Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 10 ноября 2005 г. N 315-п
Комплексная целевая программа
развития гражданской обороны Оренбургской области
на период до 2010 года
Паспорт
комплексной целевой программы
развития гражданской обороны Оренбургской области
на период до 2010 года
(далее именуется - Программа)
Наименование - комплексная целевая программа развития
Программы гражданской обороны Оренбургской области на
период до 2010 года
Основание - Основы единой государственной политики в области
для разработки гражданской обороны на период до 2010 года;
Программы Федеральный закон от 12 февраля 1998 года
N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями
и дополнениями); план основных мероприятий
Оренбургской области по реализации Основ единой
государственной политики в области гражданской
обороны на период до 2010 года
Государственные - администрация Оренбургской области
заказчики
Основной - главное управление по делам гражданской обороны,
разработчик пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям
Программы Оренбургской области (далее именуется -
главное управление по делам ГО, ПБ и ЧС)
Цель и задачи - обеспечение реализации полномочий органов
Программы исполнительной власти Оренбургской области,
местного самоуправления и организаций в области
гражданской обороны, осуществление эффективного
управления и координации их деятельности в
данной сфере;
проведение мер по организации и ведению
гражданской обороны, по защите населения,
материальных и культурных ценностей, по
сохранению объектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики и
выживания населения в военное время;
формирование эффективного механизма выполнения
положений законодательных, нормативных правовых
и иных актов, а также реализации специальных,
разрешительных, надзорных и контрольных функций
в области гражданской обороны
Сроки реализации - Программа реализуется в период до 2010 года
Программы
Основные - главное управление по делам ГО, ПБ и ЧС
исполнители Оренбургской области, предприятия и организации,
Программы расположенные на территории области
Источники - средства предприятий и организаций, являющихся
финансирования исполнителями настоящей Программы, текущее
Программы финансирование главного управления по делам ГО,
ПБ и ЧС Оренбургской области
Ожидаемые - повышение качественных показателей защищенности
результаты населения, материальных и культурных ценностей
реализации от опасностей, возникающих в ходе военных
Программы действий или вследствие этих действий;
улучшение эффективности функционирования системы
управления гражданской обороной;
совершенствование нормативно-методической базы
по основным аспектам гражданской обороны;
создание условий для перевода и успешного
функционирования объектов экономики в условиях
военного времени;
сокращение временных характеристик выполнения
мероприятий гражданской обороны в период их
подготовки и проведения
Система контроля - контроль за исполнением Программы возлагается
за исполнением на администрацию Оренбургской области
Программы
I. Общие положения
Программа развития гражданской обороны Оренбургской области разработана (далее именуется - Программа) в целях реализации Основ единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", на основании Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации.
Программа представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и территории Оренбургской области, а также систему мер экономического, социального и иного характера, реализуемых администрацией области, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Оренбургской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее именуются - опасности).
Под опасностями понимаются поражающие факторы современных средств поражения (боеприпасов, оружия массового поражения, обычных средств поражения, других видов оружия (воздействия), применяющихся для поражения людей, объектов и территорий), а также вторичные факторы, возникающие при разрушении потенциально опасных объектов (чрезвычайной ситуации на них).
Основные задачи программы развития гражданской обороны:
обеспечение реализации полномочий органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществление эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;
проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения, материальных и культурных ценностей, сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
совершенствование нормативно-методической базы гражданской обороны области с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Оренбургской области, включая терроризм;
формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны.
В мире все более широкую практику находят военно-силовые акции в форме "гуманитарной интервенции". При этом в качестве целей для поражения выбираются, как правило, важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций и информатизации, особенно на территориях, расположенных в приграничной зоне.
Несмотря на достигнутые за последние годы договоренности о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического и биологического оружия, вероятность применения этих видов оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах не исключается.
Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны, в том числе в связи с наличием больших запасов на предприятиях опасного производственного сырья.
В данных условиях особую актуальность приобретает необходимость создания условий, обеспечивающих надежную защиту населения, материальных и культурных ценностей области.
Гражданская оборона как составная часть общей системы безопасности Оренбургской области должна быть готовой:
выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;
принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
В мирное время основными задачами гражданской обороны являются:
создание органов управления гражданской обороной;
подготовка сил гражданской обороны, обучение населения;
поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты;
планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны;
создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;
проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период), до объявления мобилизации, основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления гражданской обороной, сил гражданской обороны, а также организаций-исполнителей мобилизационных заданий и специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а администрации области, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного на военное время в установленные сроки.
