Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17 февраля 2016 г. N 110-п в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 26 мая 2006 г. N 183-п
Порядок
организации подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области
25 февраля 2010 г., 17 февраля 2016 г.
I. Общие положения
1. Порядок организации подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области (далее - порядок организации подготовки) разработан в соответствии с указом Губернатора области от 19 декабря 2005 г. N 154-ук "Об утверждении положения, структуры и численности главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области" и определяет основные направления в организации подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - безопасность жизнедеятельности) на территории области, соответствующие функции органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций (далее - организации), формы подготовки и группы населения, подлежащие подготовке на территории области.
2. Подготовка населения по вопросам безопасности жизнедеятельности - целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.
3. Подготовка руководящего состава органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций по гражданской обороне и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - руководящий состав по ГО и ОТП РСЧС) - комплекс организационных и учебно-методических мероприятий по совершенствованию теоретических и практических навыков руководящего состава органов руководства и повседневного управления и сил ГО и ОТП РСЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
4. Подготовка сил ГО и ОТП РСЧС - комплекс учебных и организационных мероприятий по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков личного состава сил ГО и ОТП РСЧС по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и эффективному выполнению неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
5. Планирование мероприятий по организации подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности - разработка нормативных правовых актов, программ подготовки, создание учебно-материальной базы, а также определение групп обучаемых.
6. Руководство организацией подготовки населения, сил ГО и ОТП РСЧС по вопросам безопасности жизнедеятельности осуществляют:
на областном уровне - Правительство Оренбургской области;
на муниципальном уровне - руководители органов местного самоуправления;
в организациях - руководители организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
7. Формы подготовки - выражение организационной стороны процесса подготовки, места, времени и режима занятий (учений), их материально-технической обеспеченности, а также характера связи между обучающими и обучаемыми, соотношение между коллективной и индивидуальной познавательной деятельностью.
8. Методы подготовки - это способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, высоких профессиональных и морально-психологических качеств.
9. Учение по вопросам безопасности жизнедеятельности - форма подготовки руководящего состава по ГО и ОТП РСЧС, органов управления сил гражданской обороны и ОТП РСЧС, населения к решению задач мирного и военного времени. В системе безопасности жизнедеятельности проводятся комплексные, командно-штабные, тактико-специальные и специальные учения, штабные и объектовые тренировки. На учениях отрабатываются способы управления силами гражданской обороны и ОТП РСЧС; организация и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от оружия массового поражения, повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время; способы ликвидации последствий нападения противника и др. Перед учением гражданской обороны и ОТП РСЧС в целях координации органов управления и системы связи проводятся штабные тренировки.
II. Организация планирования и учета мероприятий по вопросам подготовки населения
10. Планирование, организация проведения мероприятий по подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории области осуществляются соответствующими органами, специально уполномоченными на решение задач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, функциональными подсистемами (звеньями) ГО всех уровней.
11. Планирование мероприятий подготовки населения осуществляется в соответствии с требованиями:
постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
настоящего Порядка;
правовых актов органов местного самоуправления по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории муниципального образования;
организационно-методических указаний главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области по подготовке населения Оренбургской области по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
организационно-методических указаний органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, по подготовке населения муниципальных образований по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
приказов главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области и органов, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, по вопросам безопасности жизнедеятельности;
приказов и указаний руководителей гражданской обороны.
12. Учет проведения спланированных мероприятий по подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности осуществляется органами, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, функциональными подсистемами (звеньями) ГО и подтверждается наличием документов выполненных мероприятий.
III. Организация подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности
13. В целях реализации полномочий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, прав и обязанностей граждан на территории области по подготовке населения как составной части мероприятий по вопросам безопасности жизнедеятельности определяются задачи и организуется подготовка населения;
а) к основным задачам подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности относятся:
изучение населением действий по вопросам безопасности жизнедеятельности, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания само- и взаимопомощи пострадавшим, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
овладение руководителями органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций навыками управления нештатными аварийно-спасательными формированиями, аварийно-спасательными службами и спасательными службами (далее - формирования и службы) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
совершенствование у руководителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций практических навыков по обеспечению мероприятий по вопросам безопасности жизнедеятельности;
овладение личным составом формирований и служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
б) подготовку по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории области проходят согласно программам подготовки:
руководители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций;
председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях мирного и военного времени и эвакуационных комиссий (далее - постоянно действующие комиссии), руководители функциональных подсистем (звеньев) ГО всех уровней;
руководители и специалисты областного органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководители и специалисты органов, специально уполномоченных на решение задач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, структурных подразделений организаций, уполномоченных на решение задач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (далее - органы, специально уполномоченные на решение задач по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны);
личный состав формирований и спасательных служб;
работающее население, не входящее в состав формирований и служб;
учащиеся и студенты общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (далее - обучающиеся);
население, не занятое в сфере производства и обслуживания (далее - неработающее население);
в) полномочия главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области по подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности:
осуществляет организационно-методическое руководство функционированием системы подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;
организует подготовку (подготовку)# по вопросам безопасности жизнедеятельности должностных лиц органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций;
осуществляет методическое руководство деятельностью областных государственных учреждений, органов, специально уполномоченных на решение задач по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при подготовке (подготовке)# личного состава формирований и служб и подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;
уточняет с учетом местных условий программы подготовки для групп обучаемых, проходящих подготовку в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее - УМЦ по ГОЧС области) и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также для работающего и неработающего населения;
осуществляет контроль за организацией и ходом подготовки населения, а также полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке населения;
прорабатывает вопросы создания и оснащения специализированных классов для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (далее - БЖД), обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и наглядными пособиями по тематике безопасности жизнедеятельности;
организует и проводит смотры-конкурсы: на лучший класс ОБЖ общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям организаций, на лучший учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований, в том числе организует проведение месячника гражданской защиты;
организует и проводит по согласованию с министерством образования Оренбургской области областные олимпиады по ОБЖ среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, областные соревнования "Школа безопасности", областной полевой лагерь "Юный спасатель", День защиты детей, месячник безопасности детей, осуществляет подготовку областных команд для участия в региональных соревнованиях "Школа безопасности", региональном полевом лагере "Юный спасатель".
