Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 4 мая 2001 г. N 124
Основные направления
развития жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга
на 2001 - 2004 годы
Главные задачи органов местного самоуправления - создание благоприятных условий для экономического развития территории и повышение социального уровня жизни населения. Одной из главных характеристик уровня жизни является обеспеченность населения жильем и коммунальными услугами.
Целью настоящей Программы является - определение основных направлений работы администрации города на 2001-2004 годы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые должны обеспечить постепенное улучшение качественных характеристик жилищного фонда, повышение комфортности проживания и уровня благоустройства города, возрастания роли населения в управлении жилищным фондом, усиление социальной защиты семей с низкими доходами.
Основные итоги:
За последние годы администрация города проводит достаточно последовательную политику преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве. В качестве основных итогов можно отметить:
разделены функции заказчика и подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, что позволило повысить эффективность выполнения работ по обслуживанию жилищного фонда, обеспечить контроль за целевым использованием финансовых средств;
развивается практика проведения конкурсов на выполнение подрядных работ по текущему обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
начата демонополизация сферы управления муниципальным жилищным фондом, созданы четыре службы заказчика жилищно-коммунальных услуг. Эти службы созданы в форме муниципальных учреждений;
идет становление договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве; заключены договоры между управлением жилищно-коммунального хозяйства и службами заказчика, службами заказчика и подрядными жилищными организациями; управлением жилищно-коммунального хозяйства и коммунальными предприятии;
реализована программа адресной социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. В программе жилищных субсидий участвует 4,5% семей, проживающих в городском жилищном фонде;
создана автоматизированная система расчета жилищно-коммунальных платежей, которая обеспечивает перерасчет платежей в связи с не предоставлением или предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг низкого качества, распределение платежей населения между предприятиями жилищно-коммунальной сферы, в структуру центра входит отдел жилищных субсидий;
ведутся большие работы по ресурсосбережению в жилищном фонде, в рамках кредита Мирового Банка проводится как модернизация узлов теплоснабжения, так и утепление жилищного фонда;
проводится модернизация муниципальных тепловых сетей, освоено современное производство эмалированных труб в пенополиуретановой изоляции, используемых при замене и строительстве муниципальных теплопроводов;
Оренбург - первый город в России, оснастивший все ЦТП приборами учета тепловой энергии на границе раздела сетей "Оренбургэнерго" и муниципальных тепловых сетей; в настоящее время стоит задача использования этих приборов для коммерческого учета;
создана нормативная база для развития товариществ собственников жилья, зарегистрировано 37 ТСЖ.
Многие преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время не завершены. В силу существующих экономических условий в последние годы крайне мало внимания уделялось городскому благоустройству. Также, принципиально важным является продолжение работы по формированию экономических социально-ориентированных условий хозяйствования в жилищно-коммунальном комплексе Оренбурга. В связи с этим Программа развития жилищно-коммунального комплекса г. Оренбурга включает следующие ключевые направления:
1. Совершенствование системы управления муниципальным жилищным фондом на уровне администрации города.
2. Совершенствование схемы финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве.
3. Демонополизация и развитие конкуренции в жилищном секторе.
6. Совершенствование договорных отношений.
7. Создание эффективной системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Совершенствование системы управления муниципальным жилищным
фондом на уровне администрации города
Преследуемые цели. Повышение эффективности использования средств бюджета и населения, направляемых на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, повышение ответственности жилищных и коммунальных предприятий перед органом местного самоуправления, нанимателями и собственниками жилья за качество выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Текущая ситуация
В настоящее время в городе создана достаточно эффективная трехзвенная отраслевая структура управления жилищно-коммунальным комплексом, в которую входят:
1. Администрация города;
2. Заказчик жилищно-коммунальных услуг;
3. Жилищные организации, выполняющие подрядные работы на жилищном фонде и коммунальные предприятия, обеспечивающие снабжение жилищного фонда ресурсами.
Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством города представлена на рис.1.
В настоящее время функции собственника муниципального жилищного фонда исполняют в администрации города несколько подразделений администрации города:
- Управление ЖКХ отвечает перед главой города за жилищно-коммунальное хозяйство, готовит нормативные и другие правовые документы формирующие муниципальную политику в сфере управления, содержания и обслуживания жилищного фонда и предоставления населению жилищных и коммунальных услуг. Управление ЖКХ выплачивает бюджетные дотации, компенсации предоставленных льгот и субсидий жилищным и коммунальным предприятиям;
- Комитет по развитию потребительского рынка контролирует стоимость работ, выполняемых подрядными организациями, дает разрешение на выполнение работ с использованием современных материалов, в случае если стоимость этих работ превышает установленную администрацией стоимость;
- Управление жилищным фондом заключает договор найма с гражданами, проживающими в жилищном фонде (бывшие общежития).
- Комитет по управлению имуществом распоряжается муниципальной собственностью (сдает в аренду, передает в хозяйственное ведение или оперативное управление, продает имущество);
- Округа административно руководят работой дирекций единого заказчика и жилищными подрядными организациями. Муниципальные округа требуют исполнение работ не оплачивая их и не неся ответственности за последствия перераспределение средств направляемых в жилищно-коммунальное хозяйство.
Таким образом, в администрации города нет структуры, отвечающей за жилищно-коммунальный комплекс, имеющей соответствующие полномочия. Ситуацию, когда пять структурных подразделений администрации города, отвечают за жилищный сектор, нельзя назвать нормальной. Разрыв финансовой, имущественной и целевой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве негативно сказывается на эффективности работы отрасли. Тем более негативно сказывается сохранение административных принципов управления отраслью. Обеспечить эффективное управление жилищным фондом в таких условиях весьма сложно.
В настоящее время в городе действует Распоряжение Главы города "Об утверждении коэффициента рыночных цен". В соответствии с указанным Распоряжением вводятся "рыночные" коэффициенты, ограничивающие цены на работы и услуги. В случае превышения цен, установленных Распоряжением, необходимо получить разрешение на выполнение этих работ в Управлении муниципальными финансами.
