Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Главы г. Оренбурга
от 26 мая 2005 г. N 2829-р
Основные направления развития
потребительского рынка города на 2005-2007 годы
Разработка Основных направлений развития потребительского рынка города Оренбурга на 2005-2007 годы (далее Основные направления) вызвана необходимостью выработки и конкретизации стратегических целей дальнейшего развития рынка услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в городе.
Основные направления разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области, органов местного самоуправления.
Основные направления предусматривают обеспечение развития внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений на нем, взаимодействие предприятий торговли с предприятиями, производящими потребительскую продукцию, улучшение качества и расширение ассортимента товаров повышение культуры обслуживания населения.
1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг
Потребительский рынок города функционирует как одна из составных частей единого комплекса городского хозяйства, отражающая не только социально-экономическое состояние общества, но и настроение горожан. Эта сфера деятельности динамично развивается, приобретает новые черты, становится по-настоящему работающей системой.
Сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города является важной бюджетообразующей отраслью. Она играет в городской экономике значимую роль. Доля поступлений в бюджет города от предприятий потребительского рынка находится на третьем месте после нефтяной и газовой промышленности.
Оборот розничной торговли Оренбурга за 2004 год составил 27242,6 млн. рублей. Рост оборота розничной торговли за данный период 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 года в сопоставимых ценах составил 15,4%.
Оборот общественного питания города за 2004 год составил 1324,7 млн. рублей, рост оборота по сравнению с 2003 годом в сопоставимых ценах составил 6,2%.
Объем бытовых услуг за 2004 год составил 671,7 млн. рублей.
Наблюдается прирост оборота стационарной торговой сети, возрастает продажа на розничных рынках. В структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в общем объеме составил 46,2%, непродовольственных соответственно - 53,8%.
В результате приватизации и коммерциализации ведущее положение на потребительском рынке занял сектор частного предпринимательства, на долю которого приходится более 98% от общих объемов оборота розничной торговли и реализации бытовых услуг.
Оренбургская региональная система торгового и бытового обслуживания является крупнейшей в области. Ежедневно оренбуржцев и гостей города обслуживают более 3500 предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
На начало 2005 года в городе действует 31 крупный торговый объект, относящийся к рыночной торговле, в том числе розничных рынков 16, торговых комплексов 10, мини-рынков 3, оптовых рынков 2.
По сравнению с началом 90-х годов увеличилась емкость сети предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, значительно повысились показатели обеспеченности сети, которые составляют в настоящее время в расчете на 1000 жителей 433 квадратных метра торговых площадей, что в 1,9 раза превышает установленные нормативы.
В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения работает более 20% трудоспособного населения города или свыше 60 тысяч человек.
Оренбург становится все более привлекательным для инвесторов. Ведется строительство в центре города административно-торгового комплекса "Атриум" (офис, магазин, оздоровительный комплекс). Рассматривается вопрос о размещении в городе сети универсамов эконом-класса "Пятерочка" или Уфимской "Полушки", строительства двух гипермаркетов в Дзержинском и Промышленном районах.
В настоящее время на потребительском рынке города существуют реальные возможности для дальнейшего улучшения основных показателей работы предприятий: растут денежные доходы населения, активизирует (хотя и очень медленно) свою деятельность местная промышленность, потребительский спрос смещается в сторону отечественных торговых марок, совершенствуются процессы организации торговли.
На основе развития материально-технической базы отрасли повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В 2004 году введено в строй 123 новых предприятия, в том числе 76 - торговли, 26 - общественного питания, 21 - бытового обслуживания населения. Реконструировано 5 объектов, проведен ремонт и благоустройство 55 объектов потребительского рынка города.
С вводом новых объектов несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам города (Ленинский в районе Южного поселка, Промышленный район и др.).
В городе широко внедряются лучшие стандарты и технологии, связанные с организацией торговли, совершенствованием форм и методов продаж. Уже сегодня в городе построены и функционируют торговый комплекс "Эдельвейс", Торговые дома "Пассаж", "Успех", "Интерьер", магазины "Жемчужина", "У Лукоморья", реконструирован Торговый Дом "Восход", в эти предприятия приятно зайти покупателю, здесь созданы необходимые условия для обслуживающего персонала.
По методу самообслуживания в городе населению представляют услуги розничной торговли - 27 объектов, 70 магазинов работают с использованием метода по образцам, 35 магазинов работает с дисконтными картами.
В последние два-три года в Оренбурге обозначилась тенденция развития розничных сетей. Быстро увеличивается число предприятий ведущих сетевых компаний города, применяющих современные передовые технологии и технические средства и пользующиеся все большей популярностью у Оренбуржцев.
Это сети непродовольственных магазинов "Эльдорадо", "Электронный мир", "Бытовая техника" (сложно-бытовая техника), "Евростиль" (строительные и отделочные материалы), "Рестайл" (парфюмерия, косметика), "Интерьер", "Офелия" "Фаренгейт" (мебель), "Элита" (одежда).
Среди предприятий, реализующих продовольственную группу товаров это магазины "САМ", "Эконом", "Магнит", "Орбита".
