Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к Программе социально-экономического
развития образования г.Оренбурга
на 2001-2004 гг.
Управление образования администрации г. Оренбурга
Программа
"Город как воспитательная система"
Оренбург
2001 г.
I. Основные проблемы и тенденции развития воспитания детей в
г. Оренбурге
Воспитание - целенаправленное создание условий для развития и саморазвития человека.
Воспитание - управление процессом личности посредством создания для этого условий.
Воспитание - целенаправленная деятельность по формированию ценносных ориентаций.
Под воспитанием понимают приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении опыта деятельности, отношений и общежития, соответствующих принятым в данном обществе нормам и ценностям. Воспитание предполагает передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опыта, создаваемого ребенком в данных условиях. Но сам человек должен быть активным участником, субъектом собственного воспитания. Самовоспитание - целенаправленное самосовершенствование, без которого невозможно и эффективное воспитание.
1.1. Проблемы
Как и во всем российском обществе социально-экономический и политический кризис привел к расслоению общества, к резкому повышению у одних и снижению у других жизненного уровня. Отсюда проблемы безработицы родителей, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, роста преступности. Но и, с другой стороны, проповедование морали вседозволенности, принципа: "деньги решают все".
Кризис семейных отношений.
Отмечаются обострение нравственно-психологического климата в семье, нарастание отчужденности между взрослыми и детьми, высокая конфликтность, нежелание войти в положение друг друга, эгоизм, что несомненно ведет к уходу из семьи как взрослых ее членов, так и детей.
Увеличивается процент больных людей: рождаются ослабленные дети (за прошлый год среди новорожденных всего 1 здоровый ребенок). Еженедельно увеличивается количество ВИЧ инфицированных, венерическими заболеваниями, туберкулезом, что связано с социальным неблагополучием, приводящим к проституции, наркомании, алкоголизму.
Утрата ценностей в 90-х годах привела к криминализации общества, утрате морально-этических норм. Детская преступность возрастает, ею управляют вышестоящие группировки криминального мира.
Этому помогают средства массовой информации, предоставляя эфирное время низкопробным передачам, прокату фильмов, явно пропагандирующих агрессивность, проституцию, наркоманию, насилие над человеком и пр.
Доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений резко уменьшилось, т.к. инфраструктура детского досуга коммерциализируется и ориентирована на обслуживание лишь состоятельной части населения.
Существенно возросла роль этнического фактора. Усиление межнациональной напряженности (связано с войной в Чечне, большим количеством нигде не работающих беженцев и переселенцев)
Религия
Появилось множество религиозных изменений, не всегда пропагандирующих общечеловеческие ценности.
Слабая материально-техническая база учреждений образования
1.2. Тенденции развития воспитания детей
в 15% учреждений образования сложилась воспитательная система.
25% школ работают по формированию воспитательной системы.
Все ОУ выстраивают свою деятельность, ориентируясь на общечеловеческие ценности, гуманитаризацию образования, осваивая гуманистические технологии образования и воспитания.
В городе функционирует 18 учреждений дополнительного образования с широкой сетью кружков, клубов, детских творческих объединений, спортивных секций, созданных в школах и дошкольных учреждениях, клубах по месту жительства. В настоящее время около 70% детей охвачено дополнительным образованием.
Необходимо отметить, что непосредственно мальчики и юноши могут заниматься в ГО "Подросток", ГСЮТ, ЦСЕ, ДЮСШ - 2,3.
Как альтернатива неформальным детским организациям в городе действует детская общественная ассоциация "Радуга", которая имеет свой устав и объединяет 41 организацию.
ДОО выступают инициаторами интересных дел среди школьников: проведение недели "Твои права, ребенок!", акции "Дети против наркотиков", "Родители, помните, вы тоже были детьми!"
Система дошкольного образования представлена 158 детскими образовательными учреждениями, которые посещают 18 тысяч детей.