Введенные так называемые "рыночные" коэффициенты не отражают реальной стоимости на рынке работ и услуг. При составлении смет используются нормативные документы, утвержденные до 1991 года, в которых не отражены новые используемые материалы и новые технологии. Как следствие, в 2000 году ремонт крыш осуществлялся с использованием дешевых рулонных материалов срок, службы# которых не превышает 4 лет. Ситуация, когда управляющая организация не имеет возможности выбора выполняемых работ, и когда решение о возможности применения новых материалов и новых технологий принимает комитет по развитию потребительского рынка, следует признать ненормальной. Введение ограничения на стоимости работ должно распространяться на работы, выполняемые без объявления конкурса, и контроль этот должно осуществлять Управление жилищно-коммунального хозяйства города. Стоимость работ и услуг полученная в результате проведения открытого конкурса и есть реальная рыночная стоимость.
В настоящее время все имущественные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве решаются Комитетом по управлению имуществом (далее КУИ). КУИ закрепляет имущество за муниципальными организациями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, сдает имущество в аренду. При этом контроль за состоянием имущества в жилищно-коммунальным# хозяйстве КУИ не ведет. Общий контроль за состоянием жилищного фонда, объектов инфраструктуры, сетевого хозяйства выполняет Управление ЖКХ. Управление ЖКХ координирует вопросы реконструкции, модернизации и развития коммунального хозяйства, реконструкции и модернизации жилищного фонда. КУИ является номинальным собственником, а реальные функции собственника несет Управление ЖКХ.
В настоящее время Управление ЖКХ выполняет работы по благоустройству города и ремонту дорог. Следует отметить, что вопросы благоустройства территории не требуют единой общегородской политики и больше зависят от работы глав округов, чем от работы Управления ЖКХ. Существующее положение когда порядок в городе практически полностью поддерживается бюджетными средствами нельзя назвать нормальным. Благоустроенность района зависит от взаимоотношений администрации округа с владельцами и пользователями недвижимого имущества. Именно по благоустроенности района можно судить об эффективности работы муниципальных округов.
На территории округов находятся объекты общегородского значения такие как, городские парки, стадионы, общегородские дороги, ответственность за эти объекты целесообразно оставить за Управлением ЖКХ а все другие вопросы благоустройства целесообразно передать в ведение муниципальных округов.
Задачи, требующие решения:
Для повышения ответственности и эффективности работ, организаций участвующих в управлении жилищно-коммунальным хозяйством города, структуру жилищно-коммунального хозяйства целесообразно сформировать по отраслевому принципу. Все вопросы, касающиеся жилищно-коммунальной отрасли, необходимо передать отраслевой структуре отвечающей за жилищно-коммунальное хозяйство перед Главой города. Такой структурой в администрации города является Управление жилищно-коммунального хозяйства. Для того чтобы сформировать полноценную отраслевую структуру, ответственную за жилищно-коммунальное хозяйство города необходимо:
Полномочия по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города передать Управлению ЖКХ. В городе должна осуществляться единая политика в вопросах управления жилищным фондом, ориентированная на общегородские проблемы, а не на территориальные интересы;
- Управлению ЖКХ передать в округа вопросы территориального благоустройства, оставив за собой объекты и дороги общегородского значения.
- Передать Управлению ЖКХ распоряжение имуществом в жилищно-коммунальном хозяйстве (жилищным фондом, сетевой инфраструктурой и иное имущество, используемое при предоставлении жилищно-коммунальных услуг). Для этого Комитету по управлению имуществом необходимо изъять жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, и сетевое хозяйство из хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальных организаций и передать их в оперативное управление Управления ЖКХ. Управление ЖКХ передаст муниципальное имущество по договору управления соответствующим организациям. При этом имущество будет находится на балансе Управления ЖКХ. Учет имущества будут вести управляющие организации и отчитываться перед Управлением ЖКХ. В такой ситуации данное имущество не может быть изъято за долги управляющих организаций, Управление ЖКХ может перераспределять имущество в зависимости от экономической целесообразности;
- Закрепить за Управлением ЖКХ право назначения и подписание# контрактов с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, участвующих в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- В обязанности Управления ЖКХ следует включить формирование программ управления жилищным фондом, развития городской инженерной инфраструктуры, программ развития муниципальных предприятий, участвующих в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- Передать Управлению ЖКХ право контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ, включая контроль за ценами на работы и услуги, выполняемые без проведения конкурса;
- Возложить на Управление ЖКХ ответственность за:
формирование политики ставок оплаты услуг ЖКХ населением и муниципальной тарифной политики;
создание эффективной системы тарифного регулирования ресурсоснабжающих предприятий - монополистов;
осуществление мониторинга деятельности организаций, осуществляющих управление муниципальным имуществом в жилищно-коммунальной отрасли;
- Вменить в обязанности Управления ЖКХ:
разрабатывать и реализовывать программы демонополизации выполнения работ и предоставления услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве;
формировать систему договорных отношений в ЖКХ и политику ресурсосбережения;
обеспечивать разработку механизмов возврата кредитных средств, взятых администрацией города и использованных для нужд жилищно-коммунальной отрасли;
развивать нормативную базу и обеспечивать административную поддержку в создании товариществ собственников жилья;
- готовить инвестиционные проекты в сфере ЖКХ.
Этапы реализации:
2001 г.
- Перераспределение обязанностей между Административными округами и Управлением ЖКХ. Все вопросы, связанные с управлением жилищным фондом передаются Управлению ЖКХ, вопросы благоустройства территорий в том числе механизированная уборка улиц и озеленение передаются в ведение административных округов.
- Передача Управлению ЖКХ прав по распределению всех бюджетных средств направляемых в жилищно-коммунальную отрасль, а также по контролю за использованием внебюджетных средств.
- Разработать порядок применения рыночных коэффициентов и порядок определения стоимости работ.
- Разработка Программы дальнейшей демонополизации сферы содержания и обслуживания жилищного фонда.
2002 г.
Изменение имущественных отношений в жилищно-коммунальной отрасли с целью создания в администрации города единой отраслевой структуры, отвечающей за жилищно-коммунальное хозяйство города. Для этого необходимо:
- Изъять жилищный фонд из оперативного управления служб заказчика, и передать в оперативное управление Управления жилищно-коммунального хозяйства;
- Управлению ЖКХ заключить срочные договоры со службами заказчика на управление жилищным фондом. Договором поручить управляющим организациям вести полный учет имущества с предоставлением необходимой информации Управлению ЖКХ.