Все эти фирмы используют один из самых эффективных путей развития - создание объединенных торговых предприятий, куда прежде всего входит центр оптового снабжения. В результате на рынке появляется единый универсальный поставщик способный обеспечить магазины огромным ассортиментом товаров, а снижение цен достигается уменьшением общих затрат на складирование, транспортировку и т.д. Большой плюс в таких структурах - единая информационная система с достоверными данными о количественных продажах товаров и ценах, единая финансовая структура. Розничные сети работают по самым современным формам обслуживания покупателей.
В городе открыты специализированные и узкоспециализированные магазины, например: "Обувь", "Одежда", "Меха", "Ткани", "Краски, лаки", "Винная коллекция". Они современны по дизайну, небольшие по площади 50-100 кв.м., оснащены новейшим торговым оборудованием, с достаточно высоким уровнем обслуживания.
Развивается в настоящее время фирменная торговля, в основном это магазины от хлебокомбинатов и заводов, отделы от птицефабрик.
В городе в последнее время получила развитие - торговля в кредит.
Позитивное развитие всех объектов потребительского рынка не возможно без совершенствования профессионального мастерства. С целью его повышения, обмена опытом проводятся смотры-конкурсы "Предприятие торговли современного сервиса", "Лучшее кафе летнего типа", "Лучшее предприятие бытового обслуживания города" и другие.
Исторически Оренбург расположен на стыке Европы и Азии. Это место, через которое проходили в древности торговые пути. Оренбург - город смешения различных культур, национальностей. Традиции развития международных связей в потребительском рынке города продолжают развиваться и в настоящее время. В городе открыт вьетнамский рынок, на рынке "Локомотив" занимаются торговлей киргизская, таджикская, узбекская диаспоры. Открываются предприятия общественного питания с национальной кухней - ресторан "Мао" - китайской кухни, "Саладин" - татарской кухни, "Султан" - азербайджанской кухни, "Дон Кихот" - испанской кухни. В плане города строительство "японского" ресторана, открытие второго "Макдоналдса" в Северном жилом массиве.
Определенные структурные изменения происходили в секторе неорганизованной торговли. Они были связаны с упорядочением сети рынков, а также объектов мелкорозничной торговли на территории города Оренбурга. За период 2003-2004 г.г. общее число объектов мелкорозничной торговой сети (включая кафе летнего типа) в городе увеличилось с 900 до 1024. Увеличение произошло за счет дополнительной установки новых современных сатураторных тележек по реализации кваса, прохладительных напитков, строительства торгово-остановочных комплексов. Потребительский рынок города становится более цивилизованным, повышается культура обслуживания, покупательский спрос становится более требовательным к условиям и качеству предоставляемых услуг.
Вместе с позитивным развитием розничной торговли и общественного питания наблюдается улучшение положения дел в бытовом обслуживании.
Наряду с увеличением количества объектов бытового обслуживания наблюдается повышение качества предоставляемых услуг, культуры обслуживания, развиваются новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания в соответствии со спросом населения. Так, впервые в городе в текущем году открыто предприятие по оказанию услуг авто-ломбарда.
Одновременно с открытием новых предприятий бытового обслуживания идет повсеместная работа по реконструкции и технологическому их перевооружению в соответствии с современными требованиями, по оформлению витрин, рекламы, внутреннему интерьеру салонов.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка, и услуг свидетельствуют также о наличии ряда серьезных проблем, требующих своего решения.
На фоне роста по сравнению с дореформенным периодом среднедушевого потребления большинства основных продуктов питания и уровня обеспеченности горожан основными потребительскими товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.) имеет место заметное снижение уровней потребления услуг общественного питания и бытового обслуживания.
При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке в последние годы ее уровень остается еще достаточно значительным.
Сложившееся размещение объектов потребительского рынка и услуг в Оренбурге не полностью отвечает потребностям населения. Большинство предприятий потребительского рынка размещается в центральной части города. В новых районах города ощущается дефицит стационарной сети торгового и бытового обслуживания. Продолжается "вымывание" объектов, предоставляющих товары и услуги повседневного спроса, в центральной части города и на центральных магистралях. Актуальным остается вопрос сохранения профиля предприятий.
По-прежнему остается проблема обеспеченности предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе крупных торговых объектов, автостоянками и парковками.
Развитие социально-значимых объектов "тормозится" отсутствием финансовых ресурсов.
Общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка является обеспечение качества и безопасности товаров и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере неорганизованной торговли. Именно здесь - на рынках и в мелкорозничной торговой сети реализуется основная масса фальсифицированной и некачественной продукции.
Проблемой является несанкционированная торговля, отсутствие соответствующей правовой базы не позволяет должным образом регулировать данную сферу.
Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания невозможно без привлечения средств из вне. Отсутствие собственных средств и высокие процентные ставки по банковским кредитам оренбургским предпринимателям зачастую не позволяют строить, внедрять и совершенствовать сферу потребительского рынка в соответствии с супер-современными мировыми технологиями, поэтому в настоящее время имеет место "переливание" капитала из Москвы, Самары, Екатеринбурга и других больших городов.
Актуальной проблемой остается отсутствие профессиональной подготовки кадров среднего звена и обслуживающего персонала.
