Законодательным Собранием Оренбургской области 16 сентября 1998 года принят Закон области N 155/18-ОЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области". Законом области от 12 сентября 2000 года N 633/188-ОЗ в него внесено изменение. Отдельные положения указанного закона области противоречат федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона от 16 сентября 1998 г. следует читать как "N 115/18-ОЗ"
Частью 2 пункта 1 статьи 2 областного закона предусмотрено, что на территории области действуют федеральные санитарные правила и санитарные правила Оренбургской области. Подпунктом "б" пункта 2 этой же статьи установлено, что санитарные правила Оренбургской области вводятся при необходимости изменения и уточнения отдельных требований и нормативов федеральных санитарных правил, введения более жестких требований в зависимости от особенностей санитарно-эпидемиологической обстановки состояния здоровья населения. Пунктом 3 статьи 2 закона области определено, что санитарные правила Оренбургской области утверждаются главным санитарным врачом по Оренбургской области, действуют один год, срок их действия в необходимых случаях может быть продлен, но не более чем на один год. Эти нормы противоречат статьям 38 и 39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ (в редакции от 30.06.2003) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми на всей территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, разработанные, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 5 закона области следует, что информация о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах юридическим лицам предоставляется на договорной основе. Это противоречит статье 9 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определяющей право юридических лиц на получение на бездоговорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах. Пунктом 4 Порядка предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.12.99 N 429, установлено, что информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, в том числе о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предоставляется бесплатно.
Пунктами 5 и 6 статьи 9 областного закона предусмотрено, что граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны возмещать расходы учреждениям государственного санитарно-эпидемиологического надзора в связи с дополнительным, внеплановым проведением санитарно-гигиенических обследований и лабораторных исследований объектов окружающей среды в случае возникновения санитарно-эпидемиологического неблагополучия на предприятиях и в организациях, за проведение инспекционного контроля, повторных обследований с применением лабораторных инструментальных методов исследования в связи с выявлением санитарного правонарушения. При этом в статье 6 закона области аналогичной обязанности у юридических лиц не определено. Указанные нормативные предписания противоречат статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", не устанавливающей обязанностей индивидуальных предпринимателей по возмещению расходов учреждениям государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Из Перечня работ и услуг, которые вправе выполнять и оказывать учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.03.2002 N 85, следует, что деятельность учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляемая в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с планами работы и вне плана, а также для целей лицензирования, оплате не подлежит.
Кроме того, указанные нормы, а также пункт 3 статьи 11 областного закона, предписывающий АО "Илецк-Соль" в целях профилактики и снижения заболеваемости эндемическим зобом и другими йододефицитными заболеваниями обеспечить йодирование выпускаемой соли, нарушают статью 7 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 09.10.2002) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающую органам государственной власти принимать акты, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и ограничивающие их самостоятельную хозяйственную деятельность.
Пунктом 1 статьи 13 закона области в качестве обязательного условия договоров (контрактов) поставки в Оренбургскую область продукции из-за рубежа, подлежащей обязательной сертификации, предусмотрено соблюдение требований статьи 13 областного закона, а именно: соответствие продукции санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека, гигиеническая оценка ее безопасности и безвредности, информация о сертификации, сроках и условиях хранения, транспортировки, реализации, основных потребительских свойствах, составе, пищевых добавках, пищевой ценности, содержании вредных для здоровья веществ с обозначением нормативных документов. Это противоречит статье 16 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливающей в качестве существенного условия договоров (контрактов) поставки любой продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, обязательства о соблюдении требований санитарного законодательства и гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии.
Пунктом 10 статьи 14 закона области определено, что деятельность, связанная с использованием водных объектов, допускается только при наличии лицензии, выданной в установленном порядке органами исполнительной власти при согласовании с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Частью 2 пункта 2 статьи 16 закона области установлено, что порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Частью 3 пункта 3 статьи 16 закона области предусмотрено, что порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, утилизации и захоронения отходов устанавливаются органами местного самоуправления и подлежат согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указанные нормы противоречат статье 5 и пункту 2 статьи 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми государственный санитарно-эпидемиологический надзор находится в ведении Российской Федерации и осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно-эпидемиологической службы. Согласно статье 46 названного Федерального закона государственная санитарно-эпидемиологическая служба - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, а ее структура, задачи, функции, порядок осуществления деятельности устанавливаются федеральными законами и Правительством Российской Федерации. По Правилам предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, при выдаче лицензии на водопользование пользователями водных объектов предоставляется заключение органов, осуществляющих государственный санитарный надзор. В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора уполномочены давать заключения о соответствии санитарным правилам порядка и условий содержания территорий городских и сельских поселений, порядка, условий и способа сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 15 закона области предусмотрено, что государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха населенных мест осуществляется центром по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и органами государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данная норма противоречит статье 24 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласно которой государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ. Из Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N 31, следует, что таким органом является Министерство природных ресурсов РФ (в настоящее время - Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования).
