Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 февраля 2006 г. N 3150 настоящий протест отклонен
Изучением закона области "О представителях общественности в квалификационную коллегию судей Оренбургской области" от 4 июля 2002 года N 43/8-III-ОЗ (в редакции от 01.10.03) установлено, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству.
Данный нормативно-правовой акт регулирует порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Оренбургской области.
В соответствии с п. 2 ст. 4 оспариваемого закона области кандидаты в представители общественности могут быть выдвинуты депутатами Законодательного Собрания области и его комитетами, организациями независимо от форм собственности, общественными и религиозными организациями (объединениями), профессиональными союзами, политическими партиями и в порядке самовыдвижения.
В соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции РФ установление системы судебной власти находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации является органом судейского сообщества в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" порядок образования органов судейского сообщества устанавливается федеральным законам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" следует читать как "ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
В этой связи при оценке полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению в соответствии с п. 6 ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества" порядка назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей следует исходить из того, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации (пункты 1 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Поэтому, органы государственной власти области при регламентации порядка выдвижения кандидатов в представители общественности должны руководствоваться и установленными на федеральном уровне нормами и правилами.
Именно такой вывод сделан в определении Верховного Суда от 23 июня 2003 года N 35-ГО3-4 по частной жалобе регионального отделения ЛДПР на определение Тверского областного суда об оспаривании ст. 2 Закона Тверской области "О представителях общественности в квалификационную коллегию судей Тверской области". Отменяя определение нижестоящего суда, Верховный Суд РФ указал, что из представленного суду дополнения в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ видно, что кандидатуры общественности для назначения членами Высшей квалификационной коллегии судей РФ предлагают Совету Федерации общероссийские общественные организации юридической направленности и общероссийское общественные# организации, имеющие государственную регистрацию в соответствии с ФЗ "Об общественном объединении".
Так, в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 199.2 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуры представителей общественности для назначения членами Высшей квалификационной коллегии судей РФ предлагают общероссийские общественные организации, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, имеющие государственную регистрацию в соответствии с ФЗ "Об общественных объединениях", а также научно-педагогические коллективы юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений. Каждая общероссийская общественная организация и каждый научно-педагогический коллектив представляют в Совет Федерации не более одной кандидатуры. Общероссийские общественные организации также представляют в Совет Федерации свои уставные документы. Далее, в статье 199.4 Регламента предусмотрена процедура рассмотрения вопроса о назначении членов Высшей квалификационной коллегии судей на заседании Совета Федерации, где урегулирован и порядок голосования при наличии нескольких кандидатур на одно место.
Исходя из перечисленного выше порядок выдвижения кандидатов в представители общественности установленный п. 2 ст. 4 закона области противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с названной выше статьей регионального закона такие кандидаты могут быть выдвинуты депутатами Законодательного Собрания области и его комитетами.
Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2003 года N 412-О по жалобе Новикова А.Д. на нарушение его конституционного права п. 8 ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества" статус депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также уставами и законами субъектов Российской Федерации. Депутат законодательного органа субъекта РФ как член данного органа наделен полномочиями по осуществлению государственной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" устанавливая статус квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации предполагает самостоятельность этих органов судейского сообщества, их независимость от каких бы то ни было органов государственной власти.
Поэтому кандидаты в представители общественности не могут выдвигаться как депутатами Законодательного Собрания области, так и их комитетами, сформированными из состава депутатского корпуса.
В результате предоставления в п. 2 ст. 4 оспариваемого закона области полномочий по выдвижению кандидатов организациям независимо от форм собственности, а также религиозным объединениям и профессиональным союзам нарушается п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общественных объединениях" согласно которого действие данного федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов.
В свою очередь, в названной выше норме закона право выдвижения кандидатов не оговорено за научно-педагогическими коллективами юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений, хотя такая норма имеет место в п. 2 ст. 199.2 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В оспариваемом п. 2 ст. 4 закона области, без учета положений Регламента Совета Федерации Российской Федерации не содержится ограничений по количеству выдвигаемых от одной из структур кандидатур, а в п.п. 4, 5 ст. 5 закона области не установлено порядка назначения представителей общественности при наличии альтернативных кандидатур на одно место путем рейтингового и альтернативного голосования, хотя такой порядок голосования установлен ст. 199.4 названного выше Регламента. Возможность рейтингового и альтернативного голосования предусмотрена и Регламентом Законодательного Собрания области, но не нашла отражения в оспариваемой ст. 5 закона области.
Из-за ненадлежащей регламентации порядка выдвижения и назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Оренбургской области постановлением Законодательного Собрания области от 16 февраля 2005 года N 1850 из 4 представителей общественности назначенных в квалификационную коллегию судей Оренбургской области двое являются представителями одной структуры - коммерческой организации ООО "Оренбурггазпром". Указанным выше постановлением в квалификационную коллегию судей назначены начальник юридического отдела ООО "Оренбурггазпром" Тощакова И.В. и заместитель начальника юридического отдела ООО "Оренбургазпром" Журиленко Т.И.
И, наоборот, представителю другой коммерческой организации - начальнику юридического отдела филиала ООО "Росгострах-Поволжье" Колбневой Н.К. тем же постановлением Законодательного Собрания области от 16.02.05 N 1850-О в назначении представителем общественности в квалификационную коллегию судей Оренбургской области было отказано.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Законодательного Собрания области от 16.02.05 следует читать как "1850"
На заседании Законодательного Собрания области 28 декабря 2005 года одним из представителей общественности в квалификационную коллегию судей Оренбургской области назначен опять же работник юридической службы ООО "Оренбурггазпром" Инякин М.Ю.
Исходя из содержания п. 3 ст. 1 закона области порядок подбора кандидатов и их назначения представителями общественности в квалификационную коллегию судей устанавливается данным законом области. Поэтому отмеченные выше соответствия, могут быть устранены путем внесения в него соответствующих изменений.
Помимо указанного выше, в случае непринятия изменений в п. 2 ст. 4, пункты 4, 5 ст. 5 закона области, не будет обеспечиваться и пропорционального участия представителей общественности в квалификационной коллегии судей Оренбургской области, что противоречит п. 3 ст. 55 Конституции РФ согласно которому права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в целях, предусмотренных Конституцией РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с федеральным законодательством пункт 2 статьи 4 пункты 4, 5 статьи 5 закона области "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Оренбургской области" от 4 июля 2002 года 43/8-III-ОЗ (в редакции от 01.10.03).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 11 января 2006 г. N 7/4-2006 на закон области "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был