Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 19 апреля 2006 г. N 180 настоящий протест отклонен
Изучением закона области "Об областной программе "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах" от 1 сентября 2005 года N 2526/466-III-ОЗ установлено, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству.
Статьей 1 закона области утверждена областная Программа "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах".
Данная норма областного закона и сама программа подлежат признанию недействующими по следующим основаниям.
Как видно из содержания Приложений к данной программе, в числе ее мероприятий, к примеру, в Приложении 1 "Природоохранные мероприятия промышленных организаций и организаций АПК" указаны мероприятия, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду - строительство накопителя грунтовых вод (п.2.3) и строительство автомойки (п.2.4) на ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат", ликвидация карьера "Яман-Касы" (п.3.4) на ООО "Медногорский медно-серный комбинат", рекультивация земель на ОАО "Оренбургнефть" (п.8.1), строительство автомойки на ООО "Уралтрансгаз" (п.14.1) и т.д.
Соответственно, в Приложении 2 к данной программе "Межмуниципальные природоохранные мероприятия" предусмотрено строительство очистных сооружений в г.г.Оренбурге, Орске, поселках Новоорске, Плешаново и Нежинка.
В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду подлежат обязательной экологической экспертизе.
Согласно данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области законопроект "Об областной программе "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах" на экологическую экспертизу не направлялся.
Аналогичный вопрос возникал в судебной практике. Отклоняя кассационную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики, Верховный Суд РФ в своем определении от 29 июня 2005 года по делу N 31-Г05-5 указал на правильность принятия решения судом по обращению прокурора о признании недействующим со дня принятия пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июня 2004 года N 126 "О правилах охоты на территории Чувашской Республики" и утвержденных им Правила охоты на территории Чувашской Республики, т.к. Правила не прошли государственную экологическую экспертизу.
При принятии данного закона допущены и нарушения бюджетного законодательства.
Так, в разделе "Объемы и источники финансирования" паспорта данной программы указано, что программа помимо средств областного бюджета, также финансируется за счет средств местных бюджетов в сумме 115,63 млн.руб. и внебюджетных источников в сумме 5809,75 млн.руб., что не соответствует п.1 ст.85, п.1 ст.86 Бюджетного Кодекса РФ, а также п.2 ст.5 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым обеспечение реализации региональных программ финансируется исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации, а формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в силу чего финансирование областной программы за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников осуществляться не может.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "115,63 млн.руб." следует читать "113,65 млн.руб."
По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству упоминание в разделе 5 программы "Ресурсное обеспечение программы", что данная программа финансируется также из средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Приложение 1 к программе "Природоохранные мероприятия промышленных организаций и организаций АПК" в полном объеме финансируется за счет внебюджетных средств, что как уже было отмечено выше, противоречит федеральному законодательству.
Имеются плановые мероприятия, финансируемые из местных бюджетов и внебюджетных средств в Приложении 2 "Межмуниципальные природоохранные мероприятия", Приложении 3 "Мероприятия по контролю за состоянием природной среды" и Приложение 4 к оспариваемой программе.
В нарушение бюджетного законодательства изложено и содержание Приложения 5 к программе "Ресурсное обеспечение программы", где также предусмотрено в качестве источников финансирования оспариваемой программы средства местных бюджетов и внебюджетные средства.
Аналогичный вопрос возникал в судебной практике. Так, при отклонении кассационной жалобы губернатора Самарской области на решение суда по заявлению прокурора на закон Самарской области "Об областной программе "Развитие туризма в Самарской области на 2004-2008 годы", Верховный Суд РФ в своем определении от 23 ноября 2005 года по делу N 46-Г05-26 указал, что финансирование отдельных положений программы за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников, спорным обстоятельством не является, и это судом первой инстанции обоснованно признано противоречащим федеральному законодательству. Суд также отклонил и доводы жалобы в той части, что финансирование областной программы за счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников осуществлялось на добровольной основе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Признать недействующей статью 1 закона области "Об областной программе "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах" от 1 сентября 2005 года N 2526/466-III-ОЗ и утвержденную ей программу "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах".
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 16 марта 2006 г. N 7/97-2006 на закон области "Об областной программе "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005-2010 годах" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был