Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные направления реализации Программы и ожидаемые результаты
2.1. Общие направления развития муниципальной системы образования
Основными направлениями развития системы образования являются:
реализация, совершенствование и развитие нормативной базы муниципальной системы образования;
сохранение и развитие единой муниципальной системы образования;
развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов, видов;
создание условий для интеграции науки и практики с целью развития творческого потенциала учителей и обучающихся;
содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального города;
дальнейшее укрепление и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативно-правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - область - город - округ - образовательное учреждение;
создание единой муниципальной воспитательной системы на основе Программы "Город как воспитательная система";
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития муниципальной системы образования;
организация выполнения Программы органами управления образованием и учреждениями образования города.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России, потребностями и возможностями обучающихся;
безусловное исполнение органами управления образованием города, учреждениями образования законодательства об образовании и положений Программы;
функционирование муниципальной системы образования в соответствии с законодательством об образовании, государственными, региональными и муниципальными нормативами в этой области;
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
формирование библиотечных фондов учреждений образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов города, области и национальных сообществ при осуществлении муниципальной политики в области образования;
совершенствование деятельности аттестационной службы контроля качества образования;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации ОУ;
повышение качества и объективности аттестации педагогических и управленческих кадров;
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
создание условий для изучения русского языка как государственного языка РФ;
совершенствование системы финансирования и материально-технического обеспечения и оснащения УО;
создание условий для повышения качества образования и воспитания в УО всех форм, типов и видов;
содействие развитию системы научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
реализация программ развития округов и учреждений образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экономической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей) бесплатным комплектом учебников;
осуществление мониторинга и создание информационного банка состояния образования;
функционирование служб информационного обеспечения и маркетинга образовательной деятельности УО.
2.2. Обеспечение реализации и развития
образовательных программ
2.2.1. Дошкольное образование
1) Вести целенаправленную работу по развитию и реализации сети ДОУ, для чего:
обеспечить ориентацию органов управлением образования на спрос, на потребности и интересы различных специальных профессиональных групп населения города, содействовать развитию новых видов ДОУ и реорганизации тех, которые не востребованы;
ввести в практику осуществление обязательной предварительной экспертизы социальных последствий принимаемых решений по реорганизации, закрытию ДОУ, изменению содержания их деятельности;
обеспечить строительство новых дошкольных учреждений и капитальный ремонт зданий, сооружений;
провести инвентаризацию состояния материально-технической базы;
содействовать созданию негосударственных ДОУ, в том числе и на базе муниципальной сети, с этой целью разработать законодательный проект о негосударственных ДОУ;
в целях социальной защиты населения, особенно малоимущей части, следить за предельными нормативами оплаты услуг, оказываемых ДОУ;
совершенствовать порядок оплаты в ДОУ за содержание детей в соответствии с категорийностью учреждения;
разнообразить услуги, предоставляемые ДОУ населению через практику организации в ДОУ групп кратковременного пребывания, круглосуточного, выходного дня;
обеспечивать конструктивные меры по улучшению качества питания в ДОУ, особое внимание уделить дифференциации питания детей с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показаний. С этой целью сформировать муниципальные критерии обеспечения питания (ценность, рациональность, регулярность);
разработать и реализовать программу укрепления здоровья детей в ДОУ, предусмотреть совместную работу ДОУ и органов здравоохранения по организации профилактических мероприятий, медицинских осмотров, пропаганде здорового образа жизни, повышению санитарной культуры родителей, педагогического и обслуживающего персонала, а также воспитанников;
содействовать: развитию сети ДОУ компенсирующего типа для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, санаторных групп и учреждений для часто болеющих детей, открытию в ДОУ кабинетов физиотерапии, фитотерапии, специальных групп коррекции здоровья;
внести изменения и дополнения в штатное расписание муниципальных ДОУ с целью соответствия процессам обновления содержания дошкольного образования и разработать обоснованные нормативы;
разработать механизм поэтапного перехода ДОУ на нормативное финансирование в рамках эксперимента;
продолжить процесс выхода ДОУ на финансово-хозяйственную самостоятельность;
содействовать развитию института Советов попечителей ДОУ. Изучить положительный опыт.
