиротство переросло в проблему, разрешение которой предусматривает целый комплекс мер.
В городе Оренбурге для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, действуют: отделения социальной реабилитации несовершеннолетних - в системе социальной защиты населения, два детских дома для детей дошкольного и младшего школьного возраста, санаторный Дом Детства - в системе образования, Дом ребенка - в системе здравоохранения. Количество воспитанников в этих учреждениях постоянно растет.
В настоящее время возникла необходимость совершенствования системы защиты прав детей, определения действенных мер, направленных на профилактику социального сиротства, на усиление работы с семьями по вопросам повышения ответственности родителей за воспитание и жизнеобеспечение детей, на разработку и внедрение различных форм жизнеустройства детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из неблагополучных семей на воспитание в семьи (приемные, патронатные), уровня психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, приемные и патронатные воспитатели, в усыновители.
I. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей
Система выявления детей, оставшихся без попечения родителей, действует в городе Оренбурге в соответствии с распоряжением Главы города Оренбурга от 23.06.99 г. N 2376-р "О совершенствовании работы по оказанию оперативной помощи жителям г. Оренбурга" и включает в себя участковый метод работы учреждений образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, органов внутренних дел.
Информация о выявленных детях - детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и детях, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, передается руководителями учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, гражданами в органы опеки и попечительства отделов образования административных округов:
Северный округ - ул. Дружбы, 5, тел. 63-38-89.
Южный округ - ул. Чкалова, 32-а, тел. 41-39-23.
Органы опеки и попечительства отделов образования в соответствии с юридическим статусом ребенка, составляют план работы с ребенком, определяют формы его жизнеустройства на воспитание в семью (усыновление, опека, приемная семья, патронатное воспитание) или в учреждения интернатного типа, социального обслуживания населения (временно), лечебно-профилактического учреждения (для медицинского обследования).
II. Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечение родителей
2.1. Опека и попечительство:
- установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, и подбор опекунов и попечителей осуществляют органы опеки и попечительства отделов образования административных округов.
2.2. Установление усыновления (удочерения)
отдел по делам семьи, материнства и детства управления образования администрации города Оренбурга - ул. Советская, 60, тел. 77-60-58:
- осуществляет первичный учет детей, в отношении которых возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, и оформляет необходимые документы для рассмотрения их в суде;
- передает в Главное управление образования администрации Оренбургской области анкеты установленной формы на детей, в отношении которых возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, для постановки на региональный учет в случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью;
- выступает представителем органа опеки и попечительства в суде при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения);
- принимает меры по отмене усыновления (удочерения), по признанию его недействительным через судебные органы;
- организует информирование через СМИ население города о детях, подлежащих усыновлению.
Отделы по делам семьи, материнства и детства отделов образования административных округов:
Северный округ - ул. Дружбы, 5, тел. 63-38-89.
Южный округ - ул. Чкалова, 32-а, тел. 41-39-23.
- ведут работу по усыновлению одним из родителей;
- принимают меры по отмене усыновления одним из родителей и признанию его недействительным через судебные органы.
2.3. Приемная семья:
Отделы по делам семьи, материнства и детства отделов образования административных округов:
- осуществляют подбор кандидатов в приемные семьи;
- заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемные семьи;
- организуют контроль за содержанием и воспитанием ребенка в приемной семье.
Отдел по делам семьи, материнства и детства управления образования администрации г. Оренбурга
- осуществляет подбор детей для их передачи на воспитание в приемные семьи на основании первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
2.4. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в социально-правовой защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между учреждением, в котором находится ребенок, и патронатным воспитателем.
Управление образования администрации города:
- организует работу по созданию экспериментальной модели по жизнеустройству детей, нуждающихся в социально-правовой защите, на базе муниципального образовательного учреждения "Детский дом для детей дошкольного возраста" в части проведения работы по устройству детей на воспитании в семьи, по социальному патронату над семьей, защите прав детей. Время действия эксперимента - 3 года;
- разрабатывает механизмы переноса результатов, полученных в итоге экспериментальной работы, в практику аналогичных учреждений города Оренбурга.
Муниципальное образовательное учреждение "Детский дом для детей дошкольного возраста":
- заключает договоры по передаче детей, воспитанников детского дома на воспитание в патронатные семьи;
- проводит мониторинг развития ребенка, находящегося на воспитании в патронатной семье;
- проводит психолого-педагогическую работу с детьми, передаваемыми на воспитание в патронатные семьи;
- организует работу с кровными родителями по возвращению ребенка в родную семью, по восстановлению его связей с семьей.
О патронатном воспитании см. Закон Оренбургской области от 19 ноября 2001 г. N 364/340-II-ОЗ
III. Психолого-педагогическая работа с кандидатами в усыновители,
опекуны, приемные и патронатные воспитатели
Центр социальной помощи семье и детям (отделение психолого-педагогической помощи населению):
- координирует психологический аспект в работе отделов по делам семьи, материнства и детства отделов образования административных округов с кандидатами в усыновители (по их желанию);
- оказывает содействие отделам по делам семьи, материнства и детства отделов образования административных округов в работе по определению психологической готовности семьи к воспитанию ребенка (по желанию родителей);
- проводит психодиагностическую, психопрофилактическую и просветительскую работу с патронатными воспитателями и их воспитанниками;
- организует работу по психологическому консультированию социальных педагогов по проблемам семейного воспитания, по оказанию необходимой помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях социального риска (по направлению отделов образования административных округов).
Отдел по делам семьи, материнства и детства управления образования администрации г. Оренбурга совместно с отделом ЗАГС:
- организует работу семейного клуба "От Я до МЫ".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы города Оренбурга от 1 августа 2000 г. N 2749-р "Об утверждении "Системы выявления, планирования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.