Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Главы г. Оренбурга
от 27 февраля 2003 г. N 659-р
Концепция
развития кафе летнего типа на территории города Оренбурга
1. О состоянии дел, сложившихся в сфере организации в городе кафе летнего типа до 2002 года
За период рыночных преобразований сезонная уличная торговля претерпела коренные изменения.
Если в период существования "советской" торговли летние кафе открывались только принудительно, то в настоящее время в сфере организации кафе летнего типа сложилась высокая конкурентная среда, предпринимательская и инвестиционная активность. И такая активность приобретает все более устойчивый характер.
Начиная с 1995 года, отмечается постепенное увеличение покупательского спроса на услуги, оказываемые в летних кафе, а именно на услуги питания и услуги по организации досуга:
- 1995 год в городе организовано 6 летних кафе, 1998 год - 25, 2000 год - 151, 2001 год - 181, 2002 год - 179 летних кафе.
К летнему сезону 2000 года произошел резкий скачок предпринимательской активности.
Число кафе летнего типа выросло с 25 единиц в 1998 году до 151 единиц в 2000 году, с 2001 года положение стабилизировалось на одном уровне. Желающих же организовать работу летних кафе на территории города было значительно больше - около 250 претендентов.
После смены экономической модели Российской Федерации в 90-х годах, в период формирования рыночных отношений, развитие сети кафе летнего типа на своем первоначальном этапе приняло стихийный характер, то есть открытие их происходило по инициативе индивидуальных предпринимателей и отдельных руководителей стационарных организаций торговли и общественного питания. В городе отсутствовал какой-либо механизм размещения летней торговой сети, и механизм контроля их деятельности.
Основной причиной стихийного роста кафе летнего типа на территории города явилось, прежде всего, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей эту сферу предпринимательской деятельности, а также отсутствие скоординированного подхода к планированию и размещению летней сети у городских и районных служб, отсутствие взаимопонимания и взаимодействия между органами государственного надзора и администрацией города.
В связи с чем, на первых этапах развития сети летних кафе в их работ было отмечено большое количество нарушений. Услуги оказывали в основном индивидуальные предприниматели, не имеющие опыта работы в отрасли торговли и общественного питания. При этом не обеспечивалась культура обслуживания и безопасность здоровья потребителя. Ассортимент реализуемых товаров был максимально расширен, часто осуществлялась торговля продукцией, запрещенной к реализации в условиях уличной торговли.
В большинстве случаев внешний вид летних кафе, их торговое, холодильное и технологическое оборудование, мебель для посетителей, а также территория размещения не соответствовали современным требованиям, обеспечивающим и санитарные условия работы, и эстетическое содержание предприятия. Тем самым не обеспечивалось сохранение исторического и эстетического облика города в целом.
В связи с отсутствием определенного механизма регулирования размещения сезонной (временной) торговой сети, многие летние кафе оказались в спальных районах города, рядом с жилыми домами. Это способствовало возникновению большого количества нареканий со стороны жителей города. Одной из основных стала проблема нарушения общественного порядка посетителями и работниками летних кафе, что приводило к ухудшению условий проживания людей.
В целом развитие сети кафе летнего типа имело больше количественный, чем качественный характер.
Причина чаще всего содержалась в стремлении предпринимателей, организующих работу летних кафе, к максимизации сиюминутной выгоды, не заботясь при этом о качестве предоставляемых услуг и о репутации предприятия в целом.
Понятие "качественное торговое обслуживание" состоит из большого числа взаимосвязанных элементов: это ассортимент товаров и услуг, режим работы, качество общения с потребителем, культура содержания предприятия, затраты времени на поездку к ним, качество товаров и услуг, возможность беспрепятственного ознакомления с ними, удобства их выбора и расчета, дополнительные услуги, время на ожидание обслуживания, цены и т.п.
Именно организация обслуживания в решающей мере повлияла на результаты работы многих летних кафе и остается одной из главных качественных характеристик их работы в настоящее время.
Уровень потребностей населения во многом определяет уровень их удовлетворения.
На современном этапе происходит постепенное вытеснение с рынка тех летних кафе, где не обеспечено качественное обслуживание посетителей.
2. Анализ ситуации в работе кафе летнего типа в 2002 году
Столкнувшись с проблемами, возникшими в сфере организации летних кафе, администрация города совместно с административными округами города предприняла ряд комплексных мер, направленных на упорядочение работы летних кафе.
Администрацией города была поставлена задача - не только изменить негативную ситуацию, сложившуюся в сфере организации в городе летней торговой сети, но и поднять ее на новый качественный уровень.
В 2002 году предприняты меры по созданию в городе условий для планомерного и устойчивого повышения качества и безопасности услуг, предоставляемых в кафе летнего типа.