Среди них 14 компенсирующих ДОУ, 26 комбинированного вида, 1 центр развитие ребенка. Более, чем в 60% ДОУ осуществляется интеграция дошкольного и дополнительного образования. 17 ДОУ стали дипломантами Всероссийского конкурса "Детский сад года".
Для детей, оставшихся без попечения родителей и с нарушениями в развитии работают 11 учреждений.
Как результат, 80 % выпускников коррекционных школ успешно адаптируются в жизни.
Тесное взаимодействие с Оренбургской медицинской академией дало возможность разработать программы "Здоровый образ жизни", "Здоровье", благодаря введению которых детям прививаются навыки гигиены, здорового образа жизни, реализуются принципы здоровьесберегающей педагогики.
Для более полноценного отдыха детей и подростков создана программа "Каникулы".
Особое внимание заслуживает организация летних каникул, которая решает проблемы не только отдыха и оздоровления детей, но и обеспеченности подростков оплачиваемой работой (81% детей и подростков отдохнули летом в лагерях различного типа, более 5 тысяч получили возможность работать).
Город Оренбург приграничный, интернациональный
Этические ценности и самосознание приобретают все более высокую значимость.
В этом учебном году открыта школа - детский сад с изучением татарского языка, на базе ОУ действуют кружки, ОУ N 38 ведет изучение татарского языка. Открыта частная школа (евр.).
По данным исследований ДТДиМ, религиозность в возрастной группе 16-17 - летних в настоящее время достигает 64%. В городе действуют различные культовые учреждения. Открыт и работает Центр православного образования.
Улучшилось взаимодействие служб и ведомств, заинтересованных в воспитании юного гражданина г.Оренбурга.
1. Цели, задачи и актуальность программы
Потребность создания программы "Город как воспитательная система" возникла как дальнейшее развитие и совершенствование накопленного опыта в формировании воспитывающей среды г. Оренбурга.
Главной целью Программы, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию содержания образования, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в учреждениях образования воспитывающей среды, является создание системы, воспитывающей человека культуры мира, широко образованного, способного к творчеству, умеющего быстро реагировать на изменения, коммуникабельного, разносторонне развитого.
При реализации Программы обеспечивается достижение следующих целей:
повышение статуса воспитания, как социального института в городе и в системе муниципального образования;
предоставление бесплатного дополнительного образования, разного уровня и направленности в соответствии с запросами, возможностями и интересами населения;
формирование муниципальной и локальных систем воспитания;
творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, при условии сохранения богатейших традиций, содержащих интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы;
формирование теоретической, методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений;
выработка каждым образовательным учреждением своей программы воспитания школьников с учетом потребностей, интересов, пожеланий учащихся и родителей.
В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к малой родине, Отчизне, семье, окружающей среде;
формирование воспитательных систем учреждений образования и муниципальной воспитательной системы, объединяющей урочное, внеурочное и дополнительное образование и воспитание в единую структуру, создающую условия для:
формирования мировоззренческой культуры,
воспитания гражданственности,
формирования творческой индивидуальности ребенка, способности к самореализации, умению отстаивать свои права, вести диалог, толерантности, терпимости к чужому мнению, умению использовать возможности правовой системы государства,
совершенствование работы с семьей,
экологического воспитания,
воспитания здорового образа жизни,
интеграции деятельности школы и учреждений дополнительного образования;
создание условий для обеспечения необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;
укрепление взаимосвязей с заинтересованными службами и ведомствами (УВД, ГИБДД, КДН, ОНД, управлением здравоохранения, управлением социальной защиты населения, управлением по труду и занятости населения и др.), наукой и культурой;
обеспечение дальнейшего развития деятельности детских общественных организаций и объединений;
мониторинг состояния системы воспитания;
сохранение, развитие и достижение высокой мобильности учреждений дополнительного образования (в плане спрос - предложение);
подготовка и переподготовка кадров;
развитие института классных воспитателей;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
1.2. Ожидаемые результаты
создание муниципальной образовательной системы, обеспечивающей целостность в следующих аспектах:
образование и правосознание общества
образование и предпринимательство, бизнес
образование и армия
образование и наука, культура общества
образование и окружающая среда, здоровье общества
образование и этнонациональная политика, религиозная терпимость
образование и социально-стартовая структура, социальная мобильность
образование и культура производства
создание городской образовательной инфраструктуры, построенной на связях между сферой образования и базисными сферами общественной практики, которая окажет прямое общественное воздействие на устройство всего социума в целом.
