Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования
г.Оренбурга
1.1. Краткая характеристика муниципальной системы образования
Муниципальная система образования к 2001 году представлена всеми типами и видами ОУ: дошкольными, общеобразовательными, дополнительного образования, интернатными учреждениями.
В обеспечении непрерывного образования, подготовке ребенка к школьной жизни особую роль играет сеть дошкольных учреждений. В городе 134 дошкольных учреждения на 19 721 место, которые посещают 17 597 воспитанников, в т.ч. муниципальных соответственно 115 на 17505 мест, с общим числом воспитанников 16078 детей.
26 детских садов являются садами компенсирующего вида - санаторные, аллергодерматозный, неврологический, логопедический и другие. Для детей с нарушением слуха, зрения, перенесших ДЦП, тубинфицированных (1336 детей) открыты санаторные группы в ряде детских садов: NN22, 8, 133 и др.
Формирование содержания образования и режима функционирования ДОУ осуществляется на основе запросов и пожеланий родителей, возможностей социума. Более чем в 60% ДОУ осуществляется интеграция дошкольного и дополнительного образования детей. 17 дошкольных образовательных учреждений стали дипломантами Всероссийского конкурса "Детский сад года".
Сеть дошкольных образовательных учреждений
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
1. Число ДОУ | 148 | 142 | 134 | 134 |
- мест | 19929 | 19878 | 19720 | 19720 |
- детей | 19468 | 19774 | 17579 | 17579 |
в т.ч. муниципальных | 112 | 124 | 118 | 115 |
- мест | 17300 | 18238 | 17505 | 17505 |
- детей | 16889 | 17168 | 16078 | 16378 |
2. Д/сады | 3 | 6 | 5 | 4 |
- компенсирующего типа в них детей |
230 |
549 |
550 |
317 |
3. Специализированные группы в ДОУ: - для детей с задержкой психического развития - с нарушением интеллекта - с нарушением речи - с нарушением слуха - с нарушением зрения - тубинфицированные - ДЦП |
6 4 15 3 3 3 - |
8 6 18 4 4 18 - |
10 6 29 6 6 29 - |
10 11 37 6 6 29 3 |
Сеть общеобразовательных учреждений представлена 97 школами, из них средних - 77, основных - 11, начальных - 9.
38% учебных заведений - повышенного уровня (5 гимназий, 5 лицеев, 2 школы 3й ступени, 27 школ с углубленным изучением отдельных предметов, специализированная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. И.И. Неплюева.) В системе образования 3 негосударственных образовательных учреждения, 3 школы предоставляют возможность изучения родного языка (татарского, еврейского), национальных традиций и культуры. Всего в учреждениях образования города обучаются 74920 детей и подростков.
В систему ОУ города входят учреждения образования сельской местности: средние школы - 7 ; основных - 1 ; начальных - 2 способствуют социально-экономическому развитию сельской местности.
Сеть общеобразовательных учреждений
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
1. Число школ | 92 | 92 | 95 | 97 |
- начальных | 7 | 7 | 8 | 9 |
- основных | 10 | 10 | 9 | 11 |
- средних в т.ч. |
75 | 75 | 78 | 77 |
- лицеев | 3 | 3 | 4 | 5 |
- гимназий | 2 | 3 | 5 | 5 |
- школ с углубленным изучением предметов |
19 | 20 | 27 | 27 |
- других нетиповых учреждений (кадет. корпус, реальная и т.д.) |
2 | 2 | 2 | 2 |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Количество учащихся | 81992 | 79067 | 76468 | 74920 |
Школ с этнокультурным компонентом содержания образования |
1 | 1 | 1 | 3 |
2. Сельских школ в т.ч. средних (полных) |
11 7 |
11 7 |
11 7 |
11 7 |
основных | 1 | 1 | 1 | 1 |
начальных |
2 | 2 | 2 | 2 |
3. Негосударственных школ |
1 | 1 | 1 | 3 |
4.Число вечерних (сменных) школ |
6 | 6 | 6 | 6 |
В них учащихся | 1986 | 2176 | 2000 | 1975 |
Сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной защите представлена:
2 детскими домами (для детей дошкольного и школьного возраста);
5 школами-интернатами (в т.ч. для слабослышащих, слабовидящих, перенесших полиомиелит и ДЦП, тубинфицированных, для детей с недостатками речи).
Ежегодно в школах города открывается более 50 классов для детей с задержкой психического развития, более 200 классов педагогической поддержки для детей с проблемами в общении.
Группы (условные категории детей) |
1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
1. Количество детей, оставшихся без попечения родителей; из них находящихся под опекой; в т.ч. сирот (полных), |
1050 788 263 |
1122 823 271 |
1192 858 310 |
1203 867 219 |
2. Количество детей-инвалидов |
2217 | 2422 | 2201 | 2201 |
2. Коррекционные школы в них учащихся |
3 530 |
3 506 |
3 526 |
3 543 |
3. Коррекционные школы-интернаты в них учащихся |
1 109 |
1 116 |
1 112 |
1 112 |
4. Детские дома в них учащихся |
3 262 |
3 299 |
3 334 |
3 336 |
5. Дом детства в нем учащихся |
1 172 |
1 215 |
1 210 |
1 220 |
6. Классы ЗПР (задержка психического развития)/кол-во учащихся |
43/421 | 44/467 | 46/509 | 53/574 |
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ, которых в городе 6 (в т.ч. 2 при И.У) и в которых обучается 1975 человек, в т.ч. 9,4% до 15 лет включительно, 33,4% в возрасте 16-17 лет, 53% в возрасте 18-29 лет, 4,2% старше 30 лет.