Сложился определенный механизм решения вопросов размещения летних кафе. В апреле 2002 года Главой города был утвержден Порядок регистрации и открытия летних кафе. Совместно с административными округами города отработана дислокация земельных участков, где возможно размещение и функционирование летних кафе. Определены объемы работ по благоустройству.
На территории города летние кафе организуются по инициативе руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей согласно конкурсным заданиям по содержанию и эксплуатации территорий по согласованию со специалистами городского Центра Госсанэпидемнадзора, комитета по градостроительству и архитектуре города и службами благоустройства и озеленения.
В данном секторе экономики преобладают предприятия негосударственной формы собственности. Здесь работают более 1200 человек трудоспособного населения. Время работы летних кафе определено с апреля по октябрь месяц, в зависимости от сложившихся погодных условий. Открытие кафе летнего типа способствует созданию дополнительных рабочих мест в весенне-летний период. Удельный вес летних кафе к общему количеству предприятий торговли и общественного питания в 2002 году составил - 7,2%, а в общем объеме сезонной мелкорозничной сети - 51,4%.
Размещение в городе летних кафе происходит на конкурсной основе в соответствии с распоряжением Главы города. В марте 2002 года по 18 земельным участкам впервые был проведен городской конкурс на право аренды земельных участков для размещения летних кафе. Утвержден порядок проведения городского конкурса.
До 2002 года конкурсы на право размещения летних кафе проводились в административных округах.
Основная цель конкурса - привлечение инвестиционного капитала для хозяйственного обслуживания определенных территорий города и их благоустройства.
Эксплуатация земельных участков осуществлялось победителем конкурса на правах аренды и двустороннего договора о совместной деятельности, заключенного с администрацией города или административного округа.
В 2002 году подписано ряд соглашений о сотрудничестве на долгосрочной основе с планом конкретных мероприятий по благоустройству и реконструкции городских парков и скверов. Задания по благоустройству определяются специалистами с учетом сложившегося архитектурного и исторического облика города.
Таким образом, организация летних кафе связана со значительными инвестиционными вливаниями, что обеспечивает присутствие надежных и постоянных партнеров в сфере развития потребительского рынка города в целом.
Вложение инвестиций в благоустройство города также во многом обеспечивает решение главной задачи в сфере организации работы летних кафе - повышение качества предоставляемых услуг и культуры обслуживания.
В 2002 году наметилась тенденция развития сети кафе летнего типа с детскими игровыми и спортивными площадками, с предоставлением услуг проката детских автомобилей и игр, с детским ассортиментом товаров. Было организовано шесть детских летних кафе - на два больше чем в 2001 году. Сегодня все больше предпринимателей учитывают посещение своих предприятий и детьми.
Однако в целях пропаганды здорового образа жизни, не решен вопрос максимального удаления детских летних кафе от летних кафе, реализующих табачные изделия, пиво и алкогольную продукцию.
Для решения этой проблемы необходимо предоставление определенных льгот, так как организация детских кафе летнего типа больше других подвержена риску - оказаться убыточным предприятием.
В совокупность всех требований, обязательных для исполнения всеми руководителями летних кафе, независимо от их формы собственности, входят требования его эстетичности. Эстетичность летнего кафе характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного решения предприятия, в том числе, внешним видом обслуживающего персонала, оформлением витрин и т.п., и является одним из главных элементов качества торгового обслуживания.
В целях сохранения архитектурного и эстетического облика города Оренбурга еще до начала летнего сезона 2002 года администрацией города было принято решение об обязательном согласовании со специалистами городского комитета по градостроительству и архитектуре эскизных предложений летних кафе, включая в него все необходимые быстровозводимые конструкции кафе и элементы благоустройства его прилегающей территории.
Ведущее место в обеспечении населения города качественными услугами питания занимает система обязательной сертификации услуг общественного питания и услуг розничной торговли.
Целью сертификации является подтверждение соответствия предоставляемых услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и другими документами, которые устанавливают обязательные требования к услугам.
В связи с этим, сертификация услуг общественного питания в летних кафе стала одним из основных условий при проведении конкурса на право размещения на территории города кафе летнего типа и началась с 2000 года, когда резко увеличилось число предпринимателей, желающих организовать работу предприятий летнего типа.
Очевидным становится факт, что ответственность руководителей летних кафе за качество и безопасность предоставляемых услуг возрастает с каждым годом:
2000 год |
сертифицировано = 15 кафе |
10% от общего числа |
2001 год |
сертифицировано = 54 кафе |
29,8% от общего числа |
2002 год |
сертифицировано = 71 кафе |
40% от общего числа |
Однако стоит отметить, что нормативная правовая база системы обязательной сертификации не отвечает требованиям современной жизни и требует доработки, принятия дополнительных нормативных документов. Так, например, в системе сертификации услуг общественного питания вообще отсутствует понятие и тип предприятия "летнее кафе". Сеть существует и развивается, а само понятие в ГОСТах отсутствует.