IV. Формы и методы подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности
14. Качественная и высокоэффективная подготовка населения по вопросам безопасности жизнедеятельности предусматривает различные формы подготовки: очную, очно-заочную, заочную, классные занятия, тренировки на технике, полевые занятия и другие.
15. Для подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности применяются следующие виды занятий: лекции, практические занятия, групповые занятия и упражнения, деловые игры, семинары, консультации и самостоятельная работа с учебным материалом.
16. Подготовка населения по вопросам безопасности жизнедеятельности предусматривает:
для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
для неработающего населения - проведение занятий, бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, круглых столов, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по местожительству, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам безопасности жизнедеятельности;
для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с МЧС России;
для руководителей и членов постоянно действующих комиссий всех уровней, органов местного самоуправления и организаций, руководителей и специалистов органа, специально уполномоченного на решение задач по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, - иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в УМЦ по ГОЧС области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Подготовка по вопросам безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках единой системы подготовки и является обязательным для всех категорий населения.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по вопросам безопасности жизнедеятельности, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы являются обязательными.
V. Переподготовка и повышение квалификации по вопросам безопасности жизнедеятельности
Об организации подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях см. распоряжение Губернатора Оренбургской области от 2 мая 2007 г. N 181-р
17. Переподготовка и повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС, руководителей формирований и спасательных служб по вопросам безопасности жизнедеятельности проводятся с целью повышения образовательного уровня и закрепления навыков в управлении силами и средствами ГО и ОТП РСЧС.
18. Переподготовка и повышение квалификации по вопросам безопасности жизнедеятельности проводятся не реже одного раза в пять лет в соответствующих учебных заведениях:
руководители органов местного самоуправления и организаций, председатели и члены постоянно действующих комиссий, руководители функциональных подсистем (звеньев) ГО всех уровней - в УМЦ по ГОЧС области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
руководители органов, специально уполномоченных на решение задач по вопросам защиты от ЧС и (или) ГО - в Академии гражданской защиты МЧС России, иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, УМЦ по ГОЧС области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
преподаватели дисциплины БЖД и преподаватели-организаторы курса ОБЖ - в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации, УМЦ по ГОЧС области и других.
VI. Порядок и сроки проведения учений и тренировок
19. В целях совершенствования знаний, умений и навыков населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также проверки готовности формирований и служб к выполнению задач по предназначению в чрезвычайных ситуациях регулярно организуются и проводятся комплексные учения (далее - КУ), командно-штабные учения (далее - КШУ), тактико-специальные учения (далее - ТСУ), штабные тренировки (далее - ШТ) и объектовые тренировки (далее - ОТ):
а) КШУ продолжительностью до трех суток проводятся:
в органах исполнительной власти области - один раз в два года;
в органах местного самоуправления - один раз в три года.
КШУ или ШТ в организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.
Основной задачей при проведении КШУ или ШТ считать овладение руководителями органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, а также руководителей и специалистов органов, специально уполномоченных на решение задач по вопросам защиты от ЧС и (или) ГО, навыками анализа обстановки, управления силами и средствами при проведении мероприятий по гражданской обороне, аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
б) ТСУ продолжительностью до восьми часов проводятся:
с участием нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб организаций - один раз в три года;
с участием аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - один раз в год.
Основной задачей при проведении ТСУ считать овладение личным составом формирований и служб практическими навыками в проведении спасательных и других неотложных работ, оказания само- и взаимопомощи при ранениях, применения закрепленной штатной техники, спасательного снаряжения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени;
в) КУ продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года проводятся:
в муниципальных образованиях области;
в организациях, имеющих опасные производственные объекты;
в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек.
В других организациях один раз в три года проводятся ОТ продолжительностью до восьми часов.
ОТ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Одной из важнейших задач при проведении КУ и ОТ считать отработку действий по защите людей, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перед проведением КУ (ОТ) на объектах, где они предусмотрены, проводить КШУ (ШТ).
20. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки по вопросам безопасности жизнедеятельности, имеют право на:
информирование о риске, которому они подвергаются в ходе учений и тренировок;
получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;
сохранение средней заработной платы по месту работы на период учений и тренировок за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
VII. Финансовое обеспечение мероприятий подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности
21. Организация подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, связанной с реализацией полномочий Оренбургской области, является расходным обязательством Оренбургской области. Организация подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, связанной с реализацией полномочий муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Оренбургской областью полномочий по организации подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, производится в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 26 мая 2006 г. N 183-п "Об организации подготовки населения по вопросам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.