Много вопросов по организации и функционированию деятельности объектов общественного питания летнего типа.
1.1. Показатели экономического развития
1.1.1. Макроэкономические условия развития потребительского рынка и услуг
Основные направления развития потребительского рынка города на 2005-2007 годы опираются на прогноз социально-экономического развития города Оренбурга, в соответствии с которым ожидается:
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, % |
111,8 | 113,5 | 108,3 | 108,7 | 109 |
Среднегодовой индекс потребительских цен, % |
111,4 | 111,3 | 108,6 | 108,6 | 108,6 |
Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах, % |
110,6 | 115,4 | 108 | 108,3 | 108,8 |
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах, % |
106,5 | 110 | 111,7 | 111,9 | 112 |
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению, % |
104,3 | 104,2 | 104,5 | 104,5 | 104,7 |
1.1.2. Развитие сети объектов рынка потребительских услуг
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Количество предприятий торговли |
1520 | 1596 | 1613 | 1632 | 1640 |
Динамика торговых площадей предприятий торговли (тыс. кв.м.) |
244,7 | 253,7 | 256,4 | 260 | 261,3 |
Количество предприятий общественного питания |
450 | 475 | 495 | 525 | 555 |
Динамика посадочных мест на предприятиях общественного питания (пос. места) |
28170 | 28440 | 29640 | 31440 | 33240 |
Количество предприятий бытового обслуживания |
350 | 390 | 440 | 485 | 525 |
1.1.3. Оборот розничной торговли, общественного питания на душу населения
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Планируемый оборот розничной торговли на душу населения (тыс. рублей) |
34,28 | 41,37 | 49,0 | 57,7 | 68,4 |
Планируемый оборот общественного питания на душу населения (тыс. рублей) |
2,04 | 2,52 | 3,06 | 3,7 | 4,5 |
Объем бытовых услуг на душу населения тыс. руб.) |
1,03 | 1,18 | 1,34 | 1,5 | 1,7 |
2. Нормативное правовое регулирование в сфере потребительского рынка -
состояние и основные направления развития
Общие основы правового статуса предпринимателей в сфере потребительского рынка заложены в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей и предпринимателей, о техническом регулировании и лицензировании.
Свыше 600 подзаконных актов Российской Федерации регулируют отдельные вопросы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных пробелов (вопросы мелкорозничной торговли, рынки, крупные объекты, контрафактная продукция и несанкционированная торговля и т.д.).
В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов муниципальной власти и субъектов торговой деятельности.
Основные направления исходят из того, что в условиях свободной экономики вмешательство власти в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возможных отрицательных последствий при смещении принятых направлений его развития.
Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, которые позволят своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.
Основные задачи системы регулирования потребительского рынка на муниципальном уровне:
- формирование достаточной конкурентной среды;
- защита потребительского рынка Оренбурга на основе поддержки местного товаропроизводителя;
- комплексное обеспечение безопасности товаров и услуг;
- регулирование инвестиций в сферу торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования;
- эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей;
- стимулирование обновления технологии торгового процесса и развития инфраструктуры рынка;
- развитие и укрепление нормативно-правовой базы, недопущение незаконного и нарушающего экономическую деятельность вмешательства, создание действующего механизма защиты бизнеса;
- поддержание требуемых товарных потоков для обеспечения муниципальных нужд.
Идеология регулирования потребительского рынка на муниципальном уровне опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере торгового и бытового обслуживания частных, муниципальных и иных предприятий.
Механизм муниципального регулирования потребительского рынка должен опираться на следующие ведущие принципы:
- отказ от управления предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке Оренбурга;
- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- четкое разделение функций между уровнями системы регулирования, при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме регулирования потребительского рынка в целом.
Муниципальный уровень, выполняющий функции регулирования торговли, должен обеспечить:
- создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- оказание избирательной поддержки организациям, определяющим ситуацию на потребительском рынке города;
- контроль деятельности всех участников торгового оборота;
- рациональное размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Оренбурга.
В настоящее время для поэтапного упрощения разрешительной системы во всех сферах городского хозяйства, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг прорабатывается вопрос об организации работы всех структурных подразделений администрации города в режиме "одного окна".
Для реализации принципа "одного окна" в сфере потребительского рынка должны быть предусмотрены дополнительные организационные и правовые условия, одним из которых является принятие Регламента работы структурных подразделений в режиме "одного окна" с решением вопроса об их взаимодействии между собой и с заявителем.
В целом органы власти должны взять на себя функции по осуществлению межотраслевых согласований в рамках, осуществляемых разрешительных процедур, с сокращением сроков и отменой излишних согласований.
В последние годы в Оренбурге были приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере торговли и услуг: Постановление Оренбургского городского Совета от 10.05.99 г. N 76 "О торговой деятельности в городе Оренбурге", распоряжения Главы города от 07.06.2001 г. N 1914-р "Об утверждении основных направлений развития потребительского рынка города Оренбурга на 2001-2005 годы", от 27.02.2003 г. N 659-р "Об утверждении Концепции развития кафе летнего типа на территории г.Оренбурга", от 14.01.2004 г. N 228-р "Об утверждении "Плана мероприятий на 2004 год по развитию сферы бытовых услуг в городе Оренбурге", ежегодно распоряжениями Главы города утверждаются дислокации участков под размещение объектов мелкорозничной торговой сети и кафе летнего типа и ряд других документов.