2) Совершенствовать содержание образования:
продолжить работу по освоению и совершенствованию комплексных программ нового поколения;
разработать систему мер по оказанию педагогической помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;
отработать систему стимулирования перспективных ДОУ, экспериментальных площадок, разрабатывающих и осваивающих новое содержание образования;
развивать инновационные опытно-экспериментальные площадки для апробации прогностических моделей дошкольного образования, межрегионального сотрудничества в этой области;
внедрить актуальные парциальные программы и педагогические технологии по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию, приобщению детей к родной культуре, по формированию здорового образа жизни;
развивать системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в ДОУ и начальной школе.
3) Работа с кадрами.
разработать программные мероприятия по работе с резервом руководящих кадров;
совершенствовать уровень профессиональной подготовки педагогических кадров, их психологической подготовки, формированию умений и навыков сотрудничества с семьей;
уделять особое внимание овладению педагогами новым содержанием образования, прогрессивными педагогическими технологиями обучения, воспитания и развития детей с учетом индивидуальных особенностей, физического и умственного развития.
Ожидаемыми результатами являются:
создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
расширение и совершенствование системы дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дополнительные образовательные учреждения;
введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
2.2.2. Общее образование
1. Обновление содержания и повышение его качества
Образование г. Оренбурга призвано отражать запросы городского социума, передавать свой опыт другим территориям области и России, воспринимать их достижения. Образование города объединяют с образованием в других территориях многочисленные духовные, культурные, технологические, организационные связи и традиции. Особое внимание уделяется реализации проектов "Сельская школа", "Одаренные дети", "Здоровье школьников" и др.
При разнообразии образовательных учреждений и педагогических практик их объединяет главное - гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, учеников и родителей.
Новую творческую энергию могут придать идеи интеграции: создание единого муниципального пространства города на основе органического сочетания форм общего, профессионального и дополнительного образования (государственного и негосударственного), формирование единой управляемой адаптационной образовательной среды; взаимодействие окружных и муниципальной образовательных систем в условиях их программно-целевого развития, интеграции оренбургской муниципальной системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство.
В соответствии с российскими, европейскими и общемировыми тенденциями развития образования в Оренбурге осуществляется переход на 4-летнее начальное образование и ведется подготовка по переходу на 12-летнее среднее (полное) общее образование.
В области содержания образования и стандартизации необходимо осуществить переход на новое содержание образования с учетом рекомендаций министерства образования РФ и региональных органов управления образования. Актуальной остается задача - в максимальной степени сохранить и упрочить национальное достояние страны и нашего города - математическое, естественнонаучное и технологическое образование.
Существенно должна возрасти значимость гуманитарного, экологического, правового и экономического компонентов образования, приоритетность обязательного среднего образования для обучающихся ОУ города.
Особого внимания требует коррекционное образование. Одаренные дети, дети-инвалиды и сироты, подростки с отклонениями в физическом развитии, с девиантным поведением - все они требуют постоянного внимания и заботы.
Представленные в городе этносы предполагают более интенсивное внедрение в учебные планы учреждений образования национально-культурного компонента, представленного спецкурсами "краеведение. В связи с желанием у разных этносов не утратить свои культурно-исторические и этнические корни необходимо дальнейшее развитие системы школ, кружков, факультативов с этнокультурным компонентом образования.
Для повышения качества учебно-воспитательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных школах необходимо наряду с учебными программами разработать и ввести по выбору учащихся программы по профессиональной и допрофессиональной подготовки учащихся, тем самым, подняв престиж данной формы получения образования.
2. Развитие воспитательных систем
В образовавшемся вакууме системе общественных ценностей, мировоззрения, часто заполняемый суррогатами культуры, образцами, чуждыми российским традициям, пропагандой сугубо потребительского отношения к жизни, особую значимость для муниципального образования приобретает задача не только приостановить такое развитие событий, но всеми средствами воспитывать у молодежи общую культуру, верность духовным традициям российской культуры, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинство и доброту, правосознание, национальную и религиозную терпимость, уважение к ценностям демократического общества. Необходимо включать подрастающего оренбуржца в темп и ритм жизни города, воспитывать его как цивилизованного созидателя и разумного потребителя, развивать традиции здорового образа жизни, богатые культурные и спортивные традиции города, готовность в любых условиях достойно носить звание оренбуржца. Все это - новые образовательные и воспитательные задачи.
