Вами 2 апреля 2003 года издан Указ N 14-ук "О дополнительных мерах социальной поддержки семей с новорожденными детьми в Оренбургской области".
Признавая полезность и социальную значимость материальной и моральной поддержки, оказываемой молодому поколению при вступлении в самостоятельную жизнь, считаю необходимым отметить некоторые положения Указа, не соответствующие федеральному законодательству.
На основании п. 1 данного Указа каждому жителю Оренбургской области, начиная с 1 января 2003 года, открыт именной накопительный вклад "Губернаторский" в Оренбургском ипотечном коммерческом банке "Русь" с первоначальным взносом в размере 1000 рублей.
23 мая 2003 года между финансовым управлением Оренбургской области, Главным управлением социальной защиты населения области и Оренбургским коммерческим банком "Русь" был заключен договор, в котором определен порядок их взаимодействия.
Статья 9 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" устанавливает, что кредитная организация по специально заключаемому на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять операции со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления региональных программ.
Однако, как показала проверка, конкурса по определению банка для открытия именных накопительных вкладов "Губернаторский" не проводилось, на осуществление данной региональной программы задействованы не средства бюджета области.
Пунктом 4.1 данного нормативно-правового акта финансовому управлению администрации области указано предусматривать средства в бюджете областного внебюджетного фонда и осуществлять контроль правильности начисления процентов накопительных вкладов.
Однако образование внебюджетного фонда на основании Закона области "Об областном внебюджетном и валютном фондах" прокуратурой области признано незаконным и на него 05.04.2004 в Законодательное Собрание области принесен протест.
Статья 13 Бюджетного Кодекса РФ определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В определении Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 по запросу администрации Красноярского края о проверке конституционности пункта 3 Постановления Правительства РФ от 18.03.1999 N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" Конституционный Суд отметил, что в соответствии с действующим федеральным законодательством федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов в совокупности образуют единую бюджетную систему.
В ранее действовавшей редакции Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт "е" пункта 2 статьи 5) допускалось создание внебюджетных фондов субъекта РФ.
Однако Федеральным законом от 07.05.2002 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" положение о возможности формирования внебюджетных фондов субъекта РФ исключено.
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона от 07.05.2002 N 47-ФЗ (Постановление Государственной Думы ФС РФ от 10.10.2001 N 1944-III), причиной внесенных изменений явилось устранение противоречий с Бюджетным кодексом РФ, "которым субъектам РФ не предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок образования и деятельности внебюджетных фондов, то есть создавать вне регионального бюджета внебюджетные фонды".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 октября 2001 г. следует читать как "N 1944-III ГД"
Как показала проверка, внебюджетный фонд создан при администрации области и не является юридическим лицом в нарушение статей 52, 118 ГК РФ. Порядок управления фондом и формирования его органов определяется его уставом. Следовательно, в существующей организационно-правовой системе фонд работать не может.
На основании ч.2 п.3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъекта РФ с функциями хозяйствующих субъектов. Согласно же пунктов 1-3 ст.3 закона области "Об областном внебюджетном и валютном фондах" источниками внебюджетного фонда являются доходы, полученные от организуемых Законодательным Собранием и администрацией области мероприятий, не имеющих целевого характера.
Исходя из указанных установок, субъект Российской Федерации не вправе создавать собственные государственные внебюджетные фонды и финансировать какие-либо мероприятия из внебюджетного фонда администрация области не вправе.
Кроме того, в соответствии с приведенным выше текстом статьи 9 кредитные организации на основе договора осуществляют операции со средствами бюджетов субъектов, обеспечивают целевое использование бюджетных средств, выделяемых на региональные программы. Осуществление операций со средствами внебюджетных фондов субъектов РФ кредитными организациями на основе договора законом не предусмотрено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 9 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"
В соответствии с пунктом 6 Указа Управление внутренних дел области должно ежемесячно представлять в главное управление социальной защиты населения области данные об осужденных в возрасте до 18 лет и о гражданах, выехавших на жительство за пределы области.
Данный пункт Указа противоречит Закону РФ "О милиции".
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона "О милиции" Управление внутренних дел области не входит в систему исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ.
Представление сведений, указанных в пункте 6 Указа, в задачи милиции, определенные в статье 2 Закона "О милиции" не входит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Пункты 3, 4.1, 6 Указа Главы администрации области от 02 апреля 2003 года N 14-ук "О дополнительных мерах социальной поддержки семей с новорожденными детьми в Оренбургской области" признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Пункты 1 и 4.1 привести в соответствие федеральному законодательству.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М. Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 6 апреля 2004 г. N 7/66-2004 на Указ Главы администрации области от 02.04.2003 года N 14-ук "О дополнительных мерах социальной поддержки семей с новорожденными детьми в Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был