- Внести изменения в систему контроля за деятельностью управляющих организаций с целью повышения хозяйственной самостоятельности и формирования экономических стимулов эффективной работы. Разработка системы индикаторов, позволяющих отслеживать текущую деятельность управляющих организаций. Разработка и утверждение методики мониторинга за деятельностью организаций.
2003 г.
Изменение имущественных отношений между Управлением ЖКХ и коммунальными предприятиями водоснабжения и водоотведения. Для этого:
- Разработать Программу перспективного развития объектов и сетей водоснабжения и канализации
- Изъять из хозяйственного ведения муниципального предприятия "Производственное управление водопроводного канализационного хозяйства" (далее МП ПУВКХ) инженерные объекты и сети водопровода и канализации и передать их в оперативное управление Управления ЖКХ;
- Управлению ЖКХ заключить договор с МП ПУВКХ об управлении объектами и сетями водоснабжения и канализации. В договоре предусмотреть учет МП ПУВКХ переданного в управление имущества, увязать договорные обязательства управляющей организации с Программой перспективного развития объектов и сетей водоснабжения и канализации.
2004 г.
Изменение имущественных отношений между Управлением ЖКХ и коммунальными предприятиями, обеспечивающими теплоснабжение. Для этого:
- Разработать Программу перспективного развития объектов и сетей теплоснабжения.
- Изъять из хозяйственного ведения муниципального предприятия "Оренбурггортепло" (далее МП ОГТ) объекты и сети теплоснабжения и передать их в оперативное управление Управлению ЖКХ.
- Управлению ЖКХ заключить договор с МП ОГТ о передаче в управление объектов и сетей теплоснабжения. В договоре предусмотреть учет МП ОГТ переданного в управление имущества, увязать деятельность предприятия с Программой перспективного развития объектов и сетей теплоснабжения.
Совершенствование схемы финансовых потоков
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Преследуемые цели. Создание схемы финансовых потоков, повышающих эффективность жилищно-коммунального комплекса обеспечивающих прозрачность расходов и соответствие действующему законодательству; снижение неплатежей в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение ответственности за использование финансовых средств.
Текущая ситуация
В настоящее время схема финансовых потоков выглядит следующим образом:
- Бюджетные средства, выделяемые на нужды отрасли, направляются в Управление жилищно-коммунального хозяйства. Управление ЖКХ распределяет их между службами заказчика и предприятиями, поставщиками коммунальных ресурсов. Средства от аренды поступает в бюджет. Содержание бывших общежитий осуществляется по расценкам как для обычного жилья, то есть ниже реальной себестоимости.
- Платежи населения поступают в расчетно-кассовый центр (далее РКЦ), функции которого выполняет муниципальное учреждение по сбору и обработке коммунальных платежей. РКЦ распределяет поступившие платежи в соответствии с утвержденной структурой между службами заказчика и коммунальными предприятиями. Фиксированное расщепление платежей имеет ряд недостатков, поскольку:
службы заказчика не заинтересованы в снижении общих платежей населения (выставления штрафных санкций подрядным организациям, пересчете платы за коммунальные услуги в случае их недопоставки) поскольку в результате падает количество средств, перечисляемых им;
службы заказчика не заинтересованы в ресурсосбережении, контроле за потреблением и распределением ресурсов;
в формальность превращаются договоры между службами заказчика и подрядными организациями.
- Полномочия арендодателя по сдаче в аренду помещений осуществляет КУИ. Арендная плата за использование муниципального имущества поступает в бюджет города.
Как правило арендаторы отказываются заключать договоры на техническое обслуживание элементов общедолевой собственности с жилищными организациями и обслуживание производится за счет средств жильцов, проживающих в жилищном фонде. Достаточно серьезными убытками предприятий становится обслуживание и охрана нежилых помещений в период отсутствия арендаторов.
Схемы финансовых потоков, действующие в настоящее время, представлены на рис.2. и рис.3.
Задачи, требующие решения:
Совершенствовать систему распределения платежей населения. В соответствии с действующим законодательством население оплачивает жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим управление жилищным фондом. Таким образом, платежи населения между подрядными организациями должны распределяться управляющей организацией с учетом реального количества и качества предоставленных коммунальных услуг.
Необходимо ликвидировать выпадающие доходы жилищных организаций, возникающие от содержания и обслуживания доли жилищного фонда, приходящейся на арендуемые нежилые помещения. Поскольку арендаторы являются временными пользователями помещений и существуют периоды, когда помещения не имеют пользователей целесообразно ответственность за платежи по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложить на КУИ. Следует обязать КУИ заключить договор с организацией, в управлении которой находится жилищный фонд (службой заказчика), на управление и обслуживание элементов общедолевой собственности. Оплачивать проводимые работы следует по тарифам и нормативам, утвержденным администрацией города.
Этапы реализации:
2001 г.
- Управлению ЖКХ подготовить проект договора между службами заказчика и РКЦ, обеспечивающий право управляющей организации распределять платежи населения в соответствии с утвержденными тарифами, с учетом реального количества и качества поставляемых жилищно-коммунальных услуг.
- Управлению ЖКХ разработать положение о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками встроенно-пристроенных нежилых помещений. Положение должно обеспечивать компенсацию затрат жилищных организаций по содержанию и обслуживанию жилья в части приходящейся на нежилые помещения;
Демонополизация и развитие конкуренции в жилищном секторе.
Профессиональное конкурентное управление, содержание и обслуживание
жилищного фонда
Преследуемые цели. Создание системы экономических мотиваций повышения качества исполнения работ в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Снижение издержек бюджета, связанных с необходимостью модернизации имущества муниципальных предприятий, занимающихся обслуживанием жилищного фонда.
Текущая ситуация
Управление муниципальным жилищным фондом осуществляют четыре службы заказчика. Службы заказчика созданы в организационно-правовой форме муниципальное учреждение. Как следствие финансирование их осуществляется по смете расходов. В такой ситуации сформировать экономическую заинтересованность в эффективном исполнении возложенных на службы заказчика обязанностей весьма сложно. Поэтому в настоящее время экономические стимулы заменяют административные механизмы. Особо широко такие механизмы используются административными округами. Руководители административных округов требуют исполнения в оперативном порядке тех или иных работ, без решения вопросов финансового обеспечения и не неся ответственности за последствия такой политики.
