Постановление Оренбургского городского Совета
от 22 февраля 2001 г. N 30
"Об утверждении целевой программы "Развитие сети
учреждений и структур социального обслуживания
населения города Оренбурга на 2001-2004 г.г."
28 августа 2003 г.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 19 апреля 2005 г. N 77 настоящее постановление признано утратившим силу
На основании статей 12, 132 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и руководствуясь статьей 14 Устава города Оренбурга, Оренбургский городской Совет постановляет:
1. Утвердить целевую программу "Развитие сети учреждений и структур социального обслуживания населения города Оренбурга на 2001-2004 г.г." согласно приложению.
2. Установить, что настоящее Постановление Совета вступает в силу с 01.01.2001.
3. Поручить организацию исполнения настоящего Постановления Совета заместителю Главы города Оренбурга по социальным вопросам Марченко Л.А.
4. Возложить контроль за исполнением настоящего Постановления на постоянную депутатскую комиссию Совета по социальным вопросам.
Председатель Совета |
Ю.Н.Мищеряков |
Администрация города Оренбурга
Управление социальной защиты населения
Целевая программа
"Развитие сети учреждений и структур
социального обслуживания населения города Оренбурга
на 2001 - 2004 годы"
28 августа 2003 г.
г.Оренбург
2001 г.
Паспорт целевой Программы
Наименование программы | "Развитие сети учреждений и структур социального обслуживания населения города Оренбурга на 2001-2004 г.г." |
Структура программы | Программа состоит из разделов: - Обоснование программы; - "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"; - "Социальное обслуживание семьи и детей"; - "Социально-бытовое обслуживание населения". |
Разработчик программы | Управление социальной защиты населения г. Оренбурга. |
Сроки реализации программы | 2001-2004 годы |
Исполнители программы | Управление социальной защиты населения г. Оренбурга, учреждения социального обслуживания населения, управление здравоохранения, ЛПУ, УКС |
Цель программы | Обеспечение социальной защищенности населения за счет повышения доступности и оптимизации деятельности сети учреждений социального обслуживания. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация программы предполагает: - обеспечение доступности и комплексности социальных услуг через оптимизацию деятельности действующих и развитие дополнительных социальных учреждений и структур социального обслуживания; - создание и укрепление материальной базы социальной инфраструктуры; - жизнеобеспечение семей, детей из групп социального риска; - обеспечение высокоэффективной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. |
Источники финансирования программы |
Общая стоимость программы: - 7681,5 тыс. руб. * в том числе: 2001 г. - 3823,0 тыс. руб. 2002 г. - 2582,5 тыс. руб.* 2003 г. - 757,5 тыс. руб.* 2004 г. - 518,5 тыс. руб.* * Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований. * В расчеты не входит стоимость объектов капитального строительства. Стоимость будет включена дополнительно согласно проектно-сметной документации. Источник финансирования - бюджет г.Оренбурга. |
Обоснование программы
Нестабильность экономической обстановки, постоянный рост цен на жизненно необходимые предметы потребления привели к снижению реальных доходов и уровня жизни населения. Наблюдается устойчивый рост численности пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, живущих за чертой бедности.
Остро стоит проблема старения населения. Наблюдается ежегодный рост количества граждан, которым назначена пенсия по старости, так на 01.01.98 г. - 84427 чел.; на 01.01.99 г. - 89712 чел.; на 01.01.2000 г. - 89993 чел.
