Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 19 апреля 2006 г. N 137 настоящий протест отклонен
Изучением закона области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 2 ноября 2004 года N 1524/255-III-ОЗ (с изменениями от 04.07.05) установлено, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству.
В статье 2 закона области регламентированы вопросы мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона области лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право: на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха; внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарства по рецепту врача на 50%; оплату в размере 50% занимаемой жилой площади; оплату в размере 50% коммунальных услуг; первоочередную установку телефона; бесплатную установку телефона; первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, а также протезно-ортопедическими изделиями; бесплатный проезд один раз в год в пределах Российской Федерации железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом с 50% скидкой от стоимости проезда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона области указанные выше меры социальной поддержки, за исключением бесплатной установки телефонов, бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, а также бесплатного обеспечения протезно-ортопедическими изделиями, распространяется на лиц, пострадавших от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.
При формулировке пунктов 2 и 3 статьи 2 закона области не учтено, что в соответствии с действующей редакцией ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции ФЗ от 22.08.04 N 122-ФЗ) достижение пенсионного возраста или наличие инвалидности указанными лицами не является условием получения ими мер социальной поддержки.
Поэтому указанные выше нормы закона области в части слов "имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами" необоснованно сужают сферу действия федерального закона, противоречат ему, а потому нарушают права и интересы реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий не являющихся инвалидами или пенсионерами.
По изложенным выше основаниям противоречит федеральному законодательству и содержание ст. 5 закона области, которая устанавливает, что реализация мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляется по предъявлении ими свидетельства установленного образца и документа, подтверждающего наличие инвалидности или получение любого вида пенсии в части "и документа, подтверждающего наличие инвалидности или получение любого вида пенсии".
В оспариваемых нормах закона области для лиц являющихся инвалидами и пенсионерами могут дополнительно быть оговорены только условия внеочередного приема в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25% назначенной пенсии (подпункт "з" пункта 2 статьи 2 закона области).
Поскольку круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка по нормам закона в новой редакции ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" (от 22.08.04 N 122-ФЗ) расширен и ранее имевшееся в ней указание на то, что реабилитированные лица должны быть пенсионерами или инвалидами исключено, органы государственной власти Оренбургской области, исходя из ст. 5 ФЗ "О государственной социальной помощи" обязаны принять законы и иные нормативные акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий. Иными словами, внести в оспариваемые нормы закона области соответствующие изменения.
Аналогичный вопрос рассматривался Верховным Судом РФ, который в своем определении от 8 июня 2005 года по делу N 51-ГО5-10 отменил решение Алтайского краевого суда от 11 марта 2005 года в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующей ч. 2 ст. 1 в части слов "являющихся пенсионерами" закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и вынес новое решение, которым признал недействующей названную выше норму краевого закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с федеральным законодательством содержание в 2 и 3 статьи 2, статьи 5 закона области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 2 ноября 2004 года N 1524/255-III-ОЗ (с изменениями от 04.07.05).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
В результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 10 января 2006 г. N 7/1-2006 на закон области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был