В целом на потребительском рынке сложилась достаточно сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров и услуг, которая даже при росте ее активности не обеспечивает необходимой безопасности и качества, реализуемых на потребительском рынке товаров и услуг.
Кафе летнего типа на современном этапе становятся социально и экономически значимым сектором экономики города.
Организация летних кафе позволяет решать задачи летнего периода - решение вопроса более полного и максимально приближенного удовлетворения потребностей населения города в услугах питания и организации досуга, а также удовлетворение повышенного спроса населения в прохладительных напитках и мороженого. Наибольшей популярностью пользуются летние кафе, расположенные в местах наиболее интенсивного движения и массового скопления людей, на центральных улицах и площадях, в парках и скверах, в местах деловой активности и отдыха горожан.
За счет предпринимательской деятельности в сфере организации летних кафе в городе благоустраиваются парки и скверы, строятся стационарные круглогодичные туалеты для жителей города, возводятся фонтаны, проводится ремонт асфальтового покрытия дорог, плиточного покрытия тротуаров и площадей, восстанавливается торшерное освещение отдельных территорий города, решаются вопросы озеленения города, а также множество других социальных проблем. Только за отчетный период 2002 года на благоустройство территорий города организациями и индивидуальными предпринимателями, организующими работу летних кафе, было затрачено более 5 млн. руб.
В период летних школьных и студенческих каникул значительная часть городской молодежи (подростки и студенты) трудится именно в этом секторе экономики, то есть в определенной мере решается вопрос их занятости. Их численность от общего количества занятых в сфере организации летних кафе, составляет около 50%.
Анализируя проделанную за последние 2 года работу администрации города и административных округов города, можно отметить существенные улучшения в работе летних кафе и эти положительные изменения заметны во всем:
- в общем облике самих летних кафе, включая их прилегающую территорию;
- в архитектурно-планировочном решении предприятий, их рекламном оформлении;
- в качестве торгового обслуживания посетителей.
Сократилось количество жалоб на нарушение общественного порядка. С 68 заявлений в 2000 году до 19 заявлений в 2002 году.
Руководители кафе все чаще вкладывают свой заработанный капитал в развитие летнего кафе, понимая, что увеличивают тем самым посещаемость кафе, от которых напрямую зависит рентабельность его предприятия. Люди любят отдыхать в красивых и комфортных местах.
Для повышения культуры обслуживания населения города, выявления перспективных предприятий летнего типа, а также в целях морального и материального стимулирования работников торговли общественного питания, в весенне-летнем сезоне 2002 года проведен городской смотр-конкурс "Лучшее кафе летнего типа", который стал теперь традиционным и ежегодным. Итоги его подводятся ко Дню города Оренбурга, а победители награждаются дипломами и ценными подарками.
По итогам работы летних кафе за активное участие в общественно значимых программах и мероприятиях, проводимых администрацией города, руководители отдельных летних кафе награждены муниципальной наградой "Благодарственное письмо администрации города Оренбурга".
Вместе с тем позитивные тенденции развития летних кафе сопровождаются рядом негативных проявлений.
Имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам муниципального регулирования размещения летних кафе.
Численность "временных" предпринимателей, главной целью которых является извлечение прибыли, хотя и уменьшается, но остается все еще на высоком уровне.
Руководителями летних кафе не уделяется должного внимания вопросам качества и безопасности реализуемой продукции. Имеют место нарушения Правил оказания услуг общественного питания и розничной торговли, санитарных норм и правил, государственных стандартов и других нормативных правовых актов.
Обслуживание посетителей в некоторых летних кафе остается на низком уровне.
Злободневным остается вопрос нарушения общественного порядка в летних кафе, что ухудшает условия проживания и отдыха горожан.
Ощущается недостаток и остается низкой квалификация и мотивация персонала, занятого в этом секторе экономики.
А одной из главных причин проявления негативных моментов в работе летних кафе является отсутствие специального образования и профессиональной подготовки у руководителей летних кафе, а также у производственного и обслуживающего персонала.
3. Основные направления качественного развития кафе летнего типа в городе Оренбурге
Реализация основных целей экономической политики в городе по улучшению жизненного уровня населения требует новых подходов к качеству предоставляемых услуг.
Концепция развития сети летних кафе в городе Оренбурге направлена на создание условий для улучшения качества обслуживания населения и эстетического облика города в целом, на устранение существующих в данной отрасли недостатков.
