I. Общие положения
Организация прокурорского надзора за законностью правовых актов представительного органа государственной власти Оренбургской области - Законодательного Собрания области и исполнительного органа государственной власти - Администрации области - строится в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", приказами Генерального прокурора РФ N 42 от 18.07.97 "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", N 47 от 23.07.98 "О недостатках в организации работы по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации" в порядке, определяемом Регламентом.
Надзор за законностью правовых актов органов государственной власти области осуществляется систематически, независимо от поступления информации о нарушении закона.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ N 42 от 18.07.97 обязанность по организации надзора за законностью правовых актов органов государственной власти области возложена на прокурора области.
Приказом прокурора области 100/7 от 02.02.2004 создана рабочая группа по надзору за законностью правовых актов органов государственной власти области, органов и должностных лиц местного самоуправления. Утвержден состав группы, в состав которой входят представители отделов по надзору за соблюдением федерального законодательства, по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. Руководство группы возложено на заместителя прокурора области.
Главным подразделением, ответственным за организацию работы с нормативными правовыми актами Законодательного Собрания, администрации области является отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства. Все поступающие в прокуратуру области из органов государственной власти области проекты правовых актов; актов, вступивших в законную силу передаются в этот отдел. Начальник отдела распределяет поступившие акты для изучения и дачи заключения по структурным подразделениям прокуратуры области и подчиненным работникам отдела и обеспечивает своевременное рассмотрение поступивших актов.
Начальник структурного подразделения аппарата прокуратуры распределяет поступившие правовые акты для изучения и дачи заключения между работниками отдела и обеспечивает своевременное их рассмотрение и возврат в отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства.
Начальники отделов несут персональную ответственность перед прокурором области за обеспечение качественного надзора за законностью рассмотренных правовых актов, принятых органами государственной власти области.
II. Правовые акты Законодательного Собрания Оренбургской области
1. Подготовка к заседанию Законодательного Собрания области
1.1. Пакет законопроектов (далее законопроекты) с повесткой дня, подготовленный к рассмотрению на заседание Законодательного Собрания области, поступает (по устному соглашению с председателем Законодательного Собрания) в прокуратуру области за 20 дней до дня заседаний Законодательного Собрания, комитетов Законодательного Собрания.
1.2. Законопроекты руководством прокуратуры области передаются через заместителя прокурора области начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства.
1.3. Начальник данного отдела:
а) определяет время рассмотрения законопроектов и распределяет их для изучения и дачи заключения между:
- структурными подразделениями, в компетенцию которых входит надзор за конкретной отраслью закона;
- работниками отдела -
и через секретаря передает в соответствующие отделы прокуратуры области и работникам своего отдела. Законопроекты передаются работникам прокуратуры под роспись во втором экземпляре Повестки Дня заседания Законодательного Собрания.
б) проверяет обоснованность заключений по законопроектам и о результатах изучения докладывает заместителю прокурора области (прокурору области);
в) обеспечивает поступление замечаний на законопроекты в Законодательное Собрание не позднее чем за 1 день до пленарного заседания, заседания комитетов;
г) участвует в работе Законодательного Собрания по рассмотрению законопроектов вместе с руководителем прокуратуры области, его заместителем.
1.4. Работник отдела, непосредственно рассматривающий законопроект:
а) изучает и дает правовую оценку законопроекта с учетом положений действующего законодательства. При необходимости уточняет позицию разработчиков законопроекта, должностных лиц органов государственной власти, управления, других организаций, которыми даны заключения на проект закона;
б) по результатам изучения составляет:
- справку - при соответствии проекта действующему законодательству;
- или письмо с правовым обоснованием незаконности положений законопроекта на имя председателя Законодательного Собрания - при выявлении нарушений закона в представленном проекте. -
и передает итоговый документ в оформленном виде начальнику отдела в установленный для изучения срок;
в) при поступлении после дачи заключения дополнений к законопроекту рассматривает их в установленном в данном пункте Регламента порядке.