Функции управления жилищным фондом выполняются службами заказчика только частично. Они заключают договоры с подрядными жилищными организациями, планируют, финансируют и контролируют работы по содержанию обслуживанию жилья и выполнению капитальных ремонтов. Вопросы предоставления коммунальных услуг находятся в ведении Управления жилищно-коммунального хозяйства города. Управление заключает договоры с коммунальными предприятиями и контролирует исполнение работ.
Службы весьма слабо используют преимущества конкурентной среды, в сфере обслуживания жилищного фонда сформированной Управлением жилищно-коммунального хозяйства. Редко проводятся конкурсы по отбору подрядчиков. До наделения служб заказчика юридической самостоятельностью конкурсы проводились периодически. Серьезным препятствием проведению конкурсов является введенные ограничения на рыночную стоимость работ.
Стоимость услуг и работ по управлению муниципальным жилищным фондом, выполняемых службами заказчика, входит в стоимость жилищно-коммунальных услуг и финансируется из расчета 2,3% от объема выполненных работ. Это приводит к ситуации, когда служба заказчика заинтересована материально в увеличении объемов выполняемых работ в денежном исчислении. В частности, снижение стоимости отдельных работ приводит к необходимости увеличения объема работ самой управляющей организации. Как результат служба заказчика не заинтересована в снижении стоимости работ, в проведении конкурсного отбора подрядчиков, в выставлении неустойки при некачественном исполнении работ и т.д.
Службы заказчика в настоящее время не отвечают за поставку коммунальных услуг. Имея на балансе жилищный фонд, отвечая за состояние внутридомовых объектов и сетей инженерной инфраструктуры, служба заказчика не отвечает перед населением за поставку коммунальных услуг. Во многом качество поставки коммунальных услуг зависит от регулировки, выполненной на внутридомовых сетях и состояния внутридомовой инфраструктуры в целом. Поэтому за поставку коммунальных услуг должен отвечать единый заказчик. При этом необходимо экономически заинтересовать службы в учете поставляемых ресурсов и снижении их потребления. Только службы заказчика могут обеспечить снижение потребления ресурсов, путем жесткого контроля за их количеством и качеством.
Денежные средства на управление жилищным фондом поступают в службы заказчика из двух источников: из Управления ЖКХ (бюджетные средства) и платежи населения. Платежи населения за жилищно-коммунальные услуги поступают в РКЦ и автоматически расщепляются между поставщиками ресурсов и службами заказчика. Фактически денежные средства попадают подрядчикам минуя службы заказчика. Такая ситуация отражает фактическое состояние договорных отношений. Службы заказчика не отвечают за поставку коммунальных ресурсов и не контролируют денежные средства, направляемые на финансирование этих работ. Такая ситуация, когда управляющая организация не контролирует поставку ресурсов и не оплачивает их поставку, приводит к отсутствию стимулов экономить поставляемые ресурсы. Сформировать мотивацию экономить ресурсы на уровне объекта недвижимости возможно только в том случае, если службы заказчика будут получать деньги, оплачиваемые населением за коммунальные услуги, и оплачивать поставляемые ресурсы с учетом их качества и количества. Ситуация, когда управляющая организация покупает ресурсы у поставщиков и продает коммунальные услуги населению, соответствует действующему законодательству. Население оплачивает жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, с которой у него заключен договор. Именно управляющая организация поставляет жилищно-коммунальные услуги населению и получает за это деньги. Получать и распоряжаться средствами населения должна управляющая организация. РКЦ обязано распределять полученные от населения платежи в соответствии с указанием служб заказчика.
В городе созданы условия для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом. В городе действует четыре службы заказчика. Наличие нескольких управляющих организаций позволяет сравнивать их деятельность, выявлять организации хуже других справляющиеся со своими обязанностями и изымать частично или полностью жилищный фонд у таких организаций, выставляя его на конкурс.
В настоящее время многие виды специальных работ выполняются организациями, занимающими монопольное положение на рынке предоставления услуг. К таким видам работ относится вывоз твердых бытовых отходов, дератизация жилищного фонда, содержание и обслуживание лифтов и др.
Следует отметить, что монопольное положение МУП "Спецавтохозяйство N 1" на вывоз твердых бытовых отходов основывается на совмещении данным предприятием вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. Полигон твердых бытовых отходов является естественной монополией для города. Вывоз отходов может осуществляться на конкурентной основе.
Задачи, требующие решения:
Для повышения хозяйственной самостоятельности служб заказчика, совершенствования системы управления жилищным фондом и демонополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг предлагается:
- Изменить организационно-правовую форму служб заказчика. Придать им статус муниципальных унитарных предприятий. Предприятие отличается от учреждения тем, что в муниципальном предприятии заработная плата работников, развитие предприятия в целом зависит от результативности работы предприятия. В учреждении заработная плата сотрудников, приобретение имущества зависит от взаимоотношений с администрацией города, а не от результатов труда. Это связано с тем, что заработная плата, приобретение имущества в учреждении осуществляется по смете с разрешения администрации города;
- В силу отсутствия конкурентных отношений в сфере управления жилищным фондом формирование доходов непосредственно службы заказчика должно производиться нормировано, исходя из следующих принципов:
финансирование служб заказчика должно определяться договором между администрацией города (Управлением ЖКХ) и службой. Величина финансирования должна иметь абсолютное значение и зависеть от качества управления жилищным фондом;
фонд оплаты труда управляющей организации формируется из прогноза определенного уровня собираемости оплаты жилищно-коммунальных услуг (например, 95%). При превышении этого уровня собираемости часть средств идет на формирование фонда материального поощрения, недосбор средств может привести к снижению финансирования и, как следствие, к понижению должностных окладов и/или сокращению штатного расписания;
в случае проведения конкурсных отборов подрядчиков по обслуживанию жилищного фонда и снижения цен на выполнение этих работ в результате конкурса часть средств, образующихся как разница между стартовой ценой и конечной конкурсной ценой (например, 20%), поступает в самостоятельное распоряжение управляющей организации, на остальные сэкономленные средства служба заказчика должна произвести дополнительные объемы работ по текущему или капитальному ремонту жилищного фонда, переданного ей в управление.