социокультурный "рывок", прорывные целевые проекты, способствующие сформировать благоприятные условия для развития творческой социально активной личности, способностей к самоопределению и самореализации;
формирование нового уклада школьной жизни; основанного на объединении и преемственности деятельности детей, родителей, педагогов, врачей представителей органов власти, предпринимателей, руководителей предприятий;
обеспечение практической ориентации общего среднего образования, путем усиления в содержании образования деятельностного# профилированного муниципального компонента;
получение дистанционного культуросообразного образования;
сохранение здоровья детей через расширение и качественное обновление деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
создание федеральной экспериментальной площадки по военно-патриотическому воспитанию школьников.
1.3. Механизм выполнения
Реализация Программы будет осуществляться через систему мер нормативного, правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения. Механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения осуществляется на основе мониторинга.
Реализация Программы предполагает систему подпрограмм:
"Дети Оренбурга"
"Здоровье школьников"
"Организация летнего отдыха детей и подростков"
"Одаренные дети"
"Дети-инвалиды"
"Сельская школа"
"Подросток"
"Профилактика и предупреждение наркомании, алкоголизма и токсикомании среди детей и подростков" и др.
В качестве партнеров в Программе будут участвовать:
Участники, соисполнители Программы |
Совместная деятельность |
Управление здравоохранения | реализация программы по кардиологии, аллергологии, иммунизации, вакцинопрофилактике, программа борьбы с туберкулезом среди детей и подростков, "Антиспид", "Здоровье школьников", городской Валеологический Совет |
Управление социальной защиты населения |
система реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, акции "Помоги ребенку", "Здравствуй, школа!", "День матери" и др; сбор книг, вещей для малообеспеченных семей "Книге вторую жизнь" ; реализация совместной Программы организации летнего отдыха, занятости детей и подростков, совместный проект "Дом-семья" (социальная реабилитация несовершеннолетних при Центрах социальной поддержки семьи и детства.) |
Управление внутренних дел города, ГИБДД, ОППН, КДН, УСЗН |
операция "Осторожно, улица!" "Подросток", месячник "Я и закон"; реабилитация детей с девиантным поведением на базе загородных лагерей; трудоустройство несовершеннолетних подростков, состоящих на учете в ОППН; городской конкурс ЮИД; уроки, викторины "Я и светофор"; Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений среди детей и подростков; рейды в неблагополучные семьи; профилактика беспризорности. |
Областной наркологический диспансер, УСЗН |
постоянно действующие курсы для работников образовательных учреждений по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков; акции "Город против наркотиков"; консультативные пункты во всех образовательных учреждениях; родительские всеобучи; марафон "Жизнь без наркотиков", общественное движение "Матери против наркотиков" |
Комитет по физкультуре, спорту, туризму, УСЗН |
реализация программы "Здоровье школьников", городской праздник "День здоровья", месячник "Ваше здоровье в ваших руках", городские легкоатлетические эстафеты, спортивные мероприятия |
ГО ЧС, военкоматы, УСЗН | программа военно-патриотического воспитания школьников; опорные кабинеты ОБЖ; военно-спортивная игра "Зарница"; учебно-полевые сборы; "День призывника "на базе в/ч, "Школа выживания" |
Университеты, академии(высшие учебные заведения), УСЗН |
совместный проект "Довузовское обучение школьников", городская научно-практическая конференция "Интеллектуалы XXI века", научно-практические конференции для педагогов и учащихся по проблемам; договора "Школа-университет"; курсы повышения квалификации работников системы образования; Интернет-поддержка |
Управление труда и занятости населения |
трудоустройство подростков; День открытых дверей для выпускников школ; консультирование специалистов; психологическое тестирование; помощь в выборе специальности; юридическое сопровождение; учебный курс "Основы предпринимательской деятельности" |
Музеи, театры, библиотеки | реализация городской программы "Каникулы", единая библиотечная система; городские праздники, экскурсии, театральные встречи |
Предприятия, коммерческие организации |
попечительские советы; участие в работе общественных объединений; спонсорская помощь при проведении городских акций "День пожилого человека", "День матери" ; адресная помощь детям- инвалидам, детям-сиротам; предоставление рабочих мест для трудоустройства подростков. |
СМИ | информационная поддержка; телерадиомарафоны; телеакции, благотворительные телерадиопередачи для детей и родителей, выделение эфирного времени для передач детских телестудий |
2.1. Предмет исследования или разработки
Объект исследования: муниципальная система образования.