С учетом всех факторов администрацией города определены общие принципы и условия развития и содержания летних кафе, обусловленные необходимостью упорядочения их работы.
Основные направления развития в городе сети кафе летнего типа:
- единство целей и задач для исполнительных органов власти, предпринимателей и органов государственного контроля и надзора в вопросах размещения и содержания летних кафе: комфортность, качество предоставляемых услуг, доступность цен;
- приоритетность размещения летних кафе стационарным предприятиям общественного питания, имеющим сертификат соответствия на услуги питания, а также по долгосрочным договорам с учетом вложенных инвестиций для создания привлекательного дизайна и благоустройства прилегающей территории. При условии обновления интерьера, введения единой формы для обслуживающего персонала, дополнительных инвестиций на благоустройство, предусмотреть применение льготного понижающего коэффициента при расчете арендной платы;
- расширение сети детских кафе летнего типа за счет стимулирования их организации предоставлением льгот по уплате за аренду земельного участка (то есть применение льготного понижающего коэффициента с учетом комфортности предоставляемых услуг);
- усиление контроля качества и безопасности услуг, предоставляемых в летних кафе;
- размещение кафе летнего типа в строгом соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям розничной торговли и общественного питания, а также в соответствии с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и города Оренбурга, регулирующими эту сферу деятельности;
- размещение летних кафе производить на конкурсной основе;
- при определении победителей конкурса учитывать отсутствие (или присутствие) у индивидуального предпринимателя (организации) нарушений нормативных правовых актов при организации работы летнего кафе в предшествующем сезоне.
Для достижения основной цели концепции, улучшения качества обслуживания населения города при организации работы кафе летнего типа, предусмотреть механизм их размещения, для чего:
- определить границы земельных участков и схемы размещения летних кафе с учетом их максимальной удаленности от жилых домов и автомобильных дорог;
- по каждому земельному участку разработать конкурсные задания по содержанию, эксплуатации и благоустройству территории, предназначенной для размещения летнего кафе, сроки и условия их выполнения;
- рассмотреть вопрос применения различных коэффициентов при расчете арендной платы по долгосрочным договорам за период использования земельного участка под летнее кафе и период его не использования
- определить возможные дополнительные условия расторжения договора аренды земельного участка, связанные с нарушением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность предприятий торговли и общественного питания.
- определить оптимальное количество летних кафе до 180 единиц.
Большое внимание должно быть уделено внешнему виду летних кафе. Поэтому путем согласования эскизных предложений в архитектуре города при размещении летних кафе предусмотреть определенный стиль их внешнего оформления, не ухудшающий исторический и эстетический облик города в целом.
Для усиления контроля качества и безопасности услуг, предоставляемых в кафе летнего типа, необходимо тесное взаимодействие администрации города, административных округов города и органов государственного контроля, создание и работа комиссий по размещению и регулированию работы летних кафе.
Одним из направлений развития экономики города должно стать развитие связей между владельцами летних кафе и местными товаропроизводителями.
Достижение нового качественного уровня летних кафе возможно только при наличии и дальнейшей концентрации в этой отрасли высокообразованных, квалифицированных руководителей, специалистов и рабочих, владеющих методами современного управления, необходимой экономической подготовкой.
Повышение профессиональной подготовки должно стать перспективным направлением в работе руководителей летних кафе.
Для этого необходима организация краткосрочных курсов обучения и повышения квалификации на базе высших, средних и специальных учебных заведений, а также организация семинаров и конкурсов.
Реализация основных направлений концепции позволит обеспечить:
- максимальное соответствие требованиям, предъявляемым к услугам общественного питания;
- улучшение качества и безопасность предоставляемых услуг;
- эстетичность архитектурно - планировочного решения летних кафе;
- уменьшение негативных моментов в работе летних кафе (в том числе жалоб со стороны жителей города);
- концентрацию в отрасли работников со специальным образованием и профессиональной подготовкой;
- реализацию плана по организации 30 детских кафе летнего типа;
- сертификацию услуг общественного питания в летних кафе до 100% их общего числа;
- вложение инвестиций на благоустройство территорий города не менее 5 млн. руб.;
- объем услуг населению в данной отрасли - не менее 1 млрд. руб.;
В целом реформирование системы организации летних кафе должно проводиться на принципах системности организационных решений, строгого разграничения предметов ведения по вопросам размещения и регулирования деятельности летних кафе между всеми уровнями управления, обеспечения строгой ответственности и законности действий государственных и муниципальных органов в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы города Оренбурга от 27 февраля 2003 г. N 659-р "Об утверждении Концепции развития кафе летнего типа на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.