8,2 % населения города - инвалиды. По мере старения населения число таких людей будет объективно возрастать даже при условии, что большинство факторов риска инвалидности станет контролируемым. Растет количество граждан с ограниченными возможностями. Так, численность инвалидов 1-3 гр. составила: на 01.01.98 г. - 47317 чел.; на 01.01.99 г. - 47521 чел., на 01.01.2000 г. - 46277 чел. Как следствие увеличения количества граждан не способных самостоятельно обслуживать себя - рост численности граждан, имеющих право и желающих встать на обслуживание на дому: в 1998 г. - 3134 чел, в 1999 г. - 3681 чел., за 9 месяцев 2000 г. - 3596 чел. Практика свидетельствует о том, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают в полном объеме помощи необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной общественной жизни. В значительной степени это положение объясняется недостатками в законодательстве, в правовом регулировании тех или иных сторон медико-социальной реабилитации инвалидов. Одними из основных направлений в части социальной реабилитации инвалидов и их интеграции в общество является подготовка необходимой базы для создания социально-реабилитационных отделений, обеспечение беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Меры, принятые органами социальной защиты по развитию сети учреждений и структур социального обслуживания на 1 этапе, позволили в определенной степени поддержать малоимущие категории населения.
В настоящее время в городе действует 6 муниципальных учреждений социального обслуживания населения:
4 районных Центра социального обслуживания населения города, которыми в 1999 г. обслужено на дому 3681 пенсионеров и инвалидов, что на 17 % больше чем в 1996 г. Эффективность деятельности таких отделений составляет 109,5_ %,именно этим обусловлена потребность в открытии дополнительных отделений социального обслуживания на дому. В отделениях по проблемам семьи, материнства и детства состоят на учете, как малообеспеченные, 14460 семьи, что составляет 71,5 % от количества семей с детьми, проживающих в городе. Различными видами социальной поддержки в 1999 году были охвачены 95078 чел., что почти в 4 раза больше, чем в 1996 году. За 9 месяцев 2000 года 121013 жителя города получили необходимую поддержку, что на 25935 человек больше чем в 1999 году.
Осуществляют свою деятельность социальные приюты для несовершеннолетних детей в ЦСОН Дзержинского и Промышленного районов;
Центр социальной помощи семье и детям имеет в своей структуре 6 отделений, три из которых работают в режиме круглосуточного пребывания. Психологическую и социальную помощь получили в 1999 г. - 18939 чел., что на 60 % больше чем в 1996 г.;
Мини-пансионат для ветеранов войны и труда. Ежегодно в этом учреждении получают социальные услуги 325 человек..
Вместе с тем, сложившаяся в городе сеть учреждений и структур социального обслуживания, призванная наряду с другими формами организации социально-защитной работы повысить степень защищенности населения, имеет целый ряд недостатков в обеспечении доступности социальных услуг, их разнообразии и комплексности предоставления. Поэтому для наиболее полного удовлетворения потребностей нуждающихся категорий населения необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию сети стационарных и нестационарных учреждений, расширению видов предоставляемых социальных услуг. Все это требует программного подхода.
Проблемы и задачи, обозначенные программой, в ходе ее реализации могут быть расширены и конкретизированы.
Важным направлением реализации программы является соответствующее укрепление материально-технической базы учреждений и структур, предоставляющих социальные услуги, подбор и расстановка кадров их руководителей и социальных работников.
Цель программы - обеспечение социальной защищенности населения за счет повышения доступности и оптимизации деятельности сети учреждений социального обслуживания.
Задачи программы:
оптимизация сети учреждений и структур социального обслуживания с учетом потребности в тех или иных видах социального обслуживания;
укрепление и совершенствование материально-технической базы учреждений и структур социального обслуживания и обеспечение дифференцированного подхода в обслуживании;
решение проблемы социально-бытовой и психологической адаптации семей и детей из групп социального риска;
создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Раздел 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
Реализация мероприятий данной программы повысит качество, доступность и комплексность социального обслуживания. Согласно анализу основным фактором оказывающим влияние на динамику развития сети учреждений социального обслуживания населения в городе, является рост числа обслуживаемых на дому социальными работниками:
в 1995 году - 2918 человек;
в 1996 году - 3056 человек;
в 1997 году - 3005 человек;
в 1998 году - 3134 человека;
в 1999 году - 3681 человек.