Оптимальным решением этих задач является:
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к малой родине, Отчизне, семье, окружающей среде;
формирование воспитательных систем учреждений образования и муниципальной воспитательной системы, объединяющей урочное, внеурочное и дополнительное образование и воспитание в единую структуру;
создание условий для обеспечения необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;
укрепление взаимосвязей с заинтересованными службами и ведомствами (УВД, ГИБДД, КДН, ОНД, управлением здравоохранения, управлением социальной защиты населения, управлением по труду и занятости населения и др.), наукой и культурой;
мониторинг состояния системы воспитания;
сохранение, развитие и достижение высокой мобильности учреждений дополнительного образования (в плане спрос-предложение);
подготовка и переподготовка кадров;
развитие института классных воспитателей;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
формирование нового уклада школьной жизни, основанного на объединении и преемственности деятельности детей, родителей, педагогов, врачей, представителей органов власти, предпринимателей, руководителей предприятий;
получение дистанционного культуросообразного образования;
сохранение здоровья детей через расширение и качественное обновление деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
совершенствование деятельности ОУ по военно-патриотическому воспитанию школьников;
содействие созданию детских и юношеских общественных объединений; развитие деятельности городской общественной ассоциации "Радуга", поддержка детского общественного движения;
создание и совершенствование деятельности оздоровительных и спортивных комплексов школ, оснащенных современными методиками и технологиями, клубов по месту жительства;
расширение сети инновационных учреждений и экспериментальных площадок;
совершенствование системы учреждений дополнительного образования, центров детского творчества, культурного досуга.
Система дополнительного образования призвана удовлетворять запросы населения в области приобретения тех знаний, умений и навыков, потребности в которых возникают на основе личностных интересов и которые обеспечивают рост культурного уровня в сфере досуга и других видов деятельности, способствуя саморазвитию личности. Дополнительное образование - система образовательных услуг, предоставляемая как на базе образовательных учреждений, так и (в основном) в специально-организованных заведениях (загородных лагерях отдыха, подростковых и юношеских клубах, дворцах и центрах творчества, спортивных школах, учреждениях культуры и т.д.).
Основными направлениями в развитии дополнительного образования являются:
- разработка на основе типового положения об учреждении дополнительного образования нормативно-правовых механизмов и мероприятий, выдающих условия для экономического, социального, организационного обеспечения и самообеспечения развивающейся системы дополнительного образования;
- определение основных направлений обновления содержания и типов учреждений дополнительного образования города на основе диагностики и мониторинга;
- разработка новых подходов по привлечению к дополнительному образованию учреждений, организаций других сфер и ведомств (вузы, ссузы, правоохранительные органы, военкоматы и т.д.), общественности, родителей;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования;
- организационное, информационное, управленческое обеспечение становления целостной системы дополнительного образования и полноценного рынка дополнительных образовательных услуг в рамках программы "Город как воспитательная система";
- привлечение к внеурочной занятости подростков - мальчиков, детей из малообеспеченных социально-неблагополучных семей, "трудных", детей-инвалидов.
Комплекс мер по развитию городской системы воспитания, внедрению единой системы воспитания здорового образа жизни, созданию социальных подпрограмм и проектов реализованы в Программах "Город как воспитательная система" (Приложение N 7), "Здоровье школьников", "Программа профилактики правонарушений, алкоголизма и наркомании" и т.д.
Ожидаемые результаты:
качественное обновление содержания общего образования;
сохранения и развитие вариативной среды образования с учетом потребностей города;
обеспечение уровня качества общего образования современным требованиям;
создание различных моделей воспитательных систем школ, основанных на традициях и принципах личностно-ориентированной педагогики;
развитие взаимодействия всех учреждений социально-культурного назначения, основанного на объединении и преемственности деятельности детей, родителей, педагогов;
развитие единой воспитательной системы, позволяющей сформировать благоприятные условия для развития творческой, социально активной личности, способной к самоопределению и самореализации;
распространение передового опыта работы учреждений образования города.