- На финансирование управляющей организации может оказывать влияние не выполнение обязательств по договорам подряда, договорам поставки ресурсов, качество предоставляемых услуг, изменение числа жалоб населения на предоставляемые услуги, поступивших в администрацию города, и другие показатели;
- Необходимо обязать службы заказчика заключать пообъектные договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку ресурсов (воды, газа, тепла и др.). Жилищный фонд вместе с внутридомовыми сетями находится на балансе служб заказчика и с позиции закона именно они обязаны заключать договор на покупку энергетических ресурсов. Необходимо текущую ситуацию привести в соответствие с действующим законодательством;
- Необходимо пересмотреть системы распределения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Платежи населения между подрядными организациями должны расщепляться на основании указаний служб заказчика.
- Обязать службы заказчика разработать и представить на утверждение в Управление ЖКХ подомовые годовые планы управления жилищным фондом;
- Обязать службы заказчика разработать и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на содержание и обслуживание жилищного фонда, а также на выполнение работ капитального ремонта и модернизации. Подготовить свои предложения по составу комиссии по отбору подрядчиков для выполнение работ на жилищном фонде;
- Подготовить нормативную базу, необходимую для проведения конкурса по управлению жилищным фондом. Разработать Программу демонополизации сферы управления жилищным фондом;
- Выделить из муниципального предприятия "Спецавтохозяйство N 1" подразделение, осуществляющее утилизацию твердых бытовых отходов, утвердить тарифы на утилизацию мусора. После этого возможно проведение конкурса на вывоз твердых бытовых отходов;
- Важной для города задачей является совершенствование системы сбора твердых бытовых отходов. Действующая система вывоза бытового мусара не удобна жителям вызывает множество жалоб. Необходимо разработать программу совершенствования системы сбора твердых бытовых отходов.
Этапы реализации:
2001 г.
- Содержание и обслуживание жилищного фонда, осуществляемое на конкурсной основе, довести до 50% от всего муниципального жилищного фонда. Для этого службам заказчика разработать и представить на утверждение в Управление ЖКХ план проведения конкурсов на содержание и обслуживания жилищного фонда в 2002 году;
- Выбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту жилищного фонда осуществлять на конкурсной основе. С этой целью, службам заказчика разработать план проведения конкурсов на отбор подрядчиков для выполнения работ капитального ремонта в 2001 году и представить его для утверждения в Управление ЖКХ.
- Доработать и утвердить форму договора между администрацией города и управляющей организацией, обеспечивающего заинтересованность управляющей организации в снижении стоимости услуг и повышении их качества и количества;
- Управлению ЖКХ передать право заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов службам заказчика;
- Управлению ЖКХ разработать форму договора службы заказчика с РКЦ, позволяющую им самостоятельно планировать распределение платежей населения между подрядными организациями;
- Службам заказчика разработать и представить в Управление ЖКХ годовой пообъектный план управления жилищным фондом на 2002 год;
- Управлению ЖКХ разработать и утвердить Программу совершенствования сбора твердых бытовых отходов на 2001-2004 годы. Приступить к реализации утвержденной Программы;
- Разработать Положение о порядке конкурсного отбора организаций, выполняющих работы по управлению жилищным фондом.
2002 г.
- Содержание и обслуживание жилищного фонда, осуществляемое на конкурсной основе, довести до 80% от всего муниципального жилищного фонда. Управляющим организациям разработать и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на содержание и обслуживание жилищного фонда на 2002 год;
- Преобразовать службы "Заказчика" из муниципальных учреждений в муниципальные предприятия.
- Организовать и провести конкурс на отбор организации, осуществляющей управление муниципальным жилищным фондом;
- Службам заказчика разработать и представить в Управление ЖКХ годовой пообъектный план управления жилищным фондом на 2003 год;
- Организовать и провести конкурсы на отбор подрядных организаций для выполнения специальных видов работ (обслуживание лифтов, дератизация, вывоз мусора и др.). Службам заказчика подготовить и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на отбор подрядчиков для исполнения специальных видов работ;
- Управлению ЖКХ разработать программу газификации частного жилищного фонда.
- Подготовить и провести реорганизацию МУП "Спецавтохозяйство N 1" путем выделения самостоятельного муниципального предприятия, осуществляющего утилизацию твердых бытовых отходов. Разработать нормативную документацию необходимую для проведения конкурсов на специальные виды работ;
2003 г.
- Содержание и обслуживание жилищного фонда, осуществляемое на конкурсной основе, довести до 100% от всего муниципального жилищного фонда. Управляющим организациям разработать и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на содержание и обслуживание жилищного фонда на 2004 год;
- Заключение новых договоров на вывоз твердых бытовых отходов, дератизацию, содержание и обслуживание лифтов осуществлять только на конкурсной основе.# службам заказчика подготовить и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на отбор подрядчиков для исполнения специальных видов работ на 2004 год.
- Службам заказчика разработать и представить в Управление ЖКХ годовой пообъектный план управления жилищным фондом на 2004 год;
- Управление жилищным фондом, осуществляемое на конкурсной основе, довести до 50% от всего муниципального жилищного фонда. Управлению ЖКХ подготовить план проведения конкурсов на управление жилищным фондом в 2004 году;
2004 г.
- Управление жилищным фондом, осуществляемое на конкурсной основе, довести до 100% от всего муниципального жилищного фонда. Управлению ЖКХ подготовить план проведения конкурсов на управление жилищным фондом в 2005 году;
- Управляющим компаниям разработать и представить в Управление ЖКХ годовой пообъектный план управления жилищным фондом на 2005 год;
- Управляющим компаниям подготовить и представить в Управление ЖКХ планы проведения конкурсов на отбор подрядчиков на 2005 год.
Создание механизма организации работ по обслуживанию
муниципального жилищного фонда без задержки выплаты
заработной платы и накопления долгов
Преследуемые цели. Организация системы договорных отношений служб заказчика с подрядными жилищными организациями, позволяющей осуществлять планирование управления жилищным фондом в условиях не стабильного бюджетного финансирования.
Анализ ситуации
Основой управления жилищным фондом является квалифицированное планирование работ. Управляющая организация обязана иметь план управления на период действия договора управления, на основе которого составляются годовые и текущие планы работ. Отсутствие гарантированной компенсации разницы между стоимостью и тарифами для населения на жилищные услуги привело к заключению договоров между службами заказчика и подрядными организациями, не обеспеченных финансированием. Это стало причиной появления задолженности служб заказчика перед подрядными предприятиями. Появление просроченной задолженности приводит к увеличению стоимости работ, за счет начисления пени, подрывает доверие подрядчика к заказчику работ, осложняет их взаимоотношения, снижает качество исполнения работ.