В среднем, за год число обслуживаемых увеличивается на 150 человек, следовательно, возникает необходимость открытия одного отделения социальной помощи на дому ежегодно. Кроме того, в связи с введением бесплатного надомного обслуживания число желающих, нуждающихся в постоянном социальном обслуживании на дому, значительно увеличилось и составило 224 чел. В настоящее время отделения работают с перенагрузкой от 5 % до 23 %. В связи с чем необходимо открытие в 2001 и 2002 г.г.по два отделения социального обслуживания на дому. Открытие специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому обусловлено ростом числа инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В настоящее время отделения работаю с перенагрузкой от 3% до 8%, а также существует постоянная очередность на зачисление в специализированные отделения для обслуживания инвалидов медицинскими сестрами и социальными работниками.
Дополнительное открытие 5-ти отделений социального обслуживания на дому и 8-ми отделений специализированной помощи на дому за 4 года позволит увеличить число обслуживаемых на 1080 человек и оказать социальную помощь значительной части населения без помещения их в стационарные учреждения. Создание вышеназванных структур должно обеспечить оптимальную нагрузку на социальных работников, что позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг.
Открытие "Дома-интерната для ветеранов" на 25 мест в 2001 году позволит снизить очередность и напряженность по размещению в областные дома-интернаты, создаст возможность для более эффективного использования стационаров в части создания условий для перехода на дифференцированное обслуживание ветеранов и инвалидов с учетом их заслуг, уровня доходов и наличия родственников.
В городе проживает 46277 инвалидов. В 1998 году имели индивидуальные программы реабилитации - 653 инвалида, в 1999 году- 517 инвалидов, в 2000 году - 761 инвалид. В системе муниципальных учреждений социального обслуживания населения действует "Мини-пансионат для ветеранов войны и труда", в котором в связи с отсутствием социально-реабилитационного отделения в ЦСОН осуществляются социально-реабилитационные и досуговые мероприятия по реализации индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для 50 инвалидов в год, что явно недостаточно. В целях комплексного осуществления социально-реабилитационных, лечебно-профилактических и досуговых мероприятий рационально создание социально-реабилитационных отделений (СРО) на имеющейся базе лечебно-профилактических учреждений. Создание СРО позволит повысить уровень социальной реабилитации инвалидов, имеющих ИПР за счет ее проведения в стационарных условиях, в значительной мере упростит взаимодействие смежных ведомств по вопросам реабилитации, что в конечном счете будет способствовать реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Открытие в городе Оренбурге социального жилого дома обосновано созданием оптимальных условий для проживания одиноких пожилых граждан и инвалидов, а также семейных пар, для самореализации их основных жизненных потребностей. В структуру социального жилого дома планируется включить специализированный жилой комплекс, состоящий из одно- и двух комнатных квартир, помещений административного и социально-бытового назначения: медицинских кабинетов, библиотеки, столовой (буфета), пункта приема заказов на продовольственные товары, сдача белья в химчистку и прачечную, помещения для клубной работы и т.д. В целях облегчения жизнедеятельности проживающих необходимо оснащение дома средствами малой механизации, а также создание круглосуточно действующего диспетчерского поста, обеспеченного внутренней связью со всеми квартирами.
N п/п |
Мероприятия | Кол-во открываемых структур |
Кол-во мест |
Срок | Затраты (тыс. руб.) |
Исполнитель |
1. | Открытие отделений социальной помощи на дому: |
2 2 1 |
240 240 120 |
2001 2002 2004 |
342,0 342,0 171,0 |
УСЗН, ЦСОН |
2. | Открытие специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому |
4 2 2 |
240 120 120 |
2001 2003 2004 |
695,0 347,5 347,5 |
УСЗН, ЦСОН |
3. | Открытие социально-реабилитационных отделений на базе ЛПУ в ЦСОН |
4 | 40 | 2002 | 372,0 | УСЗН, Управление здравоохранения, ЦСОН, ЛПУ |
4. | Открытие дома-интерната для ветеранов | 1 | 25 | 2001 | 2358,0 | УСЗН |
5. | Разработка проектно-сметной документации на строительство социального жилого дома в г. Оренбурге |
2004 | Согласно договору с проектной организацией |
УКС, УСЗН |
||
6. | Оборудование муниципальных учреждений социального обслуживания населения средствами доступности для маломобильных категорий населения |
2001 | Согласно проектно-сме тной документации |
УСЗН, МУСЗН |
||
Всего по разделу: | 4975.0 |
Постановлением Оренбургского городского Совета от 28 августа 2003 г. N 156 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2. Социальное обслуживание семьи и детей
Работа Центров социального обслуживания населения и отделений по проблемам семьи, материнства и детства направлена на защиту детей из семей, попавших в трудные жизненные ситуации, решение медико-социальных проблем детей-инвалидов, детей-сирот и малообеспеченных, оказание первичной социально - правовой помощи. На протяжении нескольких лет наблюдается рост количества семей с детьми, состоящих на учете в данных отделениях.