Совершенствование правового обеспечения развития потребительского рынка до 2007 года предусматривает:
- отработку порядка размещения и организации деятельности по предоставлению услуг общественного питания кафе летнего типа;
- определение порядка и условий предоставления в аренду помещений в жилых домах, включая проходные подъезды, для открытия предприятий потребительского рынка и услуг в целях урегулирования поступающих жалоб от населения в администрацию города на неблагоприятные условия проживания в домах, имеющих на первых этажах и в подвальных помещениях предприятия сферы торговли и услуг;
- разработку общей схемы размещения новых объектов потребительского рынка в соответствии с установленными нормами по обеспеченности торговыми площадями и предоставляемым услугам.
2.1. Техническое регулирование и саморегулирование участников рынка
В соответствии с Законом РФ "О техническом регулировании" государство оставляет за собой только контроль за нормами, связанными с безопасностью людей и окружающей среды, требования к качеству продукции и услуг переходят в разряд механизмов регулирования свободного рынка и будут добровольными.
Отменяется обязательная сертификация всех видов услуг, включая услуги розничной торговли и общественного питания. Внедрение этой системы содержит значительный риск для потребителя, так как проблема выбора качественной продукции и услуг, оправдания его ожиданий в соотношении "цена-качество" полностью перекладывается на него самого.
Производители товаров и услуг потребительского назначения в силу недостаточно высокой степени конкуренции зачастую злоупотребляют доверием потребителя и предлагают продукцию по завышенной цене, не соответствующей реальной стоимости всех качественных характеристик товара (услуги).
В этих условиях за тот переходный период, который предусмотрен законом (7 лет), необходимо направить максимум внимания и ресурсов государственных органов на совершенствование системы защиты прав потребителей.
Особое значение приобретает дальнейшее развитие добровольных систем сертификации и содействие в ее проведении на уровне муниципалитета.
2.2. Торговый реестр
В целях получения полной и достоверной информации о торговых объектах и для принятия управленческих решений на различных уровнях в соответствии с Постановлением Оренбургского городского Совета от 10.05.99 г. N 76 "О торговой деятельности в городе Оренбурге" осуществляется ведение городского реестра объектов торговли и общественного питания - Торгового реестра в порядке, определенном Постановлением администрации Оренбургской области от 19.10.2001 г. N 166-п "О торговом реестре", распоряжением Главы города от 13.02.2002 г. N 449-р "О регистрации объектов мелкорозничной торговой сети".
Перечень документов для получения свидетельства о внесении в Торговый реестр ограничен и включает в себя учредительные документы, право устанавливающие# документы на помещение и заключения тех организаций, без которых осуществление предпринимательской деятельности незаконно. Оформление каких-либо дополнительных документов для внесения в Торговый реестр не требуется.
На основе информации из "Торгового реестра" анализируется размещение предприятий потребительского рынка, обеспеченность торговыми площадями и удовлетворение населения в тех или иных видах услуг и вносятся предложения по корректировке дислокации.
В целях дальнейшего развития созданного информационного ресурса, обеспечения полной и достоверной информации о наличии сети предприятий потребительского рынка в 2004 году реализован очередной этап формирования Торгового реестра и проработаны вопросы создания и формирования реестра предприятий бытового обслуживания населения в городе Оренбурге на условиях, аналогичных условиям ведения реестра предприятий торговли и общественного питания.
Формирование Торгового реестра в городе осуществляется на основе данных, представленных на добровольных началах субъектами хозяйственной деятельности и соответственно не может содержать полной информации о функционирующих объектах потребительского рынка города.
В Основных направлениях необходимо предусмотреть мероприятия по формирования# банка данных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих деятельность на территории города, в полном объеме.
3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг
3.1. Торговая деятельность
3.1.1. Оптовая торговля
Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления.
При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбыть товар с минимальными непосредственными контактами с потребителями.
В логистике города оптовое звено, за исключением рынка алкогольной продукции, является менее развитым и организованным, нет мощных оптовых фирм, которые могли бы конкурировать с российскими и зарубежными компаниями в ценовой политике. Особенно оптовая торговля в городе не развита по непродовольственной группе товаров.
Своеобразным "тормозом" для развития оптовой торговли в городе также являются: непропорциональное соотношение возможностей розницы и производства, ориентация большой части населения на недорогие товары, низкий уровень менеджмента, проблема поддержания уровня качества товаров, ограниченный рынок недвижимости.
Понимая важность развития оптового звена в снижении цен на товары, в предстоящие годы необходимо вести активную работу по созданию крупных оптовых фирм в городе Оренбурге, которые имели бы прямые договоры и работали бы непосредственно с товаропроизводителями, в т.ч. местными.