В настоящее время 5 % средств, поступающих в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, направляется в МУП "ПТК ЖКХ" (далее по тексту УПТК) для централизованной закупки материалов. Основным недостатком существующей структуры является принудительное изъятие средств у управляющих организаций. Службы заказчика должны самостоятельно решать где и какие материалы будут приобретать. Рыночные подходы к работе УПТК позволят повысить качество работы этой структуры.
Задачи, требующие решения:
Первоочередной задачей является формирование договорных отношений, обеспечивающих работу управляющей организации без текущей задолженности и создания условий работы службы заказчика без наращивания задолженности в условиях нестабильного бюджетного финансирования. Решение поставленной задачи требует изменение системы договорных отношений между управляющей и подрядными жилищными организациями. При формировании договорных отношений необходимо стоимость договора разделить на две составляющих: постоянную - стоимость работ текущего содержания, и переменную - стоимость текущего ремонта жилищного фонда. Стоимость текущего содержания фиксируется как постоянная величина, определенная в результате конкурса, не изменяющаяся в течение всего периода действия договора. Стоимость текущего ремонта определяется ежеквартально дополнительным соглашением сторон договора и основывается на прогнозах бюджетного финансирования, сбора средств с населения и фактической задолженности по финансированию текущего ремонта за предыдущий квартал.
Такой подход позволит службе заказчика ежеквартально корректировать стоимость договора на техническое обслуживание в зависимости от фактического финансирования работ. При этом основная задача службы - корректировать стоимость текущего ремонта таким образом, чтобы не допускать роста задолженности выше допустимого значения, (например, выше 50% стоимости работ текущего ремонта, запланированных на квартал). В случае превышения предусмотренного уровня задолженности работа заказчика по планированию своих расходов может быть признана неудовлетворительной.
В действующей системе финансирования сокращение численности работающих связано с дополнительными выплатами увольняемым. Как правило, такая ситуация возникает после проведения конкурса, в результате которого одна из организаций лишается заказа на выполнение работ. Сокращение объемов выполняемых работ требует сокращение штатной численности предприятия. Расходов, связанных с дополнительными выплатами, можно избежать, если всех работников жилищных предприятий перевести на работу по контракту.
Этапы реализации:
2001 г.
- Разработать и рекомендовать управляющим организациям заключать с подрядными жилищными организациями договор на техническое обслуживание жилищного фонда состоящий из двух частей. Договор на текущее содержание, которое мало зависит от состояния жилищного фонда и договор на текущий ремонт, стоимость которого будет зависеть от состояния жилищного фонда и реальных финансовых возможностей управляющей организации. Текущее содержание фиксируется в договоре как постоянный платеж в течении всего периода действия договора, а стоимость текущего ремонта определяется ежеквартально дополнительным соглашением сторон. В договорах на выполнение подрядных работ необходимо предусмотреть систему гарантийных обязательств подрядных организаций.
- Разработать форму контракта найма на работу в жилищные организации. Рекомендовать руководителям муниципальных предприятий перейти на контрактную основу найма работников.
Увеличение внебюджетной доли финансирования стоимости
жилищно-коммунальных услуг
Преследуемые цели. Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, путем привлечение дополнительных средств в жилищно-коммунальное хозяйство с одновременным усилением социальной защиты населения, имеющего низкие доходы.
Анализ ситуации
Последнее изменение ставок и тарифов произошло в феврале 2000 года, и сегодня доля платежей населения в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет 44%. При этом содержание и обслуживание жилищного фонда оплачивается на 70%, вывоз мусора оплачивается населением в полном объеме, содержание и обслуживание лифтов на 50%. Услуги отопления и горячего водоснабжения оплачиваются населением на 31%, а услуги холодного водоснабжения на 50%. До этого ставки и тарифы пересматривались в марте 1999 года. В среднем по России по данным Госстроя в 1999 году население оплачивало 51% от стоимости услуг. Город Оренбург отстал от других городов России, хотя два года назад уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в Оренбурге был одним из самых высоких в России. Следует отметить, что уровень платежей граждан в Оренбурге ниже установленного Правительством России для формирования трансфертной политики. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации уровень платежей граждан в 2000 году должен составлять 70% от стоимости услуг. В городе отсутствует Программа планомерного повышения доли платежей граждан, что делает политику администрации города нестабильной и негативно воспринимаемой населением.
В структуру платежей введена плата за найм жилых помещений и плата за капитальный ремонт. В настоящее время все расходы связанные с ликвидацией аварий, ликвидацией несчастных случаев несет администрация города. В Управлении ЖКХ создан специальный резервный фонд для непредвиденных расходов. Создание такого фонда приводит к отвлечению средств из оборота, снижает эффективность их использования. Альтернативой этому может стать страхование жилья.
Повышение платежей населения должно сопровождаться с совершенствованием системы социальной защиты низкодоходных слоев населения. Созданная в городе программа адресной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг - программа жилищных субсидий обеспечивает адресную социальную поддержку семей с низким доходом. Размер субсидий обратно пропорционально зависит от дохода семьи. Тем самым семьи с низким доходом оказываются защищенными от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Повышение тарифов для них приводит к повышению субсидий, а размер оплаты жилищно-коммунальных услуг не изменяется. Однако за последние два года механизм адресной помощи населению стал работать почти в холостую: число участников программы субсидий сократилось с 16% до 4,7%. Это является следствием того, что за последние два года рост доходов населения существенно опережал изменение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения.
К организационным недостаткам службы жилищных субсидий следует отнести то, что она являясь структурным подразделением РКЦ, оплачивается из стоимости жилищно-коммунальных услуг, т.е. платежеспособным населением. Принципиально важно, что оказание социальной помощи - административная функция и ее исполнение должно оплачиваться из бюджета.
В бюджете города не предусмотрена статья возмещения предоставленных субсидий. Для жилищных организаций предоставленные субсидии оборачиваются выпадающими доходами. Как результат, субсидии предоставляются за счет платежеспособного населения. Необходимо в бюджет города включить строку компенсации предоставленных жилищных субсидий.