В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
II. Основные направления развития гражданской обороны
Оренбургской области
1. Развитие нормативно-методической базы
Развитие нормативно-методической базы в области гражданской обороны и формирование механизма реализации положений законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляются на основе законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Формирование нормативно-методической базы в области гражданской обороны предполагает выполнение следующих мероприятий:
детальное изучение нормативных правовых актов, регламентирующих основы развития системы гражданской обороны в Оренбургской области, органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны;
разработка нормативных документов по установлению порядка осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
формирование механизма реализации требований нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
разработка положений и других нормативных правовых и методических документов об органах, обеспечивающих выполнение мероприятий гражданской обороны;
совершенствование нормативно-методической базы в органах местного самоуправления и организациях;
совершенствование работы по разграничению полномочий в области гражданской обороны между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
реализация действующих организационных и методических документов, определяющих порядок подготовки и ведения гражданской обороны, перевода системы гражданской обороны на условия военного времени, развертывания и применения сил гражданской обороны.
2. Совершенствование систем управления и оповещения
Совершенствование систем управления и оповещения гражданской обороны области основывается на создании системы устойчивого управления мероприятиями гражданской обороны на базе действующей системы управления при любых вариантах развертывания военных действий, применения средств поражения, а также при крупномасштабных террористических актах.
Дальнейшее совершенствование систем управления и оповещения гражданской обороны предусматривает осуществление следующих мероприятий:
обеспечение интеграции системы управления гражданской обороной в единую систему государственного и военного управления;
создание и поддержание в готовности органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориальном и объектовом уровнях;
создание технических систем управления гражданской обороной;
совершенствование и поддержание в готовности системы основных, запасных и подвижных пунктов управления администрации области, органов местного самоуправления, организаций;
поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, совершенствование систем оповещения;
создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с системой централизованного оповещения населения, на потенциально опасных объектах и в районах их размещения;
организация взаимодействия с органами государственного и военного управления в рамках согласованных планов по мероприятиям гражданской и территориальной обороны;
модернизация средств связи в органах управления гражданской обороны на базе современных средств связи и информирования, волоконно-оптических сетей, цифровой и спутниковой связи.
Совершенствование систем управления и оповещения гражданской обороны проводится с учетом требований к противодействию техническим средствам разведки и к технической защите информации.
3. Повышение эффективности защиты населения,
материальных и культурных ценностей
Защите от опасностей подлежат население, материальные и культурные ценности на всей территории области с учетом различной интенсивности и избирательности воздействия противника на различные территории и объекты экономики в зависимости от их оборонного и экономического значения.
Основными мероприятиями в данной области являются:
совершенствование инженерной защиты населения, улучшение содержания и использования в мирное время защитных сооружений гражданской обороны;
поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны, обеспечивающих защиту рабочих и служащих (работающих смен) важнейших объектов и населения от опасностей;
приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
планирование и подготовка эвакуации населения, в том числе из приграничных районов, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
заблаговременное (в мирное время) оборудование загородной зоны (районов рассредоточения) в целях всестороннего жизнеобеспечения эвакуированного населения;
совершенствование радиационной, химической, медико-биологической и противопожарной защиты населения;
создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшение условий их хранения и осуществление контроля за их техническим состоянием;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки;
организация накопления, хранения и использования для целей гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств;
организация обеспечения населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
совершенствование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, создание автоматизированных систем радиационного контроля и наблюдения;
планирование оказания всех видов медицинской помощи, в том числе подготовка лечебно-профилактических учреждений к выводу в загородную зону и их дальнейшей работе, осуществление эвакуации раненых и больных с использованием различных видов транспорта (специального и приспособленного).
Защита материальных и культурных ценностей предусматривает мероприятия по формированию перечня сооружений, предметов и документов, относящихся к объектам материальных и культурных ценностей, по разработке и реализации способов и средств защиты материальных и культурных ценностей, повышению физической устойчивости зданий, сооружений и оборудования.
Планирование оказания всех видов медицинской помощи, в том числе проведение приспособительных работ в учреждениях круглогодичного функционирования сельских районов для развертывания учреждений спасательной медицинской службы ГО, требует выделения материальных и финансовых средств из бюджетов различного уровня. Мероприятия по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения потребуют одномоментного выделения от спасательной медицинской службы ГО значительных сил, оснащенных определенным набором медицинской аппаратуры, медикаментами и другими материальными средствами. На освежение запасов средств медицинской защиты для личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований ежегодно до 2010 года необходимо выделение из бюджетов различного уровня определенных денежных средств.
Существенных организационных, материальных и финансовых усилий и затрат требует решение сложных вопросов, связанных с продовольственным, вещевым, бытовым и другими видами обеспечения пострадавшего населения.
4. Развитие сил гражданской обороны
Развитие сил гражданской обороны осуществляется на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.
Основными мероприятиями в данной сфере являются:
повышение готовности группировки сил гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также иных мероприятий в случае возникновения опасностей;
создание функциональных подсистем гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, а также специальных формирований (при необходимости), предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, улучшение их технической оснащенности;
обеспечение приведения в готовность аварийно-спасательных формирований в установленные сроки;
совершенствование взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
создание эффективной системы подготовки сил гражданской обороны в целях освоения новых технологий, приемов и способов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также выполнения других задач гражданской обороны;
оснащение сил гражданской обороны современным оборудованием, специальной техникой, имуществом и средствами связи;
участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий террористических актов в мирное время.