Воспитательная система в городе рассматривается как комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих в своей совокупности эффективность воспитания в глобальном масштабе, включающее в себя образование и развитие индивида.
Компоненты воспитательной системы:
1) цели, принятые субъектом;
2) субъект управления;
3) деятельность, в которой реализуется цель;
4) отношения, рожденные в деятельности и свободном общении;
5) среда, освоенная субъектом;
6) управление в процессе становления и развития системы.
Предмет исследования: интеграция науки и практики в развитии воспитательной системы города.
Процесс взаимодействия структуры муниципального образования в системе воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
2.2. Программа выполнения работ по проекту, включающая
определение этапов:
Содержание работы, основные этапы ее выполнения |
Срок выполнения |
I этап Проведение научно-практической конференции (установочные позиции). Диагностическое исследование городского социума. Разработка комплексной Программы. Стратегия создания модели "Город как воспитательная система". Создание подпрограмм по направлениям ("Ты - оренбуржец", "Здоровье школьников", "Сельская школа", "Тебе, мой город" и др.). Обеспечение устойчивого взаимодействия всех заинтересованных служб и ведомств, науки, культуры, управления здравоохранения и учреждений дополнительного образования со школами. Разработка и внедрение новых воспитательных систем в образовательных учреждениях. Создание новых подпрограмм, основанных на традициях. Укрепление материально-технической базы. Повышение уровня педагогической грамотности родителей. Привлечение родительской общественности к процессу становления воспитательной системы города (через конференции, собрания председателей школьных родительских комитетов и др. формы). Методическая учеба педагогов дополнительного образования и учителей школ, участвующих в реализации программы. Издание сборника "Управление качеством воспитательного процесса". |
август 1999 г. - сентябрь 2001 год. |
II этап Устойчивое развитие программы "Город как воспитательная система". Создание комплекта научно-методической продукции по направлениям работы (информационные технологии, повышение квалификации кадров, организационно-педагогические основы деятельности воспитательных систем). Создание сайта в информационной сети Internet. Формирование информационно-методического центра по координации деятельности воспитательных процессов. Усиление интеграционных процессов. Мониторинговые исследования. Проведение научно-практической телеконференции по обобщению результатов работы по программе. |
2002-2005 гг. |
III этап Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции. Распространение опыта работы. Обобщение материалов, представление опыта, публикация технологий. Выявление творчески работающих педагогов, руководителей системы образования, проведение рейтинговых исследований. Саморазвитие, саморегуляция. Создание и освоение новых технологий воспитания. Повышение кадрового потенциала, вариативные формы классного руководства. |
2006-2007 гг. |
2.3. Основные результаты,
достижение которых предполагается программой
Обеспечение устойчивого развития системы образования.