Значительным достижением является сохранение в полном объеме системы дополнительного образования в городе. На сегодняшний день в 18 учреждениях дополнительного образования реализуют свои таланты и способности более 80% детей дошкольного и школьного возраста.
Учреждения дополнительного образования
Типы (виды) учреждений | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Всего учреждений дополнительного образования |
17 |
18 |
18 |
18 |
в т.ч. Центров, дворцов детского и юношеского творчества |
5 |
6 |
7 |
7 |
Клубов по месту жительства |
44 |
44 |
44 |
44 |
Загородных лагерей | 18 | 21 | 25 | 31 |
Всего детей и подростков в учреждениях дополнительного образования |
96666 |
97707 |
92081 |
96537 |
в загородных оздоровительных лагерях |
10500 |
10563 |
13020 |
14096 |
В образовательных учреждениях города занято более 16 тысяч педагогических работников и младшего обслуживающего персонала.
В ходе реализации программы "Кадры" управлением образования совместно с ООИПКРО и ОГПУ создана система аттестации педагогических и руководящих кадров, подготовки менеджеров образования и резерва руководителей. Ежегодно повышают свою квалификацию 1200 человек, всего аттестовано 80,6 % от числа педработников. Подготовлено 12 менеджеров образования, 32 чел. - резерва руководителей. Получили степень кандидата педагогических наук - 10 человек, Грант Сороса - 46 человек.
Целенаправленная деятельность управления образования и педагогических коллективов по управлению качеством обучения и воспитания школьников дает свои положительные результаты.
Итоговая аттестация показывает, что из 5000 выпускников 11х классов завершили курс обучения с золотой медалью 96 человек, с серебряными - 264, на "4" и "5" закончили учебный год 69% одиннадцатиклассников. 71% выпускников продолжает получать образование в ВУЗах, 17% в СУЗах, 3,8% в ПУ.
Результативно выступают учащиеся школ города в областных предметных олимпиадах, становятся призерами Всероссийских и международных олимпиад
1997-98 уч. г. |
1998-99 уч. г. |
1999-2000 уч. г. |
|
Призеров областных олимпиад |
94 |
110 |
123 |
Призеров Российских олимпиад |
7 |
7 |
10 |
Призеров международных олимпиад |
1 |
2 |
|
Всего медалей | 288 | 315 | 331 |
Победителей городской конференции "Интеллектуалы XXI в." |
37 |
54 |
80 |
Лауреатов Всероссийской Обнинской конференции |
16 |
22 |
39 (2 чел. награждены грамотами МО РФ) |
Анализ реализации Программы "Основных направлений развития муниципальной образовательной системы г.Оренбурга на период до 2001 года", утвержденной Постановлением Оренбургского городского Совета N 155 от 26.06.97 г. показывает, что сохранена и получила свое развитие сеть образовательных учреждений, что, в свою очередь позволило выполнить требования Федерального закона "Об образовании" по обеспечению базового основного образования для 99,9% детского населения города, удовлетворить основные образовательные запросы населения.
Сравнительный анализ изменений в структуре образования города показывает, что с 1996 по 2000 гг. произошли следующие изменения:
принято в муниципальную собственность более 80 ДОУ; получили развитие новые формы организации подготовки детей к школе (центры раннего развития и т.д.); расширилось разнообразие воспитательных программ, реализуемых в учреждениях дошкольного образования, продолжался процесс дифференциации дошкольных учреждений, воспитательных систем, перечня образовательных услуг;
произошел рост числа общеобразовательных школ с 92 до 97, выросла сеть учреждений повышенного уровня с 7 до 11, школ с углубленным изучением предметов с 20 до 28, открылись 3 школы с национально-культурным компонентом содержания образования и 3 негосударственные;
развилась сеть и увеличился контингент детей-инвалидов и учреждений для детей, нуждающихся в социальной защите;
осуществлена внешняя и внутренняя дифференциация процесса образования, технологизация образовательного процесса;
восстановлена инспекторская служба по контролю за качеством образования;
создана нормативно-правовая база лицензирования, аттестации и подготовки к аккредитации учреждений образования, осуществлена аттестация 62 УО;
подготовлен и утвержден пакет документов, определяющих статус учреждений образования повышенного уровня;
осуществлен интенсивный переход на обучение детей по программе четырехлетнего обучения (в настоящее время по программе 1-4 занимаются 98% учащихся 1х классов, 79% учащихся начальной школы);
выработана кадровая политика, отработана система отбора управленческих кадров и работы с ними на уровне города и округов;
выстроена практика управления аттестацией и повышением квалификации педагогических и управленческих кадров, выстраивается новая, более совершенная система методической работы с кадрами;
реализуются меры по финансовой поддержке кадров ОУ;
четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса, заключены договоры с 5 ВУЗами города о совместной деятельности по созданию условий для развития творческого потенциала учителей и учащихся;
разработана концепция информатизации образовательных учреждений, включающая в себя создание информационной системы на основе корпоративной сети - городской электронной почты; ведется работа по компьютеризации школ и оснащению компьютерных классов;
разработана необходимая нормативно-правовая база для оказания платных образовательных услуг образовательными учреждениями;
приведены в соответствие штаты образовательных учреждений;
привлечено дополнительное финансирование за счет спонсорских средств и средств родительской общественности;
определены на концептуальном уровне подходы к определению оптимальности в соотношении общего и дополнительного образования, осуществляется работа по созданию единой муниципальной воспитательной системы;
разрабатывается комплекс мер по переводу учреждений дополнительного образования на частичное самофинансирование;
осуществляется переход на самофинансирование ОУ.