5. Основные цели и мероприятия по обучению населения,
подготовке руководящего состава, спасательных служб
и аварийно-спасательных формирований
Основными целями обучения населения, подготовки руководящего состава, спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются получение глубоких теоретических знаний и отработка практических навыков по управлению процессом выполнения мероприятий гражданской обороны и обеспечению защиты населения от опасностей.
Первоочередными мероприятиями в данной области являются:
организация подготовки руководящего состава гражданской обороны и обучения всех категорий населения по гражданской обороне с применением современных методик и технических средств, в том числе с привлечением федеральных, региональных и местных средств массовой информации;
проведение аттестации руководителей гражданской обороны всех уровней;
всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей;
разработка современных методов обучения и подготовка новых программ по гражданской обороне для руководящего состава, спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, различных категорий населения;
организация подготовки и переподготовки руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах, на курсах, а также обучения населения;
систематическое проведение учений, штабных тренировок и тренировок с руководящим составом, органами управления, службами и аварийно-спасательными формированиями;
повышение уровня подготовки аварийно-спасательных формирований, организация ускоренной подготовки работающего населения по гражданской обороне в угрожаемый период;
привлечение неработающего населения к участию в проводимых учениях по гражданской обороне по месту жительства.
6. Обеспечение сохранения объектов, существенно необходимых
для устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время
Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, предполагает:
разработку научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в условиях военного времени, организации их защиты от всех видов современных средств поражения;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
осуществление мер, направленных на повышение физической устойчивости объектов;
обеспечение безаварийной остановки предприятий по сигналам гражданской обороны;
создание условий для быстрейшего восстановления работоспособности пострадавших объектов.
7. Формирование и развитие системы научных знаний
в области гражданской обороны
Проблемы дальнейшей разработки и реализации единой государственной политики в области гражданской обороны требуют фундаментальных теоретических проработок, комплексного научного обеспечения всего процесса, внедрения новейших технологий, техники и технических средств.
Приоритетными направлениями исследований в области гражданской обороны являются:
разработка теории и методологических основ гражданской обороны, организация и проведение научно-исследовательских и научно-практических работ в области гражданской обороны;
участие в разработке новых технологий, специальной техники и средств гражданской обороны;
организация распространения информации о достижениях науки и техники в области гражданской обороны.
8. Развитие международного сотрудничества
в области гражданской обороны
Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны направлено на повышение эффективности использования научно-технического и иного потенциала мирового сообщества в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз. Это предполагает:
формирование системы гражданской обороны области на основе взаимодействия с национальной системой гражданской обороны Республики Казахстан;
участие органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны в мероприятиях, проводимых международной организацией гражданской обороны, оказание содействия в обучении и подготовке иностранных специалистов в области гражданской обороны;
участие органов управления и сил гражданской обороны в установленном порядке в международных мероприятиях, связанных с эвакуацией гражданского населения из опасных зон и первоочередным жизнеобеспечением пострадавшего населения, в других мероприятиях.
III. Реализация Программы
Реализация Программы осуществляется посредством скоординированной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, администрации области, органов местного самоуправления, организаций на основе законодательства Российской Федерации, общепризнанных норм и принципов международного права.
Администрация Оренбургской области, руководство предприятий, организаций и учреждений осуществляют меры по обеспечению проведения единой государственной политики в области гражданской обороны, организуют и проводят мероприятия гражданской обороны, устанавливают порядок их финансирования и материально-технического обеспечения в соответствии с полномочиями, возложенными на них в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Основу реализации Программы составляют мероприятия, приведенные в приложении 1.
Координацию деятельности в области гражданской обороны осуществляет главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Руководители гражданской обороны всех уровней организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий и несут ответственность за выполнение возложенных на них задач.
Правовая и социальная защита граждан, участвующих в выполнении мероприятий гражданской обороны, гарантируется государством и обеспечивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в пределах ассигнований ежегодно предусматриваемых исполнителям программы на основную деятельность, и средств организаций.
В соответствии с основными мероприятиями Программы общие финансовые затраты на развитие гражданской обороны области на период до 2010 года составят 506525 тыс. рублей, из них по областному бюджету - 124458 тыс. рублей, по бюджетам организаций - 382067 тыс. рублей. (Приложение 2).
Привлечение для финансирования и в качестве исполнителей настоящей Программы предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области, осуществляется по согласованию.
Настоящая Программа может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-экономической обстановки в области и в стране.
V. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией Оренбургской области.
Исполнители несут ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.
Управление реализацией Программы осуществляет главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.