г) участвует по указанию начальника отдела в работе пленарного заседания, комитетов, рабочих групп и т.д.
2. Работа с правовыми актами, вступившими в силу
2.1. Рассмотренные на заседании Законодательного Собрания законопроекты с заключениями к ним хранятся в течение года в отделе по надзору за соблюдением федерального законодательства.
2.2. Поступившие из Законодательного Собрания подписанные правовые акты рассматриваются начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства. Если правовой акт принят без учета замечаний прокуратуры он передается начальником отдела, в том числе через начальника структурного подразделения прокуратуры, работнику, готовившему заключение или лицу, его заменяющему. О передаче документа для дополнительного изучения прокурором-куратором делается отметка в журнале.
2.3. Исполнитель, предварительно проверив факт опубликования правового акта, готовит по согласованию с начальником отдела по итогам дополнительного изучения в соответствии с требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в установленный ему срок, но не позднее 10 дней с момента получения правового акта:
а) протест на противоречащий закону правовой акт;
б) представление об устранении нарушений закона;
в) проект заявления в суд о признании правового акта противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению;
г) заключение об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, согласованное с начальником отдела и утвержденное заместителем прокурора области.
Подписанные прокурором области или его заместителем протест, представление направляются для рассмотрения в Законодательное Собрание области.
Проект заявления в суд с перечнем необходимых документов /копия правового акта, сведения об опубликовании, копии протеста, представления и ответа на них, другие проверочные материалы/ по рапорту, подписанному начальником отдела и утвержденному заместителем прокурора области, передается в отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
Копия принятого решения передается через секретаря прокурору отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, ответственному за ведение журнала учета проверенных правовых актов Законодательного Собрания области.
2.4. В срок, указанный заместителем прокурора области, но не позднее 10 дней со дня поступления проекта заявления, отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе должно быть подготовлено и направлено заявление в суд или материалы возвращены по рапорту с правовым обоснованием, утвержденному заместителем прокурора области, в отдел, направивший проект заявления.
Вопрос о направлении заявления в суд при несогласовании позиций структурных подразделений прокуратуры области решается курирующим заместителем прокурора области или прокурором области.
Окончательное решение по правовому акту должно быть принято в срок не позднее 1 месяца со дня поступления его в прокуратуру области.
2.5. Исполнитель, подготовивший акт прокурорского реагирования контролирует своевременность его рассмотрения. При отклонения протеста, представления по поручению начальника отдела готовит в установленном Регламентом порядке и сроки заявление в суд.
На исполнителе лежит обязанность по обеспечению формирования секретарем отдела надзорного производства по изученному правовому акту, по которому приняты меры прокурорского реагирования, по приобщению в производство всех необходимых документов, отражающих этапы приведения правового акта в соответствие с федеральным законодательством.
2.6. В 5-дневный срок со дня принятия меры прокурорского реагирования должно быть сформировано надзорное производство по оспариваемому правовому акту. Оформленные надзорные производства по оспариваемым правовым актам до приведения их в соответствие с законом хранятся у прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, который ведет учет работы отдела по правовым актам, Этим же прокурором копии актов прокурорского реагирования направляются для сведения на основании соглашения в управление Министерства юстиции РФ по Оренбургской области.
После приведения правовых актов в соответствие с законом они передаются на хранение через секретаря отдела в соответствии с утвержденным приказом Генерального прокуратура РФ N 19 от 30.04.97 Перечнем документов органов прокуратуры РФ с указанием сроков хранения.
III. Правовые акты Администрации области
3.1. Все поступившие из администрации области правовые акты направляются начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, который направляет их для изучения:
- в отделы, надзирающие за данной отраслью законодательства;
- работникам отдела с учетом распределения обязанностей и взаимозаменяемости.
Правовые акты с резолюцией начальника отдела через секретаря отдела передаются прокурору отдела, на которого возложен учет и контроль за рассмотрением правовых актов, для записи с журнал и передаче под роспись исполнителям.
