Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Оренбургского
городского Совета
от 9 июня 2004 г. N 104
Правовые основания
отклонения протеста прокурора Ленинского района г. Оренбурга
от 06.04.2004 N 7/2-04-32 на Постановление Оренбургского городского
Совета от 12.11.96 N 30 "Об утверждении Положения об управлении
здравоохранения администрации г. Оренбурга"
Протест прокурора Ленинского района г.Оренбурга от 06.04.2004 N 7/2-04-32 на Постановление Оренбургского городского Совета от 12.11.96 N 30 "Об утверждении Положения об управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга" является необоснованным по следующим обстоятельствам:
1. В протесте указано, что пункт 1.8. Положения, согласно которому Управление выступает учредителем муниципальных учреждений здравоохранения, утверждает уставы учреждений здравоохранения не соответствует статье 215 Гражданского кодекса РФ, в которой предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Однако, согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьей 120 ГК РФ особенности правового положения учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Устава города Оренбурга основные (самостоятельные) структурные подразделения городской администрации в соответствии с Уставом г.Оренбурга являются юридическими лицами. А согласно пункту 1.1. Положения об управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга, управление здравоохранения администрации г.Оренбурга является самостоятельным структурным подразделением городской администрации.
Таким образом, управление здравоохранения администрации г.Оренбурга на основании указанных норм Гражданского кодекса РФ вправе являться учредителем муниципальных учреждений здравоохранения.
2. В протесте указано, что пункт 1.13. Положения, согласно которому Средства управления включают в себя бюджетные, внебюджетные денежные средства, выделяемые управлению и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с утвержденным бюджетом, положениями о внебюджетных фондах и распоряжениями главы города, а также доходы, получаемые управлением от своей деятельности противоречит статьям 7, 10 Бюджетного кодекса РФ согласно которым органы местного самоуправления не вправе создавать собственные внебюджетные фонды.
Однако нормы Бюджетного кодекса РФ не содержат запретов на создание муниципальных внебюджетных фондов.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Также статья 29 данного закона предусматривает, что в состав муниципальной собственности входят, в частности, муниципальные внебюджетные фонды.
Статьей 41 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Данная позиция подтверждается и обзором судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г., который указал, что то обстоятельство, что статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации не относит к компетенции органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений создание муниципальных внебюджетных фондов, само по себе, без анализа действующего федерального законодательства, не дает основания полагать, что такого права органы местного самоуправления не имеют. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сохранил свою юридическую силу и после введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления вправе создать муниципальные внебюджетные фонды.
3. В протесте указано, что пункт 1.13. Положения противоречит статье 60 Бюджетного кодекса РФ, в которой предусмотрено, что в местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Однако статьей 9 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в области регулирования бюджетных правоотношений, к ведению органов местного самоуправления относится, в том числе, определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов.
Такой порядок был утвержден Постановлением Оренбургского городского Совета от 4 мая 2001 г. N 87 "Об утверждении Положения "О порядке зачисления и расходования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", в соответствии с которым и происходит зачисление указанных средств.
Пункт 1.13. Положения не противоречит указанному Постановлению Оренбургского городского Совета, и, следовательно, вывод о несоответствии нормам Бюджетного кодекса необоснован.
4. В протесте указано, что пункт 1.13. Положения противоречит пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в которой установлено, что запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, к которым относится и организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
Согласно пункту 1.1. Положения об управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга, управление здравоохранения администрации г.Оренбурга создано как самостоятельное структурное подразделение городской администрации, для обеспечения проведения государственной политики в области охраны здоровья населения и осуществления руководства здравоохранением в г.Оренбурге.
Таким образом, управление здравоохранения администрации г.Оренбурга осуществляет функции органа местного самоуправления города Оренбурга в области здравоохранения, и, следовательно, в данном случае нельзя говорить о совмещении функций органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.
Исходя из вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения протеста прокурора Ленинского района г.Оренбурга от 06.04.2004 N 7/2-04-32 на Постановление Оренбургского городского Совета от 12.11.96 N 30 "Об утверждении Положения об управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга" не имеется.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 9 июня 2004 г. N 104 "О протесте прокурора Ленинского района г. Оренбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.