Изучением распоряжения главы администрации области от 21 мая 1998 года N 501-р "Об утверждении Порядков "Проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области", "Оценки государственной собственности Оренбургской области" установлено, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с п. 3 оспариваемого распоряжения оно вступает в силу со дня его подписания. Данное положение противоречит п. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым нормативные правовые акты могут применяться только после их официального опубликования.
Понятие нормативного правового акта дано в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 согласно которого - это акт управомоченного на то органа государственной власти, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как видно из текстов утвержденных оспариваемым распоряжением приложений - Порядков "Проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области" и "Оценки государственной собственности Оренбургской области" они рассчитаны на все объекты, находящиеся в государственной собственности области, соответственно на их руководителей и других ответственных лиц, а также специализированные службы технической инвентаризации и оценки.
Указанные признаки характерны для правовых норм. Поскольку оспариваемый правовой акт затрагивает права хозяйствующих субъектов, рассчитан на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, он подлежит обязательному опубликованию. Подтверждением этого является фактическое опубликование распоряжения в газете "Оренбуржье" 30 июня 1998 года за N 119.
Изменение текста пункта 3 распоряжения устранит противоречие между его содержанием что он вступает в силу со дня его подписания и требованиями федерального законодательства, согласно которых нормативный акт должен вступать в действие со дня его официального опубликования.
В соответствии с п. 6 Порядка проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области, утверждение по данным распоряжением проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду; при сдаче имущества в залог; при приватизации государственного имущества области; при передаче имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление; при ликвидации (реорганизации) юридических лиц перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса; по решению органа государственной власти области; а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством.
Данный перечень противоречит п. 2 ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" согласно которой проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сопоставление перечня случаев обязательной инвентаризации установленного распоряжением администрации области и определенных федеральным законодательством показывает, что в региональном правовом акте он значительно меньше.
Как видно из пункта 6 указанного выше Порядка проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области в силу неопределенности формулировки в нем словосочетания "а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством", установленный им перечень обязательного проведения инвентаризации следует признать несоответствующим федеральному законодательству по следующим основаниям. В нем не оговорены как все предусмотренные п. 2 ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" случаи обязательного проведения инвентаризации, равно как не указано, что инвентаризация проводится и в других случаях предусмотренных федеральным, а не действующим законодательством.
Пунктом 1 оспариваемого распоряжения утвержден порядок "Оценки государственной собственности Оренбургской области".
В ранее действовавшей редакции ст. 1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 N 135-ФЗ законодательство, регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации, состояло из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральным законов# и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
После внесения в данную норму федерального закона изменений в соответствие с ФЗ N 122 от 22 августа 2004 года законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации исключены из сферы законодательных актов, регулирующих оценочную деятельность в Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона от 22 августа 2004 г. следует читать как "N 122-ФЗ"
Поэтому, утвержденный оспариваемым распоряжением главы администрации области порядок "Оценки государственной собственности Оренбургской области" подлежит отмене.
Содержание данного порядка также находится в противоречии с действующим федеральным законодательством.
Так, согласно п. 2.7. Порядка "Оценки государственной собственности Оренбургской области" по итогам работы исполнитель представляет заказчику сводную ведомость оценки объектов недвижимости по форме, установленной приложением к данному Порядку.
В то же время ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено составление не сводной ведомости оценки, а отчета об оценке объекта оценки.
Не соответствуют ст. 11 ФЗ "Об оценочной деятельности" и перечень вопросов, включаемый согласно п. 4.1. Порядка "Оценки государственной собственности Оренбургской области" в сводную ведомость оценки объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Пункт 3 распоряжения главы администрации области N 501-р от 21.05.98 "Об утверждении порядков "Проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области", "Оценки государственной собственности Оренбургской области" и пункт 6 Порядка проведения инвентаризации государственной собственности Оренбургской области Приложения N 1 к названному выше распоряжению привести в соответствие с федеральным законодательством.
Порядок оценки государственной собственности Оренбургской области, Приложения N 2 к названному выше распоряжению отменить.
Из пункта 1 распоряжения главы администрации области N 501-р от 21.05.98 исключить утверждение порядка "Оценки государственной собственности Оренбургской области".
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 10 января 2006 г. N 7/3-2006 на распоряжение главы администрации области от 21 мая 1998 года N 501-р (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был