Создание системы, воспитывающей человека культуры мира, широко образованного, способного к самоорганизации, самоопределению, творческой деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, человека коммуникабельного, разносторонне развитого,
2.4. Инновационный потенциал реализуемой программы
Характер предлагаемого документа необычен: наш проект это модель складывания средствами образования такого общественного пространства, которое позволит:
- создать новые формы организации образования, проектирование культурно-образовательных центров;
- включение в учебно-образовательный процесс родителей и общностей, в которых проживают семьи;
- включение в образовательный процесс новых сверхсовременных высоких технологий;
- разработка новых учебных курсов, новых методик, технологий, новых стилей обучения;
- формирование новых образовательных услуг в области лечебной педагогики;
- создание образовательных парков и городков образования, обеспечивающих экспертизу, трансферт и освоение зарубежных технологий;
- создание центров по разработке мировозренчески ориентированной педагогики;
- создание образовательной инфраструктуры, связывающей образование, промышленность, науку и финансы;
Идеи, заложенные в проекте "Город как воспитательная система" находят свое отражение в:
а) концептуально-методическом развитии образовательных учреждений (концепции развития управления и образования, программа деятельности технологии управления, методическом обеспечении воспитательного процесса и т.п.);
б) реализации экспериментальных проектов учреждений дополнительного образования на экспериментальных площадках Института общего и среднего образования Академии РФ (3 учреждения дополнительного образования);
в) обобщении опыта работы городской системы дополнительного образования на Коллегии Министерства общего и среднего образования в 1998 г.;
г) печатных работах специалистов управления образования, руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений в журналах ("Народное образование", "Школьные технологии", "Воспитание школьников") и других печатных изданиях;
д) система методического обеспечения воспитательного процесса на уровне взаимодействия ведомств медицинского образования (управление образования, социальной защиты населения, здравоохранения, управления по труду и занятости населения, информационной службы администрации города и т.п.).
3. Научно-методическое обеспечение Программы
3.1. Национальная доктрина образования в РФ.
3.2. Программа развития муниципальной системы образования "Основные направления развития муниципальной системы образования до 2005 г".
3.3. Программа развития муниципального образования "Город как воспитательная система".
3.3. Положение о Межведомственном Совете администрации г.Оренбурга по воспитанию детей в городе.
3.4. План работы Межведомственного Совета администрации г.Оренбурга по воспитанию детей города Оренбурга.
3.5. Методическое обеспечение программы развития муниципального образования "Город как воспитательная система".
Программы: "Городское образование как механизм консенсуса" "Дети Оренбурга", "Сельская школа", "Олимпийская педагогика" программа деятельности экологического совета, валеологических центров, муниципальная межведомственная программа "Здоровье школьников", программа "Городской родительский совет", "Одаренные дети", "Олимпийская педагогика", "Профилактика наркомании и алкоголизма", программа акции милосердия "Помоги ребенку", программа акции "Подросток", программа социальных исследований населения и детских коллективов.
Положения: "Положение об управлениях администрации г. Оренбурга", Положение о Научно-методическом центре, положение о творческих объединениях, руководящих и педагогических работников, положение о конкурсах "Менеджер образования", "Самый классный "классный", Авторские и модифицированные программы учителей, Авторские валеологические программы, положение о Городском валеологическом совете, положение о Городской валеологической службе, положение о Координационном штабе по профилактике наркомании, положение о Координационном совете по организации летнего отдыха детей, положение о деятельности общественной структуры администрации города "Штаб по чрезвычайной обстановке по подростковой наркомании", положение о детской ассоциации "Радуга", положение о Координационном совете по делам детей-инвалидов, положение о совете руководителей учреждений дополнительного образования детей и подростков.
