Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 сентября 2003 года принят и 1 октября 2003 года Главой администрации Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Закон официально опубликован в издании "Южный Урал" за N 210 от 28 октября 2003 года.
Отдельные положения закона противоречат федеральному законодательству.
Так, ст. 7 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению родительских прав.
Данная статья противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Содержание прав и обязанностей родителей, защита родительских прав регулируется главой 12 Семейного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 3 Семейного Кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
В данном случае, регулирование указанных вопросов к ведению субъектов РФ не отнесено, поскольку они урегулированы Семейным Кодексом Российской Федерации.
Таким образом, ст. 7 Закона области противоречит федеральному законодательству, так как ответственность за указанное правонарушение может быть установлена лишь на федеральном уровне.
По изложенным выше обстоятельствам противоречит требованиям федерального законодательства статья 8 Закона области, устанавливающая ответственность за непринятие мер по защите прав и законных интересов ребенка.
Пунктом 3 ст. 8.1 Закона области "Об административных правонарушениях" предусмотрено установление ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста в жилых домах, на улицах, во дворах, парках, скверах, на пассажирском транспорте, вокзалах в ночное время без сопровождения своих законных представителей.
Данным пунктом ограничивается право несовершеннолетних на пребывание на улицах и в других общественных местах. Однако в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
Статьей 1 Семейного Кодекса Российской Федерации устанавливается, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи. Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов регулируются Семейным Кодексом РФ.
В данном случае регулирование указанных вопросов к ведению субъекта не отнесено, поскольку урегулировано Семейным Кодексом.
За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних статьей 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Статья 13 Закона области устанавливает административную ответственность за нарушение порядка производства работ на объектах культурного наследия областного значения. Статьей 14 установлена ответственность за нарушение порядка производства работ на объектах культурного наследия, расположенных в исторических центрах городов Оренбургской области.
Поскольку требования по сохранению, использованию, охране объектов культурного наследия, в том числе республиканского и местного значения, определяются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", то и административная ответственность за их невыполнение устанавливается федеральным законодательством. Административная ответственность за данные правонарушения уже установлена в ст. 7.14. КоАП РФ.
Статьей 20 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" установлена ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений. Данная норма не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Охрана окружающей природной среды имеет федеральное значение и регулируется, прежде всего, Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности закреплены в главе 7 указанного Закона. Вопросы контроля в области охраны окружающей среды регулируются главой 11 Закона. Вопросы охраны зеленого фонда городских и сельских поселений регулируются ст. 61 названного федерального закона.
Таким образом, административная ответственность за несоблюдение экологических требований устанавливается Российской Федерацией, что и сделано в главе 8 КоАП РФ.
Статья 21.1 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", устанавливающая ответственность за нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ, работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникацией, противоречит требованиям федерального законодательства, так как статьей 9.4. КоАП РФ уже установлена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Согласно ст. 58 Градостроительного Кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи, Законодательное Собрание области вышло за пределы своих полномочий, установив в статье 23 и статье 24 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" административную ответственность за нарушение градостроительных норм и правил.
Статьей 29 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" установлена административная ответственность за самовольное перекрытие проезжей части дорог, тротуаров. Вместе с тем, данная статья противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку за самоуправные действия ответственность установлена ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья 31 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области# устанавливает административную ответственность за загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств. Из содержания данной нормы усматривается, что объектом правонарушения является дорожное движение и правила эксплуатации транспортных средств. Указанные вопросы регулируются Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090. Таким образом, Законодательным Собранием области незаконно установлена административная ответственность по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения, отнесенному к ведению Российской Федерации.
Противоречит требованиям федерального законодательства ст. 32 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", устанавливающая ответственность за сброс или сжигание мусора в неустановленных местах.
Постановлением Правительства РФ N 554 от 24.07.2000 г. утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, в пункте 3 которого указано, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, промышленных площадок, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории Российской Федерации. Более того, ст. 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указывает, что за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За данное правонарушение уже установлена административная ответственность в статье 6.3 КоАП РФ.
Статьей 36 Закона области установлена ответственность за потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений.
Объектом данного административного правонарушения является собственность землепользователей и статья направлена на защиту их прав. Защита права собственности урегулирована Российской Федерацией, путем установления ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества в статье 7.17. КоАП РФ. Таким образом, ст. 36 противоречит требованиям федерального законодательства.
Статьей 37 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" предусмотрена ответственность за неосторожное распространение инфекционных и инвазионных болезней животных. Статья 38 устанавливает ответственность за производство и (или) использование недоброкачественных кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных или массовых незаразных болезней животных.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" законодательство в Российской Федерации в области ветеринарии и разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований норм безвредности кормов и кормовых добавок относится к исключительным полномочиям Российской Федерации. Следовательно, и установление за их нарушение ответственности, в соответствии с требованиями ст. 1.3 КоАП РФ, относится к компетенции Российской Федерации. Ответственность за данные правонарушения уже установлена в ст.ст. 10.6 - 10.8 КоАП РФ.
Противоречат требованиям статьи 1.3 КоАП РФ положения статей 60 и 62 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", определяющей судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 22.1 КоАП РФ установлен перечень судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а статьей 22.3 КоАП РФ установлена подведомственность дел в случае упразднения, реорганизации или переименования органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Указанные выше обстоятельства были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, где определением судебной коллегии по гражданским делам от 26.04.2006 г. N 11-Г06-7 решение Верховного суда Республики Татарстан по иску прокурора Республики Татарстан удовлетворено частично.
Статьи 41 и 41.1 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" дополнены примечанием, в соответствии с которым под гражданином понимается лицо, управляющее транспортным средством (водитель).
Из диспозиций указанных статей Закона области следует, что административная ответственность наступает не в связи с отсутствием у водителя графика и маршрута движения транспортного средства, а за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления либо с нарушением порядка формирования сети регулярных автобусных межрайонных пригородных и междугородных маршрутов.
На территории области принят и действует закон от 05.07.2001 года N 259/295-II-ОЗ "Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области". Указанным законом определены полномочия органов местного самоуправления в области автомобильного пассажирского транспорта. Так, согласно ст. 8 указанного выше закона органы местного самоуправления на территории муниципального образования утверждают маршруты и согласовывают графики движения пассажирского транспорта, а также согласовывают расписания и схемы движения пригородных, внутрирайонных, межмуниципальных, междугородных маршрутов пассажирского транспорта всех форм собственности, приходящих по их территории.
Как следует из ст. 3 указанного закона Оренбургской области перевозчик - юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), осуществляющее перевозки пассажиров и багажа на маршрутах общественного транспорта в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами Оренбургской области. Следовательно, субъектами вышеназванных правонарушений могут быть только юридические лица либо индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Статьи 7, 8, п. 3 ст. 8.1, 13, 14, 20, 21.1, 23, 24, 29, 31, 32, 36, 37, 60, 62 и примечание к ст. 41 и ст. 41.1 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" - отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М.Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 9 февраля 2007 г. N 7/18-2007 на Закон Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был