На территории города работают 286 оптово-посреднических предприятий. Но значительная часть этих предприятий осуществляет посредническую деятельность, являясь по сути перекупщиком. Большинство оптовых торговых баз города перешли на сдачу в аренду складских помещений мелким предпринимателям. Предприятий имеющих статус оптовика, - единицы. Это - ООО ТД "Совин", ГУП "Оренбургснабсбыт", ООО "Армада Алко", ЗАО "Ресторан Оренбург" и др.
Созданный на территории города Межрегиональный Оптовый продовольственный рынок "ЕврАзия" "преследует" цель стабильного, круглосуточного снабжения населения качественной сертифицированной продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
МОПР "ЕврАзия" располагается на пересечении автотрасс, соединяющих с городами Самарой, Челябинском, Уфой и многими районами области, чем обеспечиваются исключительно благоприятные условия для торговли. Рынок располагает удобными хранилищами совокупным объемом хранения 21 тысяча тонн, имеет склады идеально подходящие для хранения фруктов, скоропортящихся продуктов питания, товаров бакалейной группы и сопутствующих товаров.
С августа текущего года на рынке работает таможенный терминал и площадка по реализации конфискованных товаров. В настоящее время на данном рынке проводятся работы по привлечению крупных поставщиков, ежедневно проводится очистка товара со Средней Азии в основном плодоовощной продукции, которая расходится практически во все регионы России.
Оптовые предприятия являются составной частью товаропроводящей инфраструктуры города. Становление полноценной рыночной экономики г. Оренбурга возможно с учетом их развития и необходимо для:
- сбора и создания банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
- упорядочения системы доведения товаров до потребителей;
- ускорения процессов товародвижения, взаиморасчетов и платежей между участниками потребительского рынка;
- предоставления товаропроизводителям необходимых условий для реализации продукции через внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
- демонополизации производителей товаров;
- создания условий для проведения сертификации товаров, поступающих на потребительский рынок;
- создания конкурентной среды и как следствие, снижения уровня цен на товары и повышения качества.
Главная задача их состоит в поддержании ценового паритета на потребительском рынке на основе накопления достаточной товарной массы и своевременной ее поставки в розничную сеть.
Соотношение ввозимой и собственной продукции по разным группам товаров различно. Непродовольственная группа товаров на 90% завозная. По продовольственной группе из местной продукции преобладают мясо, колбасные изделия, масло животное, хлебобулочные изделия, цельномолочная продукция.
Главными приоритетами деятельности оптовых структур являются пополнение товарами региональных товарных рынков, обеспечение функций по сохранению качества товаров и содействие в продвижении продукции городских товаропроизводителей.
Для дальнейшего развития оптовой торговли необходимо:
- создание оптовых, оптово-розничных рынков с развитой инфраструктурой, с применением прогрессивных методов торговли и передового опыта;
- преимущественное развитие предприятий оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;
- формирование эффективной многоканальной системы товародвижения, обеспечивающей удовлетворение запросов розничной торговли на товары по ассортименту, качеству, и условиям их поставки;
- качественное структурное преобразование и совершенствование действующих оптовых организаций в современные типы оптовых структур, соответствующих требованиям нормативных документов;
- использование оптовых рынков Оренбурга для организации контроля алкогольной продукции;
- развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности;
- совершенствование работы маркетинговых служб оптового звена.
3.1.2. Розничная торговля
Сфера торговли - важнейшая часть потребительского рынка, наиболее гибкая отрасль городского хозяйства, реагирующая на изменение всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития города. На протяжении последних лет оборот розничной торговли Оренбурга в сопоставимых ценах стабильно растет. Его доля в областном обороте розничной торговли превысила 60%.
В сфере торговли сохраняется перспективная тенденция процессов интеграции, активного внедрения сетевых технологий, перемещения торговой сети от неорганизованных рынков - из палаток, павильонов, ларьков - в стационарные предприятия, что существенно повысит уровень сервиса и обслуживания покупателей. Будет уменьшаться доля товаров, проданных через вещевые, продовольственные и смешанные рынки.
Основные направления нацелены на изменение существующего положения в отрасли и исходят из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности.
Основой развития розничной торговой сети в Оренбурге должно стать:
- постоянное внедрение новых технологий магазиностроения, автоматизации и управления ассортиментом;
- строительство крупных торговых комплексов городского значения (торговых центров, гипермаркетов, мелкооптовых магазинов типа "Кэш энд Кэрри");
- строительство супермаркетов;
- комплексное оказание торговых и дополнительных услуг;
- повышение качества обслуживания путем сертификации розничных и мелкооптовых предприятий;
- повышение эффективности системы защиты прав потребителей;
- создание условий для привлечения покупателей из других регионов;
- развитие сетевой организации розничных предприятий;
- поддержка городских структур, организующих собственные сети оптовой и розничной торговли;
- приведение в соответствие с современными требованиями существующей сети розничных предприятий;
- развитие и открытие розничных предприятий социальной направленности;
- формирование системы, так называемых, удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- совершенствование форм и методов продаж в розничной сети.
Рынки
В Оренбурге с 2001 по 2004 годы выросло количество рынков и торговых комплексов с 26 до 31, из них 10 торговых комплексов. Общая торговая площадь, занятая под размещение рынков составляет 124,4 тысячи квадратных метров, всего на рынках города 7450 торговых мест, в торговых комплексах - 2468 торговых места.