4. Формы представления результатов
Представление результатов реализации предлагаемой программы осуществляется в следующих формах:
5.1. ежегодные доклады по проблемам (например: "Положение детей в г. Оренбурге"), в подготовке которых принимают участие все заинтересованные службы и ведомства;
5.2. аналитические записки по проблемам или итогам мониторинговых исследований (например: "Об итогах организации отдыха и занятости школьников в летний период");
5.3. научно-практические конференции совместно с ВУЗами, СУЗами, техникумами, всеми заинтересованными ведомствами, организациями, учреждениями, представителями общественности ("Управление качеством воспитательного процесса", 1999 г., "Социализация и творческое развитие личности (учителя и ученика)", 2000 г.);
5.4. публикации материалов, подготовленных специалистами управления образования, руководителями и педагогическими работниками учреждений образования, отдельными брошюрами, в журналах и других печатных изданиях;
5.5. кандидатские диссертации по проблеме.
Основные направления и особенности воспитания
в образовательных учреждениях разного типа
I. Развитие воспитания в ДОУ
В дошкольном возрасте закладываются важнейшие качества человека: гражданственность, отношение к людям, к самому себе, к миру.
Поэтому дошкольное воспитание необходимо развивать, а для этого следует решить многие задачи, в том числе:
- сохранить сеть ДОУ, приветствуя развитие их новых видов;
- совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, предлагая новые технологии обучения детей, новые образовательные программы;
- оснащать базу ДОУ, пополнять учреждения современной научной и методической литературой.
Для успешного решения задач необходима работа по следующим направлениям:
разработка новых программ, их внедрение (ориентация на здоровье ребенка, развитие творчества, способностей, адаптации в детской среде, обществе);
разработка новых технологий, методик, обобщение интересного опыта, пропаганда педагогически ценных игр,
развитие взаимосвязи со всеми службами, ведомствами и социальными институтами;
развитие системы непрерывного дошкольного образования;
создание консультативных пунктов для родителей по вопросам дошкольного воспитания для семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих и непосещающих ДОУ
II. Развитие воспитания в ОУ
ОУ - социокультурная среда, в которой ребенок проводит наибольшее количество времени по сравнению с ДОУ и УДО.
Процесс воспитания в ОУ необходимо выстраивать, исходя из традиций территории, национальных особенностей, достижений современного опыта.
Необходима тесная взаимосвязь государственного, семейного и общественного воспитания
Задачи развитие воспитания в ОУ:
формировать ВСШ согласно традициям и при учете новых технологий формирования ВСШ;
интегрировать учебный и внеучебный процесс;
определять содержание, воспитание, исходя из возрастных особенностей детей каждой ступени;
усилить гуманитарную и практическую направленность учебных дисциплин;
воспитывать человека в духе культуры мира;
привлекать к участию в управлении ОУ семью, тем самым укрепляя взаимодействие;
рекомендовать каждому ОУ создать психолого-педагогическую, социальную и валеологическую службы, определив консультационные дни для родителей;
включить в штатное расписание ОУ должности заместителя директора по военно-патриотическому воспитанию, классных воспитателей.
Из поставленных задач вытекают следующие направления работы:
обеспечение вариативности воспитательных систем В ОУ различного типа,
развитие интеграции учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования;
развитие детского самоуправления и соуправления;
воспитание человека культуры мира, гражданина и патриота своей Родины, с активной жизненной позицией, трудолюбивого, коммуникабельного;
оказание психолого-педагогической помощи родителя в деле обучения, воспитания детей;
совместно с родителями разработка индивидуальных маршрутов в обучении, развитии и воспитании ребенка.
Научное обеспечение.
Научно-методическое обеспечение Программы осуществляется управлением образования города, отделами образования административных округов, методическими объединениями классных руководителей.
Основными направлениями деятельности должны стать:
исследования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях, конституционное обоснование развития воспитывающей деятельности в ОУ,
создание банка данных по исследованию состояния и развития личности в условиях развивающейся ВСШ, целостного воспитательного пространства,
разработка научно-методических материалов по современности педагогическим технологиям воспитания,
поддержка инновационных начинаний в воспитательной работе образовательных учреждений.