Город Оренбург отстал от других городов по доле платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Повышение ставок платежей населения можно совместить с усилением социальной защиты низкодоходных слоев населения. Варьируя величину предельно допустимой доли совокупного семейного дохода, направляемую на оплату жилищно-коммунальных услуг, возможно создание таких условий, при которых право на получение субсидии будут иметь семьи, в которых душевой доход ниже прожиточного минимума.
В настоящее время в городе Оренбурге насчитывается более 40 категорий населения, пользующихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг. Льготами пользуется более 50% всего населения. Обилие законодательных актов регламентирующих порядок предоставления льгот, а также неоднозначность толкования законов приводит к не правомерному предоставлению льгот. С целью наведения порядка в предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, выявления объективных данных по количеству льготных категорий и граждан-льготников, по сумме выпадающих доходов предприятий, необходимо провести анализ предоставления льгот.
Задачи, требующие решения:
- Формирование программы постепенного повышения доли платежей населения в стоимости жилищно-коммунальных услуг. Программа должна предусматривать планомерное дифференцированное повышение доли оплаты населением по всем видам жилищно-коммунальных услуг. При этом в первую очередь следует повышать оплату населением услуг, которые предоставляются на конкурсной основе, - текущее содержание и текущий ремонт жилищного фонда. Опережающее повышение доли платежей граждан за жилищные услуги повысит привлекательность работ по содержанию и обслуживанию жилья, поскольку платежи населения сегодня гораздо лучше прогнозируемый источник доходов, чем бюджетный# дотации, кроме того, существенно увеличатся и сами доходы (доля неплатежей населения несравненно ниже, чем доля неплатежей бюджета). Появится возможность улучшить качество обслуживания жилья. В такой ситуации бюджетные дотации будут концентрироваться на финансировании коммунальных услуг, в первую очередь тепла. Это имеет свои положительные стороны, поскольку только местная власть в настоящее время имеет серьезные возможности противостоять росту цен естественных монополий, а расходование бюджета на дотирование этих монополистов будет подталкивать ее к этому и экономически.
- Ликвидация перекрестных тарифов.
- Подразделение РКЦ, отвечающее за начисление жилищных субсидий, следует перевести в структуру Управления ЖКХ.
- В бюджет города предусмотреть статью компенсации жилищных субсидий предоставленных населению.
- Провести анализ предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
- Разработать единую муниципальную Программу страхования в жилищно-коммунальном комплексе, в которой предусмотреть страховую защиту жилой недвижимости, страхование гражданской ответственности нанимателей и собственников жилья, строительных и эксплуатирующих организаций, действующих в данной сфере, в том числе при проведении капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда или объектов городской инженерной инфраструктуры.
Этапы реализации:
2001 г.
- Повысить долю платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги до 55 % от их стоимости.
- Ввести системы страхования жилья.
- Доработать Положение о предоставлении жилищных субсидий семьям с низкими доходами.
- В бюджете города предусмотреть строку компенсации предоставленных жилищных субсидий.
- Провести анализ обоснованности предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
2002 г.
- Установить долю платежей населения в соответствии с планируемыми расходами бюджета на жилищно-коммунальную сферу.
- Довести долю платежей граждан за жилищные услуги до 100% от стоимости услуг.
- Перевести отдел жилищных субсидий из РКЦ в структурное подразделение администрации города.
- Ввести страхование потери жилья в результате утраты права собственности.
- Внедрить страхование сервисного обслуживания жилья и объектов городской инженерной инфраструктуры (в том числе текущий ремонт, аварийный ремонт).
2003-2004 г.г.
- Устанавливать долю платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с утверждаемыми расходами бюджета на жилищно-коммунальную сферу.
- Ввести страхование профессиональной ответственности в сфере ЖКХ.
- Обеспечить страховой защитой эксплуатационно - ремонтную деятельность по содержанию и текущему ремонту придомовых территорий, внутриквартальных проездов.
Совершенствование договорных отношений
Преследуемые цели. Создание системы договоров ориентированной на повышение ответственности жилищно-коммунальных предприятий перед населением за поставку жилищно-коммунальных услуг. Формирование ответственности населения за состояние жилищного фонда в котором оно проживает
Анализ ситуации
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве города сформирована система договорных отношений на всех уровнях управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Заключены договоры между администрацией города и управляющими организациями (службами заказчика). Заключены договоры между управляющими организациями и подрядными жилищными организациями. Заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями. Частично заключены договоры с нанимателями и собственниками жилья.
Важным элементом в системе договорных отношений является договор между управляющей организацией и собственниками и нанимателями жилых помещений. В настоящее время эти договорные отношения регулируются договорами найма жилого помещения и договорами на техническое обслуживание, утвержденными Распоряжением администрации Оренбургской области в 1995 году. Указанные договоры были разработаны без учета реальной ситуации и ориентированы на финансирование отрасли в запрашиваемых объемах. Договоры предусматривают обязательное выполнение Правил предоставления коммунальных услуг. В настоящее время ни бюджет, ни население не в состоянии обеспечить финансирование объемов работ, обеспечивающих исполнение указанных Правил. Договоры содержат обязательства нанимателей, собственников и управляющей организации, но не содержат ответственности за несоблюдение этих обязательств. Все это делает договоры ничтожными, не регулирующими взаимоотношения сторон.
Для того чтобы договор между управляющей организацией и нанимателями и собственниками жилья, с одной стороны, давал жителям реальные рычаги контроля за работой управляющей организации, с другой, обязывал население бережно относиться к общедолевой собственности и соблюдать правила совместного проживания необходимо:
- В договоры включить реальный перечень предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, и выполняемых работ, режим и качество их предоставления;
- В договоре предусмотреть реальные обязанности нанимателей и собственников жилья по сохранности жилищного фонда и соблюдению норм совместного проживания;
- Предусмотреть ответственность сторон договора за неисполнение условий договора, а также порядок расторжения договора.
Между Управлением ЖКХ и службами заказчика заключены договоры на управление жилищным фондом. В договорах подробно прописаны предмет договора, права и обязанности сторон. Не достаточно полно в договорах освещены вопросы ответственности сторон в случае не исполнения условий договора.
Действующие договоры не учитывают специфику каждого объекта недвижимости в отдельности. Правильным является подход заключения договоров на каждый объект недвижимости в отдельности.
