Протест прокурора Оренбургской области
от 3 февраля 2005 г. N 7/24-2005
на Закон области "О погребении и похоронном деле
на территории Оренбургской области"
(извлечение)
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 февраля 2005 г. N 1867 настоящий протест удовлетворен
Законодательным Собранием области 18 августа 2004 года принят Закон области "О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области" N 1421/223-III-ОЗ.
После принятия Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года и внесения в соответствии с ним изменений в Федеральный закон N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года, многие положения указанного Закона области вошли в противоречие с требованиями действующего федерального законодательства.
Так, абзац 1 пункта 2 статьи 14 Закона области определяет, что организация похоронного дела в Оренбургской области осуществляется органами местного самоуправления и государственными органами исполнительной власти Оренбургской области путем создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Абзац 9 статьи 2 и статья 3 Закона области определяет, что специализированная служба по вопросам похоронного дела может создаваться по решению органов исполнительной власти области или органов местного самоуправления.
Пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", изложенный в новой редакции, устанавливает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Положения частей 1 и 2 статьи 29 Федерального Закона N 8-ФЗ исключают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации из числа органов, создающих специализированные службы по вопросам похоронного дела и определяющих порядок их деятельности. Указанная статья также конкретизирует, что право создавать такие службы имеют органы местного самоуправления районов, поселений, городских округов.
Пункт 2 статьи 4 Закона области, устанавливающий право принятия органами исполнительной власти области правовых актов, разрешающих перенос существующих мест погребения, находится в противоречии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона, который предоставляет право принятия таких решений только органам местного самоуправления в установленных случаях.
Не соответствует федеральному законодательству положение пункта 2 статьи 14 Закона области, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются полномочиями по установлению перечня ритуальных услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами различных форм собственности.
Кроме того, статья 17 Закона области устанавливает, что отдельные виды ритуальных услуг могут выполняться юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, прошедшими регистрацию в установленном порядке.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившему в силу 11 февраля 2002 года, лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг прекращено и поэтому органы самоуправления не могут наделять другие организации и физические лица правами по осуществлению этой деятельности.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 26 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Поскольку федеральным законодательством региональным органам власти не предоставлено самостоятельных полномочий по установлению дополнительных источников финансирования, в том числе через внебюджетные и целевые фонды, из статьи 16 Закона области должно быть исключено положение о других возможных источниках финансирования похоронного дела.
Абзац 2 пункта 1 статьи 9 Закона области определяет, что администрация области либо органы местного самоуправления вправе своим решением установить размер социального пособия на погребение за счет средств областного и местных бюджетов.
Указанная норма областного закона не соответствует пункту 1 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ, в которой указано, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1000 рублей.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 указанной статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поскольку размер социального пособия четко определен в федеральном законе, администрация области и органы местного самоуправления вправе своим решением установить лишь дополнительную выплату к установленному пособию (абзац 2 п.1 ст.9).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение абзаца 2 пункта 1 статьи 10, а также абзаца 2 пункта 2 статьи 13 Закона области, определяющее компетенцию администрации области по установлению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, а также при погребении умерших, личность которых не установлена, противоречит соответственно пункту 3 статьи 9 и пункту 3 статьи 12 Федерального закона.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Не соответствует федеральному закону и положение абзаца 1 пункта 2 статьи 10 Закона области о ежемесячном наделении органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Оренбургской области специализированных служб по вопросам похоронного дела возвратными оборотными средствами для оказания услуг за счет средств областного и местных бюджетов, поскольку прежняя редакция пункта 2 статьи 9, регламентирующая такое право, существенно изменена и новая редакция закона, вступившего в силу с 01.01.2005 г. таких норм не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие федеральному законодательству абзац 9 статьи 2, статью 3, пункт 2 статьи 4, абзац 2 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 1 и абзац 1 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 2 статьи 13, пункт 2 статьи 14, статью 16, статью 17 Закона области "О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области" от 18 августа 2004 года.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор Оренбургской области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 3 февраля 2005 г. N 7/24-2005 на Закон области "О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 февраля 2005 г. N 1867 настоящий протест удовлетворен