1. | Создание городского научно-методического совета при управлении образования администрации города. |
2001 г. |
управление образования |
2. | Издание сборника концепций, программ в области воспитания детей (в помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений). |
август 2001 г. |
управление образования |
3. | Подготовка и проведение научно-практической конференции "Воспитательное пространство города: состояние, перспективы развития". |
август 2001 г. |
управление образования |
4. | Социологический анализ и диагностирование воспитательного потенциала вечерних сменных школ, школ-интернатов, коррекционных учреждений. |
ежегодно |
управление образования |
5. | Создания координационного совета руководителей детских общественных объединений и организаций. |
ноябрь 2001 г. |
управление образования |
6. | Разработка научно-методических рекомендаций по развитию гражданского, экономического, экологического, физического, эстетического, нравственного воспитания в системе общеобразовательного учреждения, основанных на традициях г.Оренбурга. |
2001 г. |
управление образования |
7. | Разработка механизмов отслеживания состояния ВСШ, воспитательного пространства города |
март - - май 2001 г. |
управление образования |
Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Качество воспитательного процесса зависит от управленческого корпуса образовательных учреждений.
Анализируя кадровый состав заместителей директоров по воспитательной работе, можно отметить следующие проблемы, существующие в наших учреждениях:
только 8% из них имеют высшую квалификационную категорию, 16% - первую,
наблюдается большая сменяемость заместителей директоров по воспитательной работе (более 35%), 34% вожатых
1. | Издание сборника "Воспитательные системы образовательных учреждений города Оренбурга". |
август 2001 г., 2002 г., 2003 г. |
управление образования |
2. | Разработка программы методической подготовки заместителей директоров по воспитательной работе. |
ежегодно |
управление образования |
3. | Обобщение опыта работы ЗДВР по проблемам: гражданское воспитание, правовое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, ЗОЖ, работа с семьей, детские общественные объединения и организации, развитие самоуправления. |
ежегодно |
управление образования |
Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.
Тесное взаимодействие со всеми службами и ведомствами, заинтересованными в воспитании, обеспечит эффективность выполнения Программы.
Основными направлениями в этой работе должны быть следующие:
создание долгосрочных программ по сотрудничеству,
распространение опыта взаимодействия.
1. | Проведение совместных совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам воспитания |
Управление образования, ГИБДД, управление соцзащиты, управление здравоохранения, комитет по физкультуре, спорту и туризму |
ежегодно |
2 | Проведение совместных операций; праздников: "Помоги ребенку!" "День матери" "Здравствуй, школа!" "День города" "День детства" "Подросток" "Осторожно -улица!" "День здоровья" |
управление соцзащиты управление соцзащиты УВД, КДН ГИБДД Комитет по физкультуре, спорту и туризму |
ежегодно |
3 | Проведение месячников: "Я и закон" "Ваше здоровье - в ваших руках" |
УВД, КДН, ДОО управление здравоохранения, Комитет по физкультуре, спорту и туризму |
ежегодно |
4 | Создание совместных проектов и программ: "программа военно-патриотического воспитания", программа "Каникулы", проект "Довузовское обучение школьников", программа по профилактике правонарушений, программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма, программа по организации летнего отдыха, занятости детей и подростков; программы "Здоровье школьников" |
военкомат УВД, УСЗН, управление здравоохранения, Комитет по физкультуре, спорту и туризму - " - ГИБДД управление здравоохранения, УВД, УСЗН, ГИБДД, Комитет по физкультуре, спорту и туризму, наркологический диспансер управление здравоохранения, Комитет по физкультуре, спорту и туризму, наркологический диспансер |
2001- - 2002 гг. |
5. | Проведение совместных мероприятий: военно-спортивная игра "Зарница"; День призывника; День матери; День выпускника; родительский всеобуч; спортивные мероприятия; фестивалей, смотров, конкурсов |
военкомат военкомат УСЗН управление по труду занятости УВД, УСЗН, военком, упр. здравоохр., упр.культуры |
ежегодно |
6. | Обобщение опыта взаимодействия образовательных учреждений с семьей, работы Советов ОУ (Больших советов, родительских советов, попечительских советов, советов по профилактике правонарушений). |
Управление здравоохранения, УВД, ОНД |
2002- - 2004 гг. |
7. | Обобщение опыта деятельности детских общественных организаций, детского самоуправления в образовательных учреждениях. |
РСМ, СФДПО управление образования |
ежегодно |
8. | Издание справочной литературы, освещение вопросов воспитания в средствах массовой информации. |
СМИ, управление образования |
по мере необходи- мости |
Обеспечение реализации программы
1. Развитие нормативно-правовой базы.