3.2 Исполнитель, получивший под роспись для изучения правовой акт:
- в срок, указанный в резолюции, но не позднее 10 дней со дня получения акта, проверяет, соответствует ли он действующему законодательству, опубликован ли в установленном законом порядке;
- при выявлении нарушений закона по согласованию с начальником отдела готовит меры прокурорского реагирования: протест, представление, проект заявления в суд;
- если правовой акт не противоречит действующему законодательства, в установленном законом порядке опубликован, на правовом акте или в журнале курирующего прокурора делает запись об отсутствий замечаний и возвращает его прокурору отдела, осуществляющего учет и контроль за рассмотрением правовых актов.
3.3. Порядок подготовки, рассмотрения актов прокурорского реагирования, контроля за их рассмотрением, хранением регламентируется п.п. 2.3 - 2.6 Регламента.
IV. Отдельные вопросы, связанные с организацией работы отдела по
обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
4.1. Кроме обязанностей, возложенных Регламентом на службу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, начальник отдела представляет в отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства:
- не позднее 10 числа каждого месяца информацию о результатах рассмотрения направленных в суд заявлений прокуратуры области на правовые акты органов государственной власти области с указанием даты направления заявления, назначения дела к слушанию, рассмотрения дела и принятого решения; сведений об обжаловании, принесения представления и результатах рассмотрения этих документов - для включения этих сведений в таблицу о работе прокуратуры по приведению в соответствие правовых актов органов государственной власти области;
- копию направленного в суд заявления, кассационного представления, решения, определения - для оформления надзорного производства по обращению в суд;
- ежемесячно информацию о рассмотренных судом общей юрисдикции, арбитражным судом области заявлений на правовые акты органов государственной власти, направленных гражданами, юридическими лицами - для анализа состояния прокурорского надзора за законностью правовых актов;
4.2. Работники отдела принимают участие в рассматриваемых судами области делах по заявлениям прокуратуры области, а также в других делах в соответствии с требованиями ГПК, АПК РФ.
4.3. Отдел анализируют состояние прокурорского надзора за законностью правовых актов, принимаемых органами государственной власти, итоги которых обсуждаются при заместителе прокурора области.
V. Организация работы по экспертным заключениям Управления
Министерства юстиции РФ по Оренбургской области
Поступившие экспертные заключения управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области на правовой акт, принятый Законодательным Собранием, администрацией области, рассматривается начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства и через прокурора, который ведет Журнал учета рассмотренных экспертных заключений передается под роспись в Журнале исполнителю.
По результатам проверки исполнитель в течение месяца с момента поступления заключения принимает о соответствии правового акта действующему законодательству и о принятии мер прокурорского реагирования. О принятых мерах информируется управления юстиции с направлением копии акта прокурорского реагирования.
При обращении в суд по заключению, поступившему из управления юстиции к участию в рассмотрении заявления прокуратуры области по ходатайству прокурора может быть привлечен работник управления юстиции.
VI. Отражение работы прокуратуры области по надзору за
законностью правовых актов
Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 18.07.97 N 42 отделом по надзору за соблюдением федерального законодательства два раза в год - к 10 января и к 10 июля готовится обобщение (докладная) в Генеральную прокуратуру РФ о результатах работы прокуратуры области по надзору за законностью правовых актов органов государственной власти области за истекший период.
Во исполнение Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19.06.2000 N 103/7 отделом по надзору за соблюдением федерального законодательства в Генеральную прокуратуру РФ и в отдел Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе ежемесячно к 15 числу направляется информация о принятых в отношении правовых актов органов государственной власти области мерах прокурорского реагирования и результатах их рассмотрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент организации надзора за законностью правовых актов органов государственной власти Оренбургской области (утв. Приказом прокурора Оренбургской области от 9 марта 2004 г. N 173/7)
Текст Регламента официально опубликован не был