Частью 2 пункта 1 статьи 22 и пунктом 3 статьи 23 закона области установлено, что порядок и сроки профилактических медицинских осмотров и лабораторных обследований, перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения специальных мероприятий по санитарной охране территории области, порядок и условия их осуществления определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Однако Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (пункт 12), принятому во исполнение статьи 112 Конституции РФ, Министерство здравоохранения РФ упразднено, а его контрольные и надзорные функции переданы Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 13). Кроме того, согласно пункту 1 названного Указа Президента РФ функции федеральных органов исполнительной власти определяются Президентом РФ и Правительством РФ.
Статьей 32 областного закона определено, что административные взыскания в виде предупреждения или штрафа за санитарные правонарушения налагаются постановлением главного государственного или ведомственного санитарного врача или их заместителей. Это противоречит статье 1.3 КоАП РФ, предусматривающей, что порядок производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Согласно статье 23.13 КоАП РФ заместители главных государственных санитарных врачей городов и районов правом налагать административные взыскания не наделены.
Статьей 35 закона области урегулированы вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который возложен на государственную санитарно-эпидемиологическую службу Оренбургской области. Статьями 41, 42 закона области регулируются права, обязанности и ответственность должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Пунктом 3 статьи 40 областного закона установлено, что главный государственный санитарный врач по Оренбургской области назначается и освобождается главным государственным санитарным врачом РФ по согласованию с главой администрации области, главные государственные санитарные врачи районов и городов назначаются и освобождаются главным государственным санитарным врачом по Оренбургской области но согласованию с главами администраций городов и районов. Эти нормы противоречат статье 5 и пункту 2 статьи 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми государственный санитарно-эпидемиологический надзор находится в ведении Российской Федерации и осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно-эпидемиологической службы. Согласно статье 46 указанного Федерального закона государственная санитарно-эпидемиологическая служба - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, а ее структура, задачи, функции, порядок осуществления деятельности, назначения руководителей органов и учреждений этой службы устанавливаются федеральными законами и Правительством Российской Федерации. Из Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в редакции от 06.02.2004), следует, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Министром здравоохранения РФ (в настоящее время Министром здравоохранения и социального развития РФ) по представлению главного государственного санитарного врача РФ, главные государственные санитарные врачи районов и городов - главными государственными санитарными врачами субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьей 35 областного закона, в нарушение требований пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в состав государственного санитарно-эпидемиологического надзора не включены: контроль за выполнением предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведение санитарно-эпидемиологических расследований.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 41 закона области главный государственный санитарный врач по Оренбургской области, его заместители, главные государственные санитарные врачи районов и городов, на транспорте и их заместители наделены правом беспрепятственно посещать и проводить обследования жилищных условий граждан. Это противоречит пункту 1 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", из которого следует, что должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе посещать жилые помещения в целях обследования жилищных условий граждан только с согласия проживающих в них граждан.
Пунктом 1 статьи 42 закона области в нарушение статьи 52 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не включены обязанности устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранять врачебную тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих обязанностей.
Статьей 44 областного закона установлено, что надзор за исполнением обязанностей государственной санитарно-эпидемиологической службой Оренбургской области осуществляется органами прокуратуры, надзор за соблюдением законности государственной санитарно-эпидемиологической службой при исполнении ею своих обязанностей осуществляется прокурором Оренбургской области и подчиненными ему прокурорами. Эти нормы противоречат статье 3 Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ (в редакции от 18.07.2003) "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающей, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование организации порядка деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Подпункт "б" пункта 2 и пункт 3 статьи 2, пункт 3 статьи 11, пункт 10 статьи 14, пункт 6 статьи 15, часть 2 пункта 2 и часть 3 пункта 3 статьи 16, часть 2 пункта 1 статьи 22, пункт 3 статьи 23, статьи 35, 41, 42, пункт 3 статьи 40, статью 44 Закона Оренбургской области от 06.10.98 N 155/18-ОЗ (в редакции от 12.09.2000) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области" отменить.
2. Часть 2 пункта 1 статьи 2, пункт 1 статьи 5, пункты 5 и 6 статьи 9, пункт 1 статьи 13, статью 32 Закона Оренбургской области от 06.10.98 N 155/18-ОЗ (в редакции от 12.09.2000) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области" привести в соответствии федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании сессии Законодательного Собрания Оренбургской области. О дне заседания сессии и о результатах рассмотрения протеста сообщить мне по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ГСП-60, Кремль, корпус 1.
Заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации
Государственный советник
юстиции 1 класса |
С.И. Герасим |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 16 апреля 2004 г. N 32-6-2004 на отдельные положения Закона Оренбургской области от 06.10.98 N 155/18-ОЗ (в редакции от 12.09.2000) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был