Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 24 ноября 1999 г. N 219
Положение
о социально-гигиеническом мониторинге в городе Оренбурге
19 апреля 2005 г.
1. Общие положения
1.1. Социально-гигиенический мониторинг является государственной системой наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
1.2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется Центром госсанэпиднадзора в г.Оренбурге, совместно с администрацией города, на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
1.3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является оценка общественного здоровья и установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и перехода к устойчивому развитию общества.
1.4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга в г.Оренбурге решаются следующие задачи:
- организация мониторинга здоровья населения г.Оренбурга;
- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоянии окружающей среды, социальных факторов;
- системный анализ и оценка получаемой информации;
- программное и инженерно-техническое обеспечение социально-гигиенического мониторинга с использованием современных информационных технологий на основе взаимодействия в рамках программы АСУ "Город", в том числе включение в автоматизированную информационную систему "Городской территориальный кадастр" (далее АИС ГТК) и взаимодействие с другими АИС;
- обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан достоверной и объективной информацией о состоянии здоровья населения в связи с состоянием среды обитания и условиями жизнедеятельности человека, полученной при осуществлении социально-гигиенического мониторинга;
- подготовка предложений и формирование исходных данных по вопросам состояния здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения для принятия решений органами государственной власти и городского самоуправления;
- разработка положений и рекомендаций, являющихся основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан по обеспечению здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по проведению сбалансированной социально-экономической политики, ориентированной на жизнеобеспечение и охрану здоровья социально незащищенных слоев населения;
- подготовка Ежегодных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
1.5. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются:
- организация наблюдения за состоянием здоровья и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологической ситуацией;
- установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения при осуществлении государственного санитарно - эпидемиологического надзора, государственного экологического контроля и выполнении федеральных, территориальных и местных целевых, научно-технических программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
- получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, государственной статистической отчетности, оценка и прогнозирование изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, выявление источников природного и антропогенного воздействия;
- системный анализ данных наблюдения для их дальнейшего использования;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
- оценка риска воздействия факторов на здоровье населения и среду обитания;
- разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения и окружающей среды в связи с изменением качественных и количественных характеристик антропогенного воздействия;
- создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и комплексных баз данных социально-гигиенического мониторинга, обеспечение их взаимодействия с городскими АИС;
- оценка экономического ущерба от неблагоприятных изменений состояния здоровья;
- оценка эффективности осуществляемых мероприятий;
- организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
- подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);
- передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
- использование единых и обязательных нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
2. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга
2.1. Ведение социально-гигиенического мониторинга в г.Оренбурге осуществляется городским Центром госсанэпиднадзора, совместно с администрацией города.
2.2. Центр госсанэпиднадзора в г.Оренбурге, совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями:
- обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации о состоянии здоровья и по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для установления, предупреждения, устранения или уменьшения факторов антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, формируют первичные базы данных;
- подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города, установления, предупреждения, устранения или уменьшения влияния факторов антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения для принятия решений органами местного самоуправления.
2.3. Центр госсанэпиднадзора в г.Оренбурге:
- осуществляет анализ полученных данных, выявляет с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинно - следственные связи между изменением состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и факторами среды обитания, составляет прогнозы динамики наблюдаемых явлений в г.Оренбурге и ведет соответствующие базы данных;
- подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами городского самоуправления;
- оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 19 апреля 2005 г. N 77 в пункт 2.4. настоящего положения внесены изменения
2.4. Управление по информатике и связи администрации г.Оренбурга проводит технические мероприятия по созданию банка данных социально-гигиенического мониторинга в АИС ГТК и на основании технического задания, подготовленного центром госсанэпиднадзора, разрабатывает прикладное программное обеспечение для этих целей.
2.5. Организации, задействованные в осуществлении социально-гигиенического мониторинга, обеспечивают предоставление в центр госсанэпиднадзора необходимой информации на бесплатной основе для создания информационного фонда социально-гигиенического мониторинга.
3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга
3.1. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.
3.2. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:
- здоровье населения;
- состояние среды обитания (качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, питьевой воды, почвы, снегового покрова, продовольственного сырья, продуктов питания и другие), источники антропогенного воздействия;
- показатели социально-экономического положения, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
3.3. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются:
- базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также международных организаций;
- базы данных наблюдения за показателями популяционного здоровья населения, ведение которого осуществляется Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Государственным комитетом РФ по статистике и подведомственными им организациями;
- базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека, ведение которого осуществляется Департаментом госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ и подведомственными ему организациями;
- базы данных сопряженного наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, снегового покрова, биологических сред, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Министерством природных ресурсов РФ, Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственным комитетом РФ по земельной политике, Государственным комитетом РФ по рыболовству, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и подведомственными им организациями;
- базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Департаментом госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и подведомственными им организациями;
- базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы Министерством труда и социального развития РФ, Департаментом госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ и подведомственными им организациями;
- базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется Департаментом госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и подведомственными им организациями и учреждениями.
3.4. Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, на основе взаимодействия с АИС ГТК и другими в рамках программы АСУ "Город".
3.5. Программно-технологическое обеспечение предусматривает, при сохранении имеющихся функциональных возможностей, формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально - гигиенического мониторинга.
3.6. Обмен данными информационного фонда социально - гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями на договорной основе. Разглашение конфиденциальной информации запрещается.
3.7. Пользователями данных информационного фонда социально - гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти находящиеся на территории города Оренбурга, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм и всех форм собственности, средства массовой информации, а также граждане.
3.8. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам.
3.9. Координация работ по созданию и ведению социально - гигиенического мониторинга осуществляется "Координационным Советом".
4. Порядок разработки ежегодного доклада
4.1. Ежегодный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения г.Оренбурга (далее именуется - доклад) является официальным итоговым документом по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга, подготавливаемым в целях обеспечения органов местного самоуправления и населения г.Оренбурга объективной систематизированной информацией об условиях и факторах формирования здоровья различных групп населения и санитарно - эпидемиологическом благополучии территорий, о мерах, принимаемых и необходимых по охране укреплению здоровья населения.
4.2. Подготовка доклада осуществляется Центром госсанэпиднадзора в г.Оренбурге, при участии заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих для этого необходимую информацию, аналитические материалы, включая прогнозы и рекомендации по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения и экономически устойчивого развития г.Оренбурга.
4.3. Центр госсанэпиднадзора в г.Оренбурге, как специально уполномоченный орган по подготовке и распространению доклада, несет ответственность за его объективность, качество и представляет доклад Главе г.Оренбурга ежегодно к 1 июня.
5. Перечень предприятий, организаций, учреждений участвующих в
системе социально-гигиенического мониторинга г.Оренбурге
5.1. Ведение социально-гигиенического мониторинга в г.Оренбурге осуществляется под руководством Центра госсанэпиднадзора;
5.2. Организации, участвующие в системе социально - гигиенического мониторинга:
Государственный комитет по охране окружающей среды г.Оренбурга.
Оренбургская государственная медицинская академия (кафедра социальной медицины и организации здравоохранения и кафедра общей гигиены с экологией).
Областной комитет государственной статистики.
Управление здравоохранения администрации г.Оренбурга.
Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Оренбурга.
5.3. К работе в рамках социально-гигиенического мониторинга могут быть привлечены и другие заинтересованные предприятия, организации, учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.