Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 апреля 2005 г. N 2133 настоящий протест удовлетворен
Законодательным Собранием области принят закон области от 07.12.99 N 395/83-ОЗ "Об экологической безопасности". Положения закона вступили в противоречие с действующим законодательством.
Согласно п. "д" ч.1 ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам - абз.1 п.1 ст.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе и обеспечения экологической безопасности, состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
В ст. 1 закона области дается иное по сравнению с федеральным законодательством толкование понятиям экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий", а экологический риск - это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В ст. 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено понятие чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Противоречат федеральному законодательству положения ст.ст. 7, 10 закона области.
Согласно ст.7 закона области перечень наиболее опасных видов деятельности и источников экономической опасности в области, а также порядок отнесения объекта и вида деятельности к экологически опасным утверждается Законодательным Собранием области. Порядок зонирования на территории области определяется комитетом администрации области (не определено, каким конкретно). Вовлечение в хозяйственную деятельность ненарушенных территорий в области допускается по решению органов государственной власти области после положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы, проведенной в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В ст. 10 закона области указано, что программы социально-экономического развития всех уровней на территории области, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, утверждаются и реализуются только после положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Между тем в ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.
В ст.ст. 1, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" указано, что для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий, федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим законами# иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится экологическая экспертиза. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия утверждены Министерством природы РФ 30.11.1992. К ведению субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы на соответствующих территориях относятся: получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы; делегирование эксперта для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах - ст. 6 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Значительно ограничены в законе области по сравнению с положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" требования, предъявляемые к обеспечению экологической безопасности (ст.8 закона области и ст.ст. 34-56 - Федерального закона), права и обязанности граждан и общественных объединений (ст. 12 закона области и ст.ст. 11-13 Федерального закона).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничена компетенция РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны природы. В связи с этим ст.ст. 13, 25, 26, регламентирующие вопросы управления процессом обеспечения экологической безопасности, механизма реализации закона, не соответствуют ст.ст. 5-7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в которых определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В ч.2 ст. 16 закона области перечислены управления и комитеты администрации области, куда специально уполномоченные органы и общественные объединения обязаны предоставлять информацию, имеющую значение для обеспечения экологической безопасности. После вступления закона области в силу структура администрации изменялась, но соответствующие изменения в данную статью не внесены.
В ст. 18 закона области предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в том числе и за счет внебюджетных источников. Согласно ст.ст. 10, 144 Бюджетного кодекса РФ в структуру бюджетной системы субъекта РФ входят только бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, фонда занятости населения.
В ст.20 закона области закреплено право органов местного самоуправления на предоставление налоговых, кредитных и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации и области. Вступившим в силу с 1 января 2005 года п.3 ст.56 Налогового кодекса предусмотрено, что льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В нарушение действующего законодательства в ст. 27 закона области на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, возложены обязанности по осуществлению государственного контроля за исполнением данного закона.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с действующим федеральным законодательством закон области "Об экологической безопасности".
Внести необходимые изменения в ст.ст. 1, 7, 8, 10, 12, 13, 16, 18, 20, 25, 26, 27 закона области.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор Оренбургской области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М.Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 28 февраля 2005 г. N 7/40-2005 на Закон области "Об экологической безопасности" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был