Год | Количество состоящих на учете в ЦСОН Семей в них детей |
Количество принятых мер социальной помощи |
|
1995 | 8530 | 18936 | 8427 |
1996 | 13444 | 26056 | 12323 |
1997 | 13256 | 25023 | 17668 |
1998 | 12016 | 24869 | 21215 |
1999 | 14657 | 27763 | 25704 |
Реорганизация отделений по проблемам семьи, материнства и детства в отделения психолого-педагогической помощи семье и детям в ЦСОН обусловлена значительным расширением функций центров в отношении семей с детьми:
патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
оказание помощи семьям в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни;
психологическая коррекция нарушений в семье, психологические тренинги;
организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработка и проведение циклов бесед, круглых столов, акций, организация культурно-массовых мероприятий и т.д.
Изменение статуса приюта обосновано повышением эффективности его деятельности по проведению социально-реабилитационных мероприятий для детей из семей, нуждающихся в особой социальной поддержке, путем укрепления материально-технической базы за счет средств федерального бюджета, так как оснащение оборудованием и автотранспортом, поступающим в рамках федеральных целевых программ, осуществляется только в детские специализированные учреждения, имеющие статус юридического лица.
Реорганизация структурных подразделений ЦСОН решит проблему кадрового, материального и технического обеспечения учреждений.
N п/п |
Мероприятия | Количество открываемых структур |
Кол-во мест |
Срок | Затраты (тыс. руб.) |
Исполнитель |
1. | Изготовление проектно-сметной документации на строительство пристроя дополнительного помещения для приемного отделения в Центре социальной помощи семье и детям и приемного отделения в социальном приюте для детей и подростков в Промышленном районе |
2002 | Согласно договору с проектной организацей |
УСЗН, ЦСОН Промышленного р-на, ЦСПСиД |
||
2. | Пристрой дополнительного помещения для приемного отделения в Центре социальной помощи семье и детям |
1 | 15 | 2003 | Согласно проектно- сметной документации |
УСЗН, ЦСОН Промышленного р-на, ЦСПСиД |
3. | Оборудование приемного отделения в социальном приюте для детей и подростков в Промышленном районе |
1 | 5 | 2003 | Согласно проектно- сметной документации |
УСЗН, ЦСОН Промышленного р-на, ЦСПСиД |
4. | Введение дополнительных койко-мест для реабилитации детей, страдающих болезнью "Дауна" на базе отделения медико-социальной реабилитации ЦСПСиД |
1 | 12 | 2001 | 378,0 | УСЗН, Центр соц. помощи семье и детям |
5. | Реорганизация отделений по проблемам семьи, материнства и детства в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям в ЦСОН |
4 | - | 2002 | 500,0 | УСЗН, ЦСОН |
6. | Реорганизация ЦСОН Промышленного района путем выделения социального приюта со статусом юридического лица |
1 | 30 | 2001 | 50,0 | УСЗН, ЦСОН Промышленного р-на |
7. | Изготовление проектно-сметной документации на обустройство спортивных площадок для детей, находящихся в социальных приютах на территориях Центра социальной помощи семье и детям (ул.Пойменная, 75) и Социального приюта для детей и подростков Промышленного района (ул.Химическая, 18) |
- | 2001 | Согласно договору с Комитетом по градострои- тельству и архитектуре |
Комитет по гра- достроительству и архитектуре |
|
8. | Обустройство спортивных площадок на территориях ЦСПСиД и Социального приюта для детей и подростков Промышленного района |
- | 2002 | Согласно проектно- сметной документации |
УСЗН, ЦСПСиД, Социальный приют для детей и подростков Промышленного района |
|
9. | Создание семейных воспитательных групп в Центре социальной помощи семье и детям |
2 | 6 | 2004 | 341,715 | ЦСПСиД |
Всего по разделу: | 1269,715 |
Раздел 3. Социально-бытовое обслуживание населения
Мероприятия, предусмотренные в разделе 3 Программы позволят частично удовлетворить потребности граждан в получении социально-бытовой помощи.
