Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
1.1. Анализ состояния социальной защищенности
населения города Оренбурга
В 2003 году в г.Оренбурге сохраняется положительная динамика основных показателей уровня жизни населения, выраженная в замедлении темпов инфляции, росте доходов, заработной платы и пенсий в реальном выражении. С начала года прирост потребительских цен по г.Оренбургу составил 6,2%, против 10,1% за аналогичный период 2002 года. По оценке за год уровень инфляции не превысит 10-12%, что соответствует прогнозу. Темпы прироста номинальной заработной платы соответствуют прогнозным показателям. За прошедший период выросли средний размер заработной платы на 19,5%, пенсии на 19% и по состоянию на 30 сентября составили соответственно 4400 и 1723,91 рублей.
Рост реальных доходов населения способствовал увеличению платежеспособного спроса населения на разнообразные товары и услуги (рост оборота розничной торговли составил 10,5%, объема платных услуг 1,0%).
Отмечается постепенное снижение численности зарегистрированных безработных, которая составила на 01.10.2003 года 1228 человек или 83,5% к уровню соответствующего периода прошлого года. Уровень официальной безработицы в городе составил 0,4% от экономически активного населения.
Сохраняется тенденция роста уровня рождаемости детей, так с начала года родилось детей на 6,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, естественная убыль населения сократилась к уровню прошлого года на 30,7%*
В г.Оренбурге на 01.01.2003 г. проживает 564,6 тыс.человек (согласно данным проведенной в 2002 году переписи населения), из них:
- 144,0 тыс.человек (25,5%) - пенсионеры, в том числе 51,3 тыс.человек (35,6%) - инвалиды;
- 23,2 тыс.семей социального риска с детьми.
Вместе с тем по данным Госкомстата, в первом полугодии 2003 года 147,4 тысяч жителей города (26,1%)** по-прежнему остаются за чертой бедности, так как их доход ниже бюджета прожиточного минимума и как следствие все они нуждаются в дополнительной социальной помощи.
Не уменьшается количество семей социального риска с детьми состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания населения как малообеспеченные семьи. Так, в настоящее время, на учете состоят 16,1 тысяч семей (69,4%), из них:
- неполных семей с детьми - 9067, в них детей 10648;
- многодетных семей - 1360, в них детей 4228;
- семей с детьми-инвалидами - 3044, в них детей-инвалидов 3122.
По-прежнему наблюдается рост детской инвалидности. По состоянию на 01.10.2003 детей-инвалидов на 240 человек больше, чем в 2002 году.
С 1998 по октябрь 2003 года наблюдается ежегодный рост граждан, в среднем на 145 человек, не способных самостоятельно обслуживать себя в силу возрастных причин и ухудшения физического состояния. На 01.10.2003 3859 человек обслуживаются на дому работниками учреждений социального обслуживания.
Учитывая то, что малообеспеченное население составляют различные категории граждан (по возрасту, способности к самообслуживанию, степени самореализации в обществе, трудоспособности и т.д.) решение вопроса оказания им социальной защиты в целях поддержания уровня жизни требует программного подхода.
* Анализ социально-экономического развития г.Оренбурга за 9 месяцев 2003 года.
** Российская газета от 17.10.2003.
1.2. Основные понятия
1.2.1. Семья - лица, связанные родством и (или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст.1 ФЗ РФ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации от 24.10.1997 N 134-ФЗ").
1.2.2. Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи (ст.1 ФЗ РФ "О внесении изменений в ФЗ РФ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 27.05.2000 N 75-ФЗ).
1.2.3. Одиноко проживающие граждане - граждане, имеющие детей, которые проживают отдельно от родителей.
1.2.4. Одинокие граждане - граждане не имеющие детей.
1.3. Основные принципы социальной защиты
жителей города
1.3.1. Обеспечение гарантированных муниципальным образованием мер социальной защиты населения и оказание содействия жителям города в получении льгот и социальных гарантий, установленных федеральными и региональными органами власти.
1.3.2. Адресность при предоставлении различных видов социальной поддержки населению Управлением социальной защиты населения администрации города Оренбурга.
1.3.3. Заявительный характер о нуждаемости в социальной поддержке граждан.
1.3.4. Дифференцированный подход к определению форм и видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и других конкретных обстоятельств.
1.3.5. Преемственность всех видов социальной поддержки населения, которые сформировались в городе и сохраняют свою актуальность и социальную значимость в настоящее время.
1.4. Основные критерии предоставления социальных услуг и оказания
социальной поддержки населению
1.4.1. Критерием при предоставлении социальных услуг населению является ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
1.4.2. Критериями при оказании социальной поддержки населению являются:
- размер среднедушевого дохода на члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, в случае, если семья состоит из граждан, достигших пенсионного возраста;
- размер среднедушевого дохода на члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного для всего населения Оренбургской области, в случае, если семья состоит из различных категорий населения;
- в исключительных случаях, с учетом трудной жизненной ситуации, решение принимается:
- без учета дохода гражданина (семьи);
- без учета состава семьи указанного в справке.
1.5. Органы, утверждающие положения об оказании различных видов
социальной поддержки и принимающие решения об оказании помощи
1. Положения об оказании различных видов социальной поддержки, разработанные в целях реализации "Программы мер социальной защиты жителей города Оренбурга" утверждаются заместителем Главы города по социальным вопросам.
2. Органами, принимающими решения об оказании социальной поддержки жителям города, являются:
- управление социальной защиты населения администрации города Оренбурга;
- комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам оказания социальной поддержки в Центрах социального обслуживания населения.
1.6. Проведение организационных мероприятий
и благотворительных акций
Проведение организационных мероприятий и благотворительных акций, использование денежных средств в рамках этих мероприятий утверждаются заместителем Главы города Оренбурга по социальным вопросам либо распоряжениями Главы города Оренбурга.
1.7. Численность групп населения города, нуждающихся
в социальной поддержке
N п/п |
Категории населения | Количество |
1. | Многодетные семьи в них детей |
2014 6364 |
2. | Неполные семьи в них детей из них семьи одиноких матерей в них детей |
12904 16635 1703 2494 |
3. | Семьи с детьми инвалидами в них детей-инвалидов |
3044 3122 |
4. | Семьи, взявшие под опеку детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей в них детей |
800 947 |
5. | Семьи с родителями-инвалидами в них детей |
1223 1653 |
6. | Пенсионеры - всего: в том числе - участники ВОВ; - инвалиды ВОВ; - труженики тыла; - вдовы погибших в ВОВ; - реабилитированные лица и пострадавшие от политических репрессий; - инвалиды ВОЗ, вследствие трудового увечья или профзаболевания; - инвалиды вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС; - инвалиды - "афганцы" |
144041 4060 1010 26179 568 1445 44110 200 58 |
7. | Больные сахарным диабетом | 7167 |
В т.ч. дети | 92 | |
8. | Онкологические больные | 11581 |
В т.ч. дети | 148 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.