Распоряжением главы г.Оренбурга от 26 марта 2004 года N 1436-р утверждена примерная форма Договора аренды объекта муниципального нежилого фонда г.Оренбурга согласно Приложения.
Отдельные пункты примерной формы Договора находятся в противоречии с действующим федеральным законодательством.
В соответствии с п.2.1.4. примерной формы Договора арендодатель имеет право применять к арендатору штрафные санкции. В соответствии с п.5.2.2. предусмотрено, что в случае нарушения арендатором обязательств, предусмотренных договором аренды, на него накладывается штраф до 5-кратного размера действующей по данному договору месячной арендной платы. Решение о наложении штрафа согласно п.5.3. принимается арендодателем и в установленные им сроки. В соответствии с п.5.4. уплата штрафа, не освобождает арендатора от дальнейшего выполнения условий договора. В соответствии с п.5.5., в случае нарушения арендатором сроков освобождения объекта в связи с окончанием или расторжением договора аренды, арендатор уплачивает штраф в размере пяти процентов от годовой суммы арендной платы за каждый просроченный день. В соответствии с п.6.3.3., в случае неуплаты арендатором штрафа, предусмотренного настоящим договором, в срок, указанный в уведомлении договор аренды подлежит расторжению.
Устанавливая возможность наложения штрафа на арендатора, глава города превысил предоставленные органу местного самоуправления полномочия.
По смыслу п.1 ст.3.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф может устанавливаться и применяться только в качестве административного наказания. Согласно п.1 ст.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемая примерная форма Договора аренды принята на основании распоряжения главы города, а такой нормативно-правовой акт к федеральным актам не относится.
Таким образом, органы местного самоуправления не могут принимать акты, которыми устанавливается возможность наложения штрафа.
Соответственно, не могут быть признаны обоснованными и положения данного нормативного правового акта в части возможности досрочного расторжения арендных отношений, по причине неуплаты незаконно наложенных на арендодателей штрафных санкций.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с федеральным законодательством п.п.2.1.4., 5.4. примерной формы Договора аренды объекта муниципального нежилого фонда г.Оренбурга, утвержденного распоряжением главы г.Оренбурга от 26 марта 2004 года N 1436, а п.п.5.2.2., 5.3., 5.5., 6.3. примерной формы Договора из содержания данного нормативно-правового акта исключить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру области в письменной форме.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции |
С.В. Табельский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 21 марта 2005 г. N 7/74-2005 на распоряжение главы г. Оренбурга от 26 марта 2004 года N 1436-р "Об утверждении примерной формы Договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Оренбурга" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был