Договор водоснабжения и водоотведения и договор на теплоснабжение заключен между Управлением ЖКХ и ресурсоснабжающей организацией, службы заказчика в договоре участвуют в качестве третьей стороны. Основным недостатком действующих договоров является участие службы заказчика третьей стороной договора. Управляющая организация оказалась в стороне от вопросов поставки ресурсов к объектам недвижимости. Договоры на отпуск питьевой воды, прием сточных вод не содержат необходимых существенных условий, предусмотренных "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных приказом Госстроя России. К существенным условиям относится режим поставки воды и приема сточных вод, качество поставляемых ресурсов, граница балансовой и эксплуатационной ответственности. Договором не определен порядок учета полученных ресурсов при наличии и отсутствии приборов учета. Все это не стимулирует организации, участвующие в предоставлении жилищно-коммунальных услуг, к повышению качества их предоставления и повышает их стоимость.
Задачи, требующие решения:
Проанализировать и переработать договоры населения с управляющими организациями. Договоры должны:
- Давать возможность нанимателям и собственникам жилья получать жилищно-коммунальные услуги качества не ниже стандартов, установленных органом местного самоуправления.
- Определять режим и параметры качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, права нанимателя или собственника жилья, порядок составления актов нарушения условий договоров, порядок допуска в жилое помещение представителей управляющей организации;
- Содержать порядок расчета платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, порядок пересчета платежей в случае некачественной поставки жилищно-коммунальных услуг, а также порядок выставления штрафных санкций за нарушение условий договора.
Доработать и утвердить формы договоров управляющей жилищной организации с ресурсоснабжающими организациями (поставщиками воды, тепла). Договоры должны:
- Учитывать особенности каждого объекта недвижимости;
Обеспечивать возможность поставки коммунальных услуг в соответствии с договорами найма и договорами собственников жилья со службой заказчика;
- Обеспечивать заинтересованность ресурсоснабжающей организации в повышении качества поставки ресурсов;
- Учитывать особенность ресурсоснабжения каждого объекта недвижимости в отдельности;
- Обеспечивать возможность контроля за качеством и объемом поставляемых ресурсов.
Этапы реализации:
2001 г.
Переработать и утвердить формы договоров:
- Найма жилых помещений;
- Управления долей в общем имуществе и предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений;
- Договор поставки тепловой энергии;
- Договор водоснабжения и водоотведения.
2002-2004 гг.
Заключение по объектных договоров теплоснабжения и водоснабжения и водоотведения.
Совершенствование системы регулирования тарифов на
жилищно-коммунальные услуги
Преследуемые цели. Создание системы установления тарифов, обеспечивающей открытость структуры тарифов для всех заинтересованных сторон, создающей экономические стимулы для предприятий монополистов снижать издержки по поставке ресурсов и выполняемые работы.
Анализ ситуации
В настоящее время органы местного самоуправления Оренбурга осуществляет ценовое регулирование тарифов для населения по всем видам жилищно-коммунальных услуг (за исключением тарифов на газ и электрическую энергию).
Орган местного самоуправления устанавливает цены на услуги муниципальных предприятий.
С экономической точки зрения к субъектам естественных локальных монополий в Оренбурге относятся следующие предприятия:
МП "Оренбурггортепло" - в производстве и транспортировке тепловой энергии;
МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" - в водоснабжении и водоотведении.
Существующий в настоящее время в Оренбурге порядок утверждения тарифов на коммунальные услуги достаточно типичен для российских городов.
К недостаткам существующей системы утверждения тарифов можно отнести:
- Закрытость существующей процедуры для населения, предприятий и потенциальных инвесторов;
- Ограниченный круг лиц участвующих в разработке тарифов и проверке представленных предприятиями расчетов.
- Тариф не отражает структуру всех необходимых работ различных хозяйствующих субъектов по предоставлению данных услуг, что часто приводит к конфликтным ситуациям при финансировании тех или иных работ; (например, обслуживание счетчиков);
- Не определены объем и состав информации, предоставляемой на утверждение тарифа;
- Не учитываются вопросы перспективного развития предприятия: учет реальных потребностей в капиталовложениях в модернизацию и реконструкцию основных фондов, расширение зон обслуживания, эффект от проведенных мероприятий по увеличению экономической эффективности и снижению себестоимости, прогнозируемые изменения объема потребления и, как следствие, изменение полной себестоимости услуг;
- При установлении тарифов не устанавливается период регулирования, что создает ситуацию экономической неопределенности как для самого предприятия, так и для потребителей.
Задачи, требующие решения:
Проанализировать существующую систему формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При совершенствовании системы регулирования тарифов на коммунальные услуги следует обратить внимание на следующие направления:
- переход от нормативно-затратного к целевому регулированию;
- внедрение стандартной процедуры формирования и утверждения тарифов;
- внедрение стандартной процедуры мониторинга коммунальных предприятий;
- создание регулирующего органа, отвечающего за формирование и мониторинг тарифов.
Альтернативой существующему нормативно-затратному подходу к формированию и утверждению тарифов может стать целевое регулирование. Деятельность коммунального предприятия характеризуется набором разнообразных целей, отражающих интересы различных групп, прежде всего самого предприятия, населения и других потребителей, потенциальных инвесторов, кредиторов и др.
Для измерения степени достижения целей каждой из заинтересованных сторон необходимо использовать количественные показатели - индикаторы. Анализ индикаторов следует проводить в двух формах:
- детальная экспертиза (желательно с привлечением аудиторов или других внешних консультантов) в ходе формирования и утверждения тарифов;
О порядке проведения независимой экспертизы цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги см. Постановление Оренбургского городского Совета от 3 августа 2004 г. N 135
- мониторинг - оперативный сбор и анализ информации в течение регулируемого периода.
Состав, форму и регулярность предоставления информации, а также методику ее анализа необходимо стандартизовать и сделать доступными для всех заинтересованных сторон.
Этапы реализации:
2001 г.
- Доработать и утверждение Порядка формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- Утверждение формы заявки и перечня информации, подаваемой на пересмотр тарифа;
- Утверждение Положения о регулирующем органе;
- Утверждение положения о мониторинге регулируемых предприятий.
2002-2004 гг.
- Регулирование деятельности коммунальных предприятий в соответствии с принятой нормативной базой.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 4 мая 2001 г. N 124 "Об основных направлениях развития жилищно-коммунального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.