Открытие отделения торгового обслуживания малообеспеченных граждан является острой необходимостью для всех Центров социального обслуживания населения города, так как ежегодно возрастает количество граждан, обслуживаемых отделением срочной социальной помощи. Так, в 1998 году получили социальную поддержку - 86407 чел; в 1999 году - 95078 чел; за 9 месяцев текущего года - уже 121013 чел. В каждом ЦСОН в отделении срочной помощи работают 5 человек. В настоящее время на отделение возложены функции, не предусмотренные Положением о данном отделении: погрузка-разгрузка, транспортировка, фасовка товаров, и доставка их населению на дом и т.д. С открытием данного отделения и строительством складских помещений будут решены вопросы организации получения, хранения и выдачи продуктов, товаров народного потребления.
Кроме того, Главным управлением социальной защиты населения администрации Оренбургской области решен вопрос о передаче в безвозмездное пользование Центрам социального обслуживания населения 8 единиц транспортных средств, что предполагает расширение перечня и увеличение объемов социальных услуг, предоставляемых на дому на мобильной основе. В связи с этим целесообразно провести реорганизацию отделений срочной помощи путем преобразования этих отделений в отделения социальной помощи на мобильной основе. Это позволит оперативно решать социально-бытовые вопросы пенсионеров и инвалидов, расширять перечень дополнительных услуг, востребованных населением города.
N п/п |
Мероприятия | Кол-во открываемых структур |
Кол-во мест |
Срок | Затраты (тыс. руб.) |
Исполнитель |
1. | Открытие отделений торгового обслуживания малообеспеченных граждан в ЦСОН. |
4 | - | 2002 |
542,5 |
УСЗН, ЦСОН |
2. 3. |
Изготовление проектно-сметной документации на строительство складских помещений в ЦСОН Строительство складских помещений в Центрах социального обслуживания населения |
4 |
- |
2002 2003 |
Согласно Договору с проектной организаци- ей Согласно Проектно-см етной документа- ции |
УСЗН, ЦСОН УСЗН,ЦСОН |
4. | Открытие отделения "Социальная столовая" при ЦСОН Ленинского района |
1 | 50 | 2003 | 410,0 | УСЗН, ЦСОН Ленинского р-на |
5. | Реорганизация отделений срочной помощи ЦСОН в отделения социальной помощи на мобильной основе |
4 | - | 2002 | 826,0 | УСЗН,ЦСОН |
Всего по разделу: | 1778.5 |
* Расчеты произведены в ценах 2000 года.
Список сокращений, используемых в тексте:
УСЗН - управление социальной защиты населения города Оренбурга
УКС - управление капитального строительства администрации города Оренбурга
ЦСОН - центр социального обслуживания населения
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение
ЦСПСиД - центр социальной помощи семье и детям
Начальник управления социальной
защиты населения г. Оренбурга |
Л.П.Зимина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Оренбургского городского Совета от 22 февраля 2001 г. N 30 "Об утверждении целевой программы "Развитие сети учреждений и структур социального обслуживания населения города Оренбурга на 2001-2004 г.г."
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2001 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Оренбургского городского Совета от 19 апреля 2005 г. N 77 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Оренбургского городского Совета от 28 августа 2003 г. N 156