2.3. Охрана прав детей, социальная защита детства
Основными направлениями развития системы охраны прав детей, социальной защиты детства являются:
- обеспечение права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное и дополнительное образование детей;
- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых ОУ, в том числе и на льготных финансовых условиях;
- разработка системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
- создание системы выявления, планирования попечения над детьми, нуждающимися в социально-правовой защите;
- создание условий для предупреждения и профилактики социального сиротства;
- развитие различных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- обеспечение системы социально-психологической поддержки и помощи семьям, воспитывающим детей, в т.ч. семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- создание системы работы по подбору, оценке и подготовке кандидатов, желающих взять ребенка на воспитание в семью;
- создание на базе детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченных служб по устройству детей на воспитание в семьи.
Ожидаемые результаты:
выполнение норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий обучающимся;
создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования их здорового образа жизни;
расширение категории детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей, имеющих законного представителя (родителей), но нуждающихся в социально-правовой защите;
внедрение системы социального патроната над семьями, воспитывающими детей, оказание необходимой помощи в воспитании ребенка и реабилитации неблагополучных семей;
создание банка данных о семьях, желающих взять ребенка на воспитание (усыновление, опека, приемные и патронатные семьи);
внедрение системы подбора и подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, приемные и патронатные родители;
разработка научно-обоснованной концепции деятельности образовательного учреждения для детей, нуждающихся в социально-правовой защите, исполняющего функции уполномоченной службы по опеке и попечительству в части проведения работы по устройству детей на воспитание в семьи, работы по социальному патронату над семьей, по защите прав детей.
2.4. Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров. Социальная поддержка учителей
Образование, подготовка и переподготовка кадров - органическая составляющая программ социально-экономического и социокультурного развития города, основной механизм воспроизводства человеческих ресурсов. Вот почему актуальной задачей становится интегрирование работы с кадрами в единый цикл, базовый для всей образовательной системы города. Это предполагает личностно-ориентированную работу с кадрами. Развитие информационной культуры кадров, модернизация их базового психолого-педагогического и методологического образования, самообразования и повышения квалификации должны быть по темпу и содержанию, а также мотивационно согласованы с индивидуальным для каждого педагога циклами саморазвития, накопления творческого опыта, осознанной потребностью в публичном предъявлении своих достижений, в аттестации. На современной методологической, организационной и технической основе в городе должна развиваться система диагностики, обобщения и распространения педагогического опыта.
В деле сохранения и развития единства оренбургского образовательного пространства важнейшую роль играют городская, окружные и школьные методические службы. Они обеспечивают поддержку деятельности учителя в постоянно обновляющемся пространстве содержания образования, мониторинге процессов изменения, участвуют в формировании учебной, информационной, дидактической среды, повышении квалификации и аттестации кадров.
Осуществляемая в настоящее время структурная и организационная перестройка методической службы послужит дальнейшему совершенствованию работы с кадрами.
Совершенствование работы с кадрами предполагает:
создание целостной программы обучения и переподготовки руководящих кадров различных звеньев системы образования и, прежде всего, по проблемам "Экономика образования", "Образовательное право", "Новые педагогические и управленческие технологии", "Управление системой образования" и т.д.;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации, включающей в себя все типы государственных и негосударственных образовательных учреждений по всему комплексу специальностей;
заключение договоров с ОГУ на подготовку учителей физкультуры, ОБЖ и английского языка;
осуществление системы мер социальной защиты и стимулирования молодых специалистов, представителей науки, культуры, инженерно-технических работников;
целевая подготовка учителей начальной школы и дошкольных учреждений с высшим образованием, прежде всего путем заочного и вечернего обучения работающих учителей и воспитателей;
целевая подготовка менеджеров образования и резерва руководящих кадров;
прямая зависимость аттестации, лицензирования, аккредитации работников и учреждений образования от уровня их квалификации и результативности работы;
совмещение аттестации руководителей и учреждений образования;
разработка и реализация мер целевой финансовой и социальной поддержки педагогических работников, в т.ч. сельских;
совершенствование правовой основы трудовых отношений в системе образования.
Ожидаемые результаты:
обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;
создание нормативной правовой и научно-методической базы для проведения работы с кадрами;
ведение системы мониторинга кадрового обеспечения системы образования, формирование информационного банка резерва руководящих кадров;
стабилизация контингента педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений в системе образования;
обновление системы аттестации педагогических работников;
совершенствование системы повышения квалификации педработников.