Мероприятие | Сроки | Исполнители | |
1. | Подготовка и издание справочника по нормативно-правовым вопросам воспитания |
2001 г. |
управление образования |
Подготовка программ по гражданскому, семейному воспитанию, родительскому всеобучу, взаимодействию служб и ведомств, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения. |
2001 г. |
управление образования |
|
Подготовка обращения в Законодательное собрание области об информационной безопасности детей. |
2001 г. |
управление образования |
|
Утверждение программы "Город как воспитательная система" на заседании Городского совета. |
|||
Разработка рекомендаций об организационном и методическом обеспечении, по поддержке развития детских общественных объединений в образовательных учреждениях. |
январь - - февраль 2001 |
управление образования |
|
Разработка долгосрочной программы развития отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в каникулярное время. |
январь - - апрель 2001 г. |
управление образования |
|
Разработка Программы развития дополнительного образования в городе. |
октябрь 2000 г. |
управление образования |
|
Подготовка рекомендаций по взаимодействию учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений при создании воспитательной системы школы. |
ежегодно |
управление образования |
|
Проведение мониторинга становления и развития воспитательных систем школ города и подготовка рекомендаций. |
ежегодно |
управление образования |
|
Подготовка на Городской Совет вопроса о введении ставок, "классный воспитатель" (экспериментально в 5 школах каждого округа). |
апрель 2001 г. |
управление образования |
|
Разработка проекта целевой спортивно-оздоровительной программы для детей и подростков. |
|||
Подготовка информационного Сборника (N 3) по дополнительным образовательным услугам (для детей и родителей). |
ежегодно |
управление образования |
Программно-методическое
и информационное обеспечение
Программно-методическое и информационное обеспечение призвано содействовать повышению качества воспитательной деятельности и целенаправленному ее развитию, поэтому основными направлениями этой работы являются:
создание программно-методических разработок по ВСШ, детским общественным организациям и другим направлениям,
решение вопросов по повышению квалификации руководителей и организаторов воспитательной работы,
проведение конференций, семинаров по вопросам воспитания,
сотрудничество со средствами массовой информации,
формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей.
1. | Проведение конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. Издание сборника "ВСШ города Оренбурга". |
май - - ноябрь 2000 г. |
управление образования |
2. | Работа со СМИ по освещению материалов для родителей, школьников, педагогов по вопросам воспитания. |
по мере необходимости |
управление образования |
3. | Разработка методических рекомендаций по формированию ВСШ. |
2001 г. | управление образования |
4. | Подготовка методических материалов по воспитанию детей в дошкольных учреждениях, по работе с родителями. |
2001 г. |
управление образования |
5. | Подготовка методических материалов по организации деятельности ДОО, по работе с семьей, по взаимодействию со службами и ведомствами в деле предупреждения правонарушений, по музейной педагогике, по организации спортивно-массовой, оздоровительной работы. |
1) январь-март 2001 г. 2) декабрь 2000 г. 2001-2003 гг. |
управление образования |
6. | Проведение семинарских занятий для руководителей отрядов ЮИД, командиров отрядов ЮИД. |
2001 г. |
управление образования ГИБДД |
7. | Подготовка методических материалов для ДОУ по работе с семьями, дети которых не посещают детские учреждения. |
2001 г. |
управление образования |
8. | Разработка рекомендаций для учреждений дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами, по работе с детьми с девиантным поведением. |
2002 г. |
управление образования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.