1.2. Проблемы развития
Развитие муниципальной системы образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе,
- дефицит финансовых средств;
- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы в области образования;
- систематическое неисполнение норм законодательства.
Фактическая потребность образовательных учреждений в финансовых средствах в 2001 году составила 641 959 тысяч рублей.
Бюджетом города на развитие образования в 2001 году утверждена сумма 449 979 тысяч рублей, дефицит средств составил 191 980 тысяч рублей.
Только к сентябрю 2000 г. стабилизировалось положение с выплатой зарплаты, дотаций на методическую литературу и детских пособий.
Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образования осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия органов управления образованием с целью устранения дублирования и совершенствования взаимодействия на уровне область - город - округ - учреждения образования.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Одной из причин этого является тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Более 32 % зданий УО требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 9% зданий. Здание ШПД 1 закрыто в связи с аварийной ситуацией.
За последние 4 года введены в строй всего 2 новые школы (N 37, гимназия N 4) на 1250 мест и 5 пристроев к школам N 6, 46, 52, 44, 56, 8 на 2200 мест, что позволило снизить сменность занятий всего на 4% (с 32 до 28%).
Системе образования присущи как хронические, так и остро выявившиеся в последнее время недостатки. Это, прежде всего, нехватка ученических мест. Более 28% учащихся (20453 чел.) занимаются во вторую смену. Формирование вечерних школ идет в основном за счет несовершеннолетних (42,8%), окончивших 9 классов и не имеющих реальной возможности продолжить учебу в дневной школе. Чаще всего это педагогически запущенные, обделенные родительским вниманием дети группы "риска".
Сохраняется проблема по трудоустройству выпускников 9х классов, интернатных учреждений.
Реализуется программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Остаются проблемы в комплектовании кадрами (в том числе управленческими) образовательных учреждений, и в работе по повышению их профессионализма.
Наблюдается текучесть педагогических кадров - преподавателей физкультуры, ОБЖ, технического труда. Остается значительной сменяемость заместителей директоров по учебно-воспитательной и особенно по воспитательной работе.
Остаются проблемы в комплектовании школ молодыми специалистами, выпускники ВУЗов практически не приходят на работу в школу, особенно это касается выпускников факультетов иностранных языков, физкультуры, ОБЖ. Происходит старение учительского контингента: более 11% учителей - пенсионеры.
Около 40% учителей нуждаются в улучшении жилищных условий.
На сегодняшний день более 48% дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. Имеющаяся система подготовки детей к школе требует дальнейшего совершенствования и развития.
Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возросло число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психопедагогической коррекции и социальной защите с 18936 до 27763.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образование и количество которых увеличивается.
В трудном положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом в связи с тем, что на протяжении нескольких лет не финансируется их материально-техническая база.
Слабой остается база образовательных учреждений по курсам ОБЖ и физической культуры, 4 % школ не имеют спортивных залов, обеспеченность спортивным инвентарем составляет 40%.
В течение ряда лет не обновляется фонд учебно-наглядных пособий (особенно кабинетов химии, физики, биологии), обеспеченность учебниками за счет библиотечных фондов составляет около 87%, остальные учебники приобретаются за счет родителей. Обеспечение интернатных учреждений одеждой, мягким и твердым инвентарем осуществляется ниже нормативов.
Несмотря на то, что за последние годы в школах города оборудовано 10 новых компьютерных классов и переоснащено компьютерами нового поколения еще 10, остается острой проблема компьютеризации школ. На сегодняшний день современной компьютерной техникой оборудовано всего 22% школ, имеют компьютеры старого поколения еще 35% школ, не оснащены компьютерами более 40% УО.
В связи с трудностями финансирования уменьшилось число детей, охваченных школьным питанием, акценты приходится делать на поддержку детей из малообеспеченных семей. Всего бесплатным питанием охвачено около 300 (0,3 %) детей ежемесячно: за счет средств соцзащиты 80 чел. и за счет частичного освобождения комбинатов школьного питания от налогов 200 чел., что явно недостаточно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.