Реализация товаров на рынках составляет 34,5% от общего товарооборота по городу. Высокая доля продаж на рынках объясняется тем, что товары привлекают население более низким уровнем цен и широким ассортиментом. Однако в последнее время актуальность покупательского спроса на рынках города утрачивает свое первоначальное значение ввиду того, что уровень цен на рынках сравниваются со стационарными предприятиями, а также имеет место большое количество жалоб покупателей на обвес, обсчет.
Меняется статус рынков. Взамен палаток на малых рынках города устанавливаются отдельные павильоны, комплексы торговых павильонов, которые остаются привлекательными с социальной точки зрения (достаточный ассортимент, близость к местам проживания основной массы покупателей, доступные цены). Актуальны мини-рынки в "спальных" районах города.
В 2004 году открыты торговый комплекс "Три кита" и розничный рынок "Михайловский". Реконструируются бывшие муниципальные рынки "Восточный", рынок по пр.Бр.Коростелевых, Продолжаются работы по реконструкции Центрального рынка.
Совместно с МУП "Управление капитального строительства" готовятся проекты по реконструкции рынков "Сокол", "Радуга", "Степной". Проводятся мероприятия по привлечению местных производителей сельхозпродукции на рынок "Михайловский". За счет деятельности рынков проводятся работы по благоустройству и реконструкции предприятий, так ООО "Возрождение" (рынок "Локомотив") инвестирует строительство стадиона с искусственным покрытием в районе "Малой земли". Продолжается строительство цивилизованных мини-рынков в местах востребования горожан.
Реализация мероприятий, предусмотренных Основными направлениями, должна привести рынки в надлежащее техническое, санитарное и эстетическое состояние и перевести большинство из них в разряд торговых комплексов.
Мелкорозничная сеть
В период рыночных преобразований наибольшее развитие в Оренбурге получила мелкорозничная торговая сеть. В настоящее время объекты мелкорозничной торговли в городе не удовлетворяют техническим и эстетическим требованиям, прилегающие к ним территории не благоустроены. Как правило, мелкорозничная торговля является прецедентом для продажи просроченного и некачественного товара, нарушений правил торговли и т.д.
Изменившиеся условия и конъюнктура рынка наметили тенденцию на упорядочение деятельности через мелкорозничную торговую сеть.
Основные направления определяют общие принципы и условия развития и содержания объектов мелкорозничной торговли обусловленные необходимостью сохранения и улучшения состояния архитектурного и эстетического облика Оренбурга.
Мелкорозничная торговля рассматривается как узкоспециализированная активная форма торгового обслуживания населения, предназначенная для предоставления услуг торговли при недостатке стационарных предприятий торговли и общественного питания - в зонах отдыха, при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий; на вокзалах и прилегающих к ним территориях и др.
Приоритетами в развитии мелкорозничной торговой сети в городе должны стать:
- упорядочение мелкорозничной торговой сети на территории города, через организацию оптимального ее размещения;
- концентрация объектов мелкорозничной торговли в многопрофильных комплексах и торговых павильонах из быстровозводимых конструкций;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли (продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной продукции и др.)
- внедрение новых форм быстрого питания, создание сети передвижных торговых средств, специализирующихся на быстром питании;
- поддержка отечественных производителей мороженого, прохладительных напитков, кваса на основе развития мелкорозничной сети по их реализации;
- ликвидация несанкционированной торговли.
3.2. Общественное питание
Сфера общественного питания в настоящее время претерпевает наиболее динамичное развитие, она по-прежнему остается одним из рентабельных сегментов экономики. Из года в год количество ресторанов, баров, кафе и других предприятий общественного питания растет в 2002 году - 437 объектов, в 2003 году - 450, в 2004 году - 455, из них общедоступных - 250, с количеством посадочных мест - 6100.
Город имеет благоприятные возможности дальнейшего увеличения оборота общественного питания, как за счет ввода в эксплуатацию новых предприятий, так и за счет увеличения посещаемости массовой сети общественного питания. Актуальным остается освоение так называемых новых и "спальных" районов города, где могут быть размещены крупные торговые комплексы с залами приема пищи, развлечений.
Политика в сфере общественного питания должна быть направлена на создание многообразия предприятий общественного) питания, отвечающего особенностям современного периода и последующей стабилизации рыночных отношений.
Основами такой политики в городе должны стать:
- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая так называемое "быстрое питание", ориентированное на различные группы потребителей;
- сохранение сети предприятий общественного питания закрытой сети, обеспечивающих питанием детей в дошкольных учреждениях, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, студентов, пациентов лечебных учреждений, промышленных предприятий;
- стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей, а также предлагающих услуги по обслуживанию мероприятий (на дом, в офис, учреждение, организацию выездов на природу и т.д.);
- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, в аэропорту и на вокзалах;
- развитие услуг общественного питания путем открытия отделов типа закусочных, кафетериев, пирожковых, как в открытой сети, так и на предприятиях торговли;
- расширение сети ресторанов различных национальных кухонь;
- расширение сети специализированных детских кафе по типу "Макдоналдс";
- развитие сетевых предприятий общественного питания, плюсы которого выражаются в централизованной системе менеджмента. Сетевая структура и единые стандарты обслуживания минимизируют оперативные расходы, снижают степень риска при открытии бизнеса.
Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий общественного питания, с одной стороны, будет идти по пути все большей унификации их видового состава (столовая, закусочная, кафе, бар, ресторан), а с другой - все большей дифференциации этих структур, с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Наиболее перспективной моделью организации массового питания в Оренбурге может стать автономное функционирование ресторанов, кафе, столовых, а также формирование добровольных контактных объединений предприятий быстрого обслуживания на основе договоров коммерческой концессии. При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различаться, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы.
Летние кафе
Летняя сеть общественного питания в течение последних лет остается стабильной. Ежегодно на территории города открываются около 180 объектов общественного питания летнего типа.
Летние кафе с начала своего функционирования на потребительском рынке города выполняют ряд необходимых для горожан функций:
- обеспечения горожан по демократическим ценам услугами общественного питания, "быстрого питания";
- организацию досуга молодежи;
- благоустройство парков и скверов, обустройство территорий города;
- обеспечения дополнительными рабочими местами горожан, преимущественно молодежи.
Однако осуществление деятельности кафе летнего типа в городе связано с многочисленными нарушениями, негативными проявлениями, жалобами горожан.
В целях приведения организаций и работы летних кафе и площадок в соответствие с требованиями нормативных документов разработано Положение "Об организации работы объектов общественного питания летнего типа в городе Оренбурге", где определен порядок открытия и работы объектов общественного питания летнего типа, впервые, в связи с многочисленными проблемами в предыдущие периоды, предусмотрена 100% предоплата за аренду земельного участка под размещение летнего кафе в начале сезона, а также будет заключаться тройственный договор - комитет - административный округ - заявитель, где обязательным условием данного договора будет являться соблюдение режима работы и режима музыкального оформления. Данным документом также предусматривается за первое нарушение - выписывается предупреждение, второе нарушение является предпосылкой для прекращения деятельности объекта. Причем процедура закрытия упрощена - выписывается предписание за подписью председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства.
Подготовленный документ "Основные направления..." нацелен на упорядочение деятельности кафе летнего типа. Векторами развития данного сектора будут:
- улучшение качества обслуживания;
- увеличение количества летних кафе, преимущественно с детским ассортиментом;
- обеспечение стилевого оформления внешнего вида кафе с использованием единой символики "Оренбург - Любимый город";
- применение быстромонтируемых конструкций, а также индивидуальных архитектурных решений с применением современных материалов;
3.3. Бытовое обслуживание
Преобразования и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть сферу бытового обслуживания населения.
Формирование рыночных отношений обусловило рост инициативы граждан, которые стали заниматься предпринимательской деятельностью в сфере бытового обслуживания населения.
Одновременно с этим закрывались Дома быта и комплексные приемные пункты, созданные еще в до перестроечный период.
Закрытие сети комплексных пунктов было вызвано отсутствием спроса на услуги из-за снижения платежеспособности населения и, как следствие, убыточностью их деятельности.
Однако, учитывая значимость сферы услуг, неизменно должны сохраняться социально необходимые виды услуг. Их сохранение, насыщение рынка различными видами бытовых услуг, восстановление производственного потенциала предприятий этой сферы, формирование сети приемных пунктов и явилось одной из целей Основных направлений, реализация которой предусмотрена в 2005 - 2007 годах.
Прошедшие годы показали жизненную необходимость развития сферы бытового обслуживания. В отрасли, как и во всей хозяйственной системе, усилилась предпринимательская активность, так как сокращение организованной части инфраструктуры рынка бытовых услуг восполнено частным бизнесом. Динамика объемов и структуры их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество. Малый бизнес развивается быстрее в тех сферах деятельности, где выше спрос населения. Большая доля заказов в предприятиях бытового обслуживания поступает со стороны населения, имеющего низкие доходы. Основная часть потребителей обращается в предприятия бытового обслуживания за ремонтными работами - это ремонт одежды, бытовой техники и радиоаппаратуры. Наиболее активно развиваются парикмахерские услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств, по ремонту бытовой техники, фотоуслуги.
Проблемными остаются вопросы учета через статистические органы объемов бытовых услуг, оказываемых предпринимателями без образования юридического лица. Сохраняется "теневой" бизнес услуг, так как услуги продолжают оказываться на дому незарегистрированными предпринимателями.
Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций, однако, низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, дорогостоящие кредиты - основные причины отсутствия заинтересованности для вложения капитала.
4. Развитие инфраструктуры потребительского рынка
4.1. Система контроля и качества потребительских товаров и защита
прав потребителей
Для обеспечения надлежащего контроля качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок, соблюдения норм и правил торговли и защиты прав потребителей необходимы:
- выработка и реализация комплекса мер по предотвращению поступления на потребительский рынок опасных для здоровья и жизни человека товаров;
- разъяснение в средствах массовой информации прав потребителей, а также обязанностей и ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей;
- проведение правового обучения населения через средства массовой информации по вопросам защиты потребителей;
- упорядочение системы контроля за выполнением правил торговли, предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания.
