Изучение Закона области от 4 сентября 1996 года "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Оренбургской области" с последующими изменениями и дополнениями показало, что отдельные его положения не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Так, согласно пункту 1 статьи 15 данного закона депутат в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания, не может быть уволен с работы по инициативе администрации, исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.
Тем самым Законодательное Собрание области установило особые гарантии трудовых прав для депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной работы или учебы.
Однако данные нормы противоречат трудовому законодательству и законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
В части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. При этом Трудовой кодекс РФ не устанавливает льгот для работников из числа депутатов при расторжении и изменении трудового договора, а также особый порядок при применении к ним дисциплинарных взысканий.
Следовательно вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений и других связанных с ними отношений, относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Органы государственной власти области, введя дополнительные ограничения, связанные с невозможностью уволить с работы по инициативе администрации или исключить из учебного заведения избранных депутатов без согласия представительных органов местного самоуправления, превысили свои полномочия по осуществлению правового регулирования заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Кроме того, общие положения по дисциплине труда, виды дисциплинарных наказаний, порядок применения дисциплинарных взысканий предусмотрены в главах 29 и 30 Трудового Кодекса РФ. Глава 25 Трудового кодекса РФ предусматривает гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных и общественных обязанностей. Положения закона, закрепленные в них, не освобождают депутатов от дисциплинарной ответственности и не устанавливают иной порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Порядок применения дисциплинарных взысканий к лицам, обучающимся в высших учебных заведениях вплоть до отчисления из них, предусмотрен статьей 16 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Положений, устанавливающих для лиц, избранных депутатами, иного порядка применения мер дисциплинарной ответственности за нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения, указанный Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не предусматривают.
В соответствии со статьей 24 указанного закона принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнения к ним, а также других нормативных правовых актов, определяющих функционирование образования, относятся к компетенции Российской Федерации.
Статья 18 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, и не предполагает каких-либо отдельных оснований либо особый порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности. Статья 13 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает неприкосновенность депутата в случае привлечения к уголовной или административной ответственности, в связи с выполнением депутатских полномочий, однако не устанавливает особого порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Пункт 1 статьи 15 Закона области в нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов неправомерно установил не предусмотренный трудовым, избирательным законодательством и законодательством об образовании Российской Федерации особый порядок привлечения депутатов к дисциплинарной ответственности при увольнении с работы и исключении из учебного заведения.
Данная позиция подтверждена и судебной практикой. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 мая 2003 года признала недействующей с момента вступления в силу норму Закона Владимирской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", устанавливающую в частности невозможность увольнения депутата по инициативе администрации без согласия представительного органа местного самоуправления. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 года N 46-ГО4-22 отставлено без изменения решение Самарского областного суда о признании противоречащими федеральному закону и недействующими Закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы" и аналогичную норму Закона Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с федеральным законодательством пункт 1 статьи 15 Закона области от 04 сентября 1996 года "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Оренбургской области" с последующими изменения и дополнениями.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания Оренбургской области.
О результатах рассмотрения протеста должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор Оренбургской области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М.Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 9 сентября 2005 г. N 7/144-2005 на Закон Оренбургской области от 04.09.1996 г. "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был