2.5. Информатизация образования
Под информатизацией образовательной деятельности понимается процесс интеграции и систематического использования с помощью технических средств новейших идей, научно-методических материалов и другой информации для повышения эффективности муниципальной системы образования.
Средства информатизации рассматриваются не только как высокоэффективный педагогический инструмент, но и как средство для оперативного доступа учащихся, педагогов и руководителей к современной научной и учебно-методической информации, в том числе и к средствам Интернет.
Проектирование комфортной для пользователя среды включает создание:
- корпоративной сети, объединяющей опорные образовательные учреждения города;
- локальной сети отделов и управления образования, имеющей выход в глобальную сеть INTERNET;
- образовательных программ, программ учебных дисциплин и баз знаний по ним различных уровней и глубины разработки, учебных и методических пособий на различных видах носителей - бумажных, аудио-, мультимедиа и видеомагнитных.
Такая информационная система позволит обеспечить:
- информационные услуги для педагогов, руководящих работников ОУ в корпоративной сети;
- доступность информационных ресурсов управления образования как информационного методического центра для ОУ;
- освоение педагогическим сообществом мультимедиа и Internet технологий;
- развитие систем дистанционного обучения. Такие системы, основанные на использовании современных компьютерных и коммуникационных технологий, позволяет решать задачи обучения учащихся и повышения квалификации педагогических работников;
- внедрение перспективных образовательных технологий, учебной и методической литературы, дидактических средств с ориентацией на федеральные образовательные стандарты по учебным дисциплинам;
- компьютеризация школ и дооснащения компьютерных классов современной техникой;
- подключение учреждений образования к электронной почте;
- обеспечение подготовки преподавателей информатики по методике преподавания базисного курса информатики;
- обучению сетевым технологиям преподавателей школ города - будущих участников "пилотного проекта";
- использование компьютерной техники для решения управленческих задач;
- создание компьютерных информационных банков, фонда алгоритмов и программ для обучения.
Ожидаемые результаты:
создание и развитие городской информационной образовательной системы, включение ОУ в единую корпоративную сеть - электронная почта;
реализация Программы информатизации образования города;
поэтапное подключение ОУ к сети Интернет;
повышение информационной культуры педагогов и обучающихся;
переоснащение и обновление компьютерной базы в ОУ.
2.6. Совершенствование управления образованием
Деятельность системы образования регламентируется многослойной системой нормативных документов и структур федерального, регионального и муниципального уровней. Планирование деятельности управления образования осуществляется в системе планирования администрации города. В управлении образования внедрен программно-целевой метод в рамках "Системы целевых проектов и программ".
Управление образованием понимается нами как процесс, создающий условия для:
выполнение Закона РФ "Об образовании";
сохранения единого муниципального образовательного пространства;
использования образовательных возможностей для социальной защищенности ребенка;
обеспечения качества и вариативности образования.
Одним из средств реализации поставленных задач определено сочетание процессов функционирования и развития образовательной системы.
В связи с этим приоритетными функциями управления образования являются:
целеполагание и прогнозирование на основе системного анализа;
планирование и организация управленческих действий;
координация деятельности на разных уровнях управления муниципальной системой образования;
контроль и коррекция результатов образовательного процесса;
обеспечение единого образовательного пространства города;
создание муниципальной нормативно-правовой основы развития системы образования;
переход к опережению и комплексному прогнозированию в управленческих действиях на основе систематического мониторинга развития системы образования;
обеспечение всеми образовательными учреждениями города федерального стандарта образования;
помощь образовательным учреждениям и отдельным педагогам в совершенствовании деятельности, проведении исследовательской работы;
обеспечение выполнения Программы развития образования;
обеспечение условий и стимулирования совершенствования деятельности образовательных учреждений, развития механизмов самосовершенствования, самоопределения и самореализации личности участников педагогического процесса;
Ожидаемые результаты:
создание системы управления, адекватной формирующейся гибкой, мобильной, развивающейся и устойчиво функционирующей муниципальной образовательной системе;
оптимизация деятельности управления образования администрации города;
укрепление взаимосвязей с заинтересованными службами и ведомствами (УВД, ГИБДД, КДН, ОНД, управлением здравоохранения, управлением социальной защиты населения, управлением по труду и занятости населения и др.), наукой и культурой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.