4.2. Антитеррористическая деятельность и создание безопасных
условий работы предприятий
Работа по противодействию терроризму на предприятиях потребительского рынка в 2003-2004 годах строились при активном участии и во взаимодействии с администрацией города, административными округами, УВД.
Основу этой работы составляют три главных вопроса:
- создание системы оповещения и взаимодействия с администрацией города, административными округами, соответствующими службами УВД;
- организационно-методическая работа, обучение специалистов и отработка практических действий при возникновении и ликвидации последствий террористических актов и чрезвычайных ситуаций;
- практическая работа по упорядочению размещения объектов с массовым пребыванием населения и обеспечению организации их работы в соответствии с требованиями антитеррористической безопасности, оснащению необходимыми техническими средствами контроля, сигнализации, видеонаблюдения и т.д.
В соответствии с нормативными правовыми документами администрации города создана единая система взаимодействия комитета потребительского рыка#, услуг и развития предпринимательства с административными округами и предприятиями потребительского рынка.
Подготовлены и направлены Методические рекомендации по повышению уровня безопасности на предприятиях потребительского рынка, В администрации города и административных округах с непосредственным участием служб УВД проведены совещания по профилактике террористических актов в предприятиях потребительского рынка города.
При проведении антитеррористических мероприятий особое внимание уделялось крупным предприятиям торговли и мелкорозничной торговой сети, расположенным в местах массового скопления населения, в том числе в подземных переходах.
За прошедший период в рамках создания необходимых условий безопасности внесены существенные изменения в техническое оснащение рынков, предприятий торговли, особенно имеющих сеть магазинов, крупных предприятий общественного питания.
Решены вопросы по оснащению крупных объектов и рынков индивидуальными средствами защиты и аптечками первой помощи, налажен обмен информацией с правоохранительными органами.
Проводились и другие организационные и практические мероприятия по совершенствованию системы комплексной безопасности и выполнению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, администрации Оренбургской области, администрации города Оренбурга по предупреждению и пресечению антитеррористической и антиобщественной деятельности на потребительском рынке города Оренбурга.
В 2005-2007 годах эта работа буде# продолжена. Планируется завершить техническое оснащение всех объектов торговли, питания и бытовых услуг, проводить соответствующие мероприятия по профилактике террористических действий.
4.3. Занятость и кадровое обеспечение
Интенсивное развитие рынка потребительских услуг сопровождается высоким спросом на квалифицированные кадры. Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышение квалификации работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Смена формы собственности, массовое открытие предприятий привлекли на работу людей неподготовленных, не имеющих специального образования. Более 50% из работающих в торговле и сфере услуг не имеют специальной подготовки. Кроме того, имеет место высокая текучесть кадров в отрасли, что обусловлено низкой заработной платой.
В городе сформирована значительная система торгового и бытового обслуживания.
Система профессиональной подготовки в сфере потребительского рынка и услуг города Оренбурга включает высшие учебные заведения, учреждения начального и среднего профессионального образования, учебные центры, дающие дополнительное образование, и центры или курсы повышения квалификации.
Подготовкой кадров и повышением их квалификации в городе занимаются 12 учебных заведений. Также подготовку работников сферы обслуживания осуществляют сами компании (ЗАО "Тандер", ресторан "Оренбург", ОАО "Локон" и др.), в том числе и зарубежные, имеющие уникальную технологию организации производства, высокую культуру обслуживания ("Макдоналдс").
Своеобразным стимулом для повышения квалификации, повышения престижа профессии является проведение городских конкурсов: профессионального мастерства продавцов, "Предприятие торговли современного сервиса", "Лучшее кафе летнего типа", "Кулинарного искусства", "Лучшее предприятие бытового обслуживания населения", мастеров парикмахерского искусства "Серебряные ножницы".
Результаты проверок контролирующих органов и участившиеся жалобы населения свидетельствуют о наличии серьезных проблем в профессиональном образовании работников торговли и бытового обслуживания, особенно специалистов массовых профессий. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства должно стать дальнейшее развитие и совершенствование системы подготовки кадров по всем направлениям сферы потребительского рынка.
Предприятиям, сетевым компаниям необходимо вести не разовую подготовку кадров, а создавать центры по подготовке специалистов различных уровней за счет собственных средств. Обязательным условием обучения в центре должна быть последующая отработка на предприятиях в качестве возмещения затрат за обучение. Данную работу можно проводить на базе существующих учебных заведений.
5. Заключение
Реализация основных направлений позволит не только обеспечить оптимальное соотношение инфраструктуры потребительского рынка, но и обеспечить для абсолютного большинства населения доступность потребительского рынка в цивилизованных его формах и прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг. В дальнейшем сформированная развитая система товародвижения создаст благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и позволит оптимизировать на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
Данные Основные направления, рассчитанные до 2007 года, являются основным документом перспективного развития торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания.
Реализация установленных в Основных направлениях задач возможна при стабильной экономической ситуации.
В Основные направления могут вноситься изменения и дополнения в случае принятия органами государственной власти Российской Федерации и администрации Оренбургской области соответствующих законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.