Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 апреля 2005 г. N 2101 настоящий протест удовлетворен
Законодательным Собранием области от 25 октября 2000 года за N 723/212-ОЗ принят закон "О бюджетном устройстве и бюджетном устройстве в Оренбургской области" (с последующими изменениями).
В соответствии со ст.71 п."ж" Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно ст.7 Бюджетного Кодекса РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений отнесено к компетенции Российской Федерации.
К компетенции органов государственной власти области, согласно ст.8 Бюджетного Кодекса РФ относится лишь детализация объектов бюджетной системы на уровне каждого конкретного субъекта РФ.
Однако как показывает изучение названного выше областного закона, отдельные его положения находятся в противоречии с федеральным законодательством.
Например, в соответствии со ст.7 закона области на территории Оренбургской области определяются следующие уровни бюджетов - первый уровень - областной бюджет, второй уровень - местные бюджеты.
В то же время ст.10 Бюджетного Кодекса РФ (в редакции от 20.08.04 N 120-ФЗ) на уровне местных бюджетов - выделяет бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских и сельских поселений.
Соответственно, в противоречащей федеральному законодательству редакции, изложена, и ст.10 закона области, определяющая содержание понятия местного бюджета. Действующая редакция ст. 14 Бюджетного Кодекса РФ определяет теперь местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципального образования, дает понятие консолидированного бюджета муниципального района - состоящего из бюджета муниципального района, сводных бюджетов городских и сельских поселений.
Не в полной мере отвечают установленным на федеральным# уровне и принципы функционирования бюджетной системы Оренбургской области. Так, в ст. 14 закона области не находит отражение принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований, заложенный в ст.ст.28, 31-1 Бюджетного Кодекса РФ.
Далее, в ч. 1 ст.16 закона области, в числе видов доходов бюджетов, не названы безвозвратные перечисления, что не соответствует ч.1 ст.41 Бюджетного Кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 16 закона области к неналоговым доходам относятся - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В то же время, исходя из абзаца 1 части 1 статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут зачисляться в доходную часть бюджета только после уплаты налогов и сборов.
Согласно абзаца 3 части 4 статьи 16 закона области к неналоговым доходам относятся доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Однако подобная формулировка финансовых поступлений на федеральном уровне больше не используется и абзац 3 части 4 статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ, ранее ее регламентировавший, ФЗ N 120 от 20.08.04 признан утратившим силу.
Соответственно подлежит отмене и ст. 17 закона области, где дается понятие финансовой помощи. Тем более, что и аналог этой нормы регионального законодательства на федеральном уровне - ст.44 Бюджетного Кодекса РФ признан утратившим силу.
В статье 18 закона области, в числе собственных доходов бюджетов, не находят отражение безвозвратные перечисления, что противоречит ст.47 Бюджетного Кодекса РФ.
В статье 20 закона области, исходя из положений ранее действовавшей редакции ст.55 БК РФ, формулируется понятие доходов областного бюджета. Однако перечисленная выше норма федерального законодательства ФЗ N 120 от 20.08.04 признана утратившей силу.
В связи с неточностью формулировок ст. 16 закона области в число доходов области не включены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, плата за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование лесным фондом и те же безвозвратные перечисления.
В ч.2 ст.29 закона области в нарушение ч.2 ст.60 БК РФ, в числе доходов местных бюджетов, не указаны доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Противоречит ст.65 БК РФ и ст.34 закона области о формировании расходов бюджетов всех уровней. По действующему в настоящее время федеральному законодательству такие расходы базируются не на основании государственных социальных стандартах, а в соответствии с расходными обязательствами соответствующего бюджета.
Не соответствуют ст.69 БК РФ и формы расходования бюджетов, определенные в ст.38 закона области.
С учетом изменений внесенных в федеральное бюджетное законодательство ФЗ N 120 от 20.08.04 в абзаце 3 части 1 статьи 38 закона области после слов "трансферт населению ..." словосочетание "включающих в себя" должно быть исключено.
Соответственно должны быть изменены и окончания в начальном слове абзацев 4, 5, 6 части 1 статьи 38 закона области с "ассигнования ..." на "ассигнований...", а в абзаце 10 слова; "бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы области" нужно заменить на словосочетание "межбюджетные трансферты".
Далее, абзац 2 части 1 статьи 57 закона области, где, наряду с другими источниками, предусматривается в качестве источника финансирования дефицита областного бюджета бюджетные ссуды, противоречит ч.2 ст.95 БК РФ, согласно которой в такой форме дефицит бюджета финансироваться не может.
По этим же основаниям, противоречит федеральному законодательству и ч.3 ст.58 закона области об источниках финансирования дефицитов местных бюджетов.
Без учета требований ст. 129 БК РФ сформулирована и ст.75 закона области, определяющая основы межбюджетных отношений. В названной выше норме областного закона, ничего не говорится даже о межбюджетных трансфертах.
В статье 90 закона области дана отличная от ст. 161 БК РФ формулировка бюджетного учреждения. В частности в ч.1 ст.90 закона области говорится о финансировании деятельности таких учреждений только на основании сметы их расходов, а в федеральном законодательстве заложено, что это делается не только на основе расходов бюджетного учреждения, но и на основе его доходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства ст.ст. 7, 10, 14, 16, 18, 29, 34, 38, 57, 58, 75, 90 и отменить ст.ст. 17, 20 закона области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области" от 25 октября 2000 года N 723/212-ОЗ (с последующими изменениями).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Оренбургской области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 8 февраля 2005 г